Как управление «к» и бюро специальных технических мероприятий (бстм) работает. Управление «К» МВД России Отдел к чем занимается

Главная / Масло

Начальник Бюро - Мошков Алексей Николаевич.

Подразделение МВД , борющееся с преступлениями в сфере информационных технологий, а также с незаконным оборотом радиоэлектронных средств и специальных технических средств. Входит в состав Бюро специальных технических мероприятий МВД .

В субъектах РФ функционируют соответствующие структурные подразделения службы криминальной полиции — Отделы «К ».

Является одним из самых засекреченных подразделений МВД России.

Основные направления работы Управления «К» БСТМ МВД России:

1. Борьба с преступлениями в сфере компьютерной информации:

  • выявление и пресечение фактов неправомерного доступа к компьютерной информации;
  • борьба с изготовлением, распространением и использованием вредоносных программ для ЭВМ;
  • противодействие мошенническим действиям с использованием возможностей электронных платежных систем;
  • борьба с распространением порнографических материалов с участием несовершеннолетних через сеть Интернет.

2. Пресечение противоправных действий в информационно- телекоммуникационных сетях, включая сеть Интернет:

  • выявление и пресечение преступлений, связанных с незаконным использованием ресурсов сетей сотовой и проводной связи;
  • противодействие мошенническим действиям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет;
  • противодействие и пресечение попыток неправомерного доступа к коммерческим каналам спутникового и кабельного телевидения.

3. Борьба с незаконным оборотом радиоэлектронных и специальных технических средств.

4. Выявление и пресечение фактов нарушения авторских и смежных прав в сфере информационных технологий.

Информационные технологий содержат большой арсенал средств для обмана, краж, других противоправных действий. Киберпреступность – это незаконная деятельность, совершаемая с помощью электронных устройств (компьютеров, планшетов, смартфонов) через коммуникационные сети, в числе которых главное место занимает Интернет .

Состав преступления

В киберпространстве орудием нарушителя является умное устройство, чаще всего его роль выполняет компьютер. Объектом преступления является информация и её безопасность. Мотивами правонарушителя бывают разными:

  • умышленное нанесение ущерба репутации потерпевшего лица, организации, страны;
  • причинение психического или физического, финансового вреда прямого или косвенного;
  • получение незаконной прибыли путём нарушения авторских прав или распространения детской порнографии и т. д.

В качестве косвенных орудий преступления используются: программы-взломщики, вирусы, контент различного содержания, который распространяется через мобильные средства связи (sms или mms, Bluetooth), электронную почту, веб-доски объявлений, чаты и группы в соцсетях.

Киберпреступление, по мнению экспертов ООН, – это любое противозаконное действие, которое совершается в виртуальном пространстве (электронной среде, содержащей информацию о лицах, фактах, событиях в различном формате).

Кибепреступностью называются все правонарушения, сделанные в рамках коммуникационной сети или компьютерной системы, а также против компьютерной системы и сети .

Примеры противозаконных виртуальных деяний:

  • Хакерская атака для взлома аккаунта соцсети, электронного кошелька, сервера банка для получения доступа к секретным сведениям и кражи денег.
  • Киберсталкинг – слежка, преследования, домогательства, вымогательство, запугивание через глобальную сеть.
  • Кибертерроризм – использование телекоммуникационных и компьютерных технологий (чаще всего Интернет) для организации и проведения террористических атак.
  • Тайпсквоттинг – регистрация похожих на адреса сайтов популярных магазинов и банков доменных имён для заманивания посетителей и заработке на показах рекламы или кражи паролей.

Конвенция Совета Европы относит все незаконные действия в виртуальном пространстве к 4 группам:

  1. Противоправные деяния против конфиденциальности, доступности и целостности компьютерных систем и данных. Сюда относят по большей части несанкционированное вмешательство.
  2. Действия, связанные с компьютерами (подлог, мошенничество) – изменение информации на недостоверную, стирание.
  3. Противоправные поступки, связанные с контентом (содержанием) информации – распространение, изготовление, хранение детских порнографических материалов.
  4. Правонарушения против авторского и смежного права.

Впервые понятие виртуальных правонарушений появилось в США в начале 1960 гг. Со временем преступления в сфере компьютерной информации (далее КИ) приобрели глобальный масштаб и стали совершаться по всему миру.

В прошлом году в докладе Правительству РФ генпрокурор Ю.Чайка отметил взрывной рост киберпреступности и минимальный процент раскрываемости – 8%. Сотрудники МВД отмечают, что больше половины экономических правонарушений совершается через интернет.

Информационные преступления пользуются популярностью у аферистов из-за трудности установления личности мошенника и его местонахождения. По сведениям аналитиков Сбербанка, за текущий год мировая экономика понесла ущерб от кибератак в размере более 1 трлн долларов. Для сравнения, ежегодный оборот от международной наркоторговли достигает около 500 млрд долларов.

Борьба с нарушителями в киберпространстве

Основные проблемы, с которыми сталкиваются органы правопорядка, противодействуя преступникам:

  • нехватка кадров, разбирающихся в сфере IT;
  • отсутствие места преступления в классическом понимании термина и отлаженных механизмов, а также методик расследования;
  • сложность выявления преступных деяний и своевременного реагирования.

Традиционная методика расследования правонарушений в России предполагает допрос свидетелей, а также потерпевших. Затем сразу проводится осмотр места преступления, выемка и исследование документов, а также обыск. В случае кибермошенничества в сети Интернет все эти действия сложны для исполнения.

К примеру, мошенники открывают онлайн-магазин, предлагающий по дешёвке Айфоны. Аферисты собирают деньги с доверчивых покупателей и пропадают. Потерпевшие обращаются в органы МВД. При проведении расследования выясняется, что сайт и контактные данные оформлены на несуществующих лиц или номинала, страдающего алкогольной зависимостью, компания и адрес торговой точки фиктивные и зарегистрированы за границей. В итоге следствие заходит в тупик. Конечно, так случается не всегда. Правоохранители учатся, приобретают специальные программы и другие инструменты для предупреждения и быстрого реагирования на преступления.

Расследованием правонарушений в области IT-технологий занимается отдел по борьбе против информационной безопасности – «К». В сферу внимания его сотрудников относятся противозаконные деяния в IT-отрасли, а также незаконный оборот спецтехнических и радиоэлектронных средств. Отдел «К» относится к самым засекреченным подразделениям МВД.

Законодательная база

Наказания за кибернарушения предусматривает глава 28 УК РФ. Она содержит 3 статьи, которые относятся к противоправным деяниям в сфере компьютерной информации – речь идёт о любых сведениях, существующих в виде электрических сигналов, независимо от средств их обработки, хранения или передачи:

  • Статья 272 УК РФ – утверждает наказание за незаконное получение доступа к КИ, который привёл к блокированию, копированию, уничтожению или изменению данных. Уголовная ответственность предусмотрена вплоть до лишения свободы на срок до 7 лет.
  • Статья 273 УК РФ – разработка, распространение, использование вредоносных программ. Срок наказания до 7 лет.
  • Статья 274 УК РФ – нарушение требований к эксплуатации устройств для хранения, передачи и обработки данных компьютеров и телекоммуникационных информационных сетей. Предусматривает лишение свободы на срок до 5 лет.

Структура МВД России, схема которой состоит из нескольких уровней, формируется таким образом, чтобы реализация функций этого института осуществлялась максимально эффективно. К основным задачам системы относятся разработка и выполнение государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних, в том числе миграционных, дел. Рассмотрим далее, что собой представляет структура МВД России. Схема расположения ее элементов, задачи и функции, которые исполняет система, - далее в статье.

Общие сведения

Из каких элементов состоит структура МВД? Схема включает в себя:

  1. Главные управления по федеральным округам.
  2. Министерства ВД республик.
  3. Главные управления иных субъектов страны, в том числе городов федерального значения.
  4. Отделы ВД на воздушном, железнодорожном и водном транспорте.
  5. Управления в административно-территориальных образованиях закрытого типа, режимных и особо важных объектах.
  6. Воинские части и соединения ВС.
  7. Представительства за рубежом.
  8. Прочие организации и штабные подразделения МВД, сформированные в порядке, определенном законодательством для реализации соответствующих задач.

Ключевые принципы

Они оказывают влияние на порядок, в соответствии с которым формируется структура МВД. Схема расположения элементов института обеспечивает постоянное внутреннее взаимодействие. Это, в свою очередь, способствует наиболее эффективной реализации поставленных задач. Структура МВД РФ осуществляет свою деятельность в соответствии с принципами:

  1. Соблюдения и уважения свобод и прав личности и гражданина.
  2. Гуманизма.
  3. Законности.
  4. Сочетания негласных и гласных средств и методов.
  5. Взаимодействия с государственными, региональными системами власти, местными органами, общественными организациями и представительствами зарубежных стран.

Задачи

Структура МВД РФ сформирована для:

  1. Разработки и реализации стратегии в рамках общей государственной внутренней политики.
  2. Совершенствования нормативного регулирования.
  3. Обеспечения защиты свобод и прав личности и гражданина в рамках своих полномочий.
  4. Предупреждения, выявления, пресечения правонарушений административного характера.
  5. Обеспечения охраны правопорядка, безопасности движения на дорогах.
  6. Осуществления контроля над оборотом оружия.
  7. Государственной защиты имущества.
  8. Управления ОВД, внутренними войсками, организации их работы.

Характеристика института

Понятие "внутренние дела" страны можно рассматривать как в широком, так и в узком смыслах. В перовом случае они предполагают работу органов госвласти в политической, социальной, экономической и прочих сферах жизни страны. В узком смысле под внутренними делами понимают обеспечение общественного порядка, безопасности граждан, охрану существующих форм собственности, борьбу с преступностью. Структура МВД - федеральный исполнительный институт власти. Он находится в подчинении президенту по вопросам, которые отнесены к его ведению, а также правительству страны. В своей деятельности институт руководствуется конституционными положениями, нормами иных законов, указами, распоряжениями высших органов власти, общепризнанными принципами, международными договорами. Ключевым актом, определяющим порядок, по которому формируется организационная структура МВД, ее задачи, полномочия и функции, выступает Положение о Министерстве ВД.

Руководящий состав

Структура МВД включает в себя высших должностных лиц. Ими выступают министр, первый и другие заместители. Указанные лица назначаются на посты и освобождаются от должностей по представлению правительства президентом страны. Министр несет индивидуальную ответственность за реализацию задач, которые выполняет структура МВД. Руководство сферой внутренних дел осуществляется непосредственно и централизованно. Последнее представляет собой управляющее влияние на само министерство, ГУ МВД и региональные управления и через них - на районные и городские отделы. Непосредственное руководство и координация деятельности осуществляются в отношении органов, служб, находящихся в подчинении. К ним, в частности, относятся органы ВД на транспорте, научно-исследовательские учреждения, окружные управления военного и материально-технического снабжения, прочие подразделения МВД РФ.

Основные направления работы

Руководствуясь объективными законами развития общества, учитывая экономическую и социальную, а также криминогенную обстановку в стране, можно сказать, что структура МВД состоит из органов:

  1. Определяющих стратегию работы всего института в целом и отдельных его элементов в частности.
  2. Реализующих мероприятия, направленные на совершенствование нормативной основы, организационной структуры, кадровой деятельности, исследования, обобщения и использования научных рекомендаций и передового опыта.
  3. Разрабатывающих методику несения службы.
  4. Анализирующих оперативную обстановку и прогнозирующих ее состояние.
  5. Разрабатывающих мероприятия превентивного (предупреждающего) характера.
  6. Обеспечивающих координацию работы органов ВД, служб и отделов.

Штатная численность

Как и структура института, она утверждается президентом. В частности, Указом главы страны от 19.07.2004 г. допускается иметь в министерстве двух замминистра, один из которых может являться первым заместителем. Также разрешено формировать до 15 департаментов, осуществляющих деятельность по ключевым направлениям, Следственный комитет, а также Главное командование ВД. Изменение структуры МВД также находится в ведении президента. Более детальный состав и штатное расписание для каждого управления и пр., положения о департаментах и прочих элементах системы утверждаются в приказах министра.

Центральный аппарат

Он имеет ключевое значение в сфере управления системой. Центральный аппарат осуществляет выработку основных направлений работы всех элементов министерства. Здесь же формируются основные звенья системы, определяются их цели и задачи, а также пути их достижения и реализации. В соответствии с приказом министра ВД № 730 от 10.11.2004 г., структура МВД образуется следующими департаментами:

  1. Административным.
  2. Госзащиты имущества.
  3. Кадрового обеспечения.
  4. Обеспечения безопасности на дорогах.
  5. По борьбе с терроризмом и организованной преступностью.
  6. Обеспечения правопорядка на режимных и закрытых объектах.
  7. Собственной безопасности.
  8. Обеспечения правопорядка на транспорте.
  9. Тыла.
  10. По охране общественного порядка.
  11. Уголовного розыска.
  12. Экономической безопасности.
  13. Организационно-инспекторский.
  14. Правовой.
  15. Финансово-экономический.

МВД выступает в качестве юридического лица. Организация имеет печать, на которой изображен государственный герб и ее наименование.

Структура ГУ МВД

Формирование президентом федеральных округов вызвало преобразования во всей системе исполнительной власти. Реформы, соответственно, повлекли изменение структуры МВД. № 644 от 4.06.2001 г., в частности, определено, что окружными отделениями министерства являются Главные управления по ФО. Глава страны определил, что основными задачами ГУ МВД выступают:

  1. Контроль, анализ и координация работы органов ВД в соответствующих округах.
  2. Организация работы ОВД по борьбе с преступностью, носящей организованный и межрегиональных характер.
  3. Обеспечение взаимодействия органов ВД с Главы государства в соответствующих округах.

Министр указа президента утвердил положения, в соответствии с которым установлена структура подразделений МВД в каждом ФО.

Системные элементы Главных управлений

Структура подразделений МВД включает в себя руководящий аппарат. В него входят начальник управления и сформированные при нем:

  1. Секретариат.
  2. Группа взаимодействия с Министерством ВД.
  3. Пресс-служба.
  4. Группа юридического обеспечения.
  5. Отдел кадров.

Административный аппарат

Начальнику Главного управления разрешено иметь 3 заместителя. Первому подчиняются следующие подразделения МВД по ФО:

  1. По координации анализа.
  2. По взаимодействию с общественными организациями и органами власти.
  3. По контролю и взаимодействию с ОВД.

В состав включены также:

  1. Организационно-плановый отдел.
  2. Дежурная часть.
  3. Информационно-аналитический отдел.

Второй заместитель является начальником оперативно-разыскной службы. Ему подчиняются отделы:

  1. Анализа и информации.
  2. По противодействию межрегиональным преступным группам.
  3. По борьбе с террористическими проявлениями и похищениями людей.
  4. По противодействию экономическим преступлениям.

Третий заместитель - замначальника по тылу. Он отвечает за деятельность отделов хозяйственного, финансово-экономического и материально-технического обеспечения, автохозяйство и комендантское отделение.

Важный момент

Кандидаты на руководящие должности Главных управлений ВД по ФО утверждаются по представлению министра президентом страны. Аналогичный порядок действует и в отношении процедуры снятия с постов. Формирование ГУ осуществляется в рамках общей численности штата органов ВД.

Городские и районные органы

Осуществляя свою деятельность, каждый линейный отдел руководствуется положениями Конституции, федеральными законами и прочими отраслевыми нормативными актами региональных органов госвласти, местного самоуправления и прочими документами. Функции районных и городских органов выступают как основные направления их работы. Реализуя их, они обеспечивают решение задач, возложенных на систему ВД. В структуру подразделений входят:

  1. Начальник и его заместители.
  2. Службы, осуществляющие обеспечивающие и основные функции.
  3. Штаб, выполняющий задачи по управлению.

Последний осуществляет сбор и обобщение сведений о состоянии оперативной обстановки в пределах подведомственной территории, подготовку проектов планов работы, административных решений, контроль исполнения законодательных положений и ведомственных актов. Отраслевые функции выполняют:

  1. Криминальная полиция МВД России.
  2. Уголовный розыск.
  3. Служба по противодействию экономическим преступлениям.
  4. ГИБДД.
  5. Служба по лицензионно-разрешительной работе и контролю осуществления охранной и частной детективной деятельности.
  6. Подразделения общественной безопасности.
  7. Службы обеспечения и координации деятельности уполномоченных участковых.

В качестве самостоятельных служб выступают следственные отделения. Функции обеспечения возлагаются на кадровые, обслуживающие и тыловые группы, техническое отделение, финансовую часть. При ОВД формируется служба вневедомственной охраны. Она выступает в качестве юридического лица и имеет собственную печать с государственным гербом, расчетный счет в банковской организации, самостоятельный баланс.

Полномочия министерства

В ведении МВД находится:

  1. Формирование ключевых направлений реализации госполитики в сфере миграции, общественной безопасности и обеспечения правопорядка.
  2. Разработка и представление правительству и президенту проектов ФЗ, актов и прочих документов, для которых необходимо соответствующее утверждение.
  3. Принятие решений по вопросам, относящимся к сфере внутренних дел.
  4. Определение основных направлений работы ОВД и внутренних войск, координирование их деятельности.
  5. Обобщение практики применения законодательных положений, выполнение анализа реализации госполитики, разработка мер по повышению эффективности функционирования системы МВД.
  6. Участие в создании целевых федеральных программ в рамках своей компетенции.
  7. Подготовка проектов отзывов и заключений на законодательные и прочие нормативные акты.
  8. Разработка и проведение мероприятий по совершенствованию системы охраны порядка на территории страны.

Практическая деятельность

МВД организует и выполняет в соответствии с правилами, установленными законодательством:

  1. Производство предварительного следствия и дознания.
  2. Оперативно-розыскную деятельность.
  3. Розыск похищенного имущества и лиц.
  4. Экспертно-криминалистическую деятельность.
  5. Контроль оборота служебного и гражданского оружия, сохранности и технического состояния огнестрельных средств, находящихся во временном использовании у юрлиц, выполняющих особые уставные задачи, соблюдения положений соответствующего законодательства.
  6. Лицензирование определенной категории деятельности.
  7. Выдачу разрешений на приобретение, ношение, хранение и использование оружия и патронов, их транспортировку, ввоз на территорию страны и вывоз с нее.
  8. Контроль частной охранной и детективной деятельности.
  9. Выдачу разрешений на транспортировку всеми видами транспорта взрывчатых веществ промышленного использования.
  10. Охрану режимных и особо важных объектов, специальных грузов, имущества организаций и граждан по договорам, и дипломатических представительств на территории страны.
  11. Организацию производства по административным делам, отнесенным к компетенции МВД.
  12. Обеспечение госзащиты судей, служащих контролирующих и безопасность участников разбирательств по уголовным делам и их близких.
  13. Выполнение дактилоскопической регистрации.
  14. Обеспечение режима военного и чрезвычайного положений при их введении на территории страны либо в ее отдельных районах, проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.
  15. Организация и обеспечение мобилизационной подготовки, контроль и координация работы ФМС в данной сфере.
  16. Участие в территориальной обороне России при взаимодействии с ВС, иными войсками и формированиями, осуществляющими защиту государства.
  17. Обеспечение исполнения мероприятий по ГО, повышению устойчивости функционирования органов ВД, ФМС и внутренних войск в режиме военного времени, а также в случае возникновения ЧС.
  18. Участие в обеспечении выполнения гражданами установленной для них воинской обязанности, организация и ведение учета военнообязанных субъектов в установленном порядке.
  19. Организация специальных перевозок в пределах России в интересах ОВД, на основании постановлений правительства и межведомственных соглашений.
  20. Участие в работе по стандартизации, сертификации и метрологии.
  21. Обеспечение выполнения статистических наблюдений в соответствии с официальной методологией.
  22. Организация кадровой работы, переподготовки, подготовки, повышения квалификации, стажировки служащих, разработка и реализация мер по социальной и юридической защите сотрудников.
  23. Выработка и реализация лечебных, профилактических, оздоровительных, санаторно-курортных и реабилитационных мероприятий, направленных на укрепление здоровья должностных лиц и их родственников, пенсионеров системы ФМС и МВД, а также прочих лиц, обеспечение которых находится в ведении министерства.

Обслуживающие функции

В полномочия МВД входит обеспечение:

  1. ОВД и внутренних войск специальной, боевой и шифровальной техникой, боеприпасами, вооружением, прочими материально-техническими средствами, финансированием за счет средств федерального бюджета.
  2. Проведения конкурсов и заключения госконтрактов на размещение заказов по производству работ, предоставлению услуг и поставки товаров для нужд системы МВД.
  3. Внедрения научно-технических разработок, положительного опыта в работу ОВД и внутренних войск, развития автоматизированного управления и связи.

Министерство разрабатывает и осуществляет меры по развитию и укреплению материально-технического обеспечения органов ВД, внутренних войск, участвует в организации и совершенствовании снабжения ФМС. МВД может реализовывать и иные функции, если они предусматриваются положениями конституционных и прочих федеральных законов, актами правительства и президента страны. Контроль деятельности управлений осуществляется министерствами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов/областей, а также органами, входящими в систему местной власти в рамках полномочий, предоставленных им законодательством. Начальники и заместители отделов несут индивидуальную ответственность за их деятельность. За нарушения предписаний законодательства, положений регламентов и инструкций предусматриваются дисциплинарные, административные или уголовные наказания.

© 2024 bugulma-lada.ru -- Портал для владельцев автомобилей