Почему нужно учить родной (нерусский) язык. Сочинение на тему: «Зачем я изучаю русский язык? Заметка почему необходимо изучать родной язык

Главная / Советы

Раньше источником грамотности была средняя школа, СМИ, художественная литература. В конце прошлого века «страной непослушания» стала мировая компьютерная сеть, где никто не обращал внимания на правила написания. Теперь всё переменилось - в российском сегменте Интернета нарастает движение за правильное и бережное использование русского языка, и только школьники, вопреки возникшему тренду, продолжают удивительно коверкать знакомые всем слова.

​О том, какие ещё процессы происходят в русском языке, мы решили поговорить с Татьяной ЧЕРНЫШОВОЙ, профессором, заведующей кафедрой русского языка, литературы и речевой коммуникации Алтайского госуниверситета, доктором филологических наук .

Послушать старожилов

Татьяна Владимировна, слышал мнение, что сибирякам удалось сохранить очень правильный русский язык, устную речь без явных региональных диалектных особенностей?

- Сложно сказать, так ли это на самом деле. Диалектологи, изучающие особенности местных русских говоров, говорят об уникальности языковой картины мира нашего региона, например, в ходе исследования были выявлены слова, которых нет в других говорах. Языковые параллели к диалектным словам Алтайского края обнаружены во многих славянских языках (болгарском, словенском, чешском и др.). Однако говорить сейчас о влиянии русских говоров Алтая на современную обыденную речь его жителей не приходится. Стремительное развитие электронных СМИ, рост городского населения по сравнению с сельским, почти всеобщее среднее образование - всё это выровняло особенности речи жителей страны и обусловило возросшую популярность низкого стиля. Некоторые региональные особенности сохранились только у сельских старожилов. Впрочем, узнать по речи, что человек из Сибири, можно - по степени открытости в общении, по быстрому темпу речи и особенностям произношения некоторых слов (широко известно, например, сибирское «чоканье»). А качество речи зависит от уровня образованности, от желания найти общий язык с собеседником, от целей общения. Сейчас большое влияние на развитие нашей речи оказывают СМИ - и особенно Интернет. Общение происходит с большим количеством людей, складывается своеобразный язык, который строится совсем по иным правилам, чем литературный язык.

- Куда мы движемся в развитии русского языка?

Хорошо хотя бы то, что мы движемся. Например, популяризатор русского языка профессор Максим Кронгауз отмечает, что в конце XX-начале XXI века стали заметны сильные изменения в речевой практике употребления. Идут активные процессы словообразования, в речи ярко проявляются возможности языковой игры - нестандартного использования стандартных форм. Живой язык пополняется новыми элементами и сближается с нашей речевой практикой. Вероятно, это стоит воспринимать положительно - язык живёт и развивается.

Интересно, что не всюду язык меняется одинаково - в сельской местности он более консервативен, в районах края более бережно относятся к языку. Особенно интересно разговаривать со старожилами - их речь очень хороша, красива. Но поколения меняются, старожилов остаётся меньше, молодёжь уезжает в город…

Мёд красноречия

- Хорошо ли, что язык становится более демократичным, не ведёт ли это к оскудению речи?

Любой язык стремится к стабильности. Речь меняет язык, но не так быстро, как меняется сама. Литература XVIII века отличается по языку от литературы XIX века или XX века. Не думаю, что сейчас язык становится скуднее. Известные русские мастера слова XIX века, такие как Салтыков-Щедрин, Толстой, Чехов, тоже критически оценивали речь своих современников. Так, Салтыков-Щедрин писал, что у русских никогда не было в почёте умение хорошо и много говорить. При этом он опирался на русские пословицы: ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами, у человека есть два уха, чтобы слышать, и один язык, чтобы говорить. Русские, по его словам, производили издавна многие сорта мёда, но среди них никогда не было «мёда красноречия». А потом произошли политические, экономические преобразования, и люди заговорили на все лады, поскольку им «выпало разрешение говорить». Через сто лет, уже в конце XX века, ситуация повторилась.

Но сейчас, и это отмечают все исследователи, молодые люди лучше владеют речью - они более уверены в себе, свободнее общаются, могут отстаивать свою точку зрения.

- Развитие устной речи можно назвать достижением последних лет, а что мы упустили, что теряем?

Большой проблемой является школьное преподавание русского языка - сокращение часов на уроки русского языка и литературы, сведение их к решению тестовых заданий не оставляют ученикам возможностей овладения письменной речью. Вся надежда на учителей, которые прививают ученикам любовь к русскому языку и литературе вне зависимости от количества часов преподавания и требований ЕГЭ.

- Изменились ли студенты?

Студенты всегда были разные. В общей массе студенты разных факультетов проявляют живой интерес к русскому языку, они свободно общаются, задают вопросы, и это радует. Но есть и проблемы. Прежде всего - неумение читать и понимать текст. Каждый третий не в состоянии определить в тексте тему, главную мысль, что хотел сказать автор, как он доказывает свою мысль. Налицо невладение композиционными основами построения текста, неумение понять особенности структуры текста. И самое главное - непонимание того, ради чего написан текст. Ведь любой текст выражает авторское «послание» читателю. Иначе писать нет смысла.

Проблема понимания текста - одна из самых важных. Если человек не в состоянии понять текст, значит, ему трудно анализировать, его легко обмануть, им легко манипулировать. Этим успешно пользуется реклама и политика, но для жизни социума, да и самого человека, это может быть опасно.

Вторая проблема - неумение выразить мысль на родном языке. Третья проблема, и это отмечают многие, - по сравнению со студентами прошлых лет у современных очень много грамматических ошибок. Грамотность стала необязательной. Но нас радует, что Интернет, который всё стерпит, всё-таки начинает возвращаться к орфографической грамотности - хорошо, если обозначившаяся тенденция писать правильно станет «модной».

Эмоции по назначению

Каково отношение специалистов к повсеместному использованию в современной речи, в том числе со сцены, табуированной лексики?

Табуированная лексика существует и активно развивается. Но проблема в том, что сегодня эта лексика используется очень широко, в том числе детьми и подростками. Никто не учит детей речевому этикету - ни в школе, ни в вузе. Русский язык в конце прошлого века испытал на себе влияние двух факторов - демократизации языка, что хорошо, и вседозволенности, что уже не так замечательно. Табуированный язык - экспрессивное русское просторечие - лучше оставить для особых случаев, ведь это язык для выражения эмоций. А для повседневного общения у нас есть другой язык - им и надо пользоваться.

- Интерес к филологии сохраняется?

Интерес студентов не падает, но беспокоит сокращение бюджетных мест на филологических факультетах во всех вузах. Сейчас принято всё время говорить о практической пользе. Какую пользу приносят филологи, как её можно посчитать в рублях? Но нельзя же во всём видеть сиюминутную выгоду! А кто научит людей смотреть в книгу и видеть там больше, чем набор слов? И кто в будущем будет хранителем культурного кода русской культуры, неотъемлемой частью которой является русский язык?

- Чего бы хотелось пожелать носителям русского языка?

Хотелось бы, что все, для кого русский язык является родным, любили его, понимали и относились к нему бережно. Без языка не будет нас, и мы должны его сохранять, обогащать и умело использовать.

Кстати

В Алтайском крае учится много студентов, в том числе из Китая. Они отличаются большим старанием, но не всем русский язык даётся одинаково - от одних приставок и суффиксов голова у них идёт кругом. Но то, чем овладевают все студенты без исключения - русская ненормативная лексика. Её студенты из Китая учат на специальных занятиях. Считается, что выходцам из другой страны, воспитанным в иной культуре, важно понимать этот своеобразный русский язык и различать, когда его использование является явной агрессией со стороны собеседника, а когда не несёт в себе никакого послания или используется вместо обычных слов в силу низкого культурного уровня говорящего. Носителю языка не сложно различать смысловые оттенки однокоренных слов, а для иностранцев это представляет определённую сложность. Многие иностранные студенты, особенно те, кому русский язык даётся тяжело, считают, что занятия по «народному экспрессивному русскому» наиболее интересны и занимательны.

Родной язык – этот тот язык, который мы слышим вокруг себя с самого раннего возраста. У каждого народа он свой. Язык, принадлежащий той, или иной нации отражает ее культуру и обычаи. Родной язык – это наше наследие. Он формировался на протяжении многих веков, впитывая в себя все происходящее вокруг, отражая мысли и настроение народа и то, что он переживал. Очень многие события отражались на его развитии. И, очень много вложили в него люди-патриоты своего языка. Это великие и известные писатели, поэты и многие другие.

А наш русский язык очень многообразен, мелодичен и красив. Не зря он назван могучим. Подумать только, сколько в нем средств выражения. Богата русская лексика: множество фразеологизмов и речевых оборотов. А сколько вариантов есть в нашей речи того, как назвать одно и тоже явление! С помощью русского языка можно выразить все оттенки и чувств, и мыслей, и всего остального, можно описать все до мельчайших подробностей. И все это потому, что он действительно очень богатый!

Но, и не так прост. Легким он кажется только до того момента, как начинаешь его изучать. А во время этого процесса узнаешь очень много нового и интересного. Немало и подводных камней встречаешь на тропах его познавания. Но, все это – мелочи. Ведь поистине могучий и сильный язык требует внимательного изучения.

А как формировалась наша речь, наш родной язык! У него богата и история. А это еще раз доказывает его величие и многогранность. На протяжении всего его развития менялись и правила написания, и значения слов, некоторые и вовсе вышли из употребления. Скольких из них значений знает сейчас далеко не каждый. Такие слова называются устаревшими.

И вот, интересно: многие из них не просто канули в забытье. Да, мы их не употребляем сейчас в их исконном значении. Но, зато от них образованы слова, которые присутствуют и в современном русском языке. Правда, значения многих из них уже другие.

На мой взгляд, это очень интересная и занимательная наука – изучение языка. И, к тому же, родной язык просто обязан знать каждый!

Сочинение Русский - мой родной язык

С древних времен, люди обмениваются мыслями, выражают свои эмоции и передают информацию не только жестами, но и при помощи языка. Ведь только человек может писать и читать, это и есть одно из главных отличий нас от животных. Ведь именно речь говорит о том, что мы способны мыслить, размышлять и углубляться в свои мысли.

Каждый народ имеет свой собственный язык. Именно он показывает характер, колорит и диалект данного народа.

Что касается меня, то я очень люблю свой родной язык. Мой язык – русский. Он богат диалектами, оттенками с разных сторон. Русский язык полон синонимичности, оборотов и мелодичности. Ведь чего стоит только прочитать стих на родном русском языке… Это же радость приносящая удовольствие, а если еще и выдержать все паузы и расставить интонации, то это просто магический обряд увлекающий вдаль за собой. Возможно, кто-то скажет, что я сужу предвзято, ведь я родился в стране с данным языком. Да, возможно, но все же я считаю, что нет языка красивее и сильнее нашего. Ведь даже в Великую Отечественную Войну люди шли к победе с нашим громким русским «УРА!».

Я с полной уверенностью могу сказать, что язык – это живой организм, который способен расти и изменяться вместе со своим народом! Даже появление, каких либо новых слов, по моему мнению, это хорошо. Новые слова показывают, что мы не стоим на месте, мы развиваемся! А развитие всегда ведет к благополучию.

С самого раннего детства родители прививают детям то, что необходимо быть грамотными. А грамотность включает в себя владение своим родным языком на самом высоком уровне. Необходимо не только разговаривать правильно, но и писать!

При всем этом русский язык считается самым сложным в изучении всего мира, да и в целом для его носителей. Порой, не справляясь сразу с тем или иным в обучении родного языка, я не могу представить, какого изучать его иностранцам, приехавшим к нам по обмену или же по каким либо другим причинам.

Детям изначально не понятно для чего необходим язык, поэтому задача родителей им это объяснить. Объяснить с пониманием того, что язык – это жизнь! Позже ребенок и сам поймет, что к чему, но в начале пути ему все надо объяснить. В школе и в высших учебных заведениях детей научат, конечно, писать, читать и многому другому, но стоит помнить о том, что самая глубокая база дается в раннем детстве. Да и в целом, если к нашему родному языку относится с уважением и глубоким почтением, то он никогда не войдёт в список «мертвых» языков.

2, 3, 4 класс

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Рылова Полевая рябинка 5 класс (описание)

    Я рассматриваю репродукцию картины «Полевая рябинка». Аркадий Рылов создал её в 1922 году. Живописец сумел запечатлеть настоящую пышность и яркость красок отечественной природы.

    Симеон - второстепенный персонаж произведения Куприна «Яма». Симеон, без сомнения, является отрицательным персонажем, ведь ему свойственны жестокость, лицемерие и циничность.

Был на классном собрании своего сына. Обсуждали разные вещи. И как всегда в очередной раз из уст некоторых родителей прозвучала жалоба: «На татарский язык отводится целых пять уроков. Мы не справляемся. И вообще, зачем нам нужен этот язык и какая от него польза?»

Никого не удивлю, если скажу, что подобные жалобы звучат на каждом классном собрании. Причем в татарской гимназии. И жалуются родители-татары!

Мы стали настолько меркантильными, что все измеряем деньгами. Я, может быть, немного утрирую, но в конце концов все сводится к этому. Татарский язык не нужен, потому что не приносит практическую пользу. Зачем его изучать, если он нам не помогает ни поступать в вуз, ни даже в училище? По телевизору на этом языке ничего интересного не показывают. По радио - сплошное издевательство над языком со стороны выскочек, которые считают, что говорят по-татарски. В магазине иногда даже хлеба не купишь, если попросишь на татарском. Тогда зачем же он нужен?

Есть вещи, которые очень трудно объяснить словами. Их мы чувствуем сердцем, душой. Трудно описать слепому от рождения, какие они - голубое небо, зеленая трава, морская даль...

Вдумайтесь, за что мы любим родителей? За то, что они нас кормили, одевали, дали образование, покупали компьютер? А если бы они не смогли этого сделать? Представьте на мгновение, что вы родились в беднейшей стране Африки, где люди живут впроголодь. У вас есть родители, но вы вечно голодны. У вас плохая одежда, об образовании вы даже мечтать не можете... Неужели вы не будете любить родителей?! Мне всегда становится смешно, когда в конце свадьбы молодые встают и начинают благодарить родителей. Смешно не от того, что они это делают. А от того, что при этом говорят. Обычно звучат такие слова: «Я благодарю родителей за то, что...» Далее кто как: «...дали мне образование, за то, что меня вырастили, за то, что меня сделали человеком» и т. д. Но ведь не только за это мы любим родителей! А детей? За что мы любим детей? Они же в большинстве случаев никакой практической пользы не приносят. Так за что же мы их любим? Подумайте! Воооот!!! Ни за что-то! А просто потому, что они наши, наши родные! А как мы называем свой язык? Правильно! Родным! А родных нельзя любить за это или за то. Мы их просто любим.

Но, конечно, касательно родного языка нельзя говорить, что от него нет пользы. Просто эту пользу нельзя сразу увидеть, пощупать, положить в карман. Родной язык является краеугольным камнем духовности, из-за отсутствия которой мы теряем человеческие качества. К сожалению, этого не понимают даже наши религиозные деятели. Они думают, что духовность - это только религия, ну в крайнем случае еще искусство. А как иначе понять, если приглашенный в татарский дом мулла разговаривает на русском языке! В мечети к прихожанам обращается на этом же языке, хотя большинство из них татары?!

Наши просвещенные священнослужители думают, что язык - это просто набор звуков. Например, как гавканье собак, блеяние овец, скрип колеса... А что будут делать наши рядовые папы и мамы, если даже доктора филологических наук, сделавшие карьеру на татарском языке, «забыли» научить своих детей говорить на родном языке?! Они не поняли главного, хотя и твердили об этом много раз. Язык - это душа народа. Из поколения в поколение она передавалась через язык. И вот представьте, вы решаете, что вашему ребенку родной язык не нужен. Что происходит? Вы лишаете своего ребенка души. Не моргнув глазом отрываете его раз и навсегда от информационного поля народа, предков. Нет, жить-то он будет. Но часть сердца останется пустой. Потому что вы сделали его никем! От того, что он не может говорить на родном языке даже с родной бабушкой, он не перестанет быть татарином и не станет русским (хотя втайне вы этого и желали, так ведь?), но и родным для татар он уже не будет.

В итоге свой среди чужих, чужой среди своих. Хотя нет, своим среди чужих он тоже не сможет стать. Гены не позволяют. Лицом, так сказать, не вышел. Через несколько поколений, когда внуки, правнуки переженятся на представителях других племен, быть может, ваша мечта и осуществится. Но не на вашем ребенке. Он останется никем! Хотя попытаться конечно можно. Тем более впереди перепись населения. Запишись кем хочешь, мой родной. Только время от времени подумай о том, что сделал, и смотри себе в глаза сквозь зеркало. Может, что-нибудь почувствуешь, мой практичный.

Спросите, а почему я такие вещи пишу не на родном языке? Но вы ведь не читаете на нем, не правда ли, «родные» мои?..

Олег ХИСАМОВ

Задать вопрос Пенсионному фонду РТ

Задайте любой вопрос специалисту Пенсионного фонда РТ, укажите свой обратный адрес и получите развернутый ответ на свой email. Читайте также
Новости партнеров

Lord, 24.09.2010 11:18:14

Гость, 24.09.2010 15:42:34

Гость, 24.09.2010 16:45:58

Гость, 24.09.2010 17:17:56

Гость, 24.09.2010 17:55:50

Гость, 25.09.2010 3:10:36

Иеллохим, 25.09.2010 20:47:46

Гость, 25.09.2010 23:22:20

Гость, 26.09.2010 12:39:03

Гость, 26.09.2010 14:14:37

Анна, 26.09.2010 16:37:36

Misharin2006, 26.09.2010 18:10:56

Misharin2006, 26.09.2010 18:11:57

Misharin2006, 26.09.2010 18:14:08

Раил Гатауллин (belem.ru), 26.09.2010 19:25:41

Misharin2006, 26.09.2010 20:00:05

Гость, 27.09.2010 1:53:25

Он является официальным в многонациональной России, где на одной территории проживают десятки разных национальностей. Его использовали величайшие поэты и писатели, деятели науки и искусства. Он – наследие многовековой истории, культуры, образа мышления. Мини-сочинение «Зачем изучать русский язык?» обычно пишут ученики 5 класса. О том, что стоит написать, а что лучше опустить мы поговорим далее. Также приведем три уникальных сочинения на эту тему.

Мини-сочинение должно представлять собой самостоятельное рассуждение ученика с обоснованием причин, которые мотивируют его к занятиям. Задание дается не просто так. Дело в том, что ученики 5-го класса находятся в том возрасте, когда начинают задаваться вопросами. И очень важно, чтобы они понимали смысл обучения; знали, зачем они все это делают; получали мотивацию.

  • Он является родным для большинства россиян.
  • Является официальным в России, на нем говорят представители разных народов многонациональной страны.
  • На нем написаны знаменитые литературные и научные произведения. Его использовали А. Пушкин, Ф. Достоевский, Л. Толстой, И. Бунин и многие другие писатели и поэты.
  • Он один из сложнейших в мире. В то же время, один из самых красивых и благозвучных.
  • Он необходим нам, чтобы читать, общаться, хорошо учиться, получать достойное образование.

Будет замечательно, если в сочинении вы приведете короткую цитату одного из знаменитых российских (а может быть и зарубежных) писателей, деятелей культуры, ученых.

Но будьте внимательны, используя материалы для подготовки – старайтесь написать сочинение сами. Ведь ваш преподаватель всегда поймет, писали вы сами или списали чье-то готовое творение.

Сочинение 1. Зачем я изучаю русский язык

Я – гражданин России. Русский язык является родным для меня. Именно на нем я произнес свои первые слова – «мама» и «папа». На нем разговаривают миллионы людей по всему миру – не только в России, но и за рубежом. Я хочу знать его еще лучше, чтобы грамотно писать и использовать слова, значения которых я пока не знаю.

Я знаю, что русский язык очень сложный. Один из сложнейших в мире. Но, в то же самое время, он красивый и гибкий. Мне нравится, как он звучит. Важно учить его, чтобы без труда читать художественные книги и учебники, не задаваться вопросом о значении слов. Его знание – основа моего образования.

Наша страна – многонациональная. В ней проживают десятки народов. Каждый из них говорит не только на родном, но и на русском языке. Он объединяет нас, дает возможность общаться друг с другом людям разных национальностей.

Знание русского языка помогает познакомиться с произведениями великих поэтов и писателей – А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, И.А. Бунина. Мои родители говорят, что лучше всего они звучат в оригинале, и что иностранцы, которые читают переводы, многое теряют. Я люблю читать, и мне нравится, что я могу познакомиться с любыми произведениями русских поэтов и писателей.

Рейтинг ТОП-7 лучших онлайн школ


Онлайн школа для подготовки к ЕГЭ по 4 предметам: русский, математика, английский, физика. Занятия проходят на современной IT-платформе, включающей видеосвязь, чат, тренажеры и банк задач.


Образовательный IT-портал, который помогает стать программистом с нуля и начать карьеру по специальности. Обучение с гарантированной стажировкой и бесплатные мастер-классы.



Крупнейшая онлайн-школа английского языка, которая дает возможность индивидуально выучить английский с русскоязычным преподавателем или носителем языка.



Школа английского языка по Skype. Сильные русскоязычные преподаватели и носители языка из Великобритании и США. Максимум разговорной практики.



Онлайн школа английского языка нового поколения. Преподаватель общается со студентом по Скайпу, а урок проходит в цифровом учебнике. Персональная программа обучения.


Онлайн-университет современных профессий (веб-дизайн, интернет-маркетинг, программирование, менеджмент, бизнес). После обучения студенты могут пройти гарантированную стажировку у партнеров.


Интерактивный онлайн-сервис для изучения и практики английского языка в увлекательной игровой форме. Эффективные тренировки, перевод слов, кроссворды, аудирование, словарные карточки.

Сочинение 2. Зачем изучать русский язык

Мы живем в самой большой стране в мире. Русский язык – официальный в России. На нем говорят все народы нашей многонациональной страны. Поэтому он очень важен для нас как главное средство общения. Но на нем говорят и за пределами России – например, в странах СНГ. В будущем я хочу много путешествовать и рад, что смогу поехать во многие страны мира, и живущие в них люди будут понимать меня.

Однажды я прочитал цитату К. Паустовского: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». Я согласен с этим выражением. Я люблю свою Родину и люблю русский язык. Он кажется мне благозвучным, гибким и богатым.

Важно учить его, чтобы говорить и писать грамотно. Мы не пишем письма, как наши мамы и папы. Но мы пишем одноклассникам и друзьям сообщения в социальных сетях. Мы много общаемся письменно. Я хочу всегда писать грамотно, чтобы не казаться другим ребятам необразованным.

Русский язык был родным для великих писателей, поэтов и ученых. На нем писал А. Пушкин, И. Бунин, Ф. Тютчев, М. Лермонтов и многие другие. На нем написано очень много хороших книг, стихов и научных трудов. Мне нравится читать и я рад, что в моей стране родилось так много писателей, которые стали известны во всем мире.

Сочинение 3. Зачем нужно изучать русский язык

Во-первых, потому что я – гражданин России, это официальный язык в нашей многонациональной стране. На нем говорят люди разных национальностей, которые живут в разных регионах. Он объединяет нас, помогает общаться.

Во-вторых, потому что на нем говорят миллионы людей из других стран мира. Я знаю, что в основном это страны СНГ. Но многие русские живут и в совсем далеких странах. Например, в США. Мне нравится путешествовать и я очень рад, что смогу говорить с другими людьми, посещая многие страны мира.

В-третьих, это родной язык великих писателей и поэтов. На нем писали А. Пушкин, М. Лермонтов, И. Бунин, Л. Толстой и многие другие. В-четвертых, потому что я не смогу получить хорошее образование без знания русского языка. Я обязательно буду сдавать его после 11-го класса и мне бы хотелось написать ЕГЭ на 100 баллов.

В-пятых, мне нравится, как он звучит, как много в нем слов, которыми мы можем выразить свои чувства и всё, что нас окружает. Я бы хотел знать значение каждого слова, чтобы моя речь была богатой и грамотной. Без знаний мне будет сложно общаться с друзьями, читать книги и сдавать экзамены. Поэтому они так важны для меня.

Заключение

Используйте примеры сочинений как источники информации, но не переписывайте их. Учитель хорошо знает, как вы пишите, и всегда поймет, сделали ли вы работу сами или списали чужой вариант. Постарайтесь понять причины, которые мотивируют вас учиться и расскажите о них. Это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Не стоит указывать на других людей и тем более кого-то упрекать отсутствием грамотности и достаточных знаний. Говорите только о себе.

Нужно ли изучать родной язык?

Каждый язык приобретает свою конкретную форму в ходе своего исторического развития. Национальное бытие проникает в индивидуальное сознание через речь, ведь индивид начинает говорить не на каком-то абстрактном языке, а на своем родном, овладение которым им не замечается.

Существует теории, согласно которым каждый язык есть порождение национального духа или же он понимается в качестве демиурга народа. Например, концепция немецкого ученого В. Гумбольдта изложена так ”Язык,-писал он,- есть как бы внешнее проявление духа народа, язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык – трудно представить что-либо более тождественное”

Язык тесно связан с жизнедеятельностью народа, и в нем отражается все то, что интересует и волнует носителей данного языка, что значимо для них: их природа, быт, история и традиции.

Люди разных национальностей по разному воспринимают, структурируют мир, так как язык, который мы усваиваем в детстве, значительно влияет на способ видения мира. Это происходит не только потому, что ребенок уже в утробе матери слышит родную речь и биологически предрасположен воспринимать, чувствовать и мыслить на данном языке, и он для младенца представляется как бы еще одним из органов чувств для познания окружающей действительности, когда из хаоса ощущений ребенок начинает составлять связную картину мира.

Но для того, чтобы ребёнок стал способным разрабатывать собственные мысли, он должен для начала усвоить мысли, созданные его народом. Именно на родном языке лучше можно осваивать основы знаний, полнее выразить свои творческие способности.

Типичный гражданин Российской Федерации нерусской национальности преимущественно свободно владеет двумя языками: родным и русским, в худшем случае – только русским.В нашем недавнем денационализированном советском прошлом за попытку защиты родного языка от дискриминации наказывали очень жестко.

Башкирский язык является одним из древних и самобытных языков мира, подробнее описание оставил выдающийся ученый – лингвист 11 века Махмуд Кашгари, который отнес его к числу наиболее развитых тюркских языков. В отличие от других языков, башкирский язык полнее вобрал в себя звуковое богатство окружающего мира, в чем частности, он выделяется наличием специфических гласных и согласных звуков: ө, ғ, ҫ, һ, ә, ҙ, ү, ң, ҡ, которые отсутствуют не только в русском, но и в других тюркских языках.

Этнографы не раз отмечали, что “зрение и слух у башкир развиты до замечательной тонкости”. В последнем можно убедиться, даже только послушав башкирскую речь, удивляющую богатством звуков.

Одной из больших проблем обучения учащихся родному языку в городских условиях является то, что не все родители башкирской национальности хорошо владеют родным языком. Многие из них потеряли необходимость в нем, некоторые никогда не изучали в школе башкирский язык. И поэтому важной задачей учителей башкирского языка является пропаганда башкирского языка и убеждение таких родителей в необходимости изучения их детьми родного языка. Важную роль в этом должны играть общественные организации, встречи с творческими коллективами, поэтами, писателями, певцами, известными людьми из Башкортостана. Обращение к истокам народного творчества имеет огромное значение, способствует воспитанию подрастающего поколения в лучших традициях народов Башкортостана.

“Гибель культуры осуществляется всегда одним и тем же путем – путем изоляции элементов культуры, т.е. когда погиб символизм в результате изменившихся условий жизни, то язык как изолированный элемент культуры был тем самым обречен”-, утверждает М. Мамардашвили. Он считает, что язык умирает “не под влиянием чужой культуры и не под влиянием водки и других новинок цивилизации, а под влиянием новых средств аккумуляции, закрепления, передачи и потребления естественного языка”, то есть все это ведет к гибели символической жизни сознания.

Возможно, одной из главных причин того, что молодёжь не знает родного языка, надо назвать вышесказанные факторы, а не связывать это только с нежеланием овладеть языком своего народа. Ведь редко кто из представителей башкирской интеллигенции может похвалиться тем, что его дети свободно говорят на родном языке, так как это объясняется не только недостаточным развитием этнического самосознания, идеологическими условиями,препятствующими развитию национальных языков, их статусом и т.д., но и потерей символизма.

Народ бессмертен, пока существует язык, который он породил. А язык жив до тех пор, пока не разрушена его символическая жизнь, символические контексты жизни данного языка. Любой язык нуждается в этих символических контекстах, чтобы функционировать как язык. От нас самих зависит,будет ли знать будущее поколение свой родной язык. Человек, который любит свой язык – будет уважать и другие языки.

© 2024 bugulma-lada.ru -- Портал для владельцев автомобилей