Эпитеты в синем небе плывут над полями. Технологическая карта урока по чтению и. с. никитин «в синем небе плывут над полями…

Главная / Аккумулятор
Департамент образования города Москвы

ГБОУ СПО Педагогический колледж №15

Информационная карта урока литературного чтения,

проведенного студенткой группы Ш-42

Дзюбенко Анной Анатольевной

в 4 «А» классе ГБОУ СОШ №508

Дата проведения урока: 13.11.2014

Отметка за проведение:

Подпись учителя:

Подпись методиста:

Москва 2014

Место урока в программе

Раздел «Поэтическая тетрадь»

Познавательные

построение речевых высказываний в устной и письменной формах; анализ объектов с целью выделения признаков;

Регулятивные

Планировать необходимые действия, операции, действовать по плану;

Коммуникативные

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; строят монологические высказывания, владеют диалогической формой речи.

Личностные

положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и умения

Опорные

понятия, термины

Новые

понятия, термины

Стихотворение, эпитет, сравнение

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Окружающий мир

Русский язык

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Учебник Литературное чтение 4 класс, часть 1, Л.Ф.Климанова Школа России. ИКТ ресурсы. Интернет ресурсы.

II . Основная часть

1) Введение в тему

Ребята, посмотрите на картины на слайде. Что у них общего?

А как вы думаете, какое время года изображено? Как вы догадались?

А кто из вас любит наблюдать летом закат, поднимите ручки.

Иван Саввич Никитин тоже очень любил наблюдать это время суток и этому он посвятил многие свои произведения.

Вечер, закат

Лето, т.к. трава, цветы, солнце яркое

Иллюстрации вечернего времени суток на слайде

2) Пейзажная лирика И. С. Никитина

Иван Саввич Никитин также в своих стихотворениях любил описывать «Лес»:

Шу ми, шуми, зеленый лес!

Знаком мне шум твой величавый,

И твой покой, и блеск небес

Над головой твоей кудрявой.

«Встречу зимы»:

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнём.

Степь в стихотворении «Полно, степь моя, спать беспробудно»:

Полно, степь моя, спать беспробудно,

Зимы-матушки царство прошло,

Сохнет скатерть дорожки безлюдной,

Снег пропал - и тепло, и светло.

Ребята, как вы думаете, почему именно эти стихотворения я взяла для нашего урока? Может что-то какие-то стихотворения вам показались знакомыми?

Так что же любил еще описывать в своих стихотворениях Никитин? Как мы назовем все это одним словом?

Правильно, Иван Саввич очень любил описывать в своих произведениях родную природу.

Мы изучали стихотворения «Встреча зимы» и «Полно, степь моя, спать беспробудно»

Лес, степь

Природа

К каждому произведению иллюстрация на слайде.

3) Первичное восприятие

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с одним из произведений Иван Саввича Никитина, которое называется «В синем небе плывут над полями».

Внимательно послушайте стихотворение, посмотрите на экран.

В синем небе плывут над полями/
Облака с золотыми краями;/

Чуть заметен над лесом туман ,/

Тёплый вечер прозрачно-румян.//
Вот уж веет
прохладой ночною;/

Грезит колос над узкой межою;/

Месяц огненным шаром встаёт,/

Красным заревом лес обдаёт.//


Кротко
звёзд золотое сиянье,/

В чистом поле покой и молчанье ;/

Точно в храме , стою я в тиши/
И
в восторге/ молюсь/ от души.//

Какие картины вы увидели?

Какие ассоциации возникли у вас после прослушивания этого стихотворения?

Как вы думаете, какое настроение было у поэта, когда он писал это стихотворение?

Поле, лес, вечер, закат

Конец лета, прощание с летом

Грусть, спокойствие

Видеоролик

4) Чтение стихотворения

Хорошо. А теперь приступим к чтению стихотворения. Откройте учебники на странице 146.

Все ли тебе было понятно? Какие слова тебе были непонятны?

Ребята, как вы думаете, что значит слово грезит? Грезить – это значит мечтать.

А как вы думаете, что значит слово межа? Межа – узкая полоса земли, границы земельных участков.

А что такое зарево? Зарево – это отблеск в небе красного, жёлтого или оранжевого цветов.

Прочитай третье четверостишие. Все ли слова тебе были понятны? Что значит кротко? Кротко – значит спокойно, мирно.

А что такое храм? Храм – это здание, в котором проходят религиозные обряды; место для молитв.

А теперь давайте прочитаем его еще раз, но более выразительно.

Прочитай первое четверостишие.

Прочитай второе четверостишие.

Прочитай третье четверостишие.

А теперь найдите и прочитайте строчку:

    Где плывут облака?

    Какие облака плывут?

    Что чуть заметно над лесом?

    Какой вечер в этот момент?

    Чем вдруг повеяло?

    Что говорится о колосе?

    Что говорится о месяце?

    Как месяц освещает лес?

    Что говорится о звездах?

    Как поэт описывает поле?

Нет, грезит, межа, зарево

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Дети отвечают на вопросы строчками стихотворения

Иллюстрации словарных слов

5) Физминутка

Сейчас я проверю, насколько вы внимательные. Когда я хлопну 1 раз вы должны начать читать вслух стихотворение, когда я хлопну 2 раза, вы должны продолжить читать его мысленно.

6)Анализ произведения

Мы немного отдохнули и теперь продолжим работу с нашим стихотворением. Как вы знаете, в произведениях литературы, особенно в стихотворениях, образы раскрываются с помощью средств выразительности. Кто мне скажет, какие средства выразительности вы уже знаете?

Что такое сравнение ? Это характеристика одного предмета, которая дается через сопоставление его с другим предметом по их сходству, которое может быть явным или отдаленным и неожиданным, например: голубые глаза, как небо;

Что такое олицетворение ? Это перенесение свойств человека на неодушевленные предметы, например: природа уснула;

Что такое эпитет ? Это определение, которое характеризует предмет, т.е. красочное описание слова, например: золотая осень;

Итак, прочитай, пожалуйста, первые две строчки первого четверостишия. Почему «облака с золотыми краями»? Какое средство выразительности здесь использует автор?

А что значит строчка «Тёплый вечер прозрачно-румян»?

Как вы думаете, какое это время суток?

Прочитай первую строчку второго четверостишия. Посмотрите, ребята, как интересно получается. Только что был «теплый вечер», а через некоторое время уже «веет прохладой ночною»? Почему такое происходит?

А как вы понимаете вторую строчку этого стихотворения? Какое средство выразительности использовал здесь автор? Какие еще средства выразительности вы видите в первых двух строчках второго четверостишия?

Прочитай третью и четвертую строчку второго четверостишия. Почему автор сравнивает месяц с огненным шаром? Все дело в том, что при смене погоды луна окрашивается в красный цвет и этим красным светом заливает лес.

Какое еще средство выразительности здесь есть?

А какое время суток описано во втором четверостишии?

Прочитай первую строчку третьего четверостишия. Какое средство выразительности здесь использовал автор?

А теперь посмотрите на третью строчку. Какое там есть сравнение?

Теперь найдите эпитет во второй строчке.

Ребята, кто из вас когда-нибудь был в храме, церкви? Какие чувства вы испытывали, какие звуки слышали?

Найдите в этом четверостишии слова, которые описывают состояние природы.

Какое же время суток описано в этом четверостишии?

Метафора, сравнение, олицетворение, эпитет

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Солнце скрыто за облаками и освещает их

Эпитет

Закат розоватого цвета, как лёгкий румянец

Ранний вечер

В конце лета температура меняется, днем еще тепло, а ночью холодает

Колос будто дремлет

Олицетворение

Прохладной ночною - эпитет

Ответы детей

Олицетворение – месяц встаёт, обдаёт

Поздний вечер

Золотое сиянье – эпитет

Тишь сравнивает с тишиной в храме

Чистое поле

Спокойствие, тишину

Потому что и там, и там чувствовал спокойствие, тишину

Кротко(спокойно) сиянье, покой, молчанье, тишь.

Ему очень нравится этот момент спокойствия, я наслаждается этим, восхищается.

Ночь

Определения появляются на слайде

7) Творческая работа по следам прочитанного

А сейчас нам предстоит очень интересная работа. У нас есть 3 группы. Я предлагаю вам нарисовать картину к стихотворению. У каждой группы есть лист А3 – это заготовка, фон для нашей картины. Также, у каждой группы в конверте лежат детали картины. Наклейте эти детали на лист А3, чтобы у вас получилась готовая картина нашего стихотворения.

Молодцы! А теперь капитан каждой группы выйдет к доске и прикрепит вашу картину на доску.

Ребята, посмотрите, одинаковые ли получились картины? Что же нам делать? Произведение было одно, материал у всех одинаковый, но картины получились разные. Я попрошу каждую команду защитить свою картину, насколько точно вы отразили все, что есть в стихотворении в вашей картине.

Отвечает первая команда.

Значит ваша картина не закончена. А у кого есть продолжение? Может быть у вас полная картина? Отвечает вторая команда.

Давайте узнаем у третьей команды.

Какой мы вывод можем сделать? Правильно, только все 3 картины в совокупности создают единое произведение.

Нет

У нашей картины есть синее небо, облака с золотыми краями, туман на лесом. Но у нас нет колоса, о котором говорится во 2 четверостишии.

У нас есть колос, месяц, но нет того, что было у первой команды и нет звезд, о которых говорится в третьем четверостишии.

У нас есть звезды, поле и человек - автор, который наблюдает за природой в этот момент, но нет того, что есть у первой и второй команды.

У каждой группы лист А3 с фоном и детали картины

8) Закрепление полученных знаний

Ребята, у каждого из вас есть тест.

Вам нужно выбрать правильный вариант ответа в каждом вопросе.

Тест- открытка

III. Заключительная часть

С каким произведением мы сегодня познакомились?

Кто написал это произведение?

Поднимите ручки те, кому сегодня все было понятно. Поднимите ручки те, у кого возникали трудности.

Поднимите ручки те, у кого сегодня ничего не получалось.

Спасибо за урок. До свидания!


Департамент образования города Москвы
ГБОУ СПО Педагогический колледж №15
Информационная карта урока литературного чтения,
проведенного студенткой группы Ш-42
Дзюбенко Анной Анатольевной
в 4 «А» классе ГБОУ СОШ №508
Дата проведения урока: 13.11.2014
Отметка за проведение:
Подпись учителя:
Подпись методиста:
Москва 2014
Место урока в программе
Раздел «Поэтическая тетрадь»
Тема урока И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»
Предметные умения УУД
Познакомить учащихся с поэтом И. С. Никитиным и его произведением «В синем небе плывут над полями…» Познавательные
построение речевых высказываний в устной и письменной формах; анализ объектов с целью выделения признаков;
Регулятивные
Планировать необходимые действия, операции, действовать по плану;
Коммуникативные
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; строят монологические высказывания, владеют диалогической формой речи.
Личностные
положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и умения
Опорные
понятия, термины Новые
понятия, термины
Стихотворение, эпитет, сравнение Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
Окружающий мир
Русский язык
Фронтальная, групповая, индивидуальная Учебник Литературное чтение 4 класс, часть 1, Л.Ф.Климанова Школа России. ИКТ ресурсы. Интернет ресурсы.
Этапы Ход урока Деятельность учащихся Примечания
I. Организационный момент Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Анатольевна и сегодняшний урок литературного чтения у вас проведу я. II. Основная часть
1) Введение в тему Ребята, посмотрите на картины на слайде. Что у них общего?
А как вы думаете, какое время года изображено? Как вы догадались?
А кто из вас любит наблюдать летом закат, поднимите ручки.
Иван Саввич Никитин тоже очень любил наблюдать это время суток и этому он посвятил многие свои произведения. Вечер, закат
Лето, т.к. трава, цветы, солнце яркое Иллюстрации вечернего времени суток на слайде
2) Пейзажная лирика И. С. Никитина Иван Саввич Никитин также в своих стихотворениях любил описывать «Лес»:
Шуми, шуми, зеленый лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой.
«Встречу зимы»:
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
Степь в стихотворении «Полно, степь моя, спать беспробудно»:
Полно, степь моя, спать беспробудно,
Зимы-матушки царство прошло,
Сохнет скатерть дорожки безлюдной,
Снег пропал - и тепло, и светло.
Ребята, как вы думаете, почему именно эти стихотворения я взяла для нашего урока? Может что-то какие-то стихотворения вам показались знакомыми?
Так что же любил еще описывать в своих стихотворениях Никитин? Как мы назовем все это одним словом?
Правильно, Иван Саввич очень любил описывать в своих произведениях родную природу. Мы изучали стихотворения «Встреча зимы» и «Полно, степь моя, спать беспробудно»
Лес, степь
Природа К каждому произведению иллюстрация на слайде.
3) Первичное восприятие Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с одним из произведений Иван Саввича Никитина, которое называется «В синем небе плывут над полями».
Внимательно послушайте стихотворение, посмотрите на экран.
В синем небе плывут над полями/Облака с золотыми краями;/
Чуть заметен над лесом туман,/
Тёплый вечер прозрачно-румян.//Вот уж веет прохладой ночною;/
Грезит колос над узкой межою;/
Месяц огненным шаром встаёт,/
Красным заревом лес обдаёт.//
Кротко звёзд золотое сиянье,/
В чистом поле покой и молчанье;/
Точно в храме, стою я в тиши/И в восторге/ молюсь/ от души.//
Какие картины вы увидели?
Какие ассоциации возникли у вас после прослушивания этого стихотворения?
Как вы думаете, какое настроение было у поэта, когда он писал это стихотворение? Поле, лес, вечер, закат
Конец лета, прощание с летом
Грусть, спокойствие Видеоролик
4) Чтение стихотворения Хорошо. А теперь приступим к чтению стихотворения. Откройте учебники на странице 146.


Все ли тебе было понятно? Какие слова тебе были непонятны?
Ребята, как вы думаете, что значит слово грезит? Грезить – это значит мечтать.
А как вы думаете, что значит слово межа? Межа – узкая полоса земли, границы земельных участков.
А что такое зарево? Зарево – это отблеск в небе красного, жёлтого или оранжевого цветов.
Прочитай третье четверостишие. Все ли слова тебе были понятны? Что значит кротко? Кротко – значит спокойно, мирно.
А что такое храм? Храм – это здание, в котором проходят религиозные обряды; место для молитв.
А теперь давайте прочитаем его еще раз, но более выразительно.
Прочитай первое четверостишие.
Прочитай второе четверостишие.
Прочитай третье четверостишие.
А теперь найдите и прочитайте строчку:
Где плывут облака?
Какие облака плывут?
Что чуть заметно над лесом?
Какой вечер в этот момент?
Чем вдруг повеяло?
Что говорится о колосе?
Что говорится о месяце?
Как месяц освещает лес?
Что говорится о звездах?
Как поэт описывает поле?
С каким местом автор сравнивает тишину поля?
Что испытывает автор в этот момент? Нет, грезит, межа, зарево
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Дети отвечают на вопросы строчками стихотворения Иллюстрации словарных слов
5) Физминутка Сейчас я проверю, насколько вы внимательные. Когда я хлопну 1 раз вы должны начать читать вслух стихотворение, когда я хлопну 2 раза, вы должны продолжить читать его мысленно. 6)Анализ произведения Мы немного отдохнули и теперь продолжим работу с нашим стихотворением. Как вы знаете, в произведениях литературы, особенно в стихотворениях, образы раскрываются с помощью средств выразительности. Кто мне скажет, какие средства выразительности вы уже знаете?
Что такое сравнение? Это характеристика одного предмета, которая дается через сопоставление его с другим предметом по их сходству, которое может быть явным или отдаленным и неожиданным, например: голубые глаза, как небо;
Что такое олицетворение? Это перенесение свойств человека на неодушевленные предметы, например: природа уснула;
Что такое эпитет? Это определение, которое характеризует предмет, т.е. красочное описание слова, например: золотая осень;
Итак, прочитай, пожалуйста, первые две строчки первого четверостишия. Почему «облака с золотыми краями»? Какое средство выразительности здесь использует автор?
А что значит строчка «Тёплый вечер прозрачно-румян»?
Как вы думаете, какое это время суток?
Прочитай первую строчку второго четверостишия. Посмотрите, ребята, как интересно получается. Только что был «теплый вечер», а через некоторое время уже «веет прохладой ночною»? Почему такое происходит?
А как вы понимаете вторую строчку этого стихотворения? Какое средство выразительности использовал здесь автор? Какие еще средства выразительности вы видите в первых двух строчках второго четверостишия?
Прочитай третью и четвертую строчку второго четверостишия. Почему автор сравнивает месяц с огненным шаром? Все дело в том, что при смене погоды луна окрашивается в красный цвет и этим красным светом заливает лес.
Какое еще средство выразительности здесь есть?
А какое время суток описано во втором четверостишии?
Прочитай первую строчку третьего четверостишия. Какое средство выразительности здесь использовал автор?
А теперь посмотрите на третью строчку. Какое там есть сравнение?
Теперь найдите эпитет во второй строчке.
Ребята, кто из вас когда-нибудь был в храме, церкви? Какие чувства вы испытывали, какие звуки слышали?
Так почему автор сравнил свое состояние, когда он находился в поле ночью с состоянием, когда он находился в храме?
Найдите в этом четверостишии слова, которые описывают состояние природы.
Почему автор в восторге молится?
Какое же время суток описано в этом четверостишии? Метафора, сравнение, олицетворение, эпитет
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Солнце скрыто за облаками и освещает их
Эпитет
Закат розоватого цвета, как лёгкий румянец
Ранний вечер
В конце лета температура меняется, днем еще тепло, а ночью холодает
Колос будто дремлет
Олицетворение
Прохладной ночною - эпитет
Ответы детей
Олицетворение – месяц встаёт, обдаёт
Поздний вечер
Золотое сиянье – эпитет
Тишь сравнивает с тишиной в храме
Чистое поле
Спокойствие, тишину
Потому что и там, и там чувствовал спокойствие, тишину
Кротко(спокойно) сиянье, покой, молчанье, тишь.
Ему очень нравится этот момент спокойствия, я наслаждается этим, восхищается.
Ночь Определения появляются на слайде
7) Творческая работа по следам прочитанного А сейчас нам предстоит очень интересная работа. У нас есть 3 группы. Я предлагаю вам нарисовать картину к стихотворению. У каждой группы есть лист А3 – это заготовка, фон для нашей картины. Также, у каждой группы в конверте лежат детали картины. Наклейте эти детали на лист А3, чтобы у вас получилась готовая картина нашего стихотворения.
Молодцы! А теперь капитан каждой группы выйдет к доске и прикрепит вашу картину на доску.
Ребята, посмотрите, одинаковые ли получились картины? Что же нам делать? Произведение было одно, материал у всех одинаковый, но картины получились разные. Я попрошу каждую команду защитить свою картину, насколько точно вы отразили все, что есть в стихотворении в вашей картине.
Отвечает первая команда.
Значит ваша картина не закончена. А у кого есть продолжение? Может быть у вас полная картина? Отвечает вторая команда.
Давайте узнаем у третьей команды.
Какой мы вывод можем сделать? Правильно, только все 3 картины в совокупности создают единое произведение.
Нет
У нашей картины есть синее небо, облака с золотыми краями, туман на лесом. Но у нас нет колоса, о котором говорится во 2 четверостишии.
У нас есть колос, месяц, но нет того, что было у первой команды и нет звезд, о которых говорится в третьем четверостишии.
У нас есть звезды, поле и человек - автор, который наблюдает за природой в этот момент, но нет того, что есть у первой и второй команды. У каждой группы лист А3 с фоном и детали картины
8) Закрепление полученных знаний Ребята, у каждого из вас есть тест.
Вам нужно выбрать правильный вариант ответа в каждом вопросе. Тест- открытка
III. Заключительная часть С каким произведением мы сегодня познакомились?
Кто написал это произведение?
Поднимите ручки те, кому сегодня все было понятно. Поднимите ручки те, у кого возникали трудности.
Поднимите ручки те, у кого сегодня ничего не получалось.
Спасибо за урок. До свидания!

Юрий МЕДНЫХ

СЛОВЕСНИК (окончание)

И.С.Никитин

В небе синем плывут над полями

Облака с золотыми краями:

Чуть заметен над лесом туман,

Теплый вечер прозрачно-румян.

Отрывок написан 3х стопным анапестом, со смежной рифмой, женской и му-ской: женская – ударный слог предпоследний: полями-краями, мужской – ударный слог последний: туман-румян.

В отрывке использованы художественные приемы (тропы):

«в синем небе» – устоявшийся эпитет, говорящий о чистоте неба.

«плывут облака» – устоявшаяся метафора, говорящая о ветреной погоде.

«с золотыми краями» – эпитет-метафора, говорящая об освещении облаков солнцем.

Чуть заметен над лесом туман» – деталь тонкой зарисовки пейзажа и состояния погоды.

«теплый вечер» – эпитет, передающий состояние времени суток.

«прозрачно румян» – эпитет-метафора, тонко передающая окраску зари.

А.К.Толстой

Клонит к лени полдень жгучий,

Замер в листьях каждый звук,

В розе пышной и пахучей

Нежась, спит блестящий жук,

А из камней вытекая,

Однозвучен и гремуч,

Говорит, не умолкая,

И поет нагорный ключ.

Стихотворение написано 4хстопным хореем, Срифмована строфа следующим образом: первые четыре строки

Рифма перекрестная: 1-3: жгучий – пахучий, 2-4: звук – жук. Второе четверости-шие срифмовано так же: 5-7: вытекая-умолкая, 6-8: гремуч-ключ. Но это не октава – в октаве иная рифмовка. Рифмы в стихотворении чередуются: женская – предпоследний слог ударный и мужская – последний слог ударный.

В стихотворении применены следующие художественные приемы (тропы):

«клонит к лени» – метафора, говорящая о расположении к отдыху, к расслаблен-ности. «пол день жаркий» – эпитет, сообща ющий о зное дня.

«замер звук» – метафора, говорящая о полной тишине.

«в розе пышной» – эпитет, говорящий о форме розы, о ее красоте.

«в розе пахучей» – эпитет, говорящий об аромате розы.

«нежась, спит» – деталь, передающая состояние жука.

«блестящий жук» – эпитет, говорящий о внешности жука. «однозвучен и гремуч» – эпитеты, сообщающие о звуке вытекающего ключа

– звук не меняется, громкий; «говорит, не умолкая» – метафора и эпитет, допол-няющие характеристику ключа и придающие ему качества человека.

«и поет нагорный ключ» – метафора и эпитет развивают характеристику поведения ключа, полнее сравнивая его с человеком-горцем.

Стихотворение передает состояние знойного летнего дня, когда все клонится ко сну или спит, но в это же время жив и бодр ключ. Он не просто жив, а гремит и поет о своем состоянии. Сам дарит жизнь окружающему.

С.А.Есенин

Темна ноченька, не спится,

Выйду к речке на лужок.

Распоясала зарница

В пенных струях поясок.

Отрывок написан 4х стопным хореем. Строки соединены перекрестной рифмовкой. 1-3строки: не спится-зарница – женская рифма, ударение на предпоследнем слоге. 2-4 строки: лужок –поясок, мужская рифма – ударение на последнем слоге.

В отрывке наблюдаются художественные приемы – тропы:

«темна ноченька» – эпитет в сочетании с «ноченькой» вместо «ночи» говорит о состоянии ночи и души автора.

«распоясала зарница поясок» – олицетворение природы – метафора передает действие раздевания для купания.

«в пенных струях» – эпитет говорит о состоянии воды.

В отрывке говорится о беспокойной душе, которая отдыхает в общении с природой. А природа очеловечена автором.

Д.Л.Андреев

Милый друг мой, не жалей о старом,

Ведь в тысячелетней глубине

Зрело то, что грозовым пожаром

В эти дни проходит по стране.

Отрывок написан 5ти стопным хореем. Строки срифмованы перекрестно. 1-3: старом - пожаром – женская рифма, ударение на предпоследнем слоге. 2-4: глубине-стране – мужская рифма, ударение на последнем слоге.

В отрывке следующие художественные приемы – тропы:

«милый друг мой» – эпитет обозначает родственную близость автора к читателю.

«в тысячелетней глубине» – гиперболическая метафора, определяющая закономерное долговременное развитие событий.

«зрело то» – метафора указывает на длительную подготавливаемость событий.

«грозовым пожаром» – эпитет и метафора, говорящие о свершающемся в настоящее время.

«проходит по стране» – метафора говорит, что нечто идет закономерно, грозно, не спеша, в масштабах страны.

Налетела гроза весною –

Прошумела над звонкой сосною.

Ветры долго сосну кренили,

От земли оторвали корни

И конечно бы уронили,

Но была она их упорней. (:)

Слезы ей подступали к горлу,

Но, предсмертным томленьем маясь,

Ветви к соснам другим простерла

И держалась, почти прямая. (;)

Меж друзей умирала стоя,

Неприметно чужому взгляду…

Может быть, это так и стоит,

Может быть, это так и надо. (!)

Только дятел – лесная птица –

Знал, что в мертвое сердце стучится.

Стихотворение написано трехстопным анапестом, с женскими рифмами. Две первые и две последние строки дают художественно-зримый орнамент закругленности стихотворения; симметрично удален один слог (доля) из первой и пятнадцатой строки, создавая экспрессивную музыкальность строк. В стихотворении через образ погибшей сосны показана судьба стойкой женщины, опершейся на помощь друзей в борьбе с ветрами жизни. Даже дятел не выдал ветрам того, что она мертва.

1. долго ветры …кренили – образ борьбы со стихией.

2. но она их (ветров) упорней – образ силы противодействия.

3. слезы подступали к горлу – олицетворения мук.

4. в предсмертном томленье маясь – все это – ряд образов – олицетворений – метафоры.

5. второй катрен – сплошной метафорический образ.

6. может так и стоит, так и надо – гимн борьбе за достоинство.

7. а вот слабые стороны: начнем со знаков препинания – они полноценная часть нашей грамматики.

8. звонкой сосною – говорится о здоровой, молодой сосне.

Весенняя гроза прошумела над звонкой сосною, не причинив ей вреда, сообщает вступление. Спрашивается: зачем оно, если дальше следует гибель сосны не от грозы, а от частых ветров?

9. ветры долго сосну кренили. Надо почти уронить, чтобы оторвать корни, а она почти прямая – алогизм в создании образа.

11. но была она их упорней. Она – ударение смещено, поэтому «их» стоит под ударением, а не «она», как должно быть по смыслу.

12. в стихотворении в двух местах отсутствуют обособления может быть, огрехи издательства.

13. замечательное стихотворение замечательной сибирской поэтессы почему-то автором не отшлифовано.

Л.Юсупова

«Эхо жизни» - (название книги).

Счастье мне с высоты не упало

Полосой золотого дождя. (-)

Я сама свое счастье ковала,

«Эхо жизни» на рифмы кладя. (;)

Да и Бог от недоброй юдоли

На опасном пути уберег

И своею высокою волей

До вершины подняться помог. (:)

Знают песни мои на Алтае,

Их в Уфе и Казани поют. (-)

Видно, волжские ветры, играя,

Их, как парусник легкий несут.

Волга, Волга…Родными мне стали

Дали светлых твоих берегов. (-)

Это воды твои напитали

Звонкой силою строки стихов. (;)

«Эхо жизни» - в звенящем названье

Плеск волны и души перезвон. (;)

Эта книга – мое завещанье

Книголюбам грядущих времен.

Стихотворение написано трехстопным анапестом, с перекрестной рифмой, ж. и м.

Стихотворение богато вроде бы неброскими, но точными и потому сильными эпитетами и метафорами (тропами)- это уже почерк мастерства.

1 с высоты не упало (не свыше подано, а добыто собственным трудом).

2 полосой (золотого дождя) – штамп «золотой дождь» словом «полосой» превращен в образ.

3 сама ковала (ковка - очень трудная работа, особенно для женщины).

4 на рифмы кладя (создавая образы и шлифуя строки).

5 недобрая юдоль (участь) высокое слово – очень к месту.

7 Бог – уберег (двойной образ – помощь судьбы; и внутренняя рифма.

8 до вершины подняться помог (достичь мастерства, а через него – известности).

9 единение с Волгой – с Русью, дающей силы для работы.

10 завещание книголюбам (связь времен).

Замечательное стихотворение - анализ о нужности и признании читателем и литературным обществом ее книги.

Замечания:

1 некоторые знаки препинания не соответствуют логике, обрывая синтаксическую связь катренов.

2 свое счастье ковала – в слове «свое» смещено ударение, сломан ритм.

3 их, как парусник легкий, несут. Каверзная звукопись: парусник чего? – (как). Аккуратнее бы с этими «как». Попробуем вариант: Песен парусник легкий несут – звучнее и нет «как».

Третий и четвертый катрен при желании можно бы и объединить, усилив этим образ стихотворения.

О неточности в применении языка:

Беду на расстояньи – расстоянье – 2 скл. – предл.п. – е.

Расстояние – искл (3скл) – предл.п. – и. следует написать: Беду на расстоянье.

Работа над словом, строкой и рукописью.

«Многие авторы, твердо уверенные в своей гениальности, являются только носителями таланта. Выдает их один незаметный, но неопровержимый признак: они ощущают свой творческий процесс не проявлением какого-либо сверхличного начала, но именно своей, только своей прерогативой, даже заслугой, подобно тому, как атлет ощущает силу своих мускулов, принадлежащую только ему и только его веления исполняющую. Такие претенденты на гениальность бывают хвастливы и склонны к прославлению самих себя. В начале 20 века, напри мер, в русской поэзии то и дело можно было встретить высокопарные декларации собственной гениальности.

Я – изысканность русской медлительной речи,

Предо мной все другие поэты – предтечи…

Я гений Игорь Северянин,

Своей победой упоен…

Мой стих шагнет через хребты веков

И через головы поэтов и правительств.

Подобно подросткам, чувствующим себя сильнее своих сверстников, они кичливо напрягают изо всех сил свои поэтические бицепсы. Все это – таланты, ослепленные самими собой, мастера, создающие во имя свое, рабы самости – самозванцы гениальности. Суд времени подвергал их каждый раз беспощадному развенчанию». – говорит Д.Андреев в «Розе Мира».

Многие мастера слова говорят, что писать следует только тогда, когда не писать невозможно. А если не пишется, так это же великое благо для читателя. У каждого это случается по-своему, но суть одна. Вспыхивает мысль (озарение, настроение, вдохновение…). Мысль – явление космическое, теперь это знают многие. Значит, автор настроился на частоту этой мысли, и она стала ему доступна. Теперь ее надо записать, потом обработать: развить, усилить, усовершенствовать и оформить словами. В стихотворении не должно быть ни буковки лишней (для разбега мысли) – только развитие сюжета, как в механизме – ни одной лишней детали. Следует очень вдумываться в значения слов, применяя их.

Лик – высоко сговорится о портрете, иконе и в то же время напоминает «блик». Ликовать – радоваться (восхищаясь ликом). Сравним – (ова) ть – дрейфовать, смаковать. Ликование – уже существительное – возводить лик в торжество, обрамлять лик торжеством – то же действо, что и ликовать. Действо – действие, деяние. – корень один, а пласты смыслов разные. Сравните у Солженицына: острог – остро, строго, рог, строить…

Дилетант пишет, как пришло в голову, т.е., как умеет (не умеет). А опытный автор начинает сравнивать пришедшее в голову с уже знакомым, известным, ярким, чтобы мысль подать в ее сиянии. Это и есть художественное оформление мысли. В помощь автору – отшлифованные веками способы (тропы) и формы: жанры, размеры, строфы…

Но мысль торопит, ускользает, изменяется; приходят новые. Пожалуй, надо все это выложить на бумагу, как есть – бумага стерпит. А жизнь отвлекает другими делами. Пусть написанное остывает.

Рукопись снова призвала к себе. Теперь основная мысль значительно виднее. Надо найти ей подобающую форму, если она не найдена сразу, в силу мастерства. Каждой мысли надо найти образ – способ подачи ее читателю. Если бы Есенин сказал, что он прожил жизнь, словно проскакал утром на коне. Это уже был бы образ – сильное сравнение. Но у автора: «иль ты приснилась», «весенней, гулкой ранью» «на розовом коне – на коне мечты.

Копье вонзилось в дерево – информация. Но копье ревности вонзилось в древо его начинаний – образ. И в данном случае уже не скажешь «в дерево» – по стилю не подходит – «в древо».

Не обязательно подыскивать для образности особенные слова; чем ближе они к предмету, тем лучше. А вот с неожиданной стороны взглянуть на предмет – это здорово. «кирпичным вер- блюдом» Есенин назвал печь.

Есть образность яркая, бросающаяся в глаза:

у Есенина, у Цветаевой, у Пастернака, у Маяковского. А есть образность тонкая и очень точная – у Пушкина.

Мороз и солнце; день чудесный!

Строка разделена точкой с запятой – в строке две параллельные мысли, а не од-на. Не мороз и солнце являются чудесным днем, это само собой. А в морозный день можно ожидать чудес, и Пушкин раскрывает их в обыденных вещах.

Еще ты дремлешь, друг прелестный?

Взаимоотношения с собеседником дружеские. Но что это за друг? Прелестный: полный прелестей; и в этом же слове слышится «лесть» и «прельщение». Это уже особа женского пола. А автор об этом не сказал ни слова.

Открой сомкнуты негой взоры

Красавица не спит, она дремлет, нежится: ей не хочется расставаться с миром сонных грез, но они ее уже почти покинули. И не глаза открой, а «взоры» – воззри на бодрствующий мир, с нетерпением ожидающий твоего внимания к нему.

Звездою севера явись!

Очень тонко и точно подобраны эпитеты и метафоры (тропы). По этой дороге нам и должно следовать – нам ее создал и подарил сам Пушкин.

Но, о рукописи. Найдены приличные образы, нужные слова. О неграмотности языковой и художественной уже не говорим. Пусть рукопись «сохнет». Через некоторое время опять увидим в ней недоработки. Советы и похвалы несведущих друзей и знакомых не в счет. После энной доработки текста, убедившись в своем бессилии сделать лучше, можно показать ее на суд читателя-слушателя. Опять критика – в самое сердце! Опять переосмысление и работа – до совершенства.

Иван Никитин был очень талантливым и успешным человеком. В русской литературе он прославился, как “мастер пейзажной лирики”. Его стихотворения всегда рождали в сердце человека противоречивые чувства. Они одновременно радовались красоте своей родины, но в то же время приходили в уныние от страха ее испортить или потерять.

Он видел еще в детстве, снова возродятся в его стихотворениях.

Писать он начинает довольно поздно, в 30 лет у него выходит первый сборник стихотворений, который читатели встречают с превеликим удовольствием. В начале его творчество носило лишь природный характер, он описывал ее красоту и величие. После того, как поэт заболевает, в его лирике появляется важная тема, тема веры.

Стихотворение “В синим небе плывут над полями” носит одновременно два смысла. Тема природы тесно переплетается с темой веры. Он описывает природу, как красивое божественное явление. При этом Никитин не упускает возможности,

Использовать эпитеты, которые ярче передают ее красоту – “облака с золотыми краями”, “теплый вечер”, “огненный шар”.

В стихотворении описывается вечер, когда вся природа уходит на покой. Он очень красиво говорит об этом переходе, от света к тьме. Настроение, которым заканчивается стихотворение, позволяет нам почувствовать божественное присутствие.

Его любовь к природе огромна. Хотя бы потому что он видит в ней божественное участие. Из этой строки мы видим “точно в храме, стою я в тиши”, что он сравнивает природу с храмом. Храм означает для людей место поклонения, тишины, покоя и защиты. Все это он чувствует находясь на свежем воздухе, близ родного леса.

Урок 43. И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»

Педагогические задачи: продолжать знакомить обучающихся с творчеством И. С. Никитина; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; развивать мышление учащихся, речь; воспитывать любовь к своей Родине

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с творчеством И. С. Никитина и содержанием его произведения «В синем небе плывут над полями…»;

научатся: выразительно читать стихотворение, находить в тексте художественные средства языка, понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять, извлекать из текста нужную информацию, читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному; отвечать на вопросы и оценивать свои знания; получат возможность рассмотреть и проанализировать иллюстрации

Метапредметные:

Познавательные: осмысливать чтение лирических текстов; понимать настроения стихотворения; определять свое собственное отношение; искать необходимую информацию по фотографии, репродукции картины; осмысливать объекты; понимать смысл.

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе, принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей.

Коммуникативные: осмысливать правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях)

Личностные: демонстрировать уважительное отношение к иному мнению; принимать социальную роль обучающегося

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности учащегося

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Выразительно читают по ролям стихотворение А. Н. Плещеева «Дети и птичка», отмечают лучшего исполнителя каждой роли, исправляют ошибки

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

II. Сообщение темы урока. Определение целей
урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

Как называется раздел учебника, который мы читаем?

С творчеством какого поэта знакомились на прошлом уроке? С творчеством какого поэта будем знакомиться сегодня?

Прочитайте тему урока.

Определите цели урока, используя опорные слова.

Сегодня мы познакомимся с творчеством поэта, многие стихи которого вам хорошо знакомы. Послушайте стихотворение.

Узнали стихотворение?

Кому принадлежат эти строки?

Знаете ли вы другие стихи И. С. Никитина?

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение И. Никитина.

ВСТРЕЧА ЗИМЫ

Здравствуй, гостья зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас, –

Где угодно гуляй

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай…

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

III. Знакомство с творчеством поэта

Рассказывает о творчестве поэта (см. ресурсный материал)

Слушают учителя. Задают вопросы

Осуществлять анализ прослушанного сообщения о творчестве писателя

IV. Анализ стихотворения «В синем небе плывут над полями…»

Читает стихотворение «В синем небе плывут над полями…».

Послушайте стихотворение И. С. Никитина.

Какие картины представили, слушая стихотворение?

Какое настроение вызвало в вас стихотворение?

О чем думали, вспоминали, слушая стихотворение?

Что такое синонимы? Подберите синонимы к словам, записанным на доске.

Что такое антонимы? Подберите антонимы к словам.

Вспомните, что такое эпитет.

Проведите лингвистический эксперимент. Назовите имена прилагательные в словосочетаниях: «синяя бабочка», «золотые часы», «хрустальные туфельки».

Можем ли мы назвать их эпитетами?
Почему?

Предлагаю вам стать волшебниками

Перечитывают текст произведения. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения.

Объясняют значения слов:

Грезит – мечтает.

Межа – граница земельных участков.

Зарево – огненный свет или отблеск на небе от небесных явлений.

Храм – здание для совершения богослужения и религиозных обрядов.

Подбирают синонимы к словам:

Грезит – мечтает.

Восторг – восхищение.

Золотой – желтый, оранжевый.

Сиять – мерцать, переливаться.

Подбирают антонимы к словам:

Прохладный – жаркий, знойный, теплый.

Восторг – огорчение, печаль, тоска.

Эпитет – чаще всего имя прилагательное.

Не всякое прилагательное будет эпитетом.

Эпитет рисует выразительную картину, а также помогает передать мысли и чувства автора.

Составляют эпитеты с данными именами прилагательными.

Эпитет

Синяя бабочка

Синее небо

Золотые часы

«Золотые края» (облаков)

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

V. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение стихотворения И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…». Сделать рисунок к стихотворению, по желанию выучить. Выполнить задание в рабочей тетради (с. 42)

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные
задачи

VI. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:

Что особенно заинтересовало вас во время урока?

Что нового узнали на уроке?

Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Что удалось выразить поэту?

Есть ли у вас желание прочитать другие стихи поэта? Что вас заинтересовало?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку,
рефлексию.

В стихотворении мы видим не только изображение поэтом картины природы, но и самого поэта. Такие стихи мог написать человек, который любил родную землю, ее необозримые просторы. Мы вместе с ним восхищаемся этой красотой. Поэта можно понять только по хорошим, настоящим стихам. Когда их читаешь, будто слышишь голос самого поэта.

На уроке:

Мне понравилось… Я понял, что…

Я научился… Я сегодня работал…

Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности

Ресурсный материал к уроку

БИОГРАФИЯ И. С. НИКИТИНА

Иван Саввич Никитин родился в зажиточной семье. Отец его владел свечным заводом и лавкой и слыл не только предприимчивым торговцем, но и первым кулачным бойцом. Был он суров и деспотичен в отличие от жены, имевшей кроткий нрав.

С 9 лет Иван Никитин учится в духовном училище, а затем в духовной семинарии. Именно семинарская литературная среда оказала благотворное влияние на поэтическое развитие будущего поэта. Уже в семинарии он начал писать стихи, подражая думам и песням Алексея Кольцова. В ту пору он много читал, мечтал поступить в университет, но этому помешали жизненные обстоятельства.

Долгое время И. С. Никитин скрывал написанное им от окружающих, боясь стать предметом насмешек. Неуверенность в своих силах мешала ему сразу опубликовать свои стихи. Лишь в 1853 году, почти в 30-летнем возрасте, поэт решился послать их в редакцию местной газеты «Воронежские губернские ведомости». Через год (1854 г.) стихи Никитина появляются на страницах крупных журналов того времени. А еще через 2 года, в 1856 году, граф Толстой оказывает Никитину покровительство и издает отдельной книгой его стихи с собственным предисловием.

Большая часть стихов Никитина – о природе, которую поэт считал единственным утешением в своей жизни, говоря о ней: «Она моя мать, утешающая меня в минуты тоски и сомнений. Изумляя меня своею тишиною и величием, она заставляет меня слагать задумчивую песнь и проливать сладкие слезы»; многие стихи поэта пронизаны высоким чувством родины. Он говорит о приметах родного края, близких его душе народных песнях, о силе, красоте трудового народа.

И. А. Бунин относил Никитина к числу «тех, великих, кем создан весь своеобразный склад русской литературы, ее свежесть, ее великая в простоте художественность, ее сильный, простой язык…».

© 2024 bugulma-lada.ru -- Портал для владельцев автомобилей