Разновидности досуга и классификации досуговой деятельности. Основные формы и виды досуга Классификация предприятий сферы досуга

Главная / Обзоры машин

1.2 Виды и формы современного досуга, классификация видов и форм деятельности

Современные исследования досуговой деятельности имеют несколько отличные взгляды при определении видов досуговой деятельности, классификации видов и форм досуга.

Например, Л.В. Байбородова и М.И. Рожкова в своем учебно-методическом пособии «Воспитательная система в детском загородном лагере» (Ярославль: Академия развития: 2003. - 256с.) относят к современным видам досуга следующие: отдых, развлечение, самообразование, творчество, общение, праздник.

Схематично организация досуговой деятельности по Л. В Байбородовой, М. И. Рожкова по видам и формам может быть представлена в следующем варианте:

Схема № 1

Несколько иначе рассматриваются и классифицируются виды досуговой деятельности у А. Фоминой в ее статье «Свободное время детей: проблемы содержательного направления» (журнал для родителей и педагогов, М., 2003 г.). Она пытается рассмотреть виды досуговой деятельности с точки зрения досуговой в сфере дополнительного образования (схема №2)

Схема № 2

Виды досуговой деятельности в сфере дополнительного образования (по А. Фоминой)

Образовательная

Культурно-досуговая

Трудовая

Спортивно-реактивная

Учебно-исследовательская

Коммуникативная

Овладение опытом поведения в социально-активной деятельности

Углубление и дополнение знаний, полученных в школе

Овладение всем многообразием национальной культуры, культуры других народов, мировой культуры, театрального искусства песенного искусства, живописи, народного фольклора

Социально-значимая (бесплатная), трудовая (оплачиваемая) деятельность -- возможность апробировать себя в будущей профессии

Укрепление и сохранение здоровья детей и молодежи, формирование здорового образа жизни

Повышение качества образования

Обучение культуре общения

Если сравнивать обе таблицы, то можно в них найти больше общего, чем отличного. Например, в обеих таблицах исследователи к основным видам современного досуга относят общение (схема №1) и коммуникативную деятельность (схема №2), самообразование (познание), (схема №1) и образовательную, учебно-исследовательскую деятельность (схема№2), праздник, творчество, развлечение (схема№1) и культурно-досуговую деятельность (схема№2).

Однако в первом варианте у Л.В. Байбародовой и М.И. Рожкова не выделяются трудовая и спортивно - рекреативная, игровые виды деятельности как отдельные виды, они включены в другие виды как формы досуга.

Интересный вариант классификации видов и форм досуговой деятельности молодежи предлагается в ст. «Досуг современной молодежи» (ж. «Внешкольник», №10, 2003 год) и представлен на схеме №3.

Досуговая деятельность молодежи в современных условиях: виды и формы

Общественно -- политическая

Политические клубы, организации, объединения

Культурно-духовная

Воскресные школы для детей и взрослых;

Коллективы художественной самодеятельности и клубы по интересам;

Музыкальные салоны, литературные гостиные;

Творческие встречи с выдающимися учеными, музыкантами, представителями литературы, искусства, духовенства и прочего

Досугово-коммерческая

Аукционы, шоу-представления;

Концертно -- и театрально-зрелищная деятельность;

Музыкальные марафоны;

Компьютерные классы;

Прокатная форма деятельности;

Работа кафе и видеобаров

Художественно-творческая

Коллективы художественной самодеятельности, изостудии, прикладное творчество и т. д.

Учебно-образовательная

Курсы повышения квалификации, центры дополнительного образования, платное обучение иностранным языкам, быстрому чтению, программированию, машинописи, моделированию и т. д.

Благотворительная

Акции милосердия для детей-инвалидов, сирот;

Деятельность фондов культуры и искусства, связанных с развитием творческой инициативы;

Восстановление памятников культуры, истории, архитектуры и пр.

Производственно-творческая

Выставки - продажи произведений прикладного творчества (изделий из керамики, дерева, художественное литье, живопись, графика и т. п.);

Реставрация памятников культуры и архитектуры;

Диско-мастерские (видеозвукозапись, услуги по ремонту и эксплуатации технической аппаратуры и т. д.).

Физкультурно-оздоровительная

Секции по разным видам спорта, экстремальные виды спорта, бодибилдинг, культуризм, путешествия, походы и пр.

Неформальная

Молодежно-досуговые формы (панки, металлисты, рокеры, фанаты и пр.);

Националистические;

Общественно-политические;

Экологические, религиозные и пр.

Субкультурная

Антисоциальные и противоправные формы: алкоголь, наркотики, суицид, проституция и пр.

В отличие от предыдущих авторов, автор включает в виды современной досуговой деятельности неформальный и субкультурный виды деятельности, которые, чаще всего, по мнению А.В. Павлинова, «испытывают дефицит положительных нравственных ориентиров, разнообразие предметов деятельности и могут оказать негативное влияние на развитие личности молодого человека».

А.В. Павлинов предлагает разделение досуговой деятельности на культурную досуговую деятельность и некультурную, асоциальную, а в худшем случае - деликвентную и преступную досуговую деятельность.

Если в культурно-досуговой деятельности присутствуют моменты творчества и человек из субъекта потребления превращается в субъект созидания, то во втором случае - жизнь человека сводится к утилитарным видам деятельности, ложным ценностям.

Иными словами, анализируя таблицу видов и форм досуговой деятельности в современных условиях, представленной на схеме №3, обращаешь внимание на «появление особой моды на те, или иные способы проведения свободного времени», сочетание прежних способов проведения свободного времени и тех, которые вызваны реалиями сегодняшнего дня (А.А. Басилая).

В последнее десятилетие особенно модными видами досуга для молодежи стали такие виды как: шоу-представления, концерты с участием музыкальных кумиров, посещение кафе, видеобаров, секций по экстремальным видам спорта, бодибилдингу, культуризму, изучение компьютера и т. д.

Упал интерес у подрастающего поколения к чтению, посещению выставок, музеев, спектаклей, занятий художественно-прикладными и техническими видами творчества.

Некоторая часть молодежи предпочитает реализацию свободного времени в индивидуальной форме, без специального воздействия каких-либо организаторов культурного досуга, т. е. проводят его дома (чтение книг, просмотр телепередач, видеофильмов, общение через систему интернет, прослушивание музыкальных записей).

Возрастает количество тех, кто чаще всего, использует досуг для прогулок по городским и деревенским улицам с друзьями и общение в подъездах, во дворах, для игр в азартные игры, распития спиртных напитков, употребление наркотических и токсических веществ.

Сложившаяся ситуация выдвигает серьезные требования к современным исследователям в решении проблемы молодежи в условиях общности, в которой происходит освоение молодежью практически всего свободного времени.

Начинать надо, вероятно, с образования, которое формирует и закрепляет систему ценностей, в том числе досуговых.

Подключение к этому процессу других учреждений культуры, досуга, спорта, общественных организаций, органов самоуправления - будет способствовать созданию стройной системы погружения молодого человека в среду воспитывающего воздействия. Этот вывод, требующий участия всех социальных институтов в развитии личности, может быть основополагающим при рассмотрении досуга молодежи.

Анализ уровня организации молодежного досуга в сельской местности (на примере РОМЦ отдела культуры)

Существует несколько типов проведения свободного времени в зависимости от способности воспринимать тот или иной вид искусства. Очевидно, что «массовое искусство» отличается легкостью восприятия, доступностью, ориентацией на типичность...

Под внеучебной деятельностью понимается активное взаимодействие педагога с детьми, направленное на достижение определенных воспитательных целей...

Игра в учебной деятельности младших школьников

Игра как ведущий тип деятельности дошкольников

Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. В дошкольном возрасте выделяются три класса игр: - игры, возникающие по инициативе ребенка - самодеятельные игры; - игры, возникающие по инициативе взрослого...

Игровая деятельность детей младшего школьного возраста в образовательном процессе начальной школы

Методические подходы к анализу учебной литературы в системе профессионального образования

Учебная литература является источником знаний и средством обучения учащихся в условиях определенной системы образования. Учебные планы и учебные программы (примерные, рабочие) составляют группу программно-методических изданий...

Организация коллективного труда в старшей группе

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручений, дежурств, коллективной трудовой деятельности. Поручения - это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям...

Организация семейного оздоровительного досуга с детьми старшего дошкольного возраста

В качестве функций оздоровительного семейного досуга мы выдели следующие: 1. воспитание интереса к физической культуре и спорту...

Основы научной организации учебной деятельности студента в вузе

Учебные занятия в вузе, как правило, проводятся в виде лекций, семинаров, лабораторно-практических занятий, коллоквиумов и т. д. Технологии проведения учебных занятий определяются многими факторами...

Особенности организации культурно-досуговой деятельности детей

Досуг - часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей. Первыми элементарными ценностями досуга являются отдых и движение...

Поощрение и наказание в образовательном процессе: за и против

Говоря в целом, поощрения и наказания - это совокупность средств регулирования отношений, составля-ющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены. Главным признаком...

Поощрение и наказание в преодолении нарушений поведения младших школьников

Поощрение и наказание - это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены. Главным признаком...

Система кружковой работы по математической логике в 6 классе основной школы

В соответствии с частными задачами данного параграфа остановимся на характеристике собственно внеурочной деятельности в рамках нашего понимания. Внеурочная деятельность, то есть деятельность, находящаяся за рамками урочного расписания и в...

Технологии осуществления педагогического процесса

Многообразие предметов деятельности определяет и видовое ее многообразие. На основе морфологического анализа человеческой деятельности, проведенного М. С. Каганом, Н. Е...

Формы внеурочной воспитательной деятельности с младшими школьниками

Форма внеурочной деятельности - это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств...

Можно выделить реальный досуг (общественно полезный) и мнимый (асоциальный, личностно значимый) досуг.

Реальный досуг никогда не находится в разрыве как с самой личностью, так и с обществом. Наоборот, это состояние деятельности, создание свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха, самоактуализации, развлечения.

Мнимый досуг – это, прежде всего насилие, любо над собой, либо над обществом, и как результат разрушение себя и общества. Мнимый досуг обусловлен неумением проводить свое время, это бесцельное времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам.

Структура досуга состоит из нескольких уровней, которые отличаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.

Виды досуга:

● развлечения;

● праздник;

● самообразование;

● творчество.

Самый простой вид досуга– отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный.

Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы. Чем ты занят – не имеет значения, лишь бы можно было отвлечься, освободиться от напряжения, получить эмоциональную разрядку (просмотр газет, настольная игра, непринужденная беседа, обмен мнениями, прогулка). Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей, он пассивен, индивидуален. И, тем не менее, такой отдых – неотъемлемый элемент жизни человека. Он служит подготовительной степенью к более сложной и творческой деятельности.

Активный отдых , напротив воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный отдых в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение.

С активным отдыхом связана активизация духовных интересов, которые побуждают молодого человека к активным поискам в сфере культуры. Эти поиски стимулируют познавательную деятельность личности (самообразование ), состоящую в систематическом чтении серьезной литературы, посещения музеев, выставок. Если развлечение служит главным образом эмоциональной разрядке, то познание способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств и проявлению интеллектуальной активности. Этот вид досуга носит целенаправленный, систематический характер, это овладение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности.

Познавательная деятельность приносит непосредственное удовлетворение и имеет самостоятельную ценность для человека. Здесь набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей – творчество . Потребность в творчестве глубоко свойственна каждому человеку, и тем более молодому. Творчество приносит высшее удовлетворение и одновременно является средством духовного совершенствования. Элемент творчества заключают в себе многие формы досуга, причем возможность творить открывается всем без исключения.

Ведь каждый человек способен к творчеству. Творческой может быть любая деятельность, если она увлекает, вбирает в себя лучшие душевные силы и способности человека. К творчеству относятся декоративно-прикладное, художественное и технические виды досугового творчества. К первому относят рукоделие, выпиливание, выжигание, чеканку, разведение домашних цветов, кулинарное творчество. Художественный вид творчества заключает в себе занятия литературной деятельностью, фольклором, живописью, сочинением музыки, песен, участие в художественной самодеятельности (сценическое творчество). Техническое творчество предполагает изобретательство, конструирование, рационализаторство.

Согласно другой классификации досуг подразделяют на:

познавательный;

творческий;

зрелищно-развлекательный.

Всякая деятельность зиждется на общих закономерностях ее развития. Досуг детей, подростков и юношества развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.

К ним относятся:

Принцип всеобщности и доступности - то есть возможность приобщения, вовлеченности всех без исключения детей, подростков и юношества в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потенций подрастающего поколения, их досуговых запросов и интересов.

Принцип самодеятельности – реализуется на всех уровнях детского досуга: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип самодеятельности зиждется на творческой активности, увлеченности и инициативе детей.

Принцип индивидуального подхода – предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей и социальной среды обитания детей, подростков и юношества при обеспечении их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции.

Принцип систематичности и целенаправленности – предполагает осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг детей, подростков и юношества. Важно направлять детей, подростков и юношество на дела общественно значимые, поскольку богатство творческих сил индивида зависит от всестороннего и полного проявления этих сил в жизни общества. Это процесс ограниченного превращения человека в общественное существо, в активную и творческую личность, живущую полной жизнью в согласии с самим собой и обществом.

Принцип преемственности – в первую очередь предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений.Необходимо активизировать деятельность родителей, всех взрослых на передачу детям социального знания и опыта на проведение разумного досуга, его философии. Принцип преемственности означает также поддержание норм и традиций при перемещении детей из одной возрастной общности в другую, из одного социально-воспитательного учреждения в другое.

Принцип занимательности – заключается в создании непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, ибо сухость, блеклость, отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы. Детский досуг должен быть красочно оформлен и дополнен самой разнообразной атрибутикой. Все это превращает досуг детей, подростков и юношества в праздник.

Подводя итоги следует отметить, что реализация принципов организации детского досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой – разностороннее развитие личности ребенка, подростка, юноши (девушки).


Похожая информация.


По мере перехода от малочисленных групп к группам со средним и с высоким и сверхвы­соким числом участников меняются организационные приемы и техно­логии, что связано с изменением материально-технических, финансо­вых и кадровых показателей. Итак, число участников досуговых групп может быть следующим:

♦ небольшая группа участников досуга (2-7 человек);

♦ средняя группа (до 30 человек);

♦ большая группа (30-100 человек);

♦ сверхкрупная группа (более 100 человек, ориентировочное число
людей, за действиями которых конкретный человек может наблюдать в
стабильной ситуации, продуцируя ответную реакцию).

На многолюдных гуляньях, в местах зрелищно-массовых мероприятий собираются одновременно тысячи и десятки тысяч людей. В этом случае речь идет о массовой аудитории досуга. Безусловно, человек не способен одновременно общаться с таким количеством людей. Здесь нужны особые способы и технологии организации досуговой деятельности. Характер досугового общения меняется в зависимости от аудито­рии того или иного технического канала связи. В случае, например, те­левизионной трансляции с места события общественного или мирового значения за ней следят в режиме реального времени сотни тысяч и мил­лионы зрителей, однако они не в состоянии общаться между собой, хотя после передачи многие из них, конечно, смогут обсуждать увиденное. Возможности взаимодействия людей друг с другом возрастают при использовании технических средств, принадлежащих к интерактивным сетям глобальной связи. Правда, и здесь действует правило: чем мень­шее число людей задействовано на одном и том же канале связи в опре­деленный промежуток времени, тем более активным может быть их вза­имодействие. Чем больше аудитория одного канала, тем труднее участ­никам взаимодействовать в режиме реального времени. Коммуникация между ними в этом случае может быть растянута во времени. Известно, что аудитория разных конференций, форумов, веб-страниц в Интернете исчисляется сотнями и даже тысячами участников.

Итак, коммуникация между членами одного досугового занятия, может осуществляться на индивидуальной основе, в домашней обста­новке, на базе традиционных норм связи, закрепленных в конкретной культуре, а также на основе современных коммуникативно-рекреацион­ных технологий и с помощью технических средств.

Классификация досуга по сложности характера и строения. Досуговые занятия можно классифицировать по сложности структурного строения. В этом случае можно выделить такие формы культурно-досуговой деятельности:

♦ одно несложное занятие, которое может состоять из ряда этапов и несходных между собой процедур - уход за цветами, чтение книги дома или в общественной библиотеке, загорание на пляже;

♦ несколько относительно простых занятий, в которых субъект досуга может обращаться одновременно или поочередно, с перерывами,
например посещение ресторана. Здесь проходят беседа пришедших вместе людей, выбор напитков и блюд, поглощение пищи, прослушивание
музыкальных номеров, участие в танцах; просмотр концертных номе­
ров;

♦ сложное по структуре досуговое занятие, которое в свою очередь
может состоять из комплексных мероприятий, одновременно происходящих или следующих друг за другом, каждое из которых собирает свою аудиторию. Например, во время праздника на городских улицах проходят разные культурные мероприятия, которые зрители наблюдают или принимают в них участие: аттракционы, выступления артистов на концертных площадках, спортивные соревнования, шуточные состязания в
остроумии, сообразительности, ловкости, выставки, демонстрирующие
предметы искусства или продукцию, связанную с праздничной темати­кой, и т.п. Каждый человек может что-то приобрести (сувениры, украшения, изделия культурного-бытового назначения) или посетить пункт
общественного питания (кафе, ресторан), а также купить еду, напитки
на улице.

Еще более сложный характер приобретают некоторые виды досуго-вой деятельности, в рамках которых организуется ряд самостоятельных и сложных культурных мероприятий. Многие из них имеют несхожий характер, что позволяет участникам выбирать наиболее предпочтитель­ные. В этом случае реализация разных видов занятий растягивается на несколько дней и перемежается с занятиями чисто утилитарного назначения. К такому типу культурно-досуговой деятельности принадлежат, например, разного рода биеннале, фестивали, смотры, карнавалы, а так­же туристические путешествия.

В перечисленных случаях участникам предлагается ряд целевых мероприятий, а также ряд дополнительных развлекательных занятий, в перерывах между которыми они могут осуществлять длительные или кратковременные переезды. В этом случае в программе также выделяется время на реализацию первичных потребностей участников мероприя­тия -- еду, гигиену, физиологический отдых и т.п.

Другие виды и разновидности досуговых занятий. Перечислим критерии разделения досуга, которые широко не распространены в ана­литической литературе, они чаще всего имеют вспомогательный харак­тер Выделяют серьезные и обычные виды досуга. Под серьезным досу­гом понимаются занятия, которые, во-первых, требуют от личности упор­ства, активности, творческого подхода, во-вторых, свидетельствуют о самосозидании личности, в-третьих, носят не случайный, а устойчивый характер, определяя этапы жизни. В качестве серьезного досуга высту­пают многие любительские занятия, а также занятия, актуализирующие творческий потенциал, связанные с самореализацией и самоидентификацией человека.

В отличие от серьезного досуга обычные занятия не затрагивают глубинные структуры личности, не формируют творческих качеств личности. Их выполнение требует от человека минимальных усилий и стандартных действий - пассивный отдых дома, прогулки на воздухе, купание в открытом водоеме, загорание на солнце.

Экстравагантные виды досуговых занятий характерны для наро­дов разных исторических периодов, часть из них дошла до нашего вре­мени. Подобные виды досуга, как правило, не встречаются в других местах; нередко сохраняются у жителей определенного поселения или конкретной страны как отголосок далекого прошлого, когда они были праздничной или карнавальной забавой.

Так, в одном из небольших южных городов средневековой Ита­лии зародился праздник, который называют «апельсиновые бои», который жители проводят до настоящего времени и который вызы­вает немалый интерес у туристов. В праздничный день по главной улице городка едет повозка, в которой стоят несколько мужчин. По краям дороги выстраиваются участники праздника и забрасывают повозку апельсинами. Стоящие в ней мужчины отбиваются. Эта си­туация порождает смех и всеобщее удовольствие.

Во многих странах мира сохранились уникальные в современ­ных условиях зрелища и разновидности общественного досуга. На­пример, в Объединенных Арабских Эмиратах пользуются немалой популярностью бега с участием одногорбых верблюдов, которых специально выводят для этой цели.

Еще одна разновидность экстравагантных досуговых занятий связа­на с отдельными увлечениями состоятельных слоев, представители ко­торых во все времени выделялись своими причудами, а иногда и само­дурством. Не будем вспоминать время, когда представители, например, аристократических родов развлекались тем, что унижали людей из низ­ших слоев.

В наше время состоятельные люди многих стран мира держат дома диких животных, среди которых имеются даже хищники, не поддающиеся приручению. Многие из таких животных требуют во­льерного содержания, специалистов по надзору и специальных мер безопасности.

Более простые случаи - содержание в доме привычных собак или кошек. Экстравагантность заключается в том, что хозяева (чаще всего хозяйки) животных проявляют недюжинную фантазию - со­здают для них особо комфортные условия жизни: кормят деликатеса­ми, одевают в дорогие и изящные наряды, делают маникюр, модно стригут, украшают драгоценностями. Домашних животных обслужи­вает целая армия специалистов, которые предоставляют множество услуг. Например, в Чили есть даже фитнес-клуб для собак. Во мно­гих странах искусные хирурги делают животным пластические опе­рации, чтобы собаки или кошки более походили на плюшевых игру­шек. Умерших животных хоронят на специальных кладбищах. По­добные факты свидетельствуют, конечно, не о специфике «досуга животных», а скорее о досуге хозяев, и в немалой степени об их отношении к животным.

Еще одна из причин появления экстравагантных досуговых занятий состоит в том, что существует немало любителей острых ощущений. В свободное время они хотят пережить сильные эмоции, получить та­кие впечатления, которые запоминаются надолго. Подобный спрос во все времена получал предложения. Например, на основе такого спроса родился экстремальный туризм.

Далеко не всегда стремления любителей острых ощущений, а также желание организаторов удовлетворить спрос на подобные ощущения бывают совместимыми с нравственностью. Так, в Таиланде, побережье которого подверглось в декабре 2004 г. разрушительному действию цуна­ми, одна из турфирм приглашала желающих посетить места катастрофы. В качестве мероприятий при этом предлагалась раздача гуманитарной по­мощи, обзор разрушений, а также участие в похоронах погибших. В этом случае можно говорить о неразборчивости целей и содержания маршрута, о конфликте со здравым смыслом и общественной моралью.

В особую разновидность досуговых занятий следует выделить та­кие, которые приобретают в современных условиях откровенно антиобщественный или противоправный характер (антиобщественные, раз­рушительные для индивидуального развития виды досуговой деятельности, а также виды досуговых занятий, запрещенные законом).

Индустрия досуга - это совокупность разных субъектов хозяйственной деятельности, которые предоставляют услуги, направленные на удовлетворение потребностей человека в свободное от работы время.

Отмечается большое разнообразие предприятий, занимающихся созданием и организацией условий развлечения.

В традиционной классификации отраслей хозяйства соответствующие предприятия рассредоточены по многим отраслям, образуя иногда их не основную вспомогательную или побочную деятельность.

Долгое время изучению и удовлетворению духовных потребностей людей уделялось недостаточное внимание.

Поскольку индустрия развлечений относительно молода, вопросы экономики, организации и управления предприятиями, обеспечивающими процесс развлечений, недостаточно разработаны. Не решены вопросы технологической связи составных частей такого предприятия, его инфраструктуры. Не сформирована совокупность организационно - экономических признаков, характерных предприятию индустрии развлечений.

Опыт развития индустрии развлечения в различных странах позволяет представить принципиальный состав ее самостоятельных единиц.

К индустрии развлечений относятся предприятия (организации, учреждения), чья основная деятельность связана с удовлетворением потребностей человека в развлечениях. Такими единицами являются предприятия с ярко выраженным развлекательным характером деятельности -- цирки, зоопарки, аттракционы, игротеки, парки отдыха, передвижные городки и т.д. Разнообразные зрелищные предприятия - это стационарные и передвижные театры, кинотеатры, изостудии, концертные организации и коллективы (филармонии, оркестры, ансамбли, мюзик-холлы, художественные и музыкальные коллективы, радиовещание и телевидение и др.) также обеспечивают процесс развлечений. К индивидуальным развлечениям относятся предприятия физической культуры (искусственные бассейны, катки, спортивные залы и клубы), а также спортивно-зрелищные предприятия. Посещение библиотек, музеев, выставок, клубных учреждений и т.д. также сопровождается развлечением.

Индустрия развлечений выступает как самостоятельное, относительно обособленное звено экономической системы, привлекая значительные материальные, финансовые и трудовые ресурсы. В этом плане предприятия индустрии развлечений характеризуются специфическими технологиями, системами управления, результатом деятельности, организацией труда персонала.

Изучение туристов в качестве потребителей конкретных результатов имеет важное значение. В широком смысле положительные эмоции туриста могут быть связаны с любым моментом туристической поездки (передвижением к месту отдыха, фактом смены своего местоположения, самим отдыхом). Следует учесть, что понятие «турист» по отношению к конкретной личности является временным. Закономерности потребления продукции индустрии развлечений должны быть изучены в сопоставлении с предыдущим образом жизни человека.

Свободное время и досуг

Слово «досуг» со значением свободного или удобного времени (по досугу - по умению, при случае) употреблялось на Руси еще в середине XV века.

Досуг и безделье

Досуг - свободное, незанятое время, забава, гулянки, гулячая пора, простор от дела. (Даль). На досуге, на досугах, в свободное от дела время. Человек или конь с досугом, с досужеством, с уменьем или с особыми добрыми качествами. Был бы друг, будет и досуг. Работе время, а досугу час. Будет досуг, когда вон понесут, т. е. как помрешь. А когда досуг то будет? А когда нас не будет. За недосугом, когда-нибудь без чокаяния умрешь!

Досужий , умеющий, способный к делу, ловкий, искусный, хороший мастер своего дела или мастер на все руки. У милостивого мужа всегда жена досужа. Жена досужа добра и без мужа.

Этимология (Фасмер) связана с понятиями «способность» и «достижение»

Под досугом современного человека подразумевается время, кото­рое свободно от необходимого труда в сфере общественного производ­ства, а также от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений. Само понятие «досуг» часто толкуется и понимается как от­дых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая дея­тельность, свобода, рекреация и т д

Когда говорят о свободном времени, акцентируется потенциальная возможность вариативно исполь­зовать его на что угодно.

Для определения свободного времени отдельного человека из его суточного бюджета времени (24 часа) следует вычесть время, которое он затрачивает:

1. на производственно-трудовые функции, включая дорогу к месту работы и обратно;

2. физиологический отдых (ночной сон);

3. оздоровительные и санитарно-гигиенические нужды (включая ут­ренний туалет, гимнастику, стирку белья, мытье посуды и др.);

4. покупку продуктов, их приготовление, прием пищи;

5. приобретение необходимых вещей, товаров повседневного спроса и длительного пользования;

6. воспитание малолетних детей, неотложную помощь близким лю­
дям (например, уход за больным) и др.

Доля суток, которая остается в распоряжении человека после ука­занных вычислений, может быть определена как его досуг, или «чис­тое» свободное время в течение дневного бодрствования. Именно этой частью времени человек может распорядиться по своему усмотрению.

В будний день доля свободного времени у работающего человека - относительно небольшая величина, 1-3 часа.

Человек в состоянии варьировать - увеличивать или уменьшать свое свободное время, затрачивая его на занятия, не связан­ные с досугом. Однако эти его возможности не безграничны.

Наибольшим объемом свободного времени рас­полагают домохозяйки и чаще всего пенсионеры. У работающих и неработающих людей доля досуга в объеме суточного времени заметно возрастает в выходные дни и в отпускной период. Многие граждане стре­мятся использовать эти дни преимущественно с рекреационно-досуговой целью, минимизируя повседневные нагрузки и домашние дела.

В современной теории и практике термин «досуг» наиболее часто употребляется в трех значениях как синоним свободного времени (его части), как синоним нерабочей (свободной) деятель­ности с различными модификациями, как синоним состояния или психологического переживания человека на данный момент. Внутри указанных значений существуют различные научные де­финиции, в наибольшей степени это относится ко второму значе­нию, поскольку досуг как деятельность обладает обширной типо­логией.

Исходя из природы досуга ученые рассматривают и его спе­цифические дефиниции. С 50-60-х годов досуг характеризуется как часть времени, свободного от обычной или сверхурочной ра­боты, а также от времени, затраченного на поездку на работу и другие действия, осуществляемые за пределами деятельности, на­правленной на заработки удовлетворение личных потребностей в еде, сон, забота о здоровье и внешности, а также многочисленные семейные, социальные, гражданские и религиозные обязанности, которые человек выполняет в свое свободное время

В настоящее время большинство ученых не разделяют, а, на­оборот, более полно идентифицирует понятия «досуг» и «свобод­ное время» Практически они слились.

Являясь основной сферой социально-культурной деятельности людей, досуг предстает как та часть общего бюджета времени че­ловека, которая остается после вычета необходимых временных затрат на работу (учебу), удовлетворение физиологических по­требностей (сон, питание и т.д.) и реализацию неотложных домаш­них, семейных обязанностей.

Характерными чертами досуга, свободного времени являются его неразрывные связи с содержанием труда человека, его семейно-бытовыми условиями, индивидуальными особенностями

В общих границах социального времени, которое измеряется такими единицами, как жизнь (детство, зрелость, старость), год, неделя, сутки, досугу отводятся различные объемы свободного времени

В суточный период, присущий обычному трудовому дню, включены компактные периоды нерабочего времени - до работы, во время обеденного перерыва, после работы

Недельный период, кроме этих интервалов нерабочего време­ни, включает в себя время «уик-энда», обычно совпадающего с днями субботне-воскресного отдыха

Годичный цикл включает еще один-два интервала компактно го нерабочего времени - это отпускное время Для учащихся вме­сто отпуска выделяется время каникул (от двух до четырех интер­валов в год)

Жизненный период охватывает всю жизнь человека, включая и то время, когда человек не занят на производстве, - детство, пен­сионный период. Каждый из этих этапов отличается разнообрази­ем использования свободного времени, досуг. занятий.

Таким образом, досуг, досуговое (или рекреационное) время -это часть социального времени личности, группы или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интел­лектуального совершенствования Наибольшими объемами досу-гового времени обладают дети и пенсионеры - весьма многочис­ленная категория населения. Это время дает им возможность удовлетворить потребность в общении и увлечениях, решении хо­зяйственных и бытовых вопросов, активном отдыхе и т д

Предопределенность содержания и форм досуга сменой вре­мени года является господствующей чертой традиционной культу­ры каждого народа Досуг подчинен логике народного календаря И хотя сегодня мы менее зависим от природных явлений, необхо­димо в процессе социально-культурного проектирования и реали­зации досуговых программ постоянно учитывать вековые тради­ции ориентации на календарь природы, профессионально глубоко освоить этот принцип «календарного» функционирования тради­ционных народных культур, находить соответствующие календа­рю виды и формы социально-культурной деятельности, досугового культуротворчества,

Смена времен года обычно сопровождалась серией религиоз­ных и чисто бытовых праздников, ритуалов и церемоний. Так, на­пример, наряду с существованием семейной обрядности, характе­ризующей огромный культурно-воспитательный потенциал семьи - этой самой устойчивой социокультурной общности, широкое распространение имеет и общекулътурная обрядность, коллектив­ное общение «всем миром», иначе сказать, «общемирская обряд­ность».

Культура досуга - проведение человеком свободного вре­мени, которое сбалансировано по разным видам рекреационной, разви­вающей и развлекательной активности, наполнено социально значимым смыслом и оценивается в данном обществе как согласованное с отече­ственными традициями и отвечающее современным требованиям.

Культурно-досуговая деятельность выступает целесообразно орга­низованной и содержательно наполненной активностью больших групп людей или конкретного человека в свободное время, которая развивается на базе человеческой потребности в перемене характера деятельности, а также с целями рекреации и социально-культурного развития.

На­звание «культурно-досуговая деятельность» отображает ее конструк­тивный характер, а также высокую общественную и индивидуальную значимость. культурно-до-суговой деятельности.

Формы и виды этой деятельности человек выбирает самостоятельно, исходя из ин­дивидуальных предпочтений, возможностей и уровня культурного раз­вития, а также с учетом традиций, моды, влияния окружающих людей.

Когда говорят о культурно-досуговой деятельности, имеют в виду прежде всего, что она обозначает совокупную активность многих лю­дей, которые нуждаются в рекреации. Частным моментом культурно-досуговой деятельности, ее проявлением и своеобразной единицей из­мерения служит досуговое занятие, которое предполагает вовлеченность человека или многих людей в конкретный целостный процесс. Данный процесс может быть ограничен по времени от нескольких минут (на­пример, прослушивание музыкальной звукозаписи, участие в настоль­ной игре) до нескольких дней или недель (участие в туристском похо­де, праздничном марафоне). Каждое досуговое занятие имеет свой темп и ритм, которые задаются субъектами этой активности, подчинены осо­бенностям их психологии и духовным запросам.

Разновидности досуга и классификация досуговой деятельности

Виды досуговой деятельности и занятий человека в свободное вре­мя весьма многообразны по содержанию, типологическим свойствам, различны по формам проведения и организации.

Свести в единую схему все разновидности досуга и досуговьгх заня­тий не представляется возможным. В процессе анализа обычно исполь­зуются отдельные подходы и частные схемы, позволяющие классифи­цировать наиболее освоенные разновидности досуга, а также массовые формы его организации. Рассмотрим важнейшие типы досуга по ряду критериев, которые формируют эти типы, виды досуговой деятельнос­ти и разновидности досуговьгх занятий.

Крупные направле­ния досуга:

- досуг, реализуемый человеком или группой лиц на основе этнона-
циональных традиций, приобретающий спонтанный и органичный ха­
рактер, проводимый в привычных и распространенных формах. Такой
досуг, как правило, не требует сложных приготовлений, дорогостояще­
го оборудования, специальных помещений - настольные игры,
застолья, встречи, а также традиционные этнические праздники и обряды, народные игры, соревнования, спортивно-оздоровительные занятия
на свежем воздухе, охоту, рыбалку и др.

- специально организованный досуг- особенно характерен для групповых и массовых мероприятий, требует особых навыков разработки, реализуется после предварительной подготовки и невозможен без кон­троля менеджеров-профессионалов.

Организованный досуг подразделяется на разновидности, например, в зависимости от того, кто и с какой целью его организует. Так, следует вы­делить следующие субъекты организации досуга:

Специализированные фирмы, предоставляющие досуговые услуги разного рода, профиля и назначения на коммерческой основе для
широкого круга потребителей;

Специализированные культурно-досуговые структуры (каналы
СМИ, учреждения культуры, а также учреждения социокультурного про­
филя государственных, региональных или муниципальных органов вла­
сти - музеи, библиотеки, учебные заведения и т.п.), ориентированные
на широкую или на целевую аудиторию;

Общественные и политические организации, добровольные объе­
динения (партии, общественные движения, культурные сообщества, не­
государственные каналы СМИ), организующие досуговые мероприя
тия ради социально значимых целей, а также для своих сторонников;

Административно-руководящий состав трудовых коллективов и
предприятий (фирм, коммерческих организаций, производственных
объединений и т.п.), организующий досуг своего персонала;

Руководство подразделений военно-силовых и специальных струк­
тур, организующее досуг своего контингента (военнослужащих, воль­
нонаемных, состава исправительно-трудовых учреждений и др.);

Добровольные группы, желающие выступить перед широкой ауди­
торией (музыкальные молодежные ансамбли, самодеятельные театраль­
ные труппы и др.);

Религиозные структуры (церковные организации, религиозные об­
щины), организующие свободное время верующих.

Между неорганизованными и организованными направлениями до­суга имеется множество промежуточных и смешанных форм, когда до­суговые занятия одного типа дополняются занятиями другого типа. На­пример, семейный праздник проводится не дома, а, допустим, в ресторане.

Опираясь на данные современной науки, можно выделить бо­лее сорока основных, базовых структурных элементов досуга Сре­ди них спорт, рукотворчество, игра, театр, коллекционирование, музыка, туризм, самодеятельное художественное творчество и т.д. Разновидностей же этих элементов, моделей и форм бессчетное количество.

В современной социально-культурной ситуации досуг пред­стает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей - в целях социально-экономического развития и Духовного обновления всей нашей жизни.

В настоящее время происходит существенная переоценка зна­чения досуга как социально-культурной категории в жизни обще­ства. Выполнявший в течение многих лет роль придатка производственной сферы досуг становится все более широкой сферой соци­ально-культурной деятельности, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества.

Досуговая деятельность имеет и ряд существенных особенно­стей. Во-первых, в отличие от трудовой деятельности, которая осуществляется в рабочее время и связана с жесткой организацией и обязательной регламентацией, досуговая деятельность предпола­гает свободное творчество личности. Этим родом деятельности в свое свободное время человек волен заниматься или не заниматься по своему собственному усмотрению. Во-вторых, если цель тру­довой деятельности состоит прежде всего в производстве необхо­димых средств и условий жизни, то в процессе досуговой деятель­ности такой конечный результат не имеет для человека принципи­ального значения, важнейшим стимулом здесь является чувство внутреннего удовлетворения, которое он испытывает во время то­го или иного досугового занятия. В-третьих, обладая огромным диапазоном видов своего проявления, досуговая деятельность предполагает в одних случаях активное участие человека, в других - его пассивное расслабление, в одних случаях отличается конст­руктивностью, ярко выраженной творческой направленностью, в других - может носить деструктивный, антисоциальный, даже криминальный характер.

Концепции досуга.

К довольно ранним и устойчиво сложившимся относятся ме­дико-биологические (курортологические, оздоровительные) кон­цепции досуга Основу этих концепций составляет разработка ме­ханизмов лечения заболеваний или предупреждение их с помощью лечебных природных факторов, контакт с которыми, естественно, возможен лишь в нерабочее, свободное время.

Отдельную группу составляют культурологические и соци­ально-культурные концепции досуга. Во главу угла они ставят со­держательное наполнение свободного времени. Досуг в этих кон­цепциях воспринимается как сфера образования, воспитания лич­ностной и социальной культуры, личностных и гражданских ка­честв, расширения культурного кругозора и обмена духовными ценностями, знакомства с культурно-историческими ценностями, наследием каждого народа,

С культурологическими концепциями досуга тесно связаны и его экологические, природоориентированные концепции.

В определенном смысле техноэкономическая концепция досу­га, ставящая в центр внимания рентабельность оказываемых услуг, носит не столько гуманистический, сколько чисто коммерческий характер. Здесь конкретный человек (ребенок, подросток, взрос­лый) становится, по существу, клиентом, от которого получают доход, прибыль.

Главное условие досуга - поиск состояния удовлетворенно­сти. Это состояние может быть лишено всякого напряжения, кон­центрации умственной деятельности, но достигается оно благода­ря самодисциплине, добровольным усилиям или даже направлен­ности на вознаграждение. Поиск разнообразия также относится к фундаментальным ха­рактеристикам досуга Когда человек не получает ожидаемого удовольствия или развлечения, досуг для него теряет смысл, пере­стает быть полноценным, обедняется.

На выбор досуговых занятий существенно влияет социальная принадлежность человека Отсюда большие различия в этом вы­боре у разных социально-демографических групп Одни предпо­читают активные виды спорта, экскурсии, поездки зa город, куль­турные мероприятия У других на первом месте телевизор, посе­щение спортивных зрелищ, уход за садом и огородом и др

Факторами, влияющими на выбор досуговых форм, являются материальная обеспеченность, культурные различия, исторически сложившиеся национальные особенности различных слоев и групп, местные условия, состояние здоровья, семейное положение и др.

Вот почему среди главных принципов, лежащих в основе кон­цепций современного социально-культурного досугового центра, выделяются требования целостности, полноты, доступности и не­прерывности сферы досуговой деятельности.

© 2024 bugulma-lada.ru -- Портал для владельцев автомобилей