6. СИГНАЛЫ СВЕТОФОРА И РЕГУЛИРОВЩИКА / Правила дорожного движения с комментариями и иллюстрациями.

Главная / Вождение

В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и бело-лунного цвета

В зависимости от назначения сигналы светофора могут быть круглые, в виде стрелки (стрелок), силуэта пешехода или велосипеда и Х-образные. Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала.

Читатель А: Почему для регулирования движения выбрали именно эти цвета и красный сделали запрещающим, желтый – предупреждающим, а зеленый – разрешающим?

Это связано с тем, что лучше всего в атмосфере распространяются лучи красного света В дождливую и туманную погоду, а также в темное время суток они видны на значительном расстоянии А ведь это очень важно для запрещающего сигнала. Желтый сигнал виден хуже красного, но лучше зеленого Он хорошо заметен и наиболее подходит для предупреждающего сигнала Ну, а разрешающий сигнал светофора сделали зеленым, чтобы его можно было легко отличить от запрещающего и предупреждающего сигналов.

Читатели А и Б: Большинство светофоров нам известно, но вот о некоторых мы слышим впервые

Круглые сигналы светофора имеют следующие значения:

ЗЕЛЕНЫЙ СИГНАЛ разрешает движение;

ЗЕЛЕНЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (для информирования водителей о времени в секундах, остающемся до конца горения зеленого сигнала, могут применяться цифровые табло);

ЖЕЛТЫЙ СИГНАЛ запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов;

ЖЕЛТЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности;

КРАСНЫЙ СИГНАЛ, в том числе мигающий, запрещает движение Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала.

Читатель А: Назначение красного и зеленого сигналов известно всем

Читатель Б: А вот остальные? Как себя вести в ситуации, когда замигал зеленый сигнал?

Читатель А: Сколько времени мигает зеленый сигнал?

Читатель Б: С зеленым мигающим сигналом разобрались, а вот как вести себя при включении желтого, когда он предупреждает о предстоящей смене сигналов?

Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции Выключенный сигнал дополнительной секции означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией

Первый – светофоры, на всех трех основных сигналах которых вы увидите стрелки Это светофоры направлений. Они регулируют движение по каждой полосе, над которой расположены, облегчая ориентировку водителей (рис. 71)

Читатель А: Их сигналы аналогичны сигналам обычного светофора?

Читатель Б: Значит, при красном и желтом сигналах такого светофора, как обычно, стоим на месте, а когда загорится зеленый сигнал, разрешено движение только в направлении стрелки или стрелок, изображенных на нем

Читатель Б: Это очень удобно Стрелка в дополнительной секции не горит, – стоишь на месте, загорелась, – едешь.

Читатель А: Конечно, должны, поскольку водители, движущиеся с других направлений, едут на зеленый сигнал основной секции светофора, а перед нами в основной секции – красный сигнал.

Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции.

Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода (велосипеда), то его действие распространяется только на пешеходов (велосипедистов) При этом зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов (велосипедистов) Для регулирования движения велосипедистов может использоваться также светофор с круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненный прямоугольной табличкой белого цвета размером 200х200 мм с изображением велосипеда черного цвета.

Для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей части световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым сигналом.

Для регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей части, в частности по тем, направление движения по которым может изменяться на противоположное, применяются реверсивные светофоры с красным Х-образным сигналом и зеленым сигналом в виде стрелы, направленной вниз. Эти сигналы соответственно запрещают или разрешают (рис. 74 и 75) движение по полосе, над которой они расположены

Основные сигналы реверсивного светофора могут быть дополнены желтым сигналом в виде стрелы, наклоненной по диагонали вниз направо или налево, включение которой информирует о предстоящей смене сигнала и необходимости перестроиться на полосу, на которую указывает стрела (рис. 76)

Читатель А: Что значит «реверсивный»?

Полосы, направление движения по которым может изменяться на противоположное, называют реверсивными, и обычно выделяют на проезжей части двойной прерывистой линией разметки 1.9 Над такой полосой устанавливается реверсивный светофор Он действует только на ту полосу, над которой расположен

Читатель А: Насколько я понял из указаний п. 6.7 Правил, на такую полосу можно въехать только в одном случае, когда на реверсивном светофоре включена зеленая стрелка (рис. 75)

Для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе, могут применяться светофоры одноцветной сигнализации с четырьмя круглыми сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы «Т» Движение разрешается только при включении одновременно нижнего сигнала и одного или нескольких верхних, из которых левый разрешает движение налево, средний – прямо, правый – направо. Если включены только три верхних сигнала – движение запрещено.

Читатель Б: Стоит ли запоминать сигналы этого светофора? Мы ведь не собираемся управлять трамваями и другими маршрутными транспортными средствами

Несомненно стоит, тем более что это совсем не сложно. Дело в том, что трамваи при одновременном праве на движение с безрельсовым транспортом имеют преимущество (п. п. 13.6 и 13.11 Правил). Эти указания Правил мы с вами подробно разберем в дальнейшем. Так вот, если такой светофор разрешает движение трамваю в равной с безрельсовым транспортом ситуации, то вы обязаны уступить ему дорогу (рис. 78–80), а если запрещает, то вы можете двигаться первыми (рис. 81)

Читатель А: Да, выходит, что и мы должны руководствоваться сигналами этого светофора.

Круглый бело-лунный мигающий сигнал, расположенный на железнодорожном переезде, разрешает движение транспортных средств через переезд При выключенных мигающих бело-лунном и красном сигналах движение разрешается при отсутствии в пределах видимости приближающегося к переезду поезда (локомотива, дрезины)

Читатель Б: То есть белый, медленно мигающий, сигнал светофора перед железнодорожным переездом, равен по значению зеленому сигналу обыкновенного светофора.

Порядок проезда железнодорожных переездов рассмотрен в 15 разделе Правил

Сигналы регулировщика имеют следующие значения.

РУКИ ВЫТЯНУТЫ В СТОРОНЫ ИЛИ ОПУЩЕНЫ:

со стороны левого и правого бока разрешено движение трамваю прямо, безрельсовым транспортным средствам прямо и направо, пешеходам разрешено переходить проезжую часть;

со стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено.

ПРАВАЯ РУКА ВЫТЯНУТА ВПЕРЕД:

со стороны левого бока разрешено движение трамваю налево, безрельсовым транспортным средствам во всех направлениях;

со стороны груди всем транспортным средствам разрешено движение только направо;

со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено;

пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика.

РУКА ПОДНЯТА ВВЕРХ:

движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил

Регулировщик может подавать жестами рук и другие сигналы, понятные водителям и пешеходам Для лучшей видимости сигналов регулировщик может применять жезл или диск с красным сигналом (световозвращателем)

Читатель Б: Из этого пункта я сразу запомнил, что если регулировщик поднял руку вверх, движение машин и пешеходов с любых сторон запрещено (рис. 83)

Читатель А: Значит, водители должны вести себя, как при включении желтого сигнала светофора.

Читатель А: Следовательно, и в этом случае, если нет возможности остановиться без экстренного торможения, можно продолжать движение

Читатель Б: А вот действия водителей при остальных сигналах регулировщика, по-моему, запомнить сложно

Читатель А: Я заметил, что одни и те же сигналы регулировщика имеют разные значения для водителей трамваев и безрельсовых транспортных средств. А вот сигналы светофора воспринимаются всеми водителями одинаково.

Читатель Б: Я обратил внимание, что из четырех сторон перекрестка в этих случаях регулировщик с двух сторон движение любого транспорта полностью запрещает (аналогично красному сигналу светофора). С двух других сторон перекрестка движение разрешено

Читатель А: Если запомнить стороны, с которых движение полностью запрещено, – значит решить половину нашей задачи. Кстати, смотрите на схемы (рис. 84 и 85): движение всегда запрещено со стороны спины регулировщика (он ведь затылком не видит)

Читатель Б: Значит, и на экзамене в ГИБДД такие задачи всегда начинаем решать для транспорта, находящегося со стороны спины регулировщика

Этому транспорту движение запрещено

Читатель А: Опять просто, грудь – противоположна спине.

Читатель Б: Конечно, вытянутая вперед рука с жезлом или диском с красным сигналом как шлагбаум перекрывает движение.

Читатель А: Смотрите-ка, получается, что если регулировщик вытянул руки, то он показывает ими на те стороны перекрестка, откуда движение разрешено. Руки вытянуты в стороны и оттуда (т. е со стороны боков) движение разрешено. Если левая рука вытянута в сторону, а правая вперед, то движение разрешено со стороны левого бока и груди

Читатель Б: Вот как хорошо, регулировщик руками указывает на те стороны перекрестка, откуда движение разрешено С двух других сторон перекрестка весь транспорт стоит на месте.

Далее, внимательно читая п.6.10, дорисуйте с оставшихся сторон перекрестков разрешенные направления движения трамваев и безрельсовых транспортных средств Заметили ли вы еще какие-нибудь особенности, удобные для запоминания?

Читатель Б: Нет, не заметил, а с трамваями вообще запутался

Читатель А: А вот я заметил, что трамваи и безрельсовые транспортные средства всегда имеют одно и тоже разрешенное направление движения. При этом безрельсовые, как правило, могут двигаться еще и в других направлениях

Читатель Б: Действительно, если трамваю можно двигаться прямо, то можно прямо и безрельсовому транспорту, трамваю направо – и безрельсовому туда же, трамваю налево, повернет налево и безрельсовый транспорт. Ну, как бы запомнить, куда можно трамваю?

Читатель А: Все, больше проблем нет Я запомнил стороны перекрестка, откуда движение запрещено и запомнил, как движутся трамваи. Дальше просто, ведь безрельсовые повторяют путь трамваев и если есть возможность, едут еще правее.

Читатель Б: Сейчас я все понял, как бы это не забыть.

На первом этапе – из четырех возможных сторон перекрестка сразу отделяются две, откуда движение всех видов транспорта запрещено.

На втором этапе – с оставшихся двух сторон перекрестка определяют разрешенные пути движения безрельсового транспорта.

И если в задаче присутствует трамвай, то на третьем этапе для него определяют разрешенные направления движения Последовательность поэтапного решения приведена в таблице 1

Учтите, что если регулировщик управляет движением на перекрестке многополосных дорог, то вам необходимо соблюдать «правило рядности», сформулированное в п.8.5 Правил

Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство Водитель должен остановиться в указанном ему месте.

Дополнительный сигнал свистком подается для привлечения внимания участников движения (рис. 88)

При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16) (рис. 89), а при ее отсутствии: на перекрестке перед пересекаемой проезжей частью (с учетом пункта 13.7 Правил), не создавая помех пешеходам (рис 90);

перед железнодорожным переездом – в соответствии с пунктом 15.4 Правил;

в других местах – перед светофором или регулировщиком, не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено

Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению, в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение.

Пешеходы, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны освободить ее, а если это невозможно – остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений

Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки В случае если значения сигналов светофора противоречат требованиям дорожных знаков приоритета, водители должны руководствоваться сигналами светофора

Регулировщик повернулся к вам спиной – движение запрещено. Повернулся боком, руки по швам – можно ехать прямо и направо Стоит к вам лицом, руки сложены ниже живота – был у любовницы и забыл одеться

Шоферский анекдот

Читатель А: Стало быть, регулировщик имеет наивысший приоритет в управлении движением?

Читатель Б: В этом пункте сказано еще и о противоречии требований знаков и сигналов светофора. Как это понимать?

Читатель Б: Да, противоречие налицо. Зеленый сигнал разрешает движение, а знак 2.5 требует обязательно остановиться, а потом еще и уступить всем, кто едет по главной дороге.

Читатель А: Вот теперь указание п. 6.15 очень кстати Сигналы светофора главнее знаков приоритета. Значит останавливаться не требуется, раз зеленый сигнал разрешает движение.

Читатель Б: Не понимаю, зачем тогда под светофором вывесили знаки приоритета, раз они не действуют?

На железнодорожных переездах одновременно с красным мигающим сигналом светофора может подаваться звуковой сигнал, дополнительно информирующий пешеходов о запрещении движения через переезд

© 2024 bugulma-lada.ru -- Портал для владельцев автомобилей