Творительный падеж кем. чем?). Какую роль играют падежи, вопросы и предлоги

Главная / Термины

Окончания прилагательных и существительных мужского (и среднего) рода тоже похожи между собой:

  • -ом /-ем – для существительных;
  • -ым /-им – для прилагательных;

И, как всегда, выбор одного окончания из пары зависит от твёрдости / мягкости последнего согласного. Это значит, что окончания мы трансформируем следующим образом:

  • _ и -ом
  • , и -ем
  • -ый , -ой , -ое -ым
  • -ий , -ее -им .

Вот несколько примеров:

  • (важны й проект ) → Наша команда сейчас работает над одним важным проектом .
  • (русски й язык ) → Сейчас я занимаюсь русским языком .
  • (ново е вечерне е плать е) → Оля хвастается своим новым вечерним платьем .
  • (домашне е вино ) → Гостеприимные хозяева угостили нас домашним вином .

Примечания:

1) После букв ж , ш , ч , щ и ц окончания существительных -о́м /-ем зависят от ударения (о́ – под ударением, – без ударения).

  • Антон мечтает стать врачо́м , когда вырастет.
  • У вас есть блюда мексиканской кухни? Я хочу чего-нибудь с острым пе́ рцем .
  • – Где Игорь? – Он на улице чинит машину вместе с отцо́ м .

2) После букв г , к , х , ж , ш , ч и щ нам не нравится произносить и (или) писать ы , поэтому у прилагательных в этом случае возможно только окончание -им .

  • (так ой дорог ой фотоаппарат) → Кто этот мужчина с так им дорог им фотоаппаратом? Наверное, он профессиональный фотограф!
  • (больш ое окно) → Девушка остановилась перед больш им окном, чтобы полюбоваться закатом.

3) У некоторых слов в творительном падеже ударение перемещается на окончание -ем . В этом случае окончание будет -ём .

  • (богаты́рь , води́тель ) → В детстве Илья мечтал стать богатырём , а стал води́ телем автобуса.
  • (царь , руководи́тель ) → Его друг Иван тоже любил сказки и мечтал стать царём . В итоге он стал руководи́ телем отдела маркетинга.

4) Некоторые слова теряют гласные , и в творительном падеже. Такие гласные называются “беглыми”.

Словарь лингвистических терминов

Творительный падеж

Форма падежа, сочетающаяся с глаголом, именем существительным, именем прилагательным и выражающая значения субъекта действия, объекта, пространственные, временные отношения и т. д.

Творительный времени указывает на время совершения действия или проявления состояния. Уехать ранней весной, возвратиться глубокой ночью, заниматься вечерами. Однажды, весенним вечером, Владимир Семеныч сидел за столом и писал фельетон (Чехов).

Творительный инструментальный (орудийный) указывает на орудие, посредством которого совершается действие. Писать карандашом, рубить топором, пахать трактором, резать ножницами. Назаров помолчал, черкнул карандашом в записной книжке и кивнул председателю... (3акруткин).

Творительный количества (совокупности) характеризует способ совершения действия с количественной стороны. Продавать десятками, покупать дюжинами, брать сотнями, лететь стаями, пойти всей компанией. А уснащивал он речь множеством разных частиц... которые сыпал он мешками (Гоголь).

Творительный образа и способа действия дает определительно-качественную характеристику совершения действия. Говорить басом, повернуться спиной, идти быстрыми шагами, дышать полной грудью, стоять лагерем, писать каракулями. Итак, рядчик выступил вперед, закрыл до половины глаза и запел высочайшим фальцетом (Тургенев).

Творительный объекта указывает на предмет в различных отношениях к действию. Снабдить деньгами, наделить землей, наградить орденом. Поражать красотой, убедить словом, удивить талантом. Набить соломой, наполнить водой, нагрузить кирпичом, пропитать влагой, накормить рыбой. Вели мне кубок золотой вином наполнить светлым (Тютчев). Восьми лет он осиротел, а с десяти начал зарабатывать себе кусок хлеба искусством (Тургенев).

Творительный ограничения указывает на частичную область проявления данного признака. Сильный духом, известный своими трудами, гордый достижениями, довольный успехами, счастливый победой, бледный лицом. Эта речь, скупая чувствами, обильная словами, должно быть, не достигала до Павла и его товарищей (Горький).

Творительный определительный указывает на признак предмета. Борода клинышком, усы колечком, сапоги бутылками, шляпа котелком, галстук бантиком, хвост трубой. И долго еще над двором и проулком висел разноголосый, в з р ы в а ми, смех (Шолохов).

Творительный полупредикативный указывает на возрастной период жизни или время пребывания в том или ином состоянии. Ребенком он долго болел. Они встретились уже студентами. Еще мальчуганом он начал браться, и очень ловко, за все хозяйские дела (Бубеннов).

Творительный предикативный служит для выражения именной части составного сказуемого при различного вида связках. Стал инженером, работает продавцом. Воспоминание о Наташе было поэтическим воспоминанием Бориса (Л. Толстой). У меня мать здесь учительницей (Федин) (без связки).

Творительный признака (творительный функциональный) указывает на признак (состояние, свойство, положение, должность), создаваемый не самим лицом (предметом), а вызываемый или приписываемый кем-то другим. Его назначили управдомом, его избрали секретарем, мак считают снотворным средством (ср. мак считается снотворным средством - с творительным предикативным). Я решил назначить вас начальником нового отдела (Ажаев).

Творительный производителя действия (действующего лица) указывает на субъект действия в страдательном обороте или в безличной конструкции. Ошибка допущена учеником. Молнией зажгло дерево. Даль над серыми полями с утра затянута дождем (Симонов). Творительный пути указывает на место, в котором осуществляется движение. Ехать полем, идти берегом, пробираться густым лесом. Идут они той же дорого и, какой весь народ наш идет (Некрасов).

Творительный содержания уточняет значение глагола указанием на объект или область распространения действия. Заниматься спортом, интересоваться искусством, руководить занятиями. Поезжайте сию же минуту, а наслаждаться семейным с ч a cm ь е м успеете после (Ч е х о в). Творительный сравнения указывает на степень или характер совершения действия. Лететь стрелой, мчаться вихрем, извиваться змеей, снез лежит ковром, слезы текут ручьем. В груди её п т и-ц е ю пела радость (Горький).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Творительный падеж

(грамм.; латинское название - instrumentalis) - сохранился в санскритском, зендском, древнеперсидском, литовском, латышском и славянском, а в остатках - в латинском, греческом и германском. Он образуется различными суффиксами, разнообразие которых до сих пор еще не объяснено. В единственном числе было, по-видимому, три способа образования Т. падежа: 1) при помощи суффикса -а . Сюда относятся некоторые греческие наречия (и предлоги), напр. άμα "вместе", πάρα "рядом", πεδά (= μετά) "вслед за" и др.; санскр. формы деепричастия на -уа (как â - -gamyа, "придя") тоже объясняются как Т. падеж основ на -i (nomina actionis), что вполне соответствует и значению этих форм ("придя" = "с приходом"); 2) при помощи суф. -bhi. Сюда относится греческий и гомеровский суф. - φι (v ), который может иметь и значение Т. падежа множественного числа (а также значение местного и аблатива обоих чисел); например αμ ήοι φαιυομέυηφί, "с появлением зари" (соб. "с появляющейся зарею"); 3) при помощи суф. -mi , который сохранился в балтийско-славянской группе языков; например литовское naktim ì "ночью", церк.-слав. , литовское sun umì "сыном", церк.-слав. и т. п. Во множественном числе Т. падеж в различных языках имеет еще более разнообразные окончания, которые могут быть сведены в главных чертах к суффиксам -bhis -mis. Например, санскр. áçva-bhis "кобылами", avi-bhis "овцами"; греч. формы на - φι , как va ϋ - φι "кораблями"; литовск. rañko-mis "руками", церк.-слав. . Основы на -о - имели окончание - ō is ; напр., санскр. vrk-ais , греч. λύχ -o ις, лат. lup-is , литовск. vilk-ais "волками". Неясны церк.-слав. формы на, как. В двойственном числе формы Т. падежа совпали с формами дательного и аблатива. Окончания и здесь разнообразны: санскр. -bhy ā m : vrka-bhy ā m "обоими волками"; литовск. : vilka-m ; церк.-слав. . Особняком стоит греческое окончание -ουν - οιν и в основах на -α - α iv (со значением также родительного и местного падежей двойственного числа): ποδοϊιν, ποδοϊν "обеими ногами", κόρ a ι v "обеими девицами". При всем своем разнообразии суффиксы Т. падежа выказывают некоторые признаки родства. Так, суффиксы множественного числа -bhis -mis отличаются от суффиксов единственного числа - bhi- , -mi только конечным звуком -s, обозначающим, как полагают, множественное число. Допускавшееся прежде родство суфф. со звуками -bh и -т- в настоящее время должно быть отвергнуто, так как звуки bh и т нигде, кроме этих суффиксов, не чередуются. Теперь признается более вероятным самостоятельное существование двух основных суффиксов -bhoi -bhei -bhi (напр., церк.-слав. дательный падеж, лат. ti-bei) и -то -те (напр., церк.-слав. дат. падеж множественного числа). Из -bhi и -то возникли новые разновидности -mi и -bho (последнее в лат. дат., Т. и аблативе множественного числа -bu-s : ovi-bus "овцами"). Это объяснение дает возможность объяснить и суфф. (см. выше), встречающийся в греческом и санскритском языках, производя его из *-m (гласного -m ), которое как в санскрите, так и в греческом языке дало звук (ср. винительный падеж единственного числа * греч. -v и -а ). Синтаксическая функция Т. падежа в латинском языке перешла на ablativus, который по форме является также отчасти Т. падежом, отчасти местным. В греческом так называемый дательный падеж заменил первоначальный Т. Основное синтаксическое значение Т. падежа - социативное (совместность): в Т. падеже ставится имя того лица или предмета, вместе с которым подлежащее выполняет какое-либо действие. Отсюда естественен переход к значению орудия, при помощи которого выполняется действие (casus instrumentalis в собственном смысле). Все отдельные значения Т. падежа легко сводятся к указанному первоначальному: такие разновидности значения, как Т. образа действия, места, времени, обусловливаются не особенным оттенком грамматического значения падежа, а особенностями реального значения слов, стоящих в Т. падеже; так, если слово обозначает некоторый промежуток времени, то мы получаем так называемый Т. времени. То же можно сказать и о других разновидностях Т. падежа, включая и значение орудия: для последнего значения необходимо, чтобы имя, стоящее в Т. падеже, было именем предмета, а не лица. Социативное значение Т. падежа сохранилось довольно ясно в индоевропейских языках; напр. в санскрите: devo devébhir â gamat - "пусть бог придет вместе с богами" ; в греческом μεμαότες έγχειησι - "стремясь вперед с копьями" ; в латинском: Caesar omnibus copiis Ilerdam proficiscitur - "Ц. со всеми войсками отправляется в Илерду". Если в Т. падеже стоит имя предмета, которым выполняется действие, то получается Т. орудия: напр. "рубит топором", "писать пером" и т. д. Если в Т. падеже стоит имя сопровождающих действие обстоятельств, то он получает значение обстоятельства образа действия (modi); напр. латинское capillo passo - "с распущенными волосами" (так называемый ablativus absolutus по большей части есть Т. падеж). Отсюда понятен переход к Т. качества (qualitatis); напр. церк.-слав.

Т. места обозначает распространение по некоторой части пространства; напр. "идти дорогой", "ехать морем, лесом" и т. п. Подобное же значение имеет Т. времени: "ночью", "днем" и т. д. Bсе глаголы, наречия и предлоги, обозначающие совместность, обыкновенно соединяются с Т. падежом; напр., греческое μαχоμаi τινι "сражаюсь с кем"; предлог σύν "с", наречия άμα, ομου "вместе", латинское cum "с", славян. - все ставятся с Т. падежом. В балтийско-славянской группе языков Т. падеж часто употребляется как падеж именного сказуемого; напр. "быть рыбаком", "быть богатым". Эта разновидность Т. падежа развилась из Т. образа действия. Процесс перехода значений может быть иллюстрирован следующими примерами: "у дороги белым камнем осталась Марья царевна", "Игорь соколом полете". Подобный Т. падеж легко мог употребляться при глаголах, обозначающих "становиться, быть, называться", и таким образом превратиться в Т. именного сказуемого.

Литература. Brugmann, "Grundriss d. vergl. Gramm." (II); Hirt, "Indogerm. Forschungen" (I); W. Streitberg, "Ind. Forsch." (III); Hirt, "Ueber die mit -m- und -bh-gebildeten Kasussuffixe. Ind. Forsch." (V); B. Delbrück, "Ablativ Localis lustrument alis, em Beitrag zur vergleichenden Syntax" (Б., 1867); H ü bschmann, "Zur Casuslehre" (Мюнхен, 1875); В. Delbr ü ck, "Vergl. Synt." (I); А. Потебня, "Из записок по русской грамматике" (Харьков, 1874).

Д. Кудрявский.

Словари русского языка

Которым в ряде языков обозначается орудие, инструмент, которым агенс воздействует на другие объекты или производит определённое действие. Иногда творительный падеж может выражать роль агенса в пассивных конструкциях. Слово в творительном падеже отвечает на вопрос кем/чем?

Примеры

В русском языке

В части морфологии , в русском языке творительному падежу соответствуют следующие окончания слов (различных частей речи, изменяющихся по падежам): -ой (-ою) / -ёй (-ёю) /-ей (ею) (водой / водою, землёй / землёю, больной / больною, мной / мною, башней / башнею, верхней / верхнею), -ом / -ём / -ем (столом / конём / морем, санаторием), -ым / -им (больным / рабочим), -ыми / -ими (больными, позывными / вашими, синими), -ми (детьми, всеми), -ами / -ями (ножницами, двумястами / гуслями, стульями), - (рожью, пятью), -а (сорокá), -мя (двумя), -у (полутора), ∅ (кофе, хаки).

Спектр значений, выражаемых творительным падежом в русском, весьма широк; существует несколько основных способов описания семантики русского творительного.

Семантические роли, выражаемые творительным падежом, таковы:

  1. Инструмент: бить молотом по наковальне; резать ножом колбасу ;
  2. Средство: рисовать красками; писать чернилами ;
  3. Пациенс (объект, претерпевающий наибольшие изменения в ходе действия) и объект обладания у глаголов с посессивной семантикой: руководить заводом , дирижировать оркестром , обладать коварным нравом ;
  4. Агенс: дом строится рабочими ;
  5. Эффектор: ветром сорвало крышу , градом побило посевы ;
  6. Причина: болеть гриппом , страдать бессонницей ;
  7. Траектория: идти обходным путём , ехать лесом ;
  8. Стимул: восхищаться красотой , пахнуть морем ;
  9. Время: воскресным утром , зимними вечерами ;
  10. Мера: грузить бочками ;
  11. Аспект: богат ресурсами , отличаться умом ;
  12. Эталон сравнения и ориентация: кричать петухом , губки бантиком , дом фасадом на Мойку ;
  13. Отправная, Промежуточная и Конечная точка: закончиться крахом .

Кроме того, творительный падеж имеет предикативное употребление, в котором он не выражает никакой семантической роли. Так, глагол быть в прошедшем и будущем временах, а также в инфинитиве , принимает дополнение в творительном падеже: быть богатым . Творительный используется также при глаголах: являться («быть»), бывать , стать («превратиться»), делаться , казаться , оказываться , показаться , получиться , остаться , пребывать , представляться , обратиться , притвориться , прикинуться : притворились спящими. К предикативным употреблениям творительного относится и такой характерный случай, как депиктивная конструкция, образуемая путём присоединения группы, возглавляемой атрибутивной словоформой (прилагательным, причастием, реже - существительным) в творительном падеже, к глагольной группе, а не к имени, с которым оно соотносится семантически (как в собственно атрибутивной функции): мать пришла усталой.

Употребления падежа с первообразными предлогами за , над , перед , под , с , между выражают в основном роль Места.

Части речи изучают еще в начальной школе. Некоторые из них объединены в специальные группы по особым признакам. Местоимение, имя числительное, имя существительное и имя прилагательное входят в группу склоняемых частей речи, то есть изменяемым по числам и падежам. Нужно понять, что такое склонение, чтобы правильно писать окончания форм одного слова, изменяющегося по падежам.

Как определить падеж имени существительного – учимся определять склонение

Русский язык делит все существительные на 3 склонения:

  • 1 тип – слова м.р. и ж.р., оканчивающиеся на -а или -я. Например, радуга , дорога , змея , колея .
  • 2 тип – слова м.р. и ср.р., оканчивающиеся на -о или -е или имеющие нулевое окончание. Например, обучение , дом , толокно .
  • 3 тип – слова ж.р., оканчивающиеся на мягкий знак. Имеют нулевое окончание. Например, лань, дань, ель, ночь .

Слова одного типа склонения имеют одинаковые окончания при изменении по падежам. Поэтому, когда возникают сомнения при правописании падежных окончаний, нужно посмотреть правила изменения для всей группы склонения, к которой относится слово.

Как определить падеж имени существительного – особенности падежей

  • Вопрос задаем к имени существительному от тех членов предложения, с которыми оно связано.
  • Именительный падеж – вопросы кто? что? Например, знахарь, лес . Можно использовать добавочное слово: (есть) кто? знахарь , (есть) что? – лес.
  • На вопросы кого? чего? отвечает родительный падеж при помощи добавочного слова нет . Например, (нет) кого? – знахаря , (нет) чего? – леса.
  • Дательный. К существительному задаются вопросы кому? чему? с добавочным словом дать . Например, (дать) кому? – знахарю, (дать) чему? – лесу .
  • Винительный падеж. Используем вопросы кого? что? с добавочным словом вижу . Например, (вижу) кого? – знахаря, (вижу) что? – лес .
  • Творительный. Задаем вопросы кем? чем? . Можно использовать добавочное слово восхищаться . Например, (восхищаться) кем? – знахарем, (восхищаться) чем? – лесом.
  • Последний, Предложный падеж, отвечает на вопросы о ком? о чем? с помощью слова думать . Например, думать о ком? – знахаре, думать о чем? – лесе.


Как определить падеж имени существительного – как отличать Именительный падеж от Винительного

Некоторые формы Именительного и Винительного падежей иногда совпадают, потому что они отвечают на один и тот же вопрос что?

Рассмотрим предложения:

  • Снег шел большими хлопьями.
  • Выйдя на улицу, мы увидели снег.

Слово снег отвечает на вопрос что? в обоих предложениях, имеет одну и ту же форму, однако разное синтаксическое значение.

В первом случае снег – это подлежащее, во втором – обстоятельство. То есть снег выполняет действие в первом предложении, а во втором действие совершается над ним.

Существительное снег в 1 предложении находится в Именительном падеже, во 2 – в Винительном.


Мы рассмотрели вопросы и вспомогательные слова каждого из падежей. Рассмотрели случай совпадения словоформ Именительного и Винительного падежей. Разобрали, как синтаксическая роль помогает определить падеж в случае возникновения трудностей.

Значения Вопросы Примеры
Инструмент, орудие действия Чем? Записка была написана красным карандашом.
Действующее лицо в страдательном обороте Кем? Эта работа написана нашим лучшим студентом.
Именная часть сказуемого (предиката) после глаголов: быть, стать, работать, являться, казаться и др. Кем? Чем? Каким? Иван Грозный был жестоким человеком. Москва является древним русским городом. Этот человек показался мне знакомым.
Место Где? Туристы долго шли лесом. Самолет пролетел над городом. Машина остановилась под мостом. Перед Русским музеем стоит памятник Пушкину. Машина стояла за домом. Стол стоит между окном и кроватью.
Совместность действия С кем? Антон ходил в спортзал с другом.
Характеристика объекта С чем? Я люблю чай с молоком.
Время Когда? Мы приехали в Москву ранним утром. Перед экзаменом преподаватель провел консультации. Мы пришли к друзьям между пятью и шестью часами. За завтраком друзья обсудили все проблемы.
Цель За чем? Антон ушел в магазин за хлебом.

МЫ ЧИТАЕМ

А) Прочитайте текст «Первая улыбка» и скажите, почему он так называется.

ПЕРВАЯ УЛЫБКА

(ПО Е. ПЕРМЯКУ)

В стране, названия которой уже никто не помнит, жил удивительный мастер, который создавал вазы. Если, делая вазу, он был весел, то веселились все, кто её видел. И наоборот, если мастер грустил, то его ваза вызывала грусть и печаль.

Когда люди смотрели на его вазы, у них появлялись самые разные чувства: радость, смех, смелость, прощение... Но среди его ваз не было самой главной вазы – вазы Любви, потому что любовь ещё не расцвела в душе молодого мастера.

В этой же стране жил другой мастер. Его дочь была так хороша, что о ней знали даже звёзды. Глаза её были синие, как море, волосы были золотые, как солнце, речь её лилась, как серебряный ручей. Но она никогда не улыбалась.

Молодой мастер создал новую вазу – вазу Любви, в которой воспел красоту этой девушки. Когда дочь старого мастера смотрела на вазу Любви, её лицо становилось ещё прекраснее.

И однажды она улыбнулась молодому мастеру. Это была первая улыбка девушки. Солнечная. Счастливая. Прекрасная, как весенняя заря. Улыбка первой любви.

Эта первая улыбка осталась на всю жизнь в сердце молодого мастера и сделала это сердце ещё больше и добрее.

На площади около вазы Любви всегда собирались люди. Они приходили из разных городов и стран посмотреть на неё. Это были мастера, охотники, крестьяне, но среди них были и цари, которым принадлежали огромные страны. Когда они смотрели на эту вазу, в их сердцах возникал огонь любви.


Старики советовали молодому мастеру разбить вазу Любви. Они боялись, что внимание и богатство, которыми окружали девушку разные люди, разрушат её любовь к молодому мастеру. Старики знали, что иногда девушки забывают о своей первой улыбке. Но молодой мастер не верил старикам.

Многие цари предлагали девушке руку и сердце. Дарили ей драгоценности. Показывали ей свои дворцы. Она могла стать царицей степей или королевой гор.

Однажды морской царь устроил в честь этой девушки пир. И во время этого пира, когда рыбы исполняли танец любви, а волны и ветер создавали чудесную музыку, красавица согласилась стать женой морского царя. На море поднялась буря, и огромная волна унесла девушку в глубь моря.

А на берегу все люди ждали появления новой вазы. Вазы Горя. Вазы Отчаяния, Вазы Измены... А может быть, даже вазы Смерти.

И утром на площади появилась новая прекрасная ваза. На ней молодой мастер изобразил первую улыбку своей любимой. Люди назвали эту вазу «Первая улыбка».

Улыбались все. Улыбалось всё живое. Не улыбался только морской царь. Самая прекрасная из всех женщин была его женой. Ему принадлежал её голос, её дыхание, её глаза, её руки, ему принадлежало всё, кроме её первой улыбки. Потому что никто и никогда не может подарить свою первую улыбку дважды, так же как никто не может дважды родиться или дважды умереть.

Морской царь хотел уничтожить вазу, чтобы все забыли её. Можно уничтожить море, но нельзя изменить то, что уже произошло, и морской царь умер от горя.

А ваза улыбалась. Люди всей земли знали об этой вазе. Никто не помнил, что стало с молодым мастером и его любимой. Люди забыли о стране, где это всё произошло. Осталась одна ваза «Первая улыбка». Правда, она осталась в сказке, но первая улыбка всегда останется первой улыбкой.

Б) Ответьте на вопросы.

Бывают ли в жизни такие девушки, такие молодые люди и такие ситуации? Молодой мастер, когда его любимая стала женой морского царя, создал новую вазу. А как вы поступили бы на его месте? Есть ли похожие сказки у вашего народа?

В) Понравилась ли вам эта сказка? Красивая ли она? Какими языковыми средствами достигается эта красота? Найдите их в тексте и, используя их, перескажите текст.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Аксенова М.П. Русский язык по-новому. Часть 3 / Под ред. Р.А. Кульковой. – СПб: Златоуст, 2000. – 440с.

2. Аксенова М.П. Русский язык по-новому. Часть 2. / Под ред. Р.А. Кульковой. – СПб: Златоуст, 2000. – 336с.

3. Аксенова М.П. Русский язык по-новому. Часть 3 / Под ред. Р.А. Кульковой. – Спб: Златоуст, 2001. – 304с.

4. Большой русско-английский словарь: с приложением кратких сведений по английской грамматике и орфоэпии / О.С. Ахманова, З.С. Выгодская, Т.П. Горбунова и др. Под общим руководством А.И. Смирницкого. – 25-е издание, стереотип. / Под ред. О.С. Ахмановой. – М.: Русский язык, 2002. – 768с.

5. Вагнер В.Н. Методика преподавания русского языка англоговорящим и франкоговорящим на основе межъязыкового сопоставительного анализа: Фонетика. Графика. Словообразование. Структуры предложений, порядок слов. Части речи: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Филология». – М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 384с.

6. Вопросы обучения русскому произношению. – М.: Изд-во Московского университета, 1978. – 103с.

7. День за днем. Русский язык. Учебник для иностранных учащихся. П. «Панорама». – М.: ИЛБИ, изд-во «Самарский Дом печати», 1995.

8. День за днем. Русский язык. Учебник для иностранных учащихся. I. Экспресс. – М.: ИЛБИ, Прострэкс, изд-во «Самарский Дом печати», 1994.

9. Задания по русскому языку для контроля стартовых знаний иностранных студентов I курса. – СПб: Санкт-Петербургский государственный санитарно-гигиенический медицинский институт, 1994. – 44с.

10. Кокорина С.И., Твертинова М.Т., Анпилогова Б.Г. Программа по русскому языку как иностранному. – М.: Изд. Отдел УНЦ ДО МГУ, 1997. – 82с.

11. Костина И.С. и др. Перспектива. Фонетический курс. Пособие для иностранных слушателей краткосрочных курсов русского языка. – 2-е издание, стереотип. – СПб: Златоуст, 1999. – 80с.

12. Краткий русско-английский разговорник. – М.: МПИО «Эдитор», 1990. – 32с.

13. Лебедева Ю.Г. Звуки, ударения, интонация. Учебное пособие. – М.: Русский язык, 1975. – 295с.

14. Максимова А.Л. Корректировочный курс русской грамматики (30 уроков). – 5-е издание. – СПб: Златоуст, 2005. – 176с.

15. Малышев Г.Г. Русская грамматика в картинках для начинающих. – Спб: Златоуст, 1993. – 301с.

16. Миллер Л.В., Политова Л.В., Рыбакова И.Я. Жили-были… 28 уроков русского языка для начинающих. Рабочая тетрадь. – 2-е издание. – СПб: Златоуст, 2000. - 88с.

17. Московкин Л.В., Сильвина Л.В. РУССКИЙ ЯЗЫК. Элементарный курс для иностранных студентов. – СПб: СМИО Пресс, 2002. – 512с.

18. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справочное пособие / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. – 6-е издание. – М.: Высшая школа, 2000. – 522с.

19. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 60000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006. – 976с.

20. Пехливанова К.И. Лебедева М.Н. Грамматика русского языка в иллюстрациях (для иностранцев, изучающих русский язык). – М.: Русский язык, 1989. – 352с.

21. Пособие по обучению чтению для подготовительных факультетов вузов СССР. – М.: Русский язык, 1982. – 240с.

22. Русский язык – мой друг: Учебник русского языка для студентов-иностранцев. Базовый уровень / Под ред. Т.В. Шустиковой и В.А. Кулаковой. – М.: Изд-во РУДН, 2004. – 677с.

23. Сборник упражнений по грамматике русского языка (для иностранцев). Выпуск 1 / Голубева А.В. и др. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб: Златоуст, 2002. – 176с.

24. Словарь иностранных слов / Под ред. Л.Н. Комарова. – М.: Русский язык, 1990. – 624с.

25. Соболева Н.И., Гадалина И.И., Иванова А.С., Харламова Л.А. Практическая грамматика. Элементарный и базовый уровень: Учеб. пособие. – М.: Изд-во РУДН, 2001. – 213с.

26. Типовые тесты по русскому языку как иностранному. Второй сертификационный уровень. Общее владение / Г.Н. Асерьянова и др. – М. – Спб: Златоуст, 1999. – 112с.

27. Хавронина С.А., Харламова Л.А. Русский язык. Лексико-грамматический курс. Начальный этап. – 4-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 2001. – 240с.

28. Шумилина А.П. Русский язык для работы с иностранцами: учеб. пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 456с.

29. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2003. – 334с.

УРОК 1.

Русский алфавит. Гласные и согласные звуки. Слоги. Ритм слова. Ударение. Редукция гласных. Оглушение звонких согласных. Твердые и мягкие согласные……………………………………………………………………………4

УРОК 2.

Интонация повествовательного и вопросительного предложений типа « Это Антон», «Кто это?», «Что это?», «А вы?». Личные местоимения. Род имен существительных. Сложные предложения с союзами «и», «а»…………………………………………………………………………...………..9

УРОК 3.

Конструкции типа «Меня зовут Антон». Именительный и винительный падежи личных местоимений. Притяжательные местоимения. Множественное число имен существительных и притяжательных местоимений……………………………………………………………………………..........17

УРОК 4.

Глаголы I и II спряжения (инфинитив, настоящее время, повелительное наклонение). Субъект и предикат. Винительный падеж неодушевленных имен существительных и личных местоимений в значении прямого объекта. Наречия образа действия…………………………………………………….29

УРОК 5.

Род и число имен прилагательных (именительный падеж). Использование имен прилагательных и соответствующих наречий образа действия. Инфинитивные конструкции с глаголами любить, хотеть, мочь . Местоимения свой, этот, эта, это, эти (тот, та, то, те) . Винительный падеж прилагательных и притяжательных местоимений……………………………….43

УРОК 6.

Винительный падеж одушевленных имен существительных. Винительный падеж прилагательных, притяжательных и указательных местоимений. Прошедшее время глагола. Наречия времени………………………………..58

УРОК 7.

Наречия места. Предложный падеж (объект места) имен существительных (единственное и множественное число), прилагательных, притяжательных местоимений. Употребление предлогов «в», «на». Прошедшее время глаголов мочь, быть , бывать, находиться …………………………………………...68

УРОК 8.

Будущее сложное время глагола. Винительный падеж для выражения времени. Предложный падеж в значении объекта мысли или речи. Предложный падеж для выражения времени………………………………....................87

УРОК 9.

Общее представление о видах глагола. Использование несовершенного и совершенного видов глаголов. Инфинитивные конструкции со словами можно, нужно ……………………………………………………………………..99

УРОК 10.

Использование глаголов совершенного вида в форме будущего времени. Будущее простое и будущее сложное время. Винительный падеж существительных, обозначающих направление движения. Глаголы движения идти, пойти, ходить, ехать, поехать, ездить . Предложный падеж существительных с предлогом на , обозначающий средства передвижения. Использование предлогов через, после. Глаголы начинать / начать / начаться; продолжать / продолжить / продолжиться ……………………………………..113

УРОК 11.

Глаголы движения группы идти / ходить с префиксами по- и при- . Родительный падеж имен существительных, личных местоимений, прилагательных в отрицательных конструкциях, в конструкции типа «у меня есть» и для обозначения места начала движения. Родительный падеж с исчисляемыми и неисчисляемыми существительными, с числительными…………………………………………………………………………………..132

УРОК 12.

Инфинитивные конструкции со словом «должен». Дательный падеж имен существительных в значении адресата действия. Дательный падеж прилагательных, местоимений. Дательный падеж для обозначения возраста, в безличных предложениях, с предлогом по …………………………………...163

УРОК 13. Творительный падеж имен существительных, прилагательных, местоимений для обозначения совместного действия, инструмента действия (без предлога), характеристики объекта (с предлогом с ). Грамматические конструкции с глаголами быть, стать, работать …………………...181

УРОК 14.

Видо-временные формы глаголов. Склонение имен существительных и личных местоимений. Значения падежей. Словосочетания с глаголами…………………………………………………………………………………..194

УРОК 15.

Сложные предложения. Москва – столица России. Город, в котором я учусь……………………………………………………………………………….207

УРОК 16.

Предложный падеж прилагательных, порядковых числительных, определительных, указательных и притяжательных местоимений. Прямая и косвенная речь. Возвратное местоимение «себя»………………………….........216

УРОК 17. Винительный падеж порядковых числительных, определительных, указательных и притяжательных местоимений. Глаголы движения с приставками. Прямая и косвенная речь (вопрос без вопросительного слова и соответствующий ответ)……………………………………………………...227

УРОК 18.

Родительный падеж порядковых числительных, определительных, указательных и притяжательных местоимений. Краткие страдательные причастия. Сложные предложения с союзом чтобы и глаголом хотеть в главном предложении………………………………………………………………...240

УРОК 19.

Дательный падеж порядковых числительных, определительных, указательных и притяжательных местоимений. Дательный падеж с предлогом «к», обозначающий направление движения. Прямая и косвенная речь (императивные предложения). Неопределенные и отрицательные местоимения……………………………………………………………………....................245

УРОК 20.

Творительный падеж порядковых числительных, определительных, указательных и притяжательных местоимений. Творительный падеж существительных, обозначающих место. Сложное предложение с придаточным условным. Активные и пассивные предложения. Творительный падеж в пассивных предложениях………………………………………………………254

УРОК 21. Склонение порядковых числительных, определительных, указательных и притяжательных местоимений (систематизация). Степени сравнения прилагательных и наречий. Превосходная степень прилагательных с суффиксами –айш- и –ейш-…………………………………………………...267

УРОК 22.

Действительные причастия. Сослагательное наклонение глаголов. Страдательные причастия. Глаголы с постфиксом –ся (главные значения)…………………………………………………………………………….......275

УРОК 23.

Образование деепричастий. Полная и краткая форма прилагательных. Использование инфинитива в конструкциях с краткими прилагательными. Систематизация значений падежей…………………………....................286

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………....296

ИЗУЧАЕМ РУССКИЙ ЯЗЫК

ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС

© 2024 bugulma-lada.ru -- Портал для владельцев автомобилей