Как промыть радиатор охлаждения, не снимая его – чистка снаружи и изнутри. Промывка радиатора охлаждения двигателя и системы охлаждения Чистка радиатора автомобиля своими руками не снимая

Главная / КПП

Как известно, основная задача автомобильного радиатора – поддержание оптимальной рабочей температуры двигателя. От того, насколько хорошо радиатор выполняет свою функцию, напрямую зависит работа мотора. В процессе эксплуатации, радиатор может загрязняться как снаружи, так и изнутри, поэтому автомобилистам нередко приходится сталкиваться с его чисткой, а иногда и пайкой, если радиатор дал течь.

Нужно заметить, что как промывка, так и очистка автомобильного радиатора – не являются сложной работой, и её выполнение вполне по силам для любого автовладельца. Если же дело дошло до ремонта, например, пайки радиатора, то перед тем, как самостоятельно заняться такой работой, нужно объективно оценить свои навыки и возможности, быть может, лучше доверить ремонт радиатора специалистам?

Для чего необходимо чистить и промывать радиатор?

Периодическая наружная чистка радиатора обязательно нужна. Загрязненный радиатор не сможет обеспечить нормальный отвод тепла от двигателя, в результате чего двигатель перегреется. В свою очередь перегрев двигателя может закончиться серьезной поломкой и дорогостоящим ремонтом. А ведь и нужно было просто своевременно обслужить радиатор, то есть промыть и прочистить его.

Чистка радиатора автомобиля своими руками

Всё было бы ничего, если бы радиатор не выполнял важнейшую функцию - охлаждение двигателя. Радиатор автомобиля конструктивно находится в системе охлаждения двигателя, выполняя функцию теплообменника в который входят два контура: горячая охлаждающая жидкость от двигателя попадая в радиатор остывает и направляется вновь в сторону двигателя. Для стабильной работы радиатора необходимо, чтобы он был чистым как снаружи, так и изнутри, особенно.

В принципе, чистка радиатора дело не такое уж и сложное, особенно для того водителя, который при словах «гаечный ключ» или «отвертка» не падает в обморок. Единственное условие чистки радиатора своими руками: аккуратность и внимательное выполнение процедур чистки радиатора.

Вообще-то специалисты рекомендуют для наиболее качественной наружной чистки радиатора автомобиля производить её на снятом (демонтированном) радиаторе. Ведь место под капотом современного авто забито до упора, а чистка радиатора снаружи водой или сжатым воздухом под большим давлением может повредить соты и латунные трубки радиатора. Но это зависит от вашего желания познать устройство системы охлаждения и наличия времени. Ведь для того, чтобы демонтировать радиатор, придется снимать решетку радиатора.

Средства для чистки радиатора

Чтобы самостоятельно промыть эту важную деталь, необходимо иметь элементарное желание и время: процесс умывания производится в течение, максимум, часа. Также не помешает заранее узнать, какие именно гаджеты тебе для этого понадобятся. В процессе очищения радиатора своими руками автолюбители обычно используют следующие компоненты и инструменты: Эффективные средства для чистки:

- антифриз;

Обычная дистиллированная вода;

Специальное вещество для очистки;

Любые рабочие перчатки;

Ведро или другая ёмкость для дренажа;

Резиновая трубка;

Большой тазик с мыльной водой;

- ёмкости для отходов;

Очки безопасности;

Разная ветошь;

Отвёртки и гаечные ключи.

На заметку: дистиллированную воду можно всегда заменить на -37ºС «незамерзайку». Ещё один эксклюзив – чистка кока-колой, известной в народе как Великий Отмыватель туалетов русских, или лимонной кислотой, которую вместе с водой засыпают в систему охлаждения и прогоняют на двигателе, который какое-то время работал, то есть на неостывшем движке. Чтобы процедура мытья прошла успешно, профессиональный автолюбитель обычно применяет более-менее мягкую автохимию, стоимость которой, в основном, зависит от забрендованности производителя.

Наружная чистка радиатора своими руками

Традиционный радиатор системы охлаждения, это конструкция из трубчато-пластинчатых или трубчато-ленточных решеток. Применяется для этих целей латунь или алюминий, оба металла очень нежные и мягкие. Они совершенно не устойчивы к механическим повреждениям. Нужно учитывать эти качества радиатора при демонтаже – монтаже и непосредственно чистке.

Наружная чистка радиатора заключается в продувке сот сжатым воздухом либо напором воды. О высоком давлении мы уже говорили. Продувка производится с обеих сторон, с предельной аккуратностью, дабы избежать повреждения сот. Не рекомендуется категорически использование для наружной чистки химических веществ, в состав которых входят агрессивные кислотные компоненты.

Внутренняя промывка радиатора

Первое, на что следует обратить внимание при сливе из радиатора охлаждающей жидкости – это на её состояние. Если жидкость чистая, то промывка будет всего лишь профилактическим мероприятием. Если же в слитой охлаждающей жидкости присутствует ржавчина и накипь, то чистка радиатора проводится как раз вовремя.

Для внутренней чистки радиатора производим его монтаж на место. Заливаем дистиллированную воду с чистящим веществом, как правило, это – Антинакипин (его нельзя использовать с охлаждающей жидкостью, только с водой). Раньше использовалась каустическая сода.

После залива воды заводим двигатель и даём ему поработать 15-20 минут. После этого сливаем воду с чистящим веществом и не менее 5-ти раз производим промывку радиатора чистой дистиллированной водой. Заливаем в систему охлаждающую жидкость. Не закрывая крышку радиатора заводим двигатель для того, чтобы вышел воздух из системы охлаждения. Всё. Вы готовы к движению. Нелишним будет напомнить, что современные качественные антифризы имеют в своем составе смазывающие и антикоррозийные вещества, что препятствует возникновению ржавчины внутри радиатора. Но, профилактика – святое дело. Удачи вам, любители своего автомобиля.

Если радиатору необходим ремонт?

Во время профилактического обслуживания радиатора иногда обнаруживается, что в некоторых местах соты радиатора «плачут», то есть, имеется трещина, и хорошо, если эта трещина небольшая. Что можно сделать в этом случае?

1. Есть «народные» способы ремонта радиатора, например, путем засыпания внутрь порошка горчицы или разбивания туда сырого яйца. В принципе, если нет другого выхода и радиатор дал течь в дороге, к таким методам можно прибегнуть во многих случаях они помогают.

2. Но, сегодня производители автохимии смогли предложить автомобилистам более современные средства для ремонта мелких трещин в радиаторе, которые нетрудно найти в продаже, это могут быть порошковые герметики или специальная жидкость для восстановления радиатора.

3. Еще одним незаменимым средством может стать так называемая «холодная сварка». Часто после ремонта таким средством радиатор служит еще не один год.

4. Что касается кардинального ремонта радиатора, включающего его пайку, то решать браться ли за эту работу самостоятельно или обратиться за помощью к специалистам, зависит от ваших навыков, имеющегося у вас оборудования и материалов.

Радиатор автомобиля – впереди машины всей, и именно поэтому он принимает на себя главный удар, состоящий из пыли, грязи, и умерщвленных им же насекомых. Это наружное воздействие на радиатор. Помимо него существуют и внутренние химические процессы, которые загрязняют своими продуктами радиатор изнутри.

Чистка радиатора автомобиля своими руками

Всё было бы ничего, если бы радиатор не выполнял важнейшую функцию - охлаждение двигателя.

Радиатор автомобиля конструктивно находится в системе охлаждения двигателя, выполняя функцию теплообменника в который входят два контура: горячая охлаждающая жидкость от двигателя попадая в радиатор остывает и направляется вновь в сторону двигателя.

Для стабильной работы радиатора необходимо, чтобы он был чистым как снаружи, так и изнутри, особенно.

В принципе, чистка радиатора дело не такое уж и сложное, особенно для того водителя, который при словах «гаечный ключ» или «отвертка» не падает в обморок. Единственное условие чистки радиатора своими руками: аккуратность и внимательное выполнение процедур чистки радиатора.

Вообще-то специалисты рекомендуют для наиболее качественной наружной чистки радиатора автомобиля производить её на снятом (демонтированном) радиаторе. Ведь место под капотом современного авто забито до упора, а чистка радиатора снаружи водой или сжатым воздухом под большим давлением может повредить соты и латунные трубки радиатора.

Но это зависит от вашего желания познать устройство системы охлаждения и наличия времени. Ведь для того, чтобы демонтировать радиатор, придется снимать решетку радиатора.

Наружная чистка радиатора своими руками

Традиционный радиатор системы охлаждения, это конструкция из трубчато-пластинчатых или трубчато-ленточных решеток. Применяется для этих целей латунь или алюминий, оба металла очень нежные и мягкие. Они совершенно не устойчивы к механическим повреждениям. Нужно учитывать эти качества радиатора при демонтаже – монтаже и непосредственно чистке.

Наружная чистка радиатора заключается в продувке сот сжатым воздухом либо напором воды. О высоком давлении мы уже говорили. Продувка производится с обеих сторон, с предельной аккуратностью, дабы избежать повреждения сот.

Внутренняя промывка радиатора

Первое, на что следует обратить внимание при сливе из радиатора охлаждающей жидкости – это на её состояние. Если жидкость чистая, то промывка будет всего лишь профилактическим мероприятием. Если же в слитой охлаждающей жидкости присутствует ржавчина и накипь, то чистка радиатора проводится как раз вовремя.

Для внутренней чистки радиатора производим его монтаж на место. Заливаем дистиллированную воду с чистящим веществом, как правило, это – Антинакипин (его нельзя использовать с охлаждающей жидкостью, только с водой). Раньше использовалась каустическая сода.

После залива воды заводим двигатель и даём ему поработать 15-20 минут. После этого сливаем воду с чистящим веществом и не менее 5-ти раз производим промывку радиатора чистой дистиллированной водой. Заливаем в систему охлаждающую жидкость. Не закрывая крышку радиатора заводим двигатель для того, чтобы вышел воздух из системы охлаждения. Всё. Вы готовы к движению.

Нелишним будет напомнить, что современные качественные антифризы имеют в своем составе смазывающие и антикоррозийные вещества, что препятствует возникновению ржавчины внутри радиатора. Но, профилактика – святое дело.

Удачи вам, любители своего автомобиля.

Система охлаждения двигателя, как и любой другой постоянно функционирующий элемент автомобиля, нуждается в регулярной профилактике. Игнорирование отложений внутри радиатора и всей охлаждающей системы может привести к плачевным последствиям.

Промывку радиатора можно без проблем провести самостоятельно с использованием подручных и спецсредств.

Как работает охлаждение двигателя?

Учитывая среднюю температуру двигателя (особенно при долгой работе), его качественное охлаждение является жизненно важным. Вся ОС устроена достаточно просто – трубки, выходящие из радиатора, проходят через все жизненно важные и наиболее греющиеся точки двигателя. Постоянно циркулирующий по ним тосол (антифриз) забирает на себя часть тепла, чтобы в дальнейшем передать его в радиатор системы охлаждения двигателя.

Устройство радиатора охлаждения двигателя по принципу действия во многом схоже с аналогичными бытовыми устройствами. В бачок, находящийся снаружи в верхней части радиатора, заливается охлаждающая жидкость. Вверху и внизу есть два патрубка, через один из которых антифриз уходит к двигателю, а через другой приходит обратно, чтобы передать излишки тепла на соты радиатора. Будучи сделаны из материала с хорошей теплопроводностью (как правило, медь или алюминий), они хорошо принимают тепло из антифриза, пришедшего от двигателя, который таким образом охлаждается. Передавший тепло охладитель заново отправляется по трубкам.

Отложения и различные осадки могут образоваться на любом элементе системы охлаждения и радиатора, поэтому промывка, обычно, проводится комплексная. На тип возможного налета сильно влияет то, какое средство используется для охлаждения. Многие автомобилисты и сейчас кормят свой радиатор водой. Что ж, это личный выбор каждого, но вода, в последствии, непременно приведет к образованию накипи. К тому же, при серьезной нагрузке, она будет просто циркулировать, толком ничего не охлаждая. Чтобы избежать серьезных последствий, рекомендуется делать профилактическую промывку каждые полгода – год. Лучше соблюдать график, чем попасть на ремонт радиатора охлаждения.

Верные признаки надвигающейся промывки

По мере приближения критической точки, ваш автомобиль будет всеми возможными способами предупреждать вас о проблемах с СО.

В первую очередь, вы заметите следующие признаки:

  • Температура движка будет постоянно переступать нормированные значения. Не заметить это сложно, т.к. будут постоянно гореть лампочки температурных датчиков;
  • Если у вас на панели приборов присутствует значок радиатора, то он тоже будет гореть постоянно. На этот признак стоит обратить внимание в первую очередь;
  • Антифриз в бачке приобретет грязный, мутноватый оттенок. Это связано с тем, что при циркуляции охладитель будет приносить не только тепло, но и фрагменты отложений, уже плотно обосновавшихся в СО;
  • Отклик на смену положения реостата станет ощутимо медленнее;
  • В особо запущенных случаях, вы сможете заметить наросты, которые могут образоваться на радиаторной крышке.

Как происходит промывка двигателя?

Перед тем, как приступать непосредственно к процедуре, нужно определить характер загрязнения. Если просто есть определенные подозрения без явных признаков, то получится обойтись без снятия радиатора, так как речь здесь идет о профилактике. Прочистка радикальных загрязнений, мешающих нормальной работе системы, происходит со снятием СО и тщательной прочисткой проблемных участков.

Стандартная промывка вплоть до средних загрязнений проходит просто. Сначала происходит слив отработанного тосола или антифриза. После этого в бачок заливается выбранное средство для удаления накипи и прочих отложений. Как правило, для промывки и очистки полостей СО хватает 20 – 30 минут работы двигателя в холостом режиме. Затем средство вместе с накипью и грязью сливается, а в полость заливается дистиллированная вода. Это нужно для удаления остатков грязи и чистящей жидкости. После этого можно заливать свежий охладитель.

Если ситуацию запустить, то есть риск попасть на замену отдельных фрагментов системы охлаждения, а то и на всю целиком. При наличии глобальных отложений и непроходимости, промыть радиатор охлаждения не снимая не получится — поможет только съем радиатора со всем причитающимся и попытка грубой прочистки. Один из пиков поражения системы – это образование течи в радиаторе, вызванной распространением коррозии. В этом случае вас ждет или полная замена, или пайка сот радиатора охлаждения двигателя.

Средства для промывки СО

Несмотря на неплохой выбор специализированной химии, многие отдают предпочтение совсем уж кустарным способам очистки. Однако, в данном случае, они неплохо работают, если знать специфику применения. Почти во всех методах получится провести очистку, не снимая радиатор и других частей системы охлаждения. В любом случае, остановится поподробнее нужно на всех возможных вариантах.

Специальные средства

  1. Лавр Radiator Flush . Несмотря на редкость реальных положительных отзывов о качестве продукции отечественного брэнда LAVR, химия для промывки радиатора у них получилась вполне неплохая. Она хорошо борется с различными видами загрязнений, накипи и т.п. По инструкции, средство, предварительно разбавленное теплой водой, должно поциркулировать по СО около получаса. Для этого достаточно подержать запущенный мотор на холостых оборотах. Как и со всей прочей химией, новый охладитель заливается только после промывания радиатора дистиллированной водой. Кстати, большая часть хороших отзывов об этом средстве приходит от владельцев отечественных авто. Так что, если вы все ломаете голову о том, как и чем на детищах завода ВАЗ – вот вам неплохой вариант.
  2. Hi Gear . Считается очень хорошим профильным средством для очистки СО. Хоть Хай Гир и сделан в Америке, цена у него вполне демократичная к нашему брату. Одна банка обойдется вам не более 400 рублей. Из главных плюсов этой химии – рекордно короткое время обработки загрязнения. Всего семь минут. Одной банки (325мл) хватит чтобы обработать радиатор вместимостью до 17 литров охладителя, что делает средство подходящим как для легкового авто, так и для грузового. По заверениям знающих, эта химия иногда справляется там, где более дешевые аналоги не принесли результатов. А кому–то не помогло вообще. Впрочем, это больше зависит от силы поражения системы охлаждения. Автохимия эффективна, но не способна сотворить чудо.
  3. Liqui Moly. Ну что тут скажешь, в этот раз педантичные немцы слегка разочаровали. Да, средство работает, но многие жалуются на не убирающуюся после обработки пену. Да и против коррозии эта химия работает неважно. Лучше выбрать более серьезное средство.

Домашние методы

  1. Промывка всей системы охлаждения двигателя лимонной кислотой . Да, это вполне действенный метод. Он будет очень эффективен, если в качестве охладителя двигателя использовалась вода, т.к. кислотные составы максимально эффективны против ржавчины. Рецепт простой – сорок грамм чистой лимонной кислоты на литр воды. Чтобы метод сработал, нужно сначала прогреть двигатель (с предварительно залитой кислотой), потом заглушить его и оставить на ночь. Затем слить/промыть. Можно встретить рецепты и с большей концентрацией, но при сильных отложениях лимонная кислота неэффективна в принципе. Можно, кстати, использовать Фанту, она тоже содержит кислоту в достаточной концентрации. Причем именно Фанту. Кока Кола и прочие «аналоги» не подойдут. Кола может навредить радиатору из-за особенностей состава.
  2. Сюда же можно отнести и уксусную кислоту . Разведите 0.5 уксуса (70%) в десяти литрах воды. Залитый раствор гонять по СО полчаса при заведенном моторе. Потом слить. После нескольких повторений легкие загрязнения смоются.
  3. Едкий натр. Каустическая сода, если точно. Метод неплох, но нужно будет почистить радиатор, предварительно его сняв. Раствор готовится из расчета 80 — 100г порошка на литр воды (концентрация 10%). Не доводя до кипения, залить горячий раствор в радиатор охлаждения двигателя и оставить на 30 минут. После слива нужно долго промывать полости горячей водой. Будет еще лучше, если сделать продувку горячим воздухом, но только против направления движения работы помпы.

Не стоит делать промывание Кока Колой и различной бытовой химией (в том числе средствами для удаления пищевых жиров.). Если Фэйри будет просто не эффективен против технических жиров, то Калгоны, Кроты и пр. могут фатально повредить алюминиевый радиатор. Да и для медного они не очень хорошие варианты.

Работоспособность автомобиля зависит от совсем незначительных вещей. Из-за протекающих резиновых патрубков часть антифриза может вытечь из системы охлаждения, и незамеченный перегрев обернётся колоссальным ремонтом. Но даже при полностью исправной технике двигатель автомобиля поджидают совсем уж странные коллизии. Радиатор забивается грязью и перестаёт выполнять свои функции.

Грязь и соль

Прежде чем браться за дорогостоящую мойку, лучше досконально убедиться в её необходимости. Если под капотом часто гудит вентилятор охлаждения, а этому нет причин, то самое время взглянуть на радиатор с фонариком. Загрязнения видны невооружённым глазом. Между сот забились высушенные насекомые, иголки, травинки и зимняя соль. В худшем случае там просто корка из серой твёрдой субстанции, непроницаемая для воздушных потоков.

«Существует два наиболее оптимальных периода в году для процедуры мойки радиатора. Это апрель и июль», — рассказывает технический эксперт CarFix Олег Чирков . Летом соты охлаждения забиваются пухом от тополей и липкими почками. Под действием температуры они уплотняются и проникают вглубь ячеек, где спекаются в плотную массу вместе с пылью. Потоки воздуха не могут пробиться сквозь такую подушку, и процесс охлаждения мотора нарушается. Но самое печальное, когда на застаревший тополиный пух накладывается зимняя грязь вперемешку с солью.

Обычно проходит несколько лет, прежде чем новенький радиатор испытывает дефицит теплоотдачи. В некоторых южных городах с множеством пыли процесс загрязнения затягивается на 7 и более лет. В Москве с обилием зимней соли и химических реагентов — немного меньше. В группу риска попадают автомобили, катающиеся подолгу на междугородних трассах. Скорость большая, энергия соударения с частичками пыли велика, грязь глубоко впивается в соты.

Крупные проблемы ожидают те машины, которые часами держатся за пылящими фурами. Мало того, что из-под колёс летят камни в стёкла, так поднимающиеся клубы пыли забивают не только радиатор, но и все фильтры. Зимой от фур летит эмульсия из воды, песка и растворённых химических реагентов. Эта субстанция налегает на радиатор и буквально цементирует пространство между ячейками. Под действием температуры жижа коксуется в твёрдую корку. И здесь не стоит обманываться: сама она не отвалится никогда, требуется тщательная очистка.

Вода опасна

Проблема в том, что мойка радиатора — это сложный технологический процесс. Мало кто знает, что в машине есть не один, а несколько радиаторов. Кроме крупного переднего стоит вспомогательный, также есть масляный радиатор и охладитель автоматической коробки передач. Они развёрнуты к набегающим потокам воздуха и монтируются в глубине моторного отсека. Именно скрытые радиаторы зачастую и пребывают в самом загрязнённом состоянии и являются причиной перегрева двигателя и трансмиссии. Подобраться к ним невозможно без разборки некоторых съёмных частей передка. Обычно это бампер, решётка и иные крепёжные устройства.

Далее предстоит самое сложное: так помыть радиаторы, чтобы машина вконец не встала на прикол. Некоторые горе-мойщики просто берут «керхер» и запускают струю под давлением в 150 бар в моторный отсек. Нередко такие вещи вытворяются на обычных мойках случайно нанятыми служащими. Для современного автомобиля эта варварская процедура смерти подобна. Выходит из строя электроника, начинаются перебои в работе сенсоров и датчиков. Бортовая система выдаёт ошибки. И это самые безобидные из напастей. Гораздо хуже, если струя ударит в чёрную коробочку у радиатора, скрывающую в себе блок управления двигателем. Тогда пиши пропало, ремонт обойдётся в несколько десятков тысяч рублей.

В общем, мойка радиатора у современной «семилетки» — это сложный технический процесс, имеющий заранее прописанный алгоритм действий. Выполнять мойку должны мастера сертифицированных автосервисов, знакомые с технологией и имеющие допуск.

Между тем радиаторы часто моются владельцами самостоятельно в гаражах. Касается это в основном очень старых машин без сложной электроники и с незамысловатыми системами охлаждения мотора. Предварительно сливают антифриз, отсоединяют резиновые рубки и вытаскивают радиатор из автомобиля. Затем его кладут на кирпичики, берётся «керхер», и струей воды вычищается грязь. Но здесь надо быть аккуратным, так как высокое давление воды может повредить соты. Вода в ограниченных пространствах многократно увеличивает первоначальное давление, на чём и построена вся гидравлика. Соты деформируются и под действием отламывающейся грязи могут прохудиться. В общем, давление лучше скрутить до минимума, а радиатор предварительно обработать химическими препаратами для лучшего отслаивания грязи. Повторять процедуру необходимо в зависимости от степени загрязнения.

Время на чтение: 1 минута

Любая батарея отопления со временем будет все хуже и хуже отапливать ваше жилое помещение. Причина этого – в ее постепенном загрязнении изнутри. Немало ему способствует и теплоноситель, который при циркуляции по общей системе приносит в ваш радиатор «чужие » загрязнения. Как промыть батарею отопления, чтобы вернуть ей прежний полезный объем тепла? Мы расскажем вам об особенностях как наружной, так и внутренней чистки.

Давайте определимся, зачем же нам тратить время и силы на чистку радиатора. Промывка нужна в следующих случаях:

  • При тактильном обследовании вы определили, что батарея прогревается неравномерно – одна часть холоднее другой.
  • По сравнению с другими сезонами, ваша квартира прогрелась на порядок медленнее (особенно, если этого не замечают в своих жилищах соседи ).
  • Тепломагистраль горячее, чем радиаторы.
  • Для частных домов – энергоресурсы для обогрева увеличились, а теплоотдача осталась прежней или даже снизилась.

Таким образом, в вашем доме без чистки будет становится с каждым сезоном все холоднее и холоднее, с учетом того, что за отопление вы будете отдавать прежние деньги.

Виды батарей?

Нам нужно для начала определиться с видами радиаторов, чтобы учесть их особенности перед тем, как отмыть батареи. При этом нужно смириться с тем, что все батареи придется рано или поздно чистить – вне зависимости от того, из чего они изготовлены.

Вид Особенности Чистка
Чугунные Нечасто встречающиеся в современных жилищах. Если их и устанавливают в настоящее время, то как предмет декора.

Довольно долговечный материал.

Имеют шероховатые внутренние поверхности, из-за чего промывка нужна чаще. «Грешны » тем, что внутри них накапливается накипь и ржавчина.

При обратном монтаже может понадобиться сварочный аппарат.

Биметаллические Недорогой и качественный материал. Выделяются большим КПД и теплоотдачей. Практические гладкие изнутри, нет нужды в частой чистке, но как факт она необходима. Это является и причиной большего срока службы радиатора.
Алюминиевые Не подвержены внутренней и внешней коррозии. Металл более мягкий, оттого при демонтаже, чистке, обратном монтаже нужно соблюдать осторожность (в частности, от постукивания молоточком во время чистки надо отказаться ). Для промывки не используйте едкие щелочные и кислотные составы!

При возвратном монтаже можно использовать герметик (ФУМ-ленту, к примеру ).

Совет! Продувка и промывка радиаторов осуществляется только по окончании отопительного сезона.

Что мыть первым?

Многим интересно, нужно ли сначала мыть батарею снаружи, или же лучше первым делом прочистить ее изнутри? Мы советуем сделать стартовой наружную чистку: уберите с радиатора всю пыль, а если он находится на кухне, то, возможно, и жировую пленку.

После того, как вы снимите батарею, нужно прочистить от грязи и пыли стену, пол, крепежные элементы – все то, что было сокрыто от вас радиатором. А после этого со спокойной душой перейти к внутренней чистке.

Снаружи

Как промыть чугунные батареи отопления, а равно с ними и все другие? Приводить радиатор в порядок снаружи можно несколькими методами – все зависит от степени ее загрязнения.

Сухое очищение

Все, что мы здесь расскажем, более подходит для повседневной уборки. Для генеральной же нужны методы посерьезнее. Итак, простых и эффективных способа два:

  1. Использование пылесоса. Очень хорошо, если у вас специальные насадки – ведь секции батареи порой очень близко расположены друг к другу, поэтому обычной щеткой для пола к ним не подобраться.
  2. Использование фена. В этом случае между стеной и радиатором крепят подходящую по размеру влажную материю. Воздухом из устройства просто выдувают пыль между секциями батареи на эту ткань. Затем остается аккуратно достать материю и прополоскать ее от пыли.

Влажное очищение

Как отмыть батарею отопления, когда она сильно загрязнена? Если вы хотите провести качественную генеральную уборку, то вам сюда. Прежде всего ориентируемся на степень загрязнения радиатора:

  • Легкие, средние загрязнения. Перед влажной чисткой лучше всего провести сухую, которую мы описали выше. Использовать желательно горячую воду, даже кипяток. Обязательно найдите подходящую по размерам емкость, которую можно будет подставить под всю продолжительность батареи – туда будет стекать вода. Далее из другой тары участок за участком осторожно поливают батарею кипятком. После того, как с нее стечет вода, ее дополнительно высушивают подготовленной ветошью, салфетками.

  • Промывка участков между секциями. Чтобы влажная уборка коснулась областей между секциями, до которых физически мы не можем достать рукой, лучше всего воспользоваться паровой шваброй (на фото ). Некоторые хозяйки дополнительно расстилают хлопковые салфетки для лучшего впитывания пара. Как вариант – можно накрутить ветошь на указку, палочку, узкую ручку, насадку от чего-либо и, смачивая ее в воде, прочищать труднодоступные участки.

  • Сильные загрязнения. Используются антижировые средства. Предварительно из них приготавливается водный раствор, который заливают в распылитель, пульверизатор и тщательно распыляют по увлажненной батарее. Затем дается некоторое на «откисание». После чего моющий раствор начисто удаляют водой, тряпками с поверхности батареи.

Подготовка к промывке

Перед тем, как помыть батарею отопления, необходимо прежде всего сделать следующее:

  1. Начинать таковую промывку лучше перед стартом отопительного сезона – желательно подобрать день, когда жилищные службы уже выполнили продувку тепломагистрали, но воду еще не пустили. Идеальный вариант – если вы договоритесь со всеми соседями по стояку о единовременной прочистке радиаторов в своих квартирах. Так точно вы не оставите курсирующим туда-сюда вместе с водой кускам грязи никакого шанса.

  1. Подготовьте тару, куда будет стекать после демонтажа оставшаяся вода из тепломагистрали, предварительно поставьте ее на нужное место
  2. Подходящим слесарным инструментом демонтируйте радиаторы. Снимите их со штырей.

  1. С чугунных батарей необходимо предварительно снять все заглушки.
  2. Прочистку лучше производить в ванной. К этому ее нужно подготовить: постелите внутри ветошь, чтобы не сбить эмалевый слой, а на сливное отверстие оденьте специальную сеточку. Это нужно для того, чтобы крупные частицы грязи не забили его.

Совет! Если в многоквартирном доме засорены стояки, то большого толка от промывки радиатора не будет – грязь снова, спустя время, набьется в него. Нужно договариваться с соседями о комплексной продувке магистрали.

Моющее средство

Чем и как помыть батареи отопления? Конечно, прочищая радиатор, одной водой тут мы с вами не обойдемся. Будут эффективны и полезны такие вещества и растворы:

  • Щелочь.
  • Средства для промывки радиаторов автотранспорта.
  • Лимонная кислота.
  • Каустическая сода.
  • Уксусная кислота. Некоторые применяют и эссенцию (70% раствор ).
  • Молочная сыворотка.
  • Средство для прочистки канализационных труб наподобие «Крота ».

Каустическая сода Молочная сыворотка
Средство для промывки автомобильного радиатора Эссенция
Лимонная кислота

Прочистка радиаторов

Представим, как будет выглядеть процедура чистки при различных условиях.

Промывка специальным устройством

Для быстрой и эффективной чистки радиаторов «не отходя от кассы » существуют специальные аппараты для их промывки. Конечно, иметь такое устройство для нечастой чистки домашней батареи – по сути, роскошь.

Аппарат работает от сети – мощной струей он вгоняет в радиатор воду, которая своим напором удаляет и накипь, и ржавчину, и жир, и различные химические отложения. Но если данного устройства у вас нет, его можно заменить чисткой радиатора в ванне.

Алгоритм промывки в ванне

Как промыть батареи в квартире, не имея возможности вытащить их на улицу? Инструкция будет состоять из таких блоков:

  1. Залив горячей воды. Вам надо будет с помощью шланга, душа, лейки, чайника с узким носиком или же обычной воронки залить внутрь радиатора горячую воду. Откройте обе заглушки, чтобы из них свободно могла истекать грязная вода. После того, как жидкости в батарее будет предостаточно, встряхните ее и вылейте все содержимое. Действие следует повторять до тех пор, пока крупные куски загрязнений не будут вылетать из прочищаемого радиатора. Стоит отметить, что процедуру трудно выполнять в одиночку – вес батареи существенен даже для бравого атлета. Поэтому 1-2 помощника в этом деле вам жизненно необходимы.

  1. Заливка чистящего средства. Вторым этапом внутрь радиатора заливают уже выбранное вами вещество для промывки, разведя его водой. Сейчас важно поставить на все отверстия в батарее заглушки, чтобы «полезная жидкость » из нее не истекала. В зависимости от препарата, ее оставляют «откисать » на срок от 2 часов.
  2. Как только время действия активного компонента подошло к концу, необходимо снова встряхнуть радиатор. Можно постучать по различным его частям деревянным, пластиковым, резиновым молоточком. Это поможет дополнительно удалить с его внутренних частей ржавчину и прочие загрязнения.

  1. Теперь важно капитально вымыть чистящее средство. Поэтому прочищать нужно до тех пор, пока не перестанет выходить пена, не прекратит чувствоваться запах либо как-то по-иному проявляться остальные характерные черты его наличия. Если вы не промоете радиатор до конца, то активные компоненты средства будут продолжать действовать, разрушая металл изнутри, что станет причиной протечки и выхода из строя батареи.

Видео в этой статье покажут вам наглядное следование инструкции.

Особенности чистки в частном доме

Промывка батарей в своих домах важна даже больше, чем в квартирах. Связано это с рядом особенностей отопления:

  • Теплоносителем выступает вода из колодца, скважины, а то и водоема. Отсюда и крупной грязи, застревающей в радиаторе, в ней больше, чем в воде, циркулирующей по магистралям городских отопительных систем. Поэтому необходимость в чистке возникает куда чаще.
  • Промывается (продувается ) не только радиатор, но и тепломагистраль. Ведь весь мусор, застрявший в ней, неизменно попадет в прочищенную батарею.
  • В случае острой необходимости можно прочистить радиатор и в отопительный сезон. При ином положении дел в холодный период отключать для чистки отопительную систему не имеет смысла.

Особенности промывки в отопительный период

Если вы решили прочистить батарею в холодный сезон, то обратите внимание на следующее:

  • Способ прочистки, как и моющие средства, используются те же самые.
  • Возможно промыть радиаторы (в частном доме ), не снимая их и не спуская воду из нагревательного котла:
    1. На время чистки полностью отключите линию паропровода.
    2. Выполните продувку.
    3. Оденьте все клапаны обратно, после чего пустите воду по тепловому контуру.
    4. Подавайте ее до тех пор, пока из трубопровода не будет выливаться абсолютно чистая вода.

Проведенные мероприятия очистят не только радиатор, но и всю тепловую магистраль в общем.

Таким образом, прочистить радиатор, не снимая его, возможно только в собственном доме. Жителям квартир для чистки батареи изнутри придется ее снять. Исключение для тех, кто обладает специальным аппаратом для прочистки батарей.

Напоследок хотелось бы вам представит ряд полезных советов:

  • Чистка одного радиатора без всей тепломагистрали практически бесполезна. Грязная вода в скором времени нанесет в него ржавчину, накипь и другие отложения. Лучше вначале заказать чистку всего стояка на весь многоквартирный дом, после этого заняться своим радиатором.
  • Промывку батареи лучше производить не реже 1 раза в 3 года. Ведь 1 мм накипи дает тот же эффект, что и теплоизоляционный слой такой же толщины!
  • Некоторые умельцы применяют такую хитрость: на входе трубы в радиатор устанавливают своими руками водоотвод с помещенными в него магнитами, на конце которого приделывается заглушка. Как вы уже догадались, ржавчина из теплоносителя притягивается магнитами, что не позволяет засорять ею радиатор. Заглушки периодически убирают, чтобы очистить отвод от продуктов коррозии.
  • Если вы не уверены в своих силах, проще и безопаснее обратиться к профессионалам, которые имеют необходимое оборудование и опыт таковых работ.

Вот и все, что мы хотели рассказать вам о том, как промыть батареи отопления внутри и снаружи. Как вы видите, процедура не самая сложная. Трудности вызывает лишь вес радиатора.

© 2024 bugulma-lada.ru -- Портал для владельцев автомобилей