Царь израильский. Иудейские и израильские цари. Хорошие цари и плохие

Главная / Аккумулятор

Так случилось, что крохотный в масштабах планеты участок земли на Ближнем Востоке – Ханаан (или «Страна Пурпура»), лежащий между средиземноморским побережьем, излучиной реки Евфрат и рекой Иордан, сыграл беспрецедентную роль в судьбах всего человечества. Территорию эту, согласно библейским источникам, Бог отдал иудейскому народу, который ее завоевал и разделил между своими племенами. После ухода из жизни возглавлявшего завоевание Ханаана Иисуса Навина один лишь Господь руководил своим избранным народом через доблестных вождей и старейшин, которых евреи называли судьями. Среди наиболее выдающихся судей, вдохновленных Всевышним:

Пророчица Дебора – четвертая израильская судья,

Отважный воин Гедеон – пятый израильский судья,

Знаменитый герой Самсон, происходивший из колена Дана и славившийся чудесной силой, хранящейся в его длинных волосах;

Первосвященник Самуил – последний израильский судья.

Период судей длился приблизительно триста пятьдесят лет, царей у евреев в это время не существовало, наивысшей считалась власть духовная. Но наступил момент, когда народ посчитал, что лидеры военные куда полезнее для него, чем священники: слишком велико было давление со стороны филистимлян и других соседних государств, а необходимость выживать диктовала свои условия.

Надо отметить, что идея о царях Израиля судье Самуилу, к которому обратились евреи, очень не понравилась, ведь она нарушала сложившиеся традиции. Пророк задал вопрос Создателю и получил ответ, смысл которого сводился к повелению прислушаться к желанию народа, но подробно объяснить евреям права светского властелина и обязанности подданных. Однако народ в своем требовании упорствовал, и Господь указал Самуилу на того, кого следовало помазать на царство.

Начальный период эпохи царей

Ученые подразделяют время монархии на Святой Земле на 2 периода: время единого Израильского царства – начало монархической эпохи, продлившееся до смерти царя Соломона, и период 2-ух обособленных иудейских царств, существовавших бок о бок около 250 лет.

Царь Шауль

У современных исследователей нет обычных источников, которые помогают историкам и археологам восстанавливать действительные моменты правления монархов:

Текстов указов,

Летописных свидетельств окружающих стран.

Ничего из вышеперечисленного, относящегося к годам нахождения на троне царя Шауля (или в европейской транскрипции – Саула) не сохранилось. В результате, мы можем опираться лишь на библейские тексты, и первый царь Израиля до сих пор остается для нас лишь ветхозаветным персонажем, ведь реальность его, как лица исторического, пока не доказана.

Итак, первая из 4-ех Книг Царств рассказывает нам о замечательном воине и человеке выдающейся красоты — Сауле из племени Вениамина (самом малочисленном и младшим из всех колен Израилевых, но и самом среди них воинственном). Это его, Шауля избрал на царство Бог, его первосвященник Самуил помазал сначала тайно, а затем представил народу, который избрал помазанника уже по своему решению.

В первые годы царствования Саул проявлял себя послушным Господу и достойным правителем. Он снискал любовь евреев победами над врагами, он отличался простотой в обращении и отказывался от подобающих его сану почестей. Шауль положил начало Израильскому царству, как единой государственной структуре, объединяющей все иудейские племена. Этот угодный Всевышнему правитель создал регулярную армию евреев и принес народу внушительные военные победы.

Образцовая вера и повиновение Богу еврейского царя, которые проявлялись в первый период его царствования, сменились нарастающим напряжением между Саулом и пророком Самуилом. Первосвященник упрекал царя в отступлении от Божьих повелений и даже в оскорблении Господа, он предрек правителю недолговечность царствования и гибель потомства.

Знаменитый царь Давид

Юного пастуха Давида из племени Иуды также помазал на царство Самуил, и произошло это, как и в прошлый раз, тайно, и, как и в прошлый раз, нового претендента на престол указал пророку Господь. Фактическим правителем и вторым царем Израиля Давиду предстояло стать не сразу. Но зато это один из самых интересных и ярких персонажей Библии, почитаемый и исламом, и христианством, и иудаизмом – всеми тремя мировыми религиями. Вся пронизана памятью об этом царе-воине и герое, его деяния изучаются в школах, а «Щит Давида» в форме магической шестиконечной звезды, образованной 2-мя равносторонними треугольниками, издавна служивший эмблемой иудаизма, через века перенесся на современного Государства Израиль.

Второй израильский царь основал целую династию иудейских монархов, правящих почти до самого конца политического существования евреев. А начиналось все со службы молодого Давида в войске царя Саула. Прославился будущий царь после случая с Голиафом. Потомок великанов филистимлянин Голиаф отличался гигантским ростом и огромной физической силой. Юноша Давид и воин Голиаф должны были своим поединком решить исход всей битвы между филистимлянами и племенами иудеев. Голиаф, одетый в броню и вооруженный тяжелым копьем, даже оскорбился, увидев практически безоружного «мальчика» без доспехов. Единоборство доказало, что одна только сила — «погоды» не сделает. Давид поразил именитого воина пущенным из пращи камнем, а затем отрубил поверженному Голиафу голову его же мечом.

Популярность Давида в народе росла, вызывая все большую зависть у правящего царя. Саул неоднократно пытался убить соперника, вынудил Давида бежать, тот довольно долго скрывался от преследований правителя и жил в пещерах.

Войны с филистимлянами тем временем продолжались, в одном из сражений покончил с собой израненный царь Саул, бросившись на собственный меч. В Хевроне племя Иуды провозгласило Давида царем, другими коленами Израиля стал править Иевосфей – сын Саула. Если первый царь израильтян объединил еврейские племена лишь на период военных действий, то Давид мечтал навсегда прекратить их междоусобную вражду и создать одно еврейское государство. После гибели Иевосфея, убитого одним из его же военачальников, все Израилевы колена попросили Давида стать их вождем, теперь его официально помазали на царство. Поняв, что вместо Хеврона, принадлежавшего людям племени Иуды, необходима нейтральная столица государства, Давид выбрал населенный пункт Иевус и начал строить великий Град Давида, тот самый Иерусалим, который весь мир знает и сегодня.

Олицетворением единства всей нации стал Золотой Иерушалаим, в который перенесли Ковчег Завета. Но только третьему царю Израиля даровал Бог почетную миссию строительства Иерусалимского Храма. Так Всевышний наказал Давида за серьезный моральный проступок: совращение красавицы Вирсавии, супруги воина армии царя Урии Хеттеянина, и последующее сознательное убийство Урии. Господь наслал за этот грех множество бед на семью царя, но все же правил Давид в государстве 40 лет, а одному из сыновей Давида и Вирсавии, ставшей теперь царицей, суждено было унаследовать израильский трон.

Мудрейший царь Соломон

«Золотой век» пришел к народу Израильскому с вступлением на престол сына Давида – Соломона. На иврите имя царя звучит как «Шломо» и происходит от корня слов: «цельный», «совершенный», «мир». Этот легендарный правитель 40 лет возглавлял Израильское царство во времена его наивысшего процветания. Главное иудейское святилище – Иерусалимский Храм возвели в правление Соломона.

По Библии 700 жен и плюс еще 300 наложниц было у любвеобильного царя. Однако, на самом деле, причиной такого количества жен являлась политическая мудрость правителя, превращавшего супружеские узы в средство установления дружеских отношений с соседними государствами. Например, первой женой Соломона стала дочка египетского фараона, и 500-летняя вражда между египтянами и евреями мирно завершилась.

Строительство Храма и роскошного царского дворца превысило возможности государственной казны, к тому же большой грех совершил и этот царь: одна из его жен-чужестранок уговорила царственного супруга поклоняться языческим божествам своей веры и построить посвященный им жертвенник. Так что, хотя время правления Соломона характеризовалось спокойствием для народа, но грядущие лишения евреев вызвал именно поступок царя, разгневавший Создателя.

Едва последовала смерть Соломона, как единое государство потрясло восстание, и в 928 году до нынешней эпохи оно распалось на 2 отдельных царства: Иудею и Израиль. Дальнейшую историю ученые рассматривают уже с учетом существования не объединенного государства, а обособленных царств.

Монархия эпохи двух царств

Вот уж, правда, природа отдыхает на потомстве! Эту пословицу с успехом продемонстрировал своими деяниями четвертый царь Израиля – сын Соломона Ровоам. Заносчивый человек и неопытный правитель Ровоам любовью народа не пользовался. В ходе восстания на его стороне остались только часть колена Вениамина и племя Иуды. Получилось, что новый правитель целого государства оказался после раскола первым властителем царства Иудейского. Разъединение явилось, как утверждают библейские тексты, следствием грехов Соломона – отступление от для иудеев никогда хорошо не заканчивалось.

Все израильские цари, о которых мы рассказываем, считаются библейскими персонажами, никаких иных доказательств их жизни, кроме упоминаний в священных текстах Торы, у современных исследователей не имеется.

Израильское царство

Раскол единого государства неизбежно привел к его ослаблению, чем, конечно же, воспользовались соседние страны. Северное Израильское царство вскормило в своих пределах новый культ – поклонение золотому тельцу и, как следствие:

Идолопоклонство,

Суеверие,

Полное падение нравственности.

Политические перевороты и внутренние смуты – такова вся дальнейшая история царства. И правители данной страны гибли один за другим. Первым здешним царем десять израильских колен избрали Иеровоама, отказавшись после раскола объединенного еврейского государства хранить верность Дому Давидову и законному наследнику Ровоаму.

Не прошло и 2-ух веков, как на престоле воцарился последний царь Израиля – Осия, правивший 9 лет, вплоть до полного уничтожения царства. Сильное воинство Ассирии под предводительством царя Саргона в 722 году до нашей эпохи разгромило столицу Израиля Самарию, а местных жителей победители пересели в Мидию. Среди других восточных народов региона евреи Израильского царства затерялись, и десять из 12-ти колен Израилевых бесследно исчезли, остались лишь предания о пропавших потомках 10-ти иудейских племен. Считается, что перед самым приходом Мессии они вновь появятся на Земле Обетованной, и еврейский народ обретет утерянное единство.

Иудейское царство

До разрушения Храма Соломона — Первого Иерусалимского Храма — в 586 году до новых времен прошел 341 год. Жители Иудеи продолжали исповедовать истинную религию, закон Моисея по-прежнему был для них мерилом верности Богу, а Иерусалимский Храм предохранял от разлагающих нравственность внешних влияний. Наверное, поэтому Иудейское царство дольше, чем Израильское, оставалось независимым, хотя его также настигло бедствие: армия Вавилона завоевала государство, погубила храм, увела население на чужбину. Так началось Вавилонское пленение – отдельный период еврейской истории.

Но все-таки есть разница между вавилонским и ассирийским пленением: последнее тотально уничтожило 10 колен Израилевых, а первое не только не истребило евреев, но послужило стартовой точкой для подготовки мира языческого к христианству, то есть распространения монотеизма по всей планете.

В наши дни христианские почитаются наравне с иудейскими святынями, евреи заново выучили , а Государство Израиль, собравшее на Земле Обетованной в 20-ом веке рассеянный по странам мира народ, приняло , в котором поется о прежних страданиях и о надеждах евреев, только-только начавших воплощаться в жизнь.

О времени, в которое жил пророк Осия, известно совсем немного. Однако автор делает попытку обрисовать данный период истории Израильского царства и политическую расстановку сил как в стране, так и за ее пределами. Ход событий в описываемое время предшествует полной катастрофе - исчезновению Израильского царства из человеческой истории, депортации и последующей ассимиляции его населения на просторах Ассирийской империи. Историю библейского Израиля вершили пророки. Не случайно многие из тех ветхозаветных книг, которые мы привыкли называть «историческими» - книги Иисуса Навина, Судей, 1-4 Царств (или, по западному делению, 1-2 Самуила и 1-2 Царей), - в древней иудейской традиции относятся к разделу Пророков.

Библейские пророки всегда находились в гуще событий, постоянно вмешивались в политику. Их действия и их слова порой оказывали на современников большее влияние, чем дела царей и военачальников. В их речах и поступках было больше интерпретации настоящего, нежели предсказаний о будущем. Письменные, или поздние пророки, к числу которых принадлежит Осия, в этом смысле - не исключение. Поэтому прежде чем приступить к объяснению небольшой книги, носящей его имя, будет небесполезным обратить внимание на тот исторический контекст, в котором эта книга появилась. Хотя о времени, в которое жил пророк, известно совсем немного, мы все же постараемся на основании имеющихся данных, не претендуя на полноту обзора, описать его.

Северный ветер

Долгое царствование Иеровоама II было последним успешным периодом истории Израиля. Под руководством этого царя Израильское царство достигло вершины своего экономического и военно-политического могущества. В большинстве современных исследований смерть Иеровоама II датируется 747 годом до н.э. . От этой даты до взятия ассирийцами Шомрона (Самарии) в 722 г. - 25 лет. Четверть века смут, мятежей, анархии. Этот последний период израильской истории окончился полной катастрофой - исчезновением Израильского царства из человеческой истории, депортацией и последующей ассимиляцией на просторах Ассирийской империи его населения.

С тех пор как Салманасару I (1274-1245 гг.) удалось завоевать царство Митанни и овладеть всей Северной Месопотамией, естественной западной границей Ассирии стала река Евфрат. Переходя эту реку, ассирийцы оказывались на территориях, населенных арамеями. Ассирийцы издревле стремились к захвату городов на запад от Евфрата, и иногда им это удавалось. Так, еще задолго до образования собственно Ассирийского царства Шамши-Ададу I (1813-1781), правившему в городе Ашшур, удалось захватить крупный торговый центр в Сирии - город Катну (200 км северней Дамаска). Тиглатпаласар I (1115-1077 гг.) совершил карательный поход против арамеев, пройдя далеко на юго-запад от большой излучины Евфрата. Пройдя долиной Бекаа, его войска вышли к средиземноморскому побережью и заняли Финикию вплоть до Сидона. Впрочем, надолго подчинить столь далекие от коренной Ассирии земли ассирийцы тогда не смогли. В XI-X вв. даже Северная Месопотамия еще не была полностью под контролем ассирийских владык, ее постоянно наводняли кочевники - мушки (протоармяне), апешлайцы (возможно, предки абхазцев) и протогрузинские племена с севера, арамеи с юга. В целом можно сказать, что хотя во II тыс. до н.э. некоторые ассирийские цари и предпринимали походы на запад и юго-запад от Евфрата, закрепиться на захваченных территориях им не удавалось. Возможно, они к этому и не стремились, ведь основной целью ассирийских военных экспедиций того времени был контроль над международными торговыми путями и просто прямой грабеж. Территориальное присоединение земель на запад от Евфрата началось позднее, в так называемую «новоассирийскую» эпоху.

Первым царем Новоассирийской державы, чей поход на запад за Евфрат оказался успешным, был Ашшур-нацир-апал II (884-858 гг). Вот как описывает эту кампанию наш отечественный ассириолог Владимир Якобсон: «В 876 году Ашшур-нацир-апал перешел Евфрат... и двинул свои войска на запад, к Средиземному морю. Никто, видимо, даже не пытался оказать ему сопротивление. Принимая по дороге дани и дары от местных царьков, ассирийский царь прошел через долину Оронта и Ливан. На берегу Средиземного моря он, по древнему обычаю, омыл свое оружие в его водах. Учредив ассирийскую колонию на Оронте, Ашшур-нацир-апал вернулся в Ассирию с огромной добычей и кедрами, нарубленными в горах Ливана и Амана. Он построил себе новую великолепную столицу - г. Кальху, заселил ее пленными и жил здесь оставшиеся годы своего царствования. Стратегия Ашшур-нацир-апала заключалась в нанесении молниеносных ударов и в создании опорных пунктов на присоединенных территориях» . Этот поход ассирийцев заставил мелкие сирийские государства объединиться в два военных союза - Северный с центром в Каркемише и Южный с центром в Дамаске.

Сын Ашшур-нацир-апала II Салманасар III (858-824 гг.) провел несколько военных кампаний против арамейских государств и их союзников, в ходе которых предпринял несколько попыток захватить Дамаск. Самое известное сражение Салманасара III - битва при Каркаре в 853 г. Ассирийской армии противостала тогда мощная коалиция армий Хамата, Арвада, Библа, Дамаска и Израиля, а также аммонитские и арабские отряды. Во главе израильской армии стоял Ахав. В Библии об этом сражении ничего не сказано, но ассирийские источники упоминают о двенадцати царях, которых разбил в этом сражении Салманасар III. Произошло ли так на самом деле, ученые сомневаются: битва не имела положительных последствий для Ассирии и в 849-м, 848-м и 845-м годах. Салманасару III пришлось организовывать новые экспедиции за Евфрат, но сопротивление сирийцев и их союзников было столь ожесточенным, что 120-тысячная армия ассирийцев не смогла его сломить. В 841 г. Салманасар III вновь предпринимает поход на юго-запад, в ходе которого подвергает осаде столицу Израиля Шомрон (Самарию). Израильский царь Иеху (Ииуй) вынужден признать вассальную зависимость от Ассирии и выплатить Салманасару III дань. Это событие запечатлено на хранящемся в Британском музее «черном обелиске Салманасара», на котором Иеху изображен перед ассирийским царем в земном поклоне. Но ни во время этого самого успешного похода, ни во время следующего, предпринятого в 838 г., Салманасар III не смог завоевать Дамаск.

Следующий поход на сирийцев и их союзников предпринял Адад-нерари III (811-781 гг.), сын легендарной царицы Шаммурамат (Семирамиды). Во время похода он собрал дань с сирийских царств, но полностью подчинить их не смог. Несколько следующих десятилетий Адад-нирари III и его преемники вынуждены были противостоять военной экспансии Урарту. В тяжелых войнах с этим молодым и агрессивным государством Ассирия теряла северные позиции, и ей было не до сирийских походов.

Положение меняется во второй половине 40-х годов VIII века, когда к власти в Ассирии приходит реформатор Тиглатпаласар III . Он вступает на престол в 745 г. и провозглашает себя «Царем вселенной». Годы его правления (745-727) почти полностью покрывают последний период истории Израиля (от смерти Иеровоама II в 747 г до падения Шомрона в 722 г.). При нем Новоассирийская держава достигает пика своего могущества, становится в подлинном смысле слова империей. Именно ему удается-таки взять в 732 г. бывший доселе неприступным Дамаск. Его реформы в корне изменили как облик самой Ассирии, так и политическую ситуацию на всем Ближнем Востоке, включая Израиль и Иудею. Поэтому следует сказать о них несколько слов.

До Тиглатпаласара III военная политика Ассирии была следующей. Атакуемым городам и народам предлагалось на выбор: или признать над собой власть ассирийцев и начать выплачивать дань, или, в случае неповиновения, подвергнуться тотальному истреблению. Пока военной целью оставался лишь грабеж, такая политика была вполне эффективной. Все награбленное - кони, военное снаряжение, металлы, драгоценности и прочее - транспортировалось в коренную Ассирию. Стены покоренных городов разрушались, каналы засыпались, сады вырубались, жители поголовно, включая женщин и детей, истреблялись. Телевидения в ту пору еще не было, и ассирийцы в пропагандистских целях пользовались приемами самой простой и наглядной агитации: непокорных подвергали самому жестокому террору - массово сажали на кол или сжигали живьем; на городских площадях сооружали пирамиды из связанных пленников, обрекая их тем самым на мучительную смерть. Все это должно было убедить жителей других, еще не захваченных городов самим отворять ворота перед захватчиком. Но в долгосрочной перспективе такая политика была губительной: когда города разрушены, а их жители истреблены, когда стада угнаны или просто пущены под нож, когда сожжены поля и сады, это не может не сказаться на экономике. Вот как описывает последствия экономических просчетов ассирийцев на захваченных территориях уже цитированный выше В.А. Якобсон: «Вновь присоединенные провинции в значительной части были опустошены. Они не давали более дохода, а лишь требовали новых и новых расходов на их удержание... Торговля стала постепенно направляться по новым путям, в обход ассирийских владений и районов возможных военных действий. Из-за экономического упадка значительная часть мелких производителей попадала в долговую кабалу, теряла свои земли. Это ослабляло и военную мощь Ассирии. Огромная военная добыча расходовалась на новые военные экспедиции или оседала в руках военно-бюрократической верхушки, приобретавшей все большее влияние. Наместники провинций обладали чрезмерной властью, они были почти царями, и некоторые из них не прочь были стать царями вполне» .

Тиглатпаласар III осуществил радикальные реформы во всех областях. Прежде всего он реорганизовал армию, которая теперь состояла не из ополченцев и военных колонистов, а из профессиональных воинов, находившихся на полном обеспечении царя. Основной ударной силой при Тиглатпаласаре III стала кавалерия, традиционные колесницы сделались лишь вспомогательным родом войск. В ассирийской армии появились саперы, которые прокладывали дороги, наводили переправы, сооружали осадные валы. Ученые отмечают превосходно налаженную службу разведки и связи в реорганизованной ассирийской армии. Ядром армии стал элитный «царский полк», включавший в себя все рода войск - своего рода армия в миниатюре. В ходе наступательных операций стали широко применяться такие тактические приемы, как внезапные набеги легкой кавалерии и охваты с флангов. Все операции тщательно прорабатывались, и каждая часть получала от главнокомандующего (царя или замещавшего его туртану - высшего военачальника) строго определенную задачу.

Административная реформа была не менее радикальной. Обширные области были раздроблены на более мелкие, а ненадежные князьки из местной знати были заменены «областеначальниками» - лояльными царю ставленниками из ассирийцев, чаще всего евнухов (чтобы не могли посягать на передачу власти по наследству). Вассальные договоры сменились аннексией завоеванных территорий. Этим резко пресекались сепаратистские поползновения окраин . Назывались новообразованные области просто по имени их главного города - Арпад, Цумур, Дор, Дамаск, Мегиддо и т.д. Преемники Тиглатпаласара продолжат эту традицию. Так, после захвата Самарии в списке ассирийских провинций появится Шомрон.

Но, пожалуй, самая важная реформа Тиглатпаласара III связана с изменением отношения к завоеванному населению. Если непокорные народы истреблять, это дурно скажется на экономике страны; если оставлять жить на родной земле, это чревато сепаратизмом, особенно в периоды политической нестабильности или во время оборонительных войн с внешними агрессорами. И то и другое случалось в долгой истории Ассирии не раз, и потому Тиглатпаласар III придумывает гениальное решение проблемы - депортацию. Население завоеванных стран и раньше переселялось в коренную Ассирию, но это было редко и весьма лимитированно - переселяли лишь небольшие группы воинов или высококвалифицированных ремесленников. Теперь депортация становится внутриполитической доминантой. Перемещаются целые народы, целиком. Обычно как можно дальше от родных мест, желательно вообще на противоположные окраины империи . Вдали от родины переселенцы не способны на бунт, на организацию народно-освободительного сопротивления. А во втором-третьем поколениях они в большинстве своем просто ассимилируются . Что и произойдет с десятью коленами Израильского царства, переселенными в Ассирию и расселенными «в Халахе и в Хаворе, при реке Гозан, и в городах Мидийских» (4Цар 17:6).

Тиглатпаласар III известен из ассирийской истории и под другим именем. В 729 году могущественный монарх, реформировавший страну и раздвинувший ее границы до невиданных раньше пределов (на юге - до самой Газы, то есть до египетской границы), короновался в Вавилоне с именем Пулу . Носил ли он это имя до интронизации в Вавилоне, ассиро-вавилонские источники не сообщают. К действиям этого великого завоевателя в Израиле и Иудее обратимся ниже.

На смену Тиглатпаласару III пришел Салманасар V (726-722 гг.), с именем которого связано падение Израиля. В 724 г. Салманасар V начал трехлетнюю осаду Самарии. Во время взятия израильской столицы он умер или был убит заговорщиками. Плодами победы над Израильским царством воспользовался уже Саргон II (722-725 гг.), основатель новой династии ассирийских царей. После падения Израиля Ассирийская империя просуществует еще больше столетия, ее цари завоюют Египет и покорят Элам, Ассирия станет первой в истории человечества «мировой сверхдержавой». Но все это будет уже после гибели Израильского царства.

Обратимся теперь к истории самого Израиля последних десятилетий его политического существования.

Закат Израиля

В долгое царствование Иеровоама II (787-747 гг.) Израиль достиг своего экономического и политического апогея. Израильское царство при этом последнем успешном царе простиралось от Хамата (Емафа) на севере до Мертвого моря на юге: «Он восстановил пределы Израиля, от входа в Емаф до моря пустыни» (4Цар 14:25). Ему удалось даже то, что до сих пор не удавалось ассирийской армии - захватить Дамаск, главный очаг антиассирийского сопротивления (4Цар 14:28). Отечественный историк Израиля Игорь Тантлевский предполагает, что Аммон и Моав в это время сделались вассалами Израильского царства . Эпоха Иеровоама II совпала с временным ослаблением Ассирии и Арама. Воспользовавшись этим, Израиль, как справедливо отмечает Тантлевский, занял «первенствующее место в регионе» . Основные торговые пути, ведущие из Египта в Месопотамию - «Приморский путь» по побережью Средиземного моря, через Финикию и «Царская дорога», проходившая через Моав, Аммон, Башан (Васан) и Дамаск - оказались на довольно значительной протяженности под контролем израильтян. Контроль за товарооборотом внутри Плодородного полумесяца обеспечил необычайный экономический подъем Израиля, что в свою очередь привело к глубокому имущественному расслоению внутри израильского общества и резко обострило социальные противоречия в нем: все пошлины оседали в руках аристократии, а основная часть населения оказалась у последних в ипотечной кабале. Амос, пророчествовавший в эпоху Иеровоама II, сурово обличал социальные язвы израильского общества .

После смерти Иеровоама II над Израилем воцарился его сын Зхарьяху (Захария), последний представитель династии Ииуя. Процарствовал он недолго, всего лишь полгода (4Цар 15:8-9). А затем, вполне в традициях Северного царства, «составил против него заговор Селлум, сын Иависа, и поразил его пред народом, и убил его, и воцарился вместо него» (4Цар 15:10). Писатель Четвертой книги Царств видит в этом событии исполнение обещания, данного Богом основателю династии Ииую: «Таково было слово Господне, которое Он изрек Ииую, сказав: сыновья твои до четвертого рода будут сидеть на престоле Израилевом. И сбылось так» (4Цар 15:12). Для Израиля, где, в отличие от Иудеи, власть не была централизована и где сильны были родоплеменные традиции колен, царствование одной династии на протяжении девяноста лет (а именно столько царствовал Ииуй и его потомки) было довольно долгим периодом стабильности и благоденствия. В этом, говорит писатель Четвертой книги Царств, была награда Ииую за его рвение в искоренении финикийского культа Ваала, официально введенного в Израиле Ахавом. Ииуй покончил с «домом Ахавовым», истребил всех его потомков, положив тем самым конец династии Амврия (омридов). В 4Цар история Ииуя, начиная от его тайного помазания на царство пророком Елисеем до его смерти, описана подробно, особенно пластично и ярко описываются кары, которым подверг Ииуй «дом Ахава» и жрецов Ваала (4Цар 9-10). Репрессии были столь жестоки, что надолго запомнились в Израиле (ср. Ос 1:4). Но хотя Ииуй и проявил похвальную ревность в борьбе с культом Ваала и с его проводниками, в утверждении, очищении и централизации культа YHWH он не был столь же ревностен: «Истребил Ииуй Ваала с земли Израильской. Впрочем, от грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех, от них не отступал Ииуй - от золотых тельцов, которые в Вефиле и которые в Дане. И сказал Господь Ииую: за то, что ты охотно сделал, что было праведно в очах Моих, выполнил над домом Ахавовым все, что было на сердце у Меня, сыновья твои до четвертого рода будут сидеть на престоле Израилевом. Но Ииуй не старался ходить в законе Господа, Бога Израилева, от всего сердца. Он не отступал от грехов Иеровоама, который ввел Израиля в грех» (4Цар 10:28-31). Нельзя забывать, что историография книг Царств, как и всего корпуса Нав-4Цар - девтерономическая, богословие этих книг - это богословие Второзакония, их автор - житель Иудеи, а не Израиля. А для благочестивого иудея времен реформ Езекии и Иосии нежелание Ииуя разрушить высоты, даже если они посвящены не Ваалу, а YHWH - непростительный грех, продолжение религиозной политики Иеровоама I, основателя независимого от давидидов Израильского царства. С тех пор как в Иудее культ YHWH был строго централизован в Иерусалимском святилище, а высоты в честь YHWH были разрушены и осквернены, для священных писателей Иудеи вся религиозно-политическая история северного соседа стала историей схизмы, всю ее они описывают с богословских позиций Второзакония. А эти позиции настолько, так сказать, давидо- и иерусалимоцентричны, что тот, кто на них стоит, может описывать историю Израильского царства исключительно в темных тонах.

Шаллум (Селлум) процарствовал лишь месяц: «Селлум, сын Иависа, воцарился... и царствовал один месяц в Самарии» (4Цар 15:13). На израильский престол нашелся еще один, более сильный претендент - Менахем (Менаим). Можно предположить, что заговор Шаллума был дворцовым переворотом, а заговор Менахема - военным. Строки Писания скупы, но все же позволяют предположить, что армия негативно восприняла события в Самарии. Вероятно, Менахем был одним из авторитетных военачальников. Его решение взять израильскую столицу и уничтожить Шаллума вполне могло представляться как праведная месть за убийство последним Захарии и потому получить поддержку в войсках и одобрение в народе. Менахем совершает марш-бросок из Тирцы (Фирцы), одной из древних израильских столиц, захватывает Самарию и убивает Шаллума: «И пошел Менаим, сын Гадия из Фирцы , и пришел в Самарию, и поразил Селлума, сына Иависова, в Самарии, и умертвил его, и воцарился вместо него» (4Цар 15:14).

Царствование Менахема продолжалось десять лет, видимо, с конца 747 г. по 738 г. (неполные годы царствования библейская традиция обычно считает как полные). Его власть признают не все. Утвердившись в Самарии, Менахем устраивает карательную экспедицию против непокорных, оплотом которых был город Типсах: «И поразил Менаим Типсах и всех, которые были в нем и в пределах его, начиная от Фирцы, за то, что город не отворил ворот, и разбил его, и всех беременных женщин в нем разрубил» (4Цар 15:16). Вероятно, развалины древнего Типсаха находятся под холмом Хирбет-Тафсах в 11 км юго-западней нынешнего Наблуса . Интересно, что в Септуагинте в 4Цар 15:16 говорится не о Типсахе, а о Таппуахе, который, согласно книге Иисуса Навина, располагался на границе колен Ефрема и Манассии (ср. Нав 16:8;17:8). Если локализация Тапуаха на месте холма Шех-Абу-Зарад в 12 км юго-западней Наблуса и локализация Типсаха на месте Хирбет-Тафсаха верны, то эти города располагались совсем неподалеку друг от друга: на Ефремовом нагорье, в 11-12 км южней Шхема (Сихема), нынешнего Наблуса. Тирца (Фирца), в свою очередь, судя по раскопкам холма Тель-эль-Фарах, располагалась на северо-восток от Шхема, примерно в 10 км от него. То есть от Типсаха или Таппуаха до Тирцы - около 20 км.

Разрубать беременных женщин было военным обычаем того времени, так поступали в захваченных городах все ближневосточные армии, и Израиль не был исключением. Это значило лишить будущего завоеванный город или народ. Но так делали по отношению к другим народам, Менахем же проявил эту жестокость в отношении части собственного народа - некоторых городов Ефремова нагорья. Но ближайшая история покажет - Израиль как государство действительно будет лишен будущности. Десять населяющих его колен будут угнаны из родных мест и расселены на просторах Месопотамии.

Некоторые ученые полагают, что репрессии Менахема спровоцировали полномасштабную гражданскую войну и что при нем Израиль оказался разделенным на две территории, которые пророк Осия именует «Израилем» и «Эфраимом» («Ефремом») .

Терроризируя население, Менахем хотел добиться не только покорности себе лично, не только устрашающими репрессиями утвердить свой престол, но, по всей видимости, и искоренить проегипетские настроения в стране. Вполне можно допустить, что скорая гибель Захарии и вместе с ним всей династии Ииуя, неуспех Шаллума и его сторонников были обусловлены борьбой в Израиле двух «партий» - проегипетской (к которой, возможно, принадлежал Шаллум) и проассирийской (к которой принадлежал Менахем). Видимо, на эту внутреннюю партийную борьбу намекает пророк Осия, когда говорит: «И стал Ефрем как глупый голубь, без сердца: зовут египтян, идут в Ассирию» (Ос 7:11). Пророки - творцы духовной истории, для них очевидно: полагаться надо не на Египет, и даже не на Ассирию, а только на Бога: «Гордость Израиля унижена в глазах их - и при всем том они не обратились к Господу Богу своему и не взыскали Его» (Ос 7:10). В отличие от них, цари - творцы истории политической, и им не обойтись без дипломатии во внешней политике, особенно когда под угрозой оказывается само существование управляемых ими царств.

В конце 40-х годов VIII века политическая обстановка на Ближнем Востоке изменилась настолько, что думать о подлинной политической независимости не могло уже ни одно государство: над всеми нависала агрессивная тень Ассирии. У Израиля выбор был невелик: или признать полную, тотальную зависимость от Ассирии, или оказать сопротивление. Делать последнее в одиночку было бы безумием, поэтому взоры антиассирийской партии обращались к естественному конкуренту Ассирии в Плодородном полумесяце - к Египту (та же альтернатива будет в начале VI века у Иудеи: или Вавилон, или Египет) . Но увы, в то время Египет сам находился в затяжном и глубоком внутреннем кризисе, коллапс XXIII династии и анархия его самого через несколько десятилетий приведут к потере независимости и к ассирийскому завоеванию. Так что выбор в пользу Ассирии, сделанный Менахемом, был оправдан. Если бы Менахем не признал вассальную зависимость от Тиглатпаласара III и не подтверждал ее всеми возможными средствами, не останавливаясь даже перед террором против собственного народа, история Северного царства могла бы закончиться двумя десятками лет раньше.

Победив армию Урарту в сражении на верхнем Евфрате в 743 г., Тиглатпаласар III осадил столицу Северосирийского союза Арпад и после длительной осады взял его. В 738 г. состоялся его второй поход на запад, в результате которого, как пишет Якобсон, «многие страны Сирии, а также юго-востока Малой Азии (Табал) и арабские племена Сирийской полупустыни были вынуждены изъявить покорность и принести дань. В Сирии были созданы новые провинции, а значительная часть населения угнана в плен» . Видимо, именно во время этого похода Менахем выплатил Тиглатпаласару III ту огромную дань, о которой говорится в Библии: «Тогда пришел Фул, царь ассирийский, на землю Израилеву. И дал Менаим Фулу тысячу талантов серебра, чтобы руки его были за него и чтобы утвердить царство в руке своей. И разложил Менаим это серебро на израильтян, на всех людей богатых, по пятидесяти сиклей серебра на каждого человека, чтобы отдать царю ассирийскому. И пошел назад царь ассирийский, и не остался там в земле» (4Цар 15:19-20). Библейские данные подтверждаются анналами самого Тиглатпаласара III, в которых Менахем перечислен вместе со многими другими царями, выплатившими царю дань, в частности, с Рецином Дамасским и Хирамом Тирским. Тысяча талантов серебра (около 30-35 тонн!) - огромная сумма. В одном таланте - 3000 шекелей. Итого - 3 миллиона шекелей. Если эту сумму разделить на 50 шекелей, выплатить которые были обязаны богатые собственники, получим число этих собственников - 60000 человек. Вряд ли столь радикальная контрибуция могла понравиться подданным Менахема. А антиассирийских настроений она не могла не усилить.

Сын Менахема Пекахъя (Факия) процарствовал недолго - два (скорей всего, неполных) года (738-737). Очередная, седьмая в истории Израиля, династия, династия Менахема, окончилась, едва начавшись. Ее насильственно прервал один из военных сановников Пекахъи - Пеках (Факей): «И составил против него заговор Факей, сын Ремалии, сановник его, и поразил его в Самарии в палате царского дома, с Арговом и Арием, имея с собою пятьдесят человек галаадитян, и умертвил его, и воцарился вместо него» (4Цар 15:25). Упоминаемые здесь Аргов и Арье (Арий) были или приближенными Пекахъи (может быть, начальниками его личной гвардии), или, напротив - пришли вместе с Пекахом, чтобы убить Пекахъю. Библейский текст допускает оба понимания. Второго варианта придерживается средневековая еврейская экзегеза в лице Давида Кимхи: «Это имена двух героев. Пеках пришел вместе с ними и с пятьюдесятью воинами из сынов Гил"ада и умертвил царя» . То, что с помощью небольшого отряда из Галаада (Заиорданье) удалось совершить переворот, говорит о слабости и неустойчивости власти Пекахъи. Скорее всего, Пекахъя, продолжавший признавать себя рабом Тиглатпаласара III, не был популярен в стране: слишком уж дорогой ценой доставалась Израилю призрачная независимость.

В противоположность Менахему и Пекахъи Пеках (737-732), видимо, был настроен на разрыв вассального договора с Ассирией. Об этом красноречиво свидетельствует его союз с Рецином II, последним царем Дамаска. Два царя, Рецин и Пеках, заключили пакт и, чтобы обезопасить себе тылы, совместными силами напали на Иудею . У историков эта война получила название «сиро-эфраимитской»: Эфраимом (Ефремом) в таком названии parsprototo обозначается все Израильское царство. В военном отношении Иудея тогда не была чем-то значительным. Потерпев поражение на поле сражения от израильско-сирийской коалиции и затворившись в Иерусалиме, молодой иудейский царь Ахаз (736-716) отправляет послов к Тиглатпаласару III, с богатыми дарами из разграбленного им иерусалимского храма и из собственной казны, спеша признать себя его рабом и прося о защите (4Цар 16:5-9. Ср. 2Пар 28:5-8,16. Ис 7). О защите не только от израильтян и сирийцев, но и от филистимлян, которые захватили юго-западные территории Иудеи (2Пар 28:18). Под предлогом оказания помощи Иудее ассирийские полчища вторгаются в Галаад и в Галилею и без труда захватывают эти израильские территории: «Во дни Факея, царя Израильского, пришел Феглаффелласар, царь Ассирийский, и взял Ион, Авел-Беф-Мааху, и Ианох, и Кедес, и Асор, и Галаад, и Галилею, всю землю Неффалимову, и переселил их в Ассирию» (4Цар 15:29). Эта экспедиция состоялась, согласно ассирийским документам, в 734-732 годах. В анналах Тиглатпаласара III говорится о 13 500 израильтянах, депортированных из страны. Израильский археолог Исраэль Финкельштейн пишет, что эта цифра не преувеличена, ей вполне можно доверять: «Археологические данные Нижней Галилеи, - говорит он, - говорят о сильном уменьшении численности населения» . Обнаруженные археологами разрушения в Тель-Киннерете, Эн-Геве и Тель-Хадаре, расположенных на берегу Галилейского озера, обычно связывают именно с этим походом. То же можно сказать и о других, более крупных израильских городах. Финкельштейн пишет: «Во многих местах можно наблюдать ужасные последствия захвата, начатого Тиглатпаласаром. В Хацоре (Асор русского Синодального перевода, 4Цар 15:29 - иг. А.)... последний израильский город был разрушен и обращен в пепел. Имеется наглядное археологическое свидетельство, что в период перед заключительной ассирийской атакой городские укрепления были разрушены. Также в Дане и Бет-Шеане имеются свидетельства тотального разрушения» . Из крупных городов сохранен от полного разрушения был только Мегиддо. Этому имеется простое объяснение: Мегиддо суждено было стать центром новой ассирийской провинции, а во дворцах с пилястрами должна будет разместиться ее администрация. Захватывает Тиглатпаласар III и всю Палестину вплоть до Газы, ворот Египта. Царь Газы Ханнон бежит в Египет, оставляя город на разграбление ассирийцам . В 732 году ассирийский царь берет, наконец, и Дамаск, окончательно положив конец Дамасскому царству: «И пошел царь Ассирийский в Дамаск, и взял его, и переселил жителей его в Кир, а Рецина умертвил» (4 Цар 16:9). Так сбылось пророчество Амоса: «И пойдет народ арамейский в плен в Кир» (Ам 1:5). Иудею после выплаты ею дани Тиглатпаласар III оставляет в покое, а остальные царства теряют свою полунезависимость, дробятся на провинции под прямым управлением ассирийцев (на землях, отобранных у Израиля, это провинции Мегиддо, Дор, Карнаим и Гилъад), население их депортируется, а территории заселяются переселенцами из коренной Ассирии.

Израильское царство, чьей территорией после этого разгромного похода Тиглатпаласара III остается лишь Ефремово нагорье с центром в Самарии (около 20% от прежней территории), продолжает, в отличие от Дамаска, существовать. Такой «недосмотр» со стороны ассирийцев может быть объяснен по крайней мере двумя причинами. Во-первых, во время долгого, длившегося примерно два года, похода ассирийского царя в Палестину и Южную Сирию, в подчиненном Ассирии Вавилоне воцарилась анархия, и царь вынужден был отправиться туда со всем своим войском восстанавливать порядок, а заодно и короноваться под вавилонским именем Пулу. Осаждать Самарию Тиглатпаласару III было просто недосуг. Во-вторых, в этой отчаянной ситуации в Самарии, и вновь через переворот, приходит к власти новый царь, выражающий свою полную покорность ассирийскому владыке. Израиль вновь становится вассалом Ассирии.

Этого последнего израильского царя звали Ошеа(Осия,732-724): «И составил заговор Осия, сын Илы, против Факея, сына Ремалиина, и поразил его, и умертвил его, и воцарился вместо него» (4Цар 15:30). Востоковед Игорь Липовский предполагает, что Осия «представлял интересы тех же сил, что и династия Йеху, то есть яхвистов из израильских племен, компромиссно настроенных в отношении Ассирии» . Свое предположение ученый обосновывает ссылкой на библейский текст: «И делал он неугодное в очах Господних, но не так, как цари Израильские, которые были прежде него» (4Цар 17:2). Возможно, прийти к власти Осии помогли сами ассирийцы. По крайней мере, об этом говорит сам Тиглатпаласар III, если только не видеть в этом одно лишь обычное для ассирийских документов хвастовство: «Дом Омри, весь его народ со всем его имуществом я переселил в Ассирию. Так как они свергли (iskipuma) их царя Пекаха, я поставил Осию управлять ими» . Риччиотти считает, что для Тиглатпаласара III Осия стал этакой longamanus: «Заговор против Пекаха... мог быть инспирирован самим Тиглатпаласаром... Цареубийца был премирован короной, но признан лишь как царь-вассал, который... должен был, согласно ассирийскому документу, выплатить Тиглатпаласару дань в размере десяти талантов золота и неуточненного количества серебра» .

Гибель Израиля

Весь период от смерти Иеровоама II в 747 г. до падения Самарии в 722 г. Финкельштейн называет «предсмертной агонией (the Death Throes) Израиля» . Особенно хорошо эта метафора подходит к последнему десятилетию израильской истории.

В 727 году умер Тиглатпаласар III. Время от смерти одного повелителя до интронизации другого - это всегда время нестабильности, особенно на окраинах, где в такие критические моменты «мятутся народы и племена замышляют» (Пс 2:1), как бы им выйти из-под чужеземного ярма. Псалмопевец сказал это о вассалах своего царства, но и для великой империи Востока, Ассирии, отложение окраин в период междуцарствия было постоянной опасностью. Вассальные князьки, а порой и собственные ассирийские наместники в периоды между смертью одного царя и воцарением другого уже не считали себя связанными клятвами, данными усопшему, и начинали искать независимости. Возможно, именно в этот период неясности между смертью Тиглатпаласара III и коронацией его преемника Салманасара V и решился последний израильский царь на опаснейшее предприятие - отложиться от Ассирии .

Но ассирийская разведка работала хорошо, шпионы и информаторы, как говорят историки, были у ассирийцев повсюду, поэтому новый царь вскоре узнал о заговоре и его реакция не замедлила. Библия об этом говорит так: «И заметил царь Ассирийский в Осии измену, так как он посылал послов к Сигору , царю Египетскому, и не доставлял дани царю Ассирийскому каждый год; и взял его царь Ассирийский под стражу, и заключил его в дом темничный» (4Цар 17:4). Понять Осию не трудно. Оставаться рабом Ассирии, номинальным царьком вассального государства, редуцированного Тиглатпаласаром III до столицы с ее окрестностями - или при военной поддержке египтян освободиться от ассирийцев и не только восстановить независимость, но и вернуть отобранные территории? Направление послов к фараону было жестом отчаяния: задушенная отъятием плодородных земель и непомерной контрибуцией Самария медленно умирала под ассирийским игом. Собственной сколь-нибудь значимой армии у Израиля уже не было, единственной надеждой на возрождение страны стал Египет, вероятно, обещавший Израилю военную поддержку в случае выступления против Ассирии. Эти обещания основатель недолгой XXIV династии Тефнахт I, владевший лишь частью Дельты (со столицей в Саисе) и отчаянно оборонявшийся от напиравших с юга нубийцев, вряд ли мог выполнить. Но вывести Израиль из-под ассирийской зависимости ему, несомненно, было выгодно. Липковский предполагает: «Своими обещаниями о поддержке египтяне умышленно толкнули Израиль на выступление против Ассирии, чтобы задержать ее армию в Палестине и тем самым выиграть время для укрепления собственных позиций» .

При каких обстоятельствах произошел арест Осии, неизвестно. Может быть, Салманасар V (726-722), начавший усмиряющий поход на Газу и Палестину, вызвал его к себе в ставку и арестовал, а может быть, Осия бежал из уже осажденной Самарии и был схвачен. Произошло это в 724 или в 723 году. Дальнейшая судьба Осии не известна. Столица держала осаду уже без своего царя.

Библия говорит о трехлетней осаде Самарии, но эти три года могут быть неполными: библейская традиция считает неполные годы за полные. Учитывая этот факт, «три года» осады, о которых говорится, в реальности могут быть двумя годами, или даже менее чем двумя. Но все равно это не мало. Мы ничего не знаем о том, что происходило в те месяцы и годы внутри стен осажденного города. Но нельзя не удивиться героизму и мужеству его жителей, оставшихся без царя, которые столь долго сопротивлялись натиску осаждавших - самой могущественной в то время армии под командованием самого Салманасара V.

«В девятый год Осии взял царь Ассирийский Самарию, и переселил израильтян в Ассирию, и поселил их в Халахе и в Хаворе, при реке Гозан, и в городах Мидийских» (4Цар 17:6; ср. 18:9-11). Во время осады или во время взятия города Салманасар V внезапно умер (или, скорее, был убит). Все плоды победы достались уже новому «царю вселенной» - Саргону ΙΙ (722-705) . В своих анналах Саргон II хвастает: «27 290 жителей [Самарии] я выселил, 50 взятых колесниц включил в мое войско... Я перестроил Самарию и сделал ее большей, чем она была. Завоеванный мной народ земли я оставил на месте. Я поставил одного из моих евнухов управлять ими и обложил их данью и налогами как ассирийцев» . О разрушении ассирийцами Самарии свидетельствует VI археологический слой города; VII слой Самарии - это уже ассирийский город. В 722 (или 721) последний кусочек ушедшего с исторической арены государства - Самария и ее окрестности - стали очередной ассирийской провинцией, получившей по традиции то же название, что и административный центр - Шомрон (Самария). История государства Израиль закончилась.

Основная статья: Правители Древнего Израиля и Иудеи На этой странице приведен список царей, которые, согласно Библии, правили в Иудейском царстве в 922 586 гг. до н. э. Царствующая династия была одна потомков царя Давида. В… … Википедия

Царь (от цьсарь, цѣсарь, лат. caesar, греч. kαῖσαρ) один из славянских титулов монарха, обычно ассоциирующийся с высшим достоинством императора. В иносказательной речи для обозначения первенства, доминирования: «лев царь зверей». Содержание 1… … Википедия

ЦАРИ ИУДЕИ И ИЗРАИЛЯ (ЕФРЕМА) - И з р а и л ь И у д е я Иеровоам I 931–910 Ровоам 931–913 Надав 910–909 Авия 913–911 Вааса 909–886 Аса 911–870 Ила 886–885 Иосафат 870–848 Амврий 885–874 Иорам 848–841 Ахав 874–853 Охозия 841 Охозия 853–852 Гофолия 841–835 Иорам … … Библиологический словарь

В Википедии есть статьи о других людях с именем Осия (значения). Портрет из сборника биографий Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год) Осия (ивр … Википедия

Давид דָּוִד Педро Берругете, Давид, XV в … Википедия

Охозия ивр. אֲחַזְיָהוּ הַמֶלֶך ‎ … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с именем Захария. Портрет из сборника биографий Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год) Захария (ивр … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с именем Иоас. Портрет из сборника биографий Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год) Иоас (ивр … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с именем Иорам. Портрет из сборника биографий Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год) Иорам (… Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с именем Иоахаз. Портрет из сборника биографий Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год) Иоахаз (ивр. יְהו … Википедия

Книги

  • Цари и Пророки. Новейшие переводы Ветхого Завета. Комплект в 2-х книгах: Вожди и Цари Израиля. Пророки Израиля (количество томов: 2) , Десницкий Андрей Сергеевич. В комплект вошли две книги: "Вожди и цари Израиля" В книгах Ветхого Завета, представленных в настоящем издании, рассказывается история древних израильтян: от родового общества к монархии и…
  • Вожди и Цари Израиля , Андрей Десницкий. В этой книге собраны переводы большей части исторических книг Ветхого Завета, выполненные известным российским библеистом Андреем Десницким. В этих книгах рассказана история древних…

Цари Израиля и Иудеи: от Ровоама до вавилонского пленения

Сразу после смерти Соломона государство раскололось на две части - Северное царство (Израиль) и Южное царство (Иудея). Иеровоаму, слуге Соломона (3 Цар. 11:26), ставшему царем Иеровоамом I в Израиле, досталось десять колен, а сыну Соломона Ровоаму - только одно, Иудино (3 Цар. 11:30–32). За уменьшением первоначальных двенадцати колен до одиннадцати скрывается запутанная историческая ситуация. Иудея к этому времени поглотила колено Симеона. Левий не учитывается, поскольку не имел никакой территории. С другой стороны, Иосиф довольно рано образовал на севере два колена - Ефрема и Манассии. Вениамин, по–видимому, разделился в соответствии со своими родственными привязанностями; часть его колена принадлежала Иудее, часть отошла к северу, хотя в 3 Цар. 12:21 он фактически причисляется к Иудее. Все это плохо согласуется с цифрами в 3 Цар. 11:31-32. Поэтому «двенадцать частей» Израиля в пророческом акте Ахии, возможно, указывают на некий идеал. Во всяком случае, раздел Израиля после смерти Соломона на две отнюдь не равные части быстро стал реальностью, и такое положение уже никогда не будет изменено.

Отчасти это произошло из–за внутренних разногласий в Израиле, о которых мы уже говорили, обсуждая эпоху судей, отчасти - по причине огромных перемен, вызванных превращением Израиля в могущественное централизованное царство. Вопрос Иеровоама к своим соотечественникам: «Какая нам часть в Давиде?» (3 Цар. 12:16) - основывался на старом представлении о децентрализованном Израиле и к тому же играл на враждебных чувствах северян к иудейскому правлению. Поскольку царь в Иерусалиме (тогда это был Ровоам) контролировал Храм - важнейший символ, связывавший израильтян с их прошлым, Иеровоаму пришлось устроить собственные места для поклонения Богу в Вефиле и Дане (3 Цар. 12:26–29). Эти места по–своему навевали воспоминания о прошлом Израиля, особенно Вефиль, который ассоциировался с патриархами (Быт. 28:17; 31:13).

Результатом Соломонова правления, которое к концу уже нельзя было назвать «мудрым», явилось то, что некогда могущественное царство превратилось в два сравнительно слабых и незначительных. Отныне Израиль и Иудея заняли свое место в ряду прочих мелких государств своего времени, вроде Сирии, и их история - это история переменных успехов и неудач в отношениях с этими государствами. Израиль и Сирия часто воевали (3 Цар. 20), как воевали и две части бывшего единого царства (3 Цар. 15:32), хотя при случае они могли выступать сообща (3 Цар. 22; 4 Цар. 3). Ровоам очень скоро почувствовал свою уязвимость, когда в его страну вторгся фараон Сусаким (Шешонк I; 3 Цар. 14:25–28). Имеются независимые исторические подтверждения этому событию в виде надписи с именем фараона, обнаруженной в Мегиддо, и рельефа в Храме Амона в Фивах, на котором перечислены палестинские города.

Северному царству какое–то время еще удавалось сохранять контроль над некоторыми из своих соседей, например, Моавом. Царь Амврий, отец более известного Ахава, основал единственную династию, которую знало Северное царство, и сделал Самарию его столицей. Относительное могущество этого царства в начале IX века до н. э. засвидетельствовано на знаменитом Моавитском камне, в надписи, оставленной Месой, царем моавитян, где он вспоминает покорение своей страны Амврием. Однако далее Меса прославляет свой бунт против Иорама, сына Ахава, который произошел в том же столетии чуть позднее, о чем рассказано в 4 Цар. 3:4-5. Последовавшая за этим война Иорама против Моава (4 Цар. 3), в которой ему помогал Иосафат, царь Иудеи, была успешной лишь в какой–то мере и омрачилась моральным поражением. Таким образом, девятое столетие было столетием капризов судьбы.

Следующее столетие начинается долгим периодом мира и процветания для обоих царств, возглавляемых Иеровоамом II на севере (793–753 гг. до н. э.) и Озией (Азарией) на юге (791–740 гг. до н. э.). Ввиду относительной слабости Сирии, а также во исполнение пророчества Ионы (4 Цар. 14:25), Иеровоаму удалось отвоевать утраченную прежде территорию.

Но это был период затишья перед бурей, ибо во второй половине столетия ассирийский царь Феглаффелласар III (Тиглатпаласар) начал завоевания в этом регионе, завершившиеся новым подъемом Ассирийской империи. В 722 г. Самария была взята Салманасаром V, Северное царство перестало существовать, а его народ был расселен по всем концам империи, чтобы никогда не вернуться назад (4 Цар. 17:3–6; 24–28). В 701 г. до н. э. царь Сеннахирим (Синахериб) разорил большую часть Иудеи (4 Цар. 18:13). Раскопки в Лахисе, наряду с рельефами, найденными во дворце Сеннахирима в Ниневии, свидетельствуют об осаде и взятии этого важного аванпоста на южной границе Иудеи. Благодаря божественному вмешательству, против Сеннахирима устоял только Иерусалим (4 Цар. 19:35-37). Другая версия этой истории имеется в анналах Сеннахирима, где он похваляется тем, что «запер Езекию, как птицу в клетке». Как ни странно, это подтверждает библейский рассказ, ибо как нельзя лучше передает тот факт, что Сеннахирим сумел только осадить город, но не взять его. Тем не менее впредь Иудея будет не более чем вассальным государством. Когда Ассирия пала под натиском Вавилона - новой грозной силы, объявившейся в регионе, - это было зловещим предзнаменованием для иудеев, пленение которых последовало в 597 и 586 годах.

Эпоха царств изображается в книгах Царств и Паралипоменон как эпоха великих ошибок. В отделении Иеровоама от Иерусалима усматривают прежде всего шаг к идолопоклонству, отказ от завета с Яхве и источник непрерывных прегрешений царей Севера (3 Цар. 12:28-33; ср. 16:26). Книги Паралипоменон просто пренебрегают историей Северного царства, указывая тем самым на незаконность его существования как отдельного царства.

Из книги Как возникла Библия [с иллюстрациями] автора Автор неизвестен

Из книги Как появилась Библия автора Эдель Конрад

* Время Вавилонского пленения 586-536 г. до Р. X. Во время своего пребывания в Вавилонском плену, пророк Даниил, несомненно, располагал книгами Моисея и другими Писаниями. В одном месте он упоминает лежавшую перед ним книгу Иеремии (Даниил 9:2). Пример, показывающий, что пророки

Из книги Как возникла Библия автора Религиоведение Автор неизвестен -

Дальнейшая история Израиля до вавилонского плена Книга ИИСУСА НАВИНА описывает вхождение Израиля в обетованную чудесную Ханаанскую страну под предводительством преемника Моисея Иисуса Навина. После смерти Моисея Бог вдохновил этого нового вождя народа, и Иисус Навин

Из книги Происхождение христианства автора Каутский Карл

Глава 2. Иудейство после вавилонского пленения 1. Вавилонское пленениеКазалось, что после разрушения Иерусалима Иудею постигнет такая же судьба, как и десять колен Израиля после разрушения Самарии, но та самая причина, которая вычеркнула Израиль из страниц истории,

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 1 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

Цари Израиля и Иудеи: Саул, Давид и Соломон Следующей эпохой в истории Израиля после судей была эпоха царей. Это было время самых блестящих достижений Израиля и его самых тяжелых унижений. Этот период продолжался примерно с 1050 г. до н.э., когда воцарился Саул, до 586 г., когда

Из книги Библейская археология автора Райт Джордж Эрнест

Цари Израиля и Иудеи: религия Рассказ о религии этого периода сосредоточен на богопочитании и идолопоклонстве. Строительство Храма Соломоном не гарантировало правильности богопочитания, и совершенно ясно, что под давлением окружающего мира израильтяне - как северные,

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

10:1 - 36:23 Цари Израиля Едва успели похоронить Соломона, как его славное царство распалось. Царство разделилось вдоль старой племенной линии разлома: линия, ведущая с востока на запад, лежащая выше Иерусалима, оставляет на юге Иуду и Вениамина вместе с Симеоном (давно уже

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

7. Последние цари Иудеи После разрушения Самарии в 721 г. до Р.Х. Иудея сохраняла некоторую независимость ещё в течение примерно 125 лет. Отдельные находки, сделанные при раскопках Самарии, свидетельствуют о повторном заселении города; часть керамики, которая считается

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

7. Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святый Его, презираемому всеми, поносимому народом, рабу властелинов: цари увидят, и встанут; князья поклонятся ради Господа, Который верен, ради Святаго Израилева, Который избрал Тебя. (В Славянском переводе 70-и вместо "Так

Из книги Сорок библейских портретов автора Десницкий Андрей Сергеевич

Цари Иудеи после Давуда 10 Сын Сулеймана Реховоам;его сын Авия;его сын Аса;его сын Иосафат;11 его сын Иорам;его сын Ахазия;его сын Иоаш;12 его сын Амасия;его сын Уззия c;его сын Иотам;13 его сын Ахаз;его сын Езекия;его сын Манасса;14 его сын Амон;его сын Иосия.15 Сыновья

Из книги автора

Жители Иерусалима после Вавилонского пленения (Неем. 11:3-19)Народ Иудеи был уведён в плен в Вавилон за свою неверность. 2 Первыми, кто вернулся к своим владениям в своих городах, были простые исраильтяне, священнослужители, левиты и служители при храме.3 Вот те из родов Иуды,

Из книги автора

Жители Иерусалима после вавилонского пленения (Неем. 11:3-19)Народ Иуды был уведен в плен в Вавилон за свою неверность. 2 Первыми, кто вернулся к своим владениям в своих городах, были простые израильтяне, священники, левиты и храмовые служки.3 Вот те из родов Иуды, Вениамина,

Из книги автора

Семья Ровоама 18 Ровоам женился на своей двоюродной сестре Махалафе, которая была дочерью Давидова сына Иеримота и Авихаиль, дочери Иессеева сына Елиава. 19 Она родила ему сыновей: Иеуша, Шемарию и Загама. 20 Затем он женился на своей двоюродной сестре Маахе, внучке

Из книги автора

Конец правления Ровоама (3 Цар. 14:21–24, 29–31)13 Царь Ровоам утвердился в Иерусалиме и царствовал. Когда он стал царем, ему был сорок один год, и он правил семнадцать лет в Иерусалиме, городе, который Господь избрал среди всех родов Израиля, чтобы там пребывало Его Имя. Его мать

Из книги автора

Возрождение Иудеи и Израиля 1 Просите у Господа дождь весной;это Господь творит грозовые тучи.Он дает вам обильный дождь,каждому - злаки на поле.2 Истуканы a вещают бред,и гадатели видят пустые видения;сновидцы рассказывают лживые сныи утешают впустую.Потому-то народ и

Из книги автора

35. Ироды, цари Иудеи Вместо Хасмонеев В 24-й главе, где речь шла о восстании Маккавеев, говорилось и о династии Хасмонеев, которая пришла к власти в результате этого восстания и стала править Иудеей. Было там упомянуто и завоевание Идумеи (Эдома) с насильственным обращением

Который уже давно вызывал сомнения, оставил их. Каждый еврей стал сомневаться в своем ближнем и в своем предназначении. Зародилась ненависть, люди начинали нападать друг на друга. Кто-то доходил до отчаяния, а кто-то до истерики. Это был конец.

Наставник евреев, Моше, стоял на горе один и видел происходящее. Он понимал их чувства и боялся спускаться к ним. Но еще больше он боялся, что его ученики не выполнят свою роль. Он был в ответе за них и готов был понести наказание за каждого из евреев.

Именно тогда он смог постичь главный закон мироздания. Так же, как он раскрылся наставнику Аврааму в Вавилоне, когда там царила ненависть. Закон всеобщей любви, закон Творца. Моше знал, что вся раскрывающаяся ненависть происходит не случайно. Но у него уже был ключ, к решению этого .

Именно так начался тернистый путь народа Израиля к восхождению в исполнении самой главной и непонятной заповеди, объединяющей в себе все остальные: возлюби ближнего, как себя.

ИЕШУА БЕН НУН

Моше был преклонных лет и искал преемника. Он уже 40 лет как обучал. Его ученики уже хорошо были знакомы с природой: почему между ними возникает ненависть, и какое у нее предназначение. Почему ненависть и любовь сменяют друг друга как день сменяет ночь. Знали, как подниматься над различиями и жить в единстве.

Но Моше было этого недостаточно. Ему нужен был тот, кто сможет учить их дальше. Он был уже стар, а народ Израиля так и не выполнил свое предназначение.

Тогда он обратил внимание на одного из учеников, который не так хорошо знал законы Торы. Но он лучше всех понимал принцип, что главное – единство и любовь к ближнему. Его звали Иешуа бен Нун.

В то время, когда другие ученики Моше сидели и учились у него, Иешу подносил им воду, ставил стулья. Описывают мудрецы: когда он слышал плохое слово о своем ближнем, оно не проникало в его

Такой ученик и нужен был Моше. Тот, кто любит свой народ и предан ему даже в ущерб своей значимости. И он не ошибся.

Именно Иешуа смог довести и обосновать народ на . Его можно считать первым правителем Израиля.

ЦАРЬ ДАВИД

Спустя два поколения появляется следующая звезда Израиля – царь Давид. Его значимость столь огромна, что на сегодня его признают все основные мировые религии.

Давид не был самым видным претендентом на роль предводителя, но мудрец Самуил увидел в молодом пастухе потенциал мудрого правителя. И тогда он помазал его на царство.

Царь Давид сделал из разобщенного еврейского народа сильное независимое государство. Большую часть времени он занимался решением спорных вопросов простых людей, написанием законов и отстаиванием границ государства.

Он был наставником и учителем поколения. Свое учение он передавал в стихах и песнях. Писал не ради известности. Через них он обучал народ, как пишет .

Он был великим мудрецом и разбирался не только в политике, но и хорошо понимал человеческую психологию, благодаря чему мог решить даже самые спорные вопросы, чем заслужил неоспоримый авторитет в народе на много поколений вперед.

ЦАРЬ СОЛОМОН

Был сыном и учеником . Именно ему удалось привести народ к своему рассвету и исполнить мечту своего отца. Он был тем, кто построил Первый Храм, который стал символом любви и единства народа.

В его время мудрость Израиля почиталась всеми. Это был пик национального единства и рассвет Израиля. Греки и арабы приходили учиться к израильтянам. И впоследствии, переняли у них многие знания и обычаи.

Со смертью Соломона полностью закончилась эпоха правителей-учителей. Мудрость народа была забыта, что повлекло за собой многовековое изгнание, которое продолжается до сих пор.

КАКИЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРАВИТЕЛИ СЕГОДНЯ?

Так что же отличало выдающихся правителей древности? Все они были не столько руководителями и лидерами, сколько учителями. К правителям приходили учиться. Им не надо было делать предвыборную компанию, их выбирали по их мудрости. Дверь в шатер или дворец царя всегда была открыта. Прийти мог каждый. Царь всегда был среди своего народа и не чуждался этого. Он был открыт для всех, потому что он был учителем.

Сейчас мы стоим на переходе, когда правительства уже не могут удовлетворить народ своими обещаниями. Люди стали умнее. Наверняка мы еще увидим в будущем насколько пропадает нужда в жестком руководстве. Люди захотят тянуться к идеям, к умам. К большему сплочению между собой и единству. А для этого нужны , знающие, как объединить народ не под своей властью, а под общей силой любви, сплочения и единства.

Это наша роль. И рано или поздно, мы, народ Израиля, должны будем вспомнить нашу цель и предназначение: стать «светочем для народов» – то есть стать наставниками и учителями для всего человечества, как это было и раньше.

© 2024 bugulma-lada.ru -- Портал для владельцев автомобилей