Притча о таланте. Притча о талантах для детей. Притча о талантах: толкование

Главная / Термины

Читаем дома накануне…

Евангелие от Матфея глава 25
Притча о талантах.

14 Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:
15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;
17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;
18 получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.
21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.
23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,
25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;
28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

(Мф. 14-30)

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Притча о талантах дает мысль, что жизнь — время торга. Надо, значит, спешить воспользоваться этим временем, как на торгу всякий спешит выторговать, что может. Хоть только лапти кто привез или лыко, и тот не сидит сложа руки, но ухищряется зазвать покупателей, чтоб продать свое и купить потом себе нужное. Из получивших от Господа жизнь никто не может сказать, что у него нет ни одного таланта; всякий имеет что-нибудь, да не одно еще: всякому, стало быть, есть чем торговать и делать прибыток. Не озирайся по сторонам и не считай, что получили другие, а к себе присмотрись хорошенько и поточнее определи, что в тебе есть и что можешь приобрести на то, что имеешь, и потом действуй по этому плану без лености. На суде не будут спрашивать, почему не приобрел ты десять талантов, когда имел только один, и даже не спросят, почему ты на свой один талант приобрел только один, а скажут, что ты приобрел талант, пол-таланта или десятую его часть. И награда будет не потому, что ты получил, а потому, что приобрел. Ничем нельзя будет оправдаться — ни знатностью, ни бедностью, ни необразованностью. Когда этого не дано и спроса о том не будет. Но у тебя были руки и ноги, скажи же, спросят, что ты приобрел ими? Был язык, что им приобрел? Так-то на суде Божием уравнивается неравенства земных состояний.

Митрополит Сурожский Антоний

Господь дает Своим рабам таланты каждому по его силе. Он наделяет их богатыми возможностями в ту меру, какую они могут вместить, и никогда не спросит с них больше, чем Сам дал им. И после этого Он предоставляет нам свободу; мы не покинуты, не забыты, но ни чем не стеснены в действиях: можем свободно быть самими собой и действовать соответственно. Но когда-то придет время отчета, время подведения итогов всей нашей жизни. Что мы сделали со всеми нашими возможностями? Стали ли тем, кем могли стать? Все ли плоды принесли, какие могли? Почему мы не оправдали Божией веры в нас и обманули Его надежды?

На эти вопросы отвечает ряд притч. Из той, которую мы сейчас обсуждаем , видно следующее. Вместо того чтобы употребить в дело свои таланты, то есть использовать их, пусть с некоторым риском, неверный раб пошел и закопал свой единственный талант (свою жизнь, свое бытие, самого себя) в землю. Почему он так поступил? Во-первых, потому что оказался труслив и нерешителен, он испугался риска. Он не справился со страхом потери и ее последствий, страхом ответственности. А вместе с тем, без риска ничего не приобретешь. В нашей жизни трусость относится не только к материальным вещам, на которых мы сидим, словно курица на яйцах, да и то, в отличие от нее, ничего не высиживаем! Трусость может обнимать все в нашей жизни, самую жизнь.

Стремясь пройти по жизни целыми и невредимыми, мы укрываемся в башне из слоновой кости, закрываем ум, подавляем воображение, сердцем делаемся жесткими, как можно более бесчувственными, потому что больше всего нас страшит, как бы нам не причинили боль, не ранили нас. В результате мы становимся подобными хрупким и легко ранимым морским существам, которые создают вокруг себя твердое покрытие. Оно обеспечивает их безопасность, но держит их, словно в тюрьме, в жестком коралловом панцире, который постепенно удушает их. Защищенность и смерть взаимосвязаны. Только риск и незащищенность совместимы с жизнью.

Итак, первый враг неверного раба - и наш - это трусость, малодушие. Но разве Сам Христос не призывает нас в двух притчах (Лк.14, 28-32) быть благоразумными и не предпринимать то, что нам не по силам? В чем же различие между, с одной стороны, негодным рабом и нами - и мудрыми, благоразумными людьми, какими Он хотел бы нас видеть? Различие это в двух моментах. Люди, которых описывает Христос, охотно были готовы пойти на риск. Они были наделены смелым духом предприимчивости, не удушенной расчетливой и боязливой нерешительностью; они лишь соизмеряли свои силы с возможными препятствиями и действовали, сообразуясь с реальным положением вещей, что также, в сущности есть проявление послушания и смирения. Духом они устремлялись ввысь, они готовы были присоединиться к тем, кто берет Царствие Небесное усилием, кто жизнь кладет за ближних или ради Бога. А раб, которого извергнул господин, не желал ничем рисковать; он предпочел никак не воспользоваться тем, что получил, лишь бы не подвергнуться опасности потерять полученное.

Здесь мы сталкиваемся с другим моментом притчи: почему он (мы!) так страшлив? Потому что мы рассматриваем Бога и жизнь так же, как он видел своего господина. Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; и убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Он порочит своего господина, как мы порочим Бога и жизнь. «Я знал, что ты жесток; что толку пытаться?.. Возьми, что принадлежит тебе!» Но что же принадлежит Богу? Ответ, как я уже сказал, можно найти в притче о подати. Мы целиком принадлежим Богу. Сами ли мы возвращаем Ему, Он ли забирает Свое - ничего не остается у нас, ни от нас самих.

Это выражено в Евангелии так: Возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов… а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю… ибо у неимевшего отнимется и то, что имеет. То есть само его существо, существование или, как говорит Лука, и то, что он думает иметь (8,18), а именно, талант, который он спрятал, оставил неиспользованным, и тем самым отнял и у Бога и у людей. Здесь трагически исполняется сказанное Христом: От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься. Не сказал ли раб, не говорим ли мы: «Я знал тебя, что ты господин жестокий»? В таком случае, надеяться не на что?.. - Надежда есть! Она основывается на слове Господа, которое содержит и предостережение, и обещание: Каким судом судите, таким будете судимы, и: не судите, да не судимы будете.

Апостол Павел изъясняет это следующим образом: Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господам стоит он, или падает (Рим. 14, 4). Все эти отрывки наглядно поясняются другой притчей Христовой о Немилосердном Заимодавце (Мф.28, 23-35): Злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?.. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца брату своему согрешений его.

Господь дал нам таланты и доверил нам труд. Он не хочет, чтобы мы были праздными. Все, что у нас есть, мы получили от Него. У нас нет ничего своего, нам принадлежащего, кроме греха.

В сегодняшнем Евангелии сказано, что Христос поступает с нами как человек, который, отправляясь в дальнюю страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое. Когда Христос вознесся на небо, Он был подобен этому человеку. Отправляясь в путь, Он позаботился о том, чтобы снабдить Свою Церковь всем необходимым во время Своего отсутствия. Христос доверил ей все, что у Него есть, и одному Он дал пять талантов, другому два, иному один – каждому по силе его.

Разные дарования у людей, различные послушания в Церкви. И все дары Христа неисчислимо драгоценны – они куплены Его Кровью. Одного таланта достаточно, чтобы жить на это богатство всю жизнь и целую вечность. Но этот талант не должен быть зарыт в землю. Усердием и трудом – говорит нам сегодня Господь – можно многого достигнуть в духовной жизни. И чем большие дары имеет человек, тем больше он должен трудиться. От тех, кто получил два таланта, Господь ожидает употребления двух. Если они сделают по силе того, что им дано, они будут приняты в Царство Небесное, хотя они не сделали столь много, как другие.

Неверным рабом оказался тот, у кого был всего один талант. Несомненно, немало есть людей, которые, имея два таланта или пять талантов, зарывают их в землю. У них большие дарования и большие возможности. И если тот, у кого был один талант, так наказывается, насколько большее наказание получат те, кто имели многое и не воспользовались этим! Однако давно было замечено, что те, кто имеют наименьшие дарования для служения Богу, делают наименьшее из того, что они должны сделать.

Некоторые оправдывают себя, говоря, что у них нет возможности делать то, что они хотели бы делать. При этом они не хотят делать то, что они, несомненно, могли бы делать. И потому они сидят и ничего не делают. Поистине, их положение печально, потому что, имея всего один талант, о котором они должны были бы проявить самую большую заботу, они пренебрегают этим талантом.

Однако всякий дар предполагает ответственность. Когда приходит время итогов, ленивый раб оправдывает себя. Хотя он получил только один талант, он должен дать отчет за него. Ни от кого не требуется отвечать за большее, чем он получил. Но за то, что нам было дано, мы должны дать отчет.

«Вот тебе твое, – говорит этот раб, возвращая свой талант Господу. – Хотя я не увеличил его, как это сделали другие, все же я не уменьшил его». Как будто от него не требовалось потрудиться. Он признает, что закопал свой талант в землю, похоронил его. Он преподносит это так, как будто в этом нет его никакой вины, а напротив, он заслуживает похвалы за свою осторожность, за то, что он избежал всякого риска. У этого человека психология низкого раба. «Я испугался, – говорит он, – и потому ничего не делал». Это не тот страх Божий, который является началом премудрости и который веселит сердце и вдохновляет на труды во славу Божию. Это унылый страх, который парализует ум и волю.

Ложные понятия о Боге приводят к нечестивому отношению к Нему. Кто думает, что невозможно угодить Богу и потому не имеет смысла служить Ему, ничего не будет делать в своей духовной жизни. Все, что он говорит о Боге – ложь. «Я знал, – говорит он, – что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал», в то время как вся земля исполнена Его милости. Не то что Он жнет, где не сеял – Он часто сеет там, где не жнет ничего. Ибо Он солнцем сияет и дождь дождит на неблагодарные и злые, которые в ответ на это говорят Ему как Гадаринцы: «Отойди от нас». Так обычно злые люди на Бога возлагают вину за свои грехи и за свои несчастья, отвергая Его благодать.

Господь называет его рабом лукавым и ленивым. Ленивые рабы – лукавые рабы. Не только тот, кто делает зло, будет осужден, но и тот, кто не делает добро. Апостол Иаков говорит, что кто разумеет делать добро и не делает, тому грех (Иак. 4, 17). Кто с небрежением относится к Божиему делу, становится близким тем, кто исполняет работу вражию.

Стратегия и тактика диавола по отношению к роду человеческому – создать вначале пустоту, чтобы потом можно было заполнить ее чернотой. Из-за того, что так много было только внешнего благочестия в Церкви, с психологией раба, имеющего один талант, Бог попустил нашествие безбожной идеологии в нашем Отечестве со всеми ужасами его. А когда люди наелись коммунизмом и снова образовалась пустота, произошло то, чему мы являемся свидетелями сегодня: на место атеизма приходит сатанизм с утверждением греха как нормы. Посмотрите, что делается с нашей молодежью! Праздность открывает дорогу нечестию. Когда дом пуст, нечистый дух с семью злейшими духами занимает его. Когда человек спит, приходит враг и сеет плевелы.

Ленивый раб приговаривается Божиим судом к лишению своего таланта. «Возьмите от него талант, – говорит Господь, – и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет».

Преподобный Серафим Саровский в своей знаменитой беседе с Николаем Александровичем Мотовиловым, во время которой лицо его просияло как солнце, уподобляет человеческую жизнь духовной купле. Талант – это вес серебра, это деньги, которые просто бумажки, на которых что-то нарисовано. Или даже если это настоящее серебро или золото – просто груда блестящего металла, и они ничего не значат. Это лежит мертвым грузом, пока не пущено в торгово-хозяйственный оборот. То же самое бывает с духовными дарованиями. Кто не имеет – то есть, кто имеет все, как будто не имея, не употребляя это для предназначенных Богом целей – даже то, что он имеет, будет отнято от него. Это может относиться ко всей жизни человека, когда он живет, как будто не живет, как будто жизнь ему не принадлежит. А те, кто усердно используют возможности, которые они имеют, будут еще больше облагодатствованы Богом. Чем больше мы делаем, тем больше мы можем делать и в духовной жизни. Но кто не возгревает полученный им дар, тот теряет его. Он угасает, как ничем не поддерживаемый огонь.

Никто не лишен таланта, хотя бы одного. Святые отцы говорят, что один талант – это жизнь. И даже не имея, как будто, никаких особенных талантов, мы можем отдать ее другим. «Почему же ты не отдал свой талант другим? – спрашивает Господь. – Тогда бы ты получил не меньше, чем тот, кто имеет больше всех талантов».

В конце концов, один Бог знает, кому сколько дано талантов. Представьте человека, который умнее всех на свете и гениальнее всех во всех областях, и жизнь его кипит самой яркой деятельностью. Но на самом деле он ничего другого не делает, кроме того как зарывает свой талант в землю, если посвящает его сугубо земным целям. И Евангельская вдова, которая меньше всех положила в сокровищницу храма, свидетельствует Господь, больше всех положила, потому что принесла в своих двух последних лептах всю свою жизнь Господу. И многие последние станут первыми. Все определяется не нашим успехом, а нашей верностью, нашей искренностью, нашей отдачей себя. И что значат самые великие внешние дарования по сравнению с внутренними – со смирением, с кротостью, с чистотой и, наконец, с благодатью, которая сразу меняет все.

Господи! – говорит с радостной благодарностью Богу и упованием на Него человек. – Пять талантов Ты мне дал, вот другие пять талантов. Поистине, чем больше мы делаем для Бога, тем больший долг мы имеем по отношению к Нему за то, что Он нам дал, тем большей исполняемся благодарности к Нему.

Мы видим радость приходящих ко Господу и радость Господа. Это Пасха Господня и радость святых. Христовы мученики, преподобные и все святые показывают Господу свои раны и труды как свидетельство верности Ему. «Покажи мне веру от дел твоих» – говорит Господь, и Он с любовью воздает им.

Скоро, скоро наступит день Господень, и мы будем один за одним подходить к Нему, как это описано в видении монахини Любови о преподобномученице Великой княгине Елизавете и отце Митрофане Сребрянском. Те, на ком знаменуется свет лица Господня, будут вечно живыми от этих Его слов: «Добре, раб благий и верный. В малом был верен, над многим тя поставлю. Вниди в радость Господа твоего».

Дело, которое мы совершаем для Бога в мире, мало, очень мало по сравнению с радостью, уготованной для нас. Воистину, око не видело и ухо не слышало, и не всходило то на сердце человека, что приготовил Бог любящим Его. Эта радость – радость Господа, которую Он приобрел для нас ценою великих трудов и великих скорбей. Какие бы ни были наши таланты, эта радость, если мы любим Господа, будет принадлежать нам в полноте.

«Время проходит быстро, как река течет, – говорит прославленный недавно сербский святитель Николай Велимирович, – и скоро, я повторяю, – говорит он, – скоро наступит конец всего». Никто не сможет вернуться назад из Вечности, чтобы взять то, что он забыл здесь, на земле, и сделать то, что он не сделал. Поэтому будем спешить употреблять дары, полученные нами от Бога, для приобретения вечной жизни.

Протоиерей Александр Шаргунов

Читаем Евангелие вместе с Церковью.

Так, дорогие братья и сестры звучит притча о талантах. Талант был денежной единицей, но не монетой, а мерой веса, и соответственно, его стоимость зависела от того, было ли это золото, серебро или медь. Чаще всего это было серебро.

Внимание обращается прежде всего на ленивого раба, который зарыл свой талант в землю, чтобы потом в точно таком же виде вручить его хозяину. Не приходится сомневаться, что он символизирует книжников и фарисеев, цель которых заключалась в том, чтобы просто сохранить закон, маскируя его множеством излишних преданий и традиций.

Но в этой притче Господь обращается также и к людям нынешнего века. Так, по словам преподобного Иустина Челийского: «Злой раб скрыл серебро господина своего, то есть скрыл от себя все Божие; все, что напоминает о Боге, или обнаруживает Бога. Это тип безбожника, а прежде всего: бездушника. Ибо безбожник прежде всего всегда бездушник: он отрицает сперва душу, а затем Бога».

Душа – тот важный талант, который Господь дает каждому человеку. Дает не просто для сохранения его в нашем теле, которое мы унаследовали от Адама, сотворенного из земли, а для приобретения этой душой новых талантов – добродетелей.

Бог никогда не требует от нас то, чего у нас нет. Но как говорит святитель Крымский Лука (Войно-Ясинецкий): «Бог каждому дал по силам и по разуму. Как от богатого человека первый раб получил пять талантов, второй – два, третий – один, так и нам Господь раздал дары Своей благодати, каждому по силам и по разуму его, и от всех спросит ответа на Страшном Суде Своем, как потребовал ответа этот богатый человек от рабов своих».

Благодать Божия – это зачаток добродетелей, которые мы должны взрастить в своем сердце посредством богоугодных дел. Господь открывает нам, что Богу в человеке важна не сама добродетель, а то, как мы ее используем. И если наш талант устремлен к служению Господу, то Он дает нам еще больше возможности потрудиться во славу Божию. Ибо кто имеет – тому будет дано еще, а кто не имеет, тот потеряет и то, что у него есть. Смысл этого правила жизни таков: если у нас есть талант, достойно используемый нами, мы все время будем способны делать все больше и больше. Но, если у нас есть талант, не применяемый нами в жизни, мы неизбежно его теряем.

Стремление к приумножению благодати Божией, к приобретению добродетелей – вот к чему призывает нас сегодня Господь в притче о талантах.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Сын человеческий, сказал Господь поступит на страшном суде, как один господин, который, отправляясь в далекую страну, поручил рабам своим имение свое. Одному рабу дал он пять талантов, другому рабу он дал два таланта, а третьему – один. Господин этот был мудр и раздал свои деньги рабам, соображаясь с их способностями. Во время его отсутвия первый работал, трудился, торговал на данные ему деньги и таким образом приобрел еще пять талантов; тот, который получил два таланта, сделал также и выработал другие два; но получивший один талант пошел и зарыл его в землю. Наконец возвратился господин и потребовал у рабов своих отчета в деньгах, которые он им оставил.

Первый, получивший пять талантов, принес другие пять талантов и сказал: «Господин? пять талантов ты дал мне; вот другие пять я приобрел на них». Господин сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был вреден; над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Точно также и получивший два таланта принес другие два, приобретенные его трудом, и услышал от господина такую же похвалу.

Подошел и получивший один талант и сказал: «Господин! Я знал, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в землю; вот тебе твое». Лукавый раб и лени вый! – Сказал ему господин. Если ты боялся меня, то зачем не торговал, не трудился и не принес мне другого таланта? Тогда бы я получил добро свое с прибылью». Потом он обратился к другим рабам и сказал: «Возьмите у него талант и дайте тому у которого их десять; а этого злого раба бросьте туда, где вечный плач и скрежет зубов».

В этой притче Иисус Христос сравнивает Себя с господином. Кто же рабы? Это – все мы. Деньги, которые раздал господин рабам своим, все те качества и способности, которые дает нам Господь: ум, память, силы души и тела, здоровье, богатство. Все это мы должны употреблять на добрые дела для исполнения вили Божьей. Мы не должны зарывать своего таланта в землю, то есть не должны губить способности и силы наши в лености и грешных удовольствиях. А сколько людей, которые так поступают? Сколько детей, которые имеют все средства к учению, а ленивы и невнимательны, которые могли бы быть благочестивыми и добрыми, а ведут себя дурно! Сколько взрослых, которые могли бы угодить Богу, помогая своим семействам, и которые губят в грехах и ум, и здоровье, и время! Сколько богатых, которые во зло употребляют свое богатство! Как страшно подумать о наказании, которое ожидает ленивых и неверных рабов! Но пока еще не настал час смерти нашей, каждый из нас может исправиться. Твердо решимся начать добродетельную жизнь, попросим Бога помочь нам положить начало благое и будем возбуждать сердца наши сливами церковной песни: «Скрывшего талант осуждение слышавши, о душе, не скрывай ело весе Божье, возвещай».


Перепечатано из книги: Рассказы для детей о земной жизни Спасителя и Господа Бога нашего Иисуса Христа. Сост. А.Н.Бахметева. М., 1894.

01.03.2006 19:31

В различных религиозных текстах можно отыскать интересные находки по саморазвитию. Одна из таких библейских находок - «Притча о талантах».

«Притча о талантах» это одна из историй, которые в качестве наставления рассказывал Иисус. Хотя в рассказе слово «таланты» буквально относится к деньгам, очевидно, вы можете понять его в более широком значении. Интересно читать ее, имея в виду общераспространенное определение талантов.

Вот эта история:

Притча о талантах

Ибо Он поступит как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе, и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю, и скрыл серебро господина своего.

По долгому времени приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: «Господин! Пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них».

Подошел также и получивший два таланта и сказал: «Господин! Два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них».

Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

Подошел и получивший один талант и сказал: «Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое».

Господин же его сказал ему в ответ: «Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью».

Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

(Матф. 25:14-30)

В этой простой истории говорится о нескольких интересных моментах, которые можно применить к личному развитию.

Во-первых, всем нам дано разное исходное положение. Некоторые из нас родились в изобилии (пять талантов). Другие родились в нужде (один талант). Но важно не то, что нам дано, - важно то, что мы делаем с тем, что нам дано. Итак, Иисус признает несправедливость жизни, но также говорит о том, что изначальные условия несущественны. Один человек зарабатывает пять талантов, другой только два, но оба получают одинаковое признание, поскольку оба достигли 100% прибыли. (Я бы, конечно, очень хотел знать, куда эти слуги вложили деньги!)

Это также хороший урок того, как вести себя с другими людьми. Относитесь к людьми, учитывая их исходное положение, и оценивайте себя по своему собственному исходному положению. Если вам случилось быть одним из тех, кто получает пять талантов, не хвалитесь тем, что вы и так уже выше среднего. Если у вас изобилие талантов, вы должны требовать от себя еще большего. Точно так же в вашей жизни могут быть периоды, когда у вас есть только один талант, делайте все от себя зависящее, и даже если ваш результат кажется небольшим с точки зрения внешних стандартов, по стандартам Иисуса вы все равно достигли заметного успеха. Я уже писал об этом в статье «Повысьте свои стандарты».

Другой интересный аспект притчи – это что таланты доверены нам таким же образом, как хозяин поручает деньги заботам своих слуг. Мы управляющие своим богатством, и здесь я употребляю слово «богатство» в очень широком значении, далеко за пределами материальной собственности. Например, если я могу довольно хорошо писать и говорить, то это таланты, доверенные мне. Я могу из страха зарыть их в землю или могу выбраться из своей скорлупы и стремиться пустить их в рост.

Один из вопросов, которые у меня возникают по поводу притчи, – это что бы случилось, если бы один из слуг, вложивших деньги, потерял бы их, а не приумножил? Разгадка того, как Иисус ответил бы на этот вопрос в том, как хозяин обращается к третьему слуге: «Лукавый раб и ленивый!» Позже хозяин называет его «негодным» и физически выбрасывает его. Довольно суровые слова, учитывая то, что слуга все же вернул хозяину все его деньги. Говорит ли Иисус, что бездействовать порочно? Думаю, что да. Другими словами, если вы ничего не делаете со своими талантами... если зарываете их в землю и прячете их, то выбираете быть лукавыми, ленивыми и негодными. Вы должны вкладывать то, что вам дано. Не ленитесь.

Другой ключевой момент в том, как господин хвалит двух первых слуг. Он хвалит их за то, что они были «верными». Очень интересно. Смысл был бы совсем другим, если бы хозяин хвалил их за практичность, или эффективность, или прибыль. Но он хвалит их за веру, не за результаты.

Учитывая слова (я надеюсь, что мои аргументы работают и для не англоязычных переводов этой цитаты), я прихожу к выводу, что если бы слуга вложил деньги и потерял часть из них или все деньги целиком, то его все равно хвалили бы за его верность. Но учитывая, что Иисус напрямую не рассматривает это условие в притче, он, возможно, говорит о том, что вера – это дорога к успеху сама по себе - распространенная тема других его наставлений. Итак, возможно, если вы будете использовать свои таланты с верой, то на самом деле не проиграете.

Другая немаловажная особенность притчи – это отсутствие соревнования. Слуги не конкурируют друг с другом за благосклонность господина. Это не игра, где можно выиграть-проиграть. Первые двое слуг, так или иначе, оба вносят нечто ценное в имущество своего хозяина.

Какова конечная награда для верных слуг? Хотя Иисус открыто этого и не говорит, кажется очевидным, что они не сохраняют этих денег. Двое успешных слуг не работают для собственной прибыли. Это не их деньги. Они работают для прибыли своего хозяина и разделяют прирост его имения. Их настоящая награда в том, что они разделяют радость своего господина. Итак, награда состоит в радости, а радость происходит из служения людям.

Я по опыту знаю, что если я предпринимаю какие-то действия только для собственной выгоды, в этом бывает очень мало энергии, и обычно это не дает мне счастья. Но если я фокусируюсь на благе других людей (например, помогаю людям расти), то, делая это, испытываю огромную радость, и, в конце концов, это приносит пользу и мне самому.

Но в этом есть еще нечто большее. Счастье – это качество, которое я вношу в свою работу, а не что-то, что я получаю от нее. Когда я работаю только для себя, то ищу счастья вовне. Попытки достичь счастья таким образом не приносят результата. Но когда я работаю ради других и отключаю на какое-то время мысль «А что мне с этого будет?», я получаю доступ к источнику счастья, который уже есть во мне самом. Вместо того чтобы пытаться достичь счастья, я счастливо достигаю. Счастье течет из меня в работу, которую я делаю, и я переживаю его как поток выходящий наружу, а не поток идущий внутрь.

Счастье – это то, что вы даете, а не то, что берете. А не из тех ли вы людей, которые говорят: «Да, господин, у меня внутри был запас счастья, но я не дал ему выхода?»

Как неявно говорит Иисус в притче о талантах, создание изобилия требует от вас подняться над страхом. Если вы слишком трусливы, или подозрительны, или недоверчивы, вы стремитесь зарыть свои таланты. А это ведет к «плачу и скрежету зубов», то есть к сожалениям и унынию.

Возможно, вы думаете, что страх и подозрительность предохранят вас от неприятностей, но на самом деле они только причинят страдания и боль. Страх, не убережет вас от глупых ошибок. Для этого нужен просто здравый смысл. Чтобы жить жизнью, полной изобилия, вы должны подняться, наконец, над страхом и работать, чтобы создавать изобилие для других. Иначе вы в конце концов будете выброшены как «негодный». Иисус здесь не преувеличивает, вы действительно лодырничаете!

Служите, чтобы создать благо для других людей, – и счастье будет вам наградой. Заройте свои таланты – и получите «плач и скрежет зубов». Выбор за вами.


( Евангелия от Матфея 25:14-30)

14 . Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:

15 . и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.

16 . Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;

17 . точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;

18 . получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

19 . По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.

20 . И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.

21 .

22 . Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.

23 . Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

24 . Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,

25 . и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.

26 . Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;

27 . посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;

28 . итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,

29 . ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет;

30 . а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!


Истолкование:

Притча о талантах - одна из притч Иисуса Христа, содержащаяся в Евангелии от Матфея, и рассказывающая о втором пришествии Христа.Давайте сначала я объясню, что означают образы в притче.

У притче господин, отправляющийся в дальнюю страну, это Иисус Христос, который «должен уйти в „дальнюю страну" - на небо, к Отцу Своему, и потом уже явиться на земле во славе Своей, чтобы воздать каждому по делам ». Под рабами подразумевают учеников и последователей Христа, которым Дух Святойдает разнообразные дарования и внешние блага.

Страх «лукавого раба» - это страх человека перед Божьим судом, а его поступок - следствие неверия в то, что делами своими и приумножением даров, данных отГоспода, можно «войти в радость господина», т. е. в Царствие Небесное. Заметьте, что Господин дал таланты своим рабам не одинаково. И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. ( Евангелия от Матфея25:15). Господин не дал каждому рабу один талант. Он наперед знал возможности своих рабов. Каждый из рабов получил свой талант в зависимости от его силы. Было дано время рабам, употребить свой талант в дело, чтобы приобрести большее.

Что же означает талант в притче? Талант соответствовал шестидесяти минам. Мина равнялась ста динариям: талант - самая крупная весовая и денежно-счетная единица Древней Греции, Египта, Вавилона, Персии и других областей Малой Азии.

В наше время слово «талант», употребляется в значении -выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо области» и является синонимом «дара Божьего».

Под «имеющим» следует понимать человека с творческой жилкой, того, кто умеет правильно распорядиться данным ему богатством, создавая на его основе новое богатство.

Таланты в притче обозначают совокупность всех благ,данных Богом человеку. Материальные таланты - это богатство, благоприятные жизненные условия, общественное положение, хорошее здоровье, успех в работе. Душевные таланты - это светлый ум, хорошая память, различные способности к искусству и прикладному труду, дар красноречия, мужество, чуткость, сострадательность и многие другие качества, которые заложены в нас Творцом. Есть еще духовные таланты. Некоторые из них Апостол Павел перечисляет в первом своем послании к Коринфянам: «Каждому даётся проявление Духа на пользу. Одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков" (1 Кор. 12:7-10) . Духовные таланты есть болееважными для людей. Потому что материальные блага есть временные. Материальные блага не смогут спасти человека. В библии сказано, что земля и все дела на ней сгорят. Также в библии написано, что какая польза человеку,если он преобретет весь мир, а душу свою погубит. Духовные таланты Бог дает верным Ему. Но свой талант нам не нужно закапывать, это очень не разумно так поступать. Для того, чтобы иметь пользу с таланта человеку нужно использовать свой талант в оборот. Свой талант нужно развиватьи правильно использовать. Дорогой читатель, если Бог дал тебе талант, то используй его правильно. Каждый член церкви, составляет одно тело Иисуса Христа. А тело Иисуса Христа это есть церковь. Прибавим к этому дар молитвы, дар увещания, дар справедливого управления и т. д. Даров много - всех не перечислишь. Все эти дары Господь даёт Своим последователям на их собственную пользу, и на пользу других. Членов много, и они все выполняют разные функции. Иисус Христос обращается сначала к своим ученикам. Готовясь оставить этот мир, Христос поручил ученикам Своим, как двенадцати Апостолам, так и прочим, продолжать Его дело и заботиться о своем личном спасение и спасении других. Для того, чтобы Его последователи могли успешно трудиться, Он дал им необходимые духовные дарования - таланты, каждому по его силе. Как мы видели в притче о минах, духовная сила человека определяется тем, насколько он научился побеждать свою волю и творить волю Божию. Кто стяжал большую силу, тот получает и большие дарования. Иначе говоря. Господь раздаёт Свои дарования сообразно числу приобретённых человеком мин. Затем Христос оставил этот мир.

Если у тебя есть дар исцеления, то исцеляй. Если у тебя есть дар пророчества, то пророчествуй. Получив, например, дар молитвы, мы должны усердно молиться за себя и за других; получив дар учения, мы должны просвещать других, и т.д. Апостол Павел пишет: «По данной нам благодати, имеем различные дарования... имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, - в учении; увещатель ли; увещевай, раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с добрым изволением» (Рим. 12:6-8) . Если мы поступим по совету Апостола, мы можем быть уверены, что таланты наши умножатся. Так поступили упоминаемые в притче верные рабы.

Эта притча есть актуальное в наше время. Иисус Христосдал нам таланты. Рабами Господа являемся я и ты дорогой читатель. Я считаю, что рабами являются в первую очередь служителя, пастыри, проповедники идиаконы в церкви. Именно им, Бог поручил такое нелегкое служение. Мы должны использовать таланты, данные Богом. Чем больше даров в церкви, тем богаче, она становиться пред Богом. Иисус Христос дает нам с вами время использовать таланты дарованные Богом в оборот. Посмотрите внимательно, Господин в притче, уехал в далекую страну на некоторое время. Так само и Иисус Христос возвратился к Своему Отцу. Но придет время, Он придет на землю второй раз не как искупитель, а как строгий судья. И придя на землю второй раз, каждого раба спросит о том, как он жил на земле. Жил для себя, или для Бога? Делал добрые дела или плохие. Умножившие свои таланты получат похвалу, а «раб лукавый и ленивый» будет наказан исключением из царства Мессии. Каждый из рабов, получает соответственно своим делам награду. Какими мы являемся рабами пред Богом? Ленивыми или верными рабами? Если мы хотим жить вечно с Богом, мы должны делать добрые дела, спасать окружающих людей. Все апостолы Иисуса Христа исполняли волю Бога. Апостолы благовествовали о Иисусе Христе, исцеляли больных, делали разные чудеса, были твердыми в вере.

Не надо думать, что всё это относится только к Апостолам и прочим непосредственным ученикам Христа. И по сей день Господь раздаёт духовные дарования преемникам Апостолов, - пастырям Церкви, да и всем вообще верующим в Него христианам, имеющим хотя бы малое желание послужить Ему. Бог ищет верных людей, которым можно доверить: одному пять талантов, другому два таланта, а иному один талант.Мы все передБогом, как дети, все разные. Одним можно доверить малое, другим большое. Я уверен, что Бог каждому человеку дает, как минимум один талант.

Друзья не закапывайте свои таланты, умножайте их! За это получите награду – Царство Небесное.


картинки к притче "о талантах"


Другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошёл, употребил их в дело и приобрёл другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрёл другие два; получивший же один талант пошёл и закопал [его] в землю и скрыл серебро господина своего.

По возвращении господин призвал к себе рабов и потребовал от них отчёта о том, как они распорядились с вверенными им деньгами. Рабов, употребивших деньги в дело, он похвалил, сказав «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего ». Последним подошёл раб, закопавший деньги в землю и сказал: «господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в земле; вот тебе твоё» (Мф. ). В ответ господин обратился к нему и присутствующим со следующей речью:

Схожая (но не тождественная) притча приводится и в Евангелии от Луки (), но место талантов в ней фигурируют мины (более мелкие единицы измерения). Рассказ Луки интересен сообщением, что когда господин уехал, то «граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами» (Лк. ). Этот рассказ предположительно содержит указание на историю этнарха Ирода Архелая , который ездил в Рим к императору Августу для подтверждения своих прав на управление Самарией , Иудеей (включая Иерусалим) и Идумей .

Богословское толкование

У богословов господин, отправляющийся в дальнюю поездку, это Иисус Христос , который «прежде чем получить славное царство, должен будет уйти в „дальнюю страну“ - на небо, к Отцу Своему, и потом уже явиться на земле во славе Своей ». Под рабами понимают учеников и последователей Христа, которые получают от Бога разнообразные дарования и внешние блага. Однако Феофилакт Болгарский пишет:

Возвращение господина и требование отчёта от рабов понимается как Страшный суд , на котором, по учению Церкви, все должны будут дать ответ за свои дела: умножившие свои таланты получат похвалу, а «раб лукавый и ленивый» будет наказан исключением из царства Мессии. При этом обвинения ленивым рабом своего господина в жестокости богословы называют самооправданием грешника, который «по греховности своей потерявшего чувство сыновства к Богу и представляющего Бога поэтому жестоким и несправедливым ».

Рассматривая рабов как учеников Христа, Феофилакт Болгарский называет их «торжника́ми » (торговцами) так как они призваны передавать другим вверенное им учение. Он пишет:

Причины сокрытия таланта иногда усматривают:

  1. В зависти к тем, кто получил от Бога больше: два таланта и пять талантов.
  2. В неверии Богу и тому, что никакой Его дар бесследно не теряется, а приносит большие плоды.

Крылатое выражение

От данной евангельской притчи происходит крылатое выражение «Зарывать талант в землю ». Им обозначают оставление без пользы каких-либо знаний, опыта или духовных качеств, пренебрегать ими.

См. также

Напишите отзыв о статье "Притча о талантах"

Ссылки

Литература

  • Е. Г. Рабинович . // Ноосфера и художественное творчество. М.: Наука, 1991, с. 139-153

Отрывок, характеризующий Притча о талантах

M lle Bourienne, взведенная тоже приездом Анатоля на высокую степень возбуждения, думала в другом роде. Конечно, красивая молодая девушка без определенного положения в свете, без родных и друзей и даже родины не думала посвятить свою жизнь услугам князю Николаю Андреевичу, чтению ему книг и дружбе к княжне Марье. M lle Bourienne давно ждала того русского князя, который сразу сумеет оценить ее превосходство над русскими, дурными, дурно одетыми, неловкими княжнами, влюбится в нее и увезет ее; и вот этот русский князь, наконец, приехал. У m lle Bourienne была история, слышанная ею от тетки, доконченная ею самой, которую она любила повторять в своем воображении. Это была история о том, как соблазненной девушке представлялась ее бедная мать, sa pauvre mere, и упрекала ее за то, что она без брака отдалась мужчине. M lle Bourienne часто трогалась до слез, в воображении своем рассказывая ему, соблазнителю, эту историю. Теперь этот он, настоящий русский князь, явился. Он увезет ее, потом явится ma pauvre mere, и он женится на ней. Так складывалась в голове m lle Bourienne вся ее будущая история, в самое то время как она разговаривала с ним о Париже. Не расчеты руководили m lle Bourienne (она даже ни минуты не обдумывала того, что ей делать), но всё это уже давно было готово в ней и теперь только сгруппировалось около появившегося Анатоля, которому она желала и старалась, как можно больше, нравиться.
Маленькая княгиня, как старая полковая лошадь, услыхав звук трубы, бессознательно и забывая свое положение, готовилась к привычному галопу кокетства, без всякой задней мысли или борьбы, а с наивным, легкомысленным весельем.
Несмотря на то, что Анатоль в женском обществе ставил себя обыкновенно в положение человека, которому надоедала беготня за ним женщин, он чувствовал тщеславное удовольствие, видя свое влияние на этих трех женщин. Кроме того он начинал испытывать к хорошенькой и вызывающей Bourienne то страстное, зверское чувство, которое на него находило с чрезвычайной быстротой и побуждало его к самым грубым и смелым поступкам.
Общество после чаю перешло в диванную, и княжну попросили поиграть на клавикордах. Анатоль облокотился перед ней подле m lle Bourienne, и глаза его, смеясь и радуясь, смотрели на княжну Марью. Княжна Марья с мучительным и радостным волнением чувствовала на себе его взгляд. Любимая соната переносила ее в самый задушевно поэтический мир, а чувствуемый на себе взгляд придавал этому миру еще большую поэтичность. Взгляд же Анатоля, хотя и был устремлен на нее, относился не к ней, а к движениям ножки m lle Bourienne, которую он в это время трогал своею ногою под фортепиано. M lle Bourienne смотрела тоже на княжну, и в ее прекрасных глазах было тоже новое для княжны Марьи выражение испуганной радости и надежды.
«Как она меня любит! – думала княжна Марья. – Как я счастлива теперь и как могу быть счастлива с таким другом и таким мужем! Неужели мужем?» думала она, не смея взглянуть на его лицо, чувствуя всё тот же взгляд, устремленный на себя.
Ввечеру, когда после ужина стали расходиться, Анатоль поцеловал руку княжны. Она сама не знала, как у ней достало смелости, но она прямо взглянула на приблизившееся к ее близоруким глазам прекрасное лицо. После княжны он подошел к руке m lle Bourienne (это было неприлично, но он делал всё так уверенно и просто), и m lle Bourienne вспыхнула и испуганно взглянула на княжну.
«Quelle delicatesse» [Какая деликатность,] – подумала княжна. – Неужели Ame (так звали m lle Bourienne) думает, что я могу ревновать ее и не ценить ее чистую нежность и преданность ко мне. – Она подошла к m lle Bourienne и крепко ее поцеловала. Анатоль подошел к руке маленькой княгини.
– Non, non, non! Quand votre pere m"ecrira, que vous vous conduisez bien, je vous donnerai ma main a baiser. Pas avant. [Нет, нет, нет! Когда отец ваш напишет мне, что вы себя ведете хорошо, тогда я дам вам поцеловать руку. Не прежде.] – И, подняв пальчик и улыбаясь, она вышла из комнаты.

Все разошлись, и, кроме Анатоля, который заснул тотчас же, как лег на постель, никто долго не спал эту ночь.
«Неужели он мой муж, именно этот чужой, красивый, добрый мужчина; главное – добрый», думала княжна Марья, и страх, который почти никогда не приходил к ней, нашел на нее. Она боялась оглянуться; ей чудилось, что кто то стоит тут за ширмами, в темном углу. И этот кто то был он – дьявол, и он – этот мужчина с белым лбом, черными бровями и румяным ртом.
Она позвонила горничную и попросила ее лечь в ее комнате.
M lle Bourienne в этот вечер долго ходила по зимнему саду, тщетно ожидая кого то и то улыбаясь кому то, то до слез трогаясь воображаемыми словами рauvre mere, упрекающей ее за ее падение.
Маленькая княгиня ворчала на горничную за то, что постель была нехороша. Нельзя было ей лечь ни на бок, ни на грудь. Всё было тяжело и неловко. Живот ее мешал ей. Он мешал ей больше, чем когда нибудь, именно нынче, потому что присутствие Анатоля перенесло ее живее в другое время, когда этого не было и ей было всё легко и весело. Она сидела в кофточке и чепце на кресле. Катя, сонная и с спутанной косой, в третий раз перебивала и переворачивала тяжелую перину, что то приговаривая.
– Я тебе говорила, что всё буграми и ямами, – твердила маленькая княгиня, – я бы сама рада была заснуть, стало быть, я не виновата, – и голос ее задрожал, как у собирающегося плакать ребенка.
Старый князь тоже не спал. Тихон сквозь сон слышал, как он сердито шагал и фыркал носом. Старому князю казалось, что он был оскорблен за свою дочь. Оскорбление самое больное, потому что оно относилось не к нему, а к другому, к дочери, которую он любит больше себя. Он сказал себе, что он передумает всё это дело и найдет то, что справедливо и должно сделать, но вместо того он только больше раздражал себя.
«Первый встречный показался – и отец и всё забыто, и бежит кверху, причесывается и хвостом виляет, и сама на себя не похожа! Рада бросить отца! И знала, что я замечу. Фр… фр… фр… И разве я не вижу, что этот дурень смотрит только на Бурьенку (надо ее прогнать)! И как гордости настолько нет, чтобы понять это! Хоть не для себя, коли нет гордости, так для меня, по крайней мере. Надо ей показать, что этот болван об ней и не думает, а только смотрит на Bourienne. Нет у ней гордости, но я покажу ей это»…



© 2024 bugulma-lada.ru -- Портал для владельцев автомобилей