Не с причастием пишется. Слитное и раздельное написание не с причастиями. Правописание не с причастиями

Главная / Аккумулятор

Причастие является самостоятельной частью речи и представляет собой особую форму глагола. Причастие имеет в себе совмещенные свойства имени прилагательного и глагола. Причастие обозначает признак определенного предмета в зависимости от его действия.

Основные сложности у учащихся возникают при написании частицы не с причастием. Мы рассмотрим основные правила, при которых не с причастиями пишется слитно и раздельно.

Не с причастиями пишется слитно

Частицу не следует писать слитно с причастиями в трех случаях:

Если причастие было образовано от глагола, который не употребляется в речи без частицы «не». Например: ненавидящий, недомогающий, негодующий. Пример предложения: Недомогающий Яков вот уже три недели не появлялся на работе.

Если причастие образовалось от глаголов, которые имеют приставку недо- . Например: недосчитавшийся, недопонятый, недолюбленный. Пример предложения: Недопонятый обществом стих, не принес популярности его автору.

Если причастие является полным страдательным, либо же действительным и не имеет при этом зависимых слов. Например: невыполненное задание, невычитанная рукопись, непрочитанная книга, надвигающаяся гроза. Примеры предложений: Мария понимала, что ходить по неосвещенным улицам очень опасно. Рыбаки поспешно надевали на себя непросохшую одежду.

Не с причастиями пишется раздельно

Случаи, в которых не с причастиями следует писать раздельно:

Если причастие имеет зависимое слово. Например: не разобранные хозяйкой вещи, не напечатанная в срок книга, не возвращенный другу альбом. Примеры предложений: Не изведавшие всех уловок тактики врага, молодые солдаты после первого же боя оказались в плену.

Если к причастию можно применить противопоставление. Например: не напечатанная, но написанная книга, не продуманный, а опрометчивый шаг, не выдуманная, а действительная история. Пример предложения: Вдали виднелись сады, но не обожженные, а заросшие густой травой.

Если причастия краткие. Например: работа не сдана, экзамен не выучен, обувь не вымыта. Примеры предложений: Василий понимал, что предстоящий экзамен не выучен.

Для каждой части речи есть правило слитного или раздельного написания с частицей НЕ. Причастие содержит одновременно признаки глагола и прилагательного, поэтому правило его написания с НЕ является одним из самых сложных. На уроке вы разберете все особенности написания причастий с НЕ, а также научитесь различать причастие от отглагольного прилагательного.

Русский язык в схемах и таблицах. Правописание НЕ с причастиями.

Дидактические материалы. Раздел «Причастие»

Правописание причастий. Упражнения.

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. «Русский язык. Практика. 7 класс». Под ред. Пименовой С.Н. 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. «Русский язык. 7 класс. В 3-х ч.» 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.

Для того чтобы понять правописание причастий с частицей не, нужно вспомнить, Мы знаем, что это такая которая обозначает признак в действии и обладает свойствами и глагола, и прилагательного.

Не с причастиями пишется вместе:

Когда данная образуется от слова, не употребляющегося без частицы не .

Например: ненавидимый. Ненавидимый всеми, он старался не попадаться на глаза;

В случае, когда частица не помогает образовать полному причастию новое понятие, становясь приставкой. Это легко проверить, заменив такое слово синонимом или выражением близким по значению. Например: непройденный материал (новый материал);

В случае, когда причастие имеет при себе зависимое наречие, в значении меры и степени: совершенно непройденный материал.

Не с причастиями пишем раздельно:

С полными причастиями, если имеется противопоставление при помощи союза а. Например: Дом остался не достроенный, а просто сложенный из подручных материалов;

Если при полных причастиях имеются зависимые слова, кроме наречий в значении меры и степени. Например: На горе так и стоял не достроенный им дом;

Если в предложении уже есть отрицание. Например: Нет, этот дом не достроенный;

С краткими причастиями не пишется всегда раздельно: Этот дом не достроен;

Порядок рассуждений при написании не с причастиями

Прежде чем решить, как пишется отрицательнаячастица не с причастиями, определите в какой форме, краткой или полной, находится эта часть речи. Если в краткой, то пишем раздельно.

При наличии полного причастия, вспоминаем, можно ли употребить его без не. Если нет, то нужно писать слитно.

Если же без данной частицы причастие употребляется, то смотрим, нет ли противопоставлений с союзом а. Наличие противопоставления говорит, что не с причастиями пишем раздельно.

Если же его нет, то ищем подчеркнутое отрицание. Когда отрицание имеется, не пишется отдельно.

Если отрицание отсутствует, то ищем зависимые слова при данной части речи. Таких слов нет - значит пишем частицу слитно. Если же зависимые слова есть, то смотрим, какие именно. Наречие меры и степени позволяет писать частицу не с причастиями слитно. При наличии другой части речи, пишем раздельно.

Как различить причастие и отглагольное прилагательное

Для того чтобы правильно писать частицу не, необходимо научиться определять, какая

Часть речи перед нами: причастие или прилагательное.

Главным является то, что причастия, как правило, обозначают признак, который возникает при действии самого предмета или благодаря действию над ним. Это временный признак. Например: летящий самолет , это самолет, который летит в данную минуту.

А прилагательное - это постоянный признак предмета: летучий газ. То есть газ, который обладает определенными химическими признаками.

Причастие сочетается с такими же словами, что и глагол, от которого оно образованно: спущенный на воду, спустить на воду . А прилагательное может выступать в сочетании с существительными, с которыми глагол не образует словосочетаний. Например: привлекательная внешность , но нельзя сказать: привлекать внешность.

Итак, мы рассмотрели основные шаги для правильного написания не с причастиями и научились отличать его от отглагольного прилагательного.

Разберемся, как пишется «не» с причастиями, слитно или раздельно , на множестве примеров, простых и понятных . Примеры выберем максимально показательные, чтобы в будущем вопросов по написанию не с причастиями не возникало.

Прежде чем разбираться со слитным и раздельным написанием не с причастиями, определимся с понятиями.
Причастие – это часть речи, обозначающая признак предмета по действию. По-простому, причастие есть характеристика того, что происходит с предметом. Образуется причастие от глагола и отвечает на вопросы прилагательного.
Несколько примеров образования причастий:

  • Делать > Делающий
  • Идти > Идущая
  • Прочитать > Прочитанное

То есть помимо вопроса: «какой?», можно задать к причастию вопрос: «что делающий?».
Важно не путать причастия с отглагольными прилагательными. Отличаются отглагольные прилагательные тем, что обозначают общий признак предмета, не связанный с описанием процесса.
Покажем на примере:
Блестящее выступление. Блестящее оно потому, что великолепное, а оно не потому, что блестит. В данном случае, блестящее – это прилагательное.
Блестящая на солнце монета. То есть монета блестит на солнце. Тут, блестящая – причастие.
Очень важно понимать отличие причастий от отглагольных прилагательных, поскольку на прилагательные правила написания не с причастиями не распространяются.

Итак, с понятиями разобрались, теперь перейдем непосредственно к слитному и раздельному написанию не с причастиями.

Раздельное написание не с причастиями

1) Всегда «не» пишется раздельно с краткими причастиями.
Например. Книга не издана, не написана, не прочитана. Тайна не видима и не слышима.

2) «Не» пишется отдельно, когда есть противопоставление или явное отрицание.
Примеры:

  • Эта работа не выполненная, а всего лишь сделанная наполовину.
Такие союза, как «а», «но», «однако» явно указывают на противопоставление.

  • Это ничем не оправданное действие. Тут явное отрицание усилено наречием ничем.
  • Нет. Это не пересказанное произведение. Также имеем явное отрицание по смыслу.
  • 3) «Не» пишется отдельно, когда у причастиям есть зависимые слова, кроме наречий меры и степени. Зависимые слова – это слова, к которым можно задать вопрос от причастия.
    Примеры:

    • Не сделанная мной домашняя работа.
    Не сделанная (кем?) мной. Мной – зависимое слово.

  • Совершенно не подготовленное к печати произведение. Тут 2 зависимых слова: «совершенно» и «печати». Пишем раздельно, однако обратим внимание на то, что «совершенно» - это наречие степени и под правило оно не подпадает.
  • Слитное написание не с причастиями

    1) Слитно пишем, когда без «не» причастие не употребляется.
    Примеры: негодующий, недоумевающий, ненавидимый
    2) Когда причастие используется в предложениях без противопоставления и явного отрицания, а также без зависимых слов, кроме наречий меры и степени.
    Примеры:

    • Совершенно неподготовленное произведение. Этот пример мы уже рассматривали выше, однако в данном примере второго зависимого слова «печати» уже нет, а первое зависимое слово «Совершенно» попадает в исключения.
    • Ты для меня непрочитанная книга. Хотя тут есть зависимое слово «меня», однако мы имеем дело не с причастие, а с прилагательным, о чем говорили вначале. Под непрочитанной подразумевает новая. Ты для меня, как новая книга.
    • Я читал непроверенные цитаты. Тут мы имеем действительно причастие без противопоставлений, отрицаний и зависимых слов.

    Для того, чтобы закрепить изученный материал, обязательно придумайте свои примеры.
    Тридцати грамотных предложений с причастиями будет вполне достаточно.

    Собственно по написанию не с причастиями сегодня у нас всё.
    Пишите не с причастиями правильно! Да пребудет с вами грамотность и чистописание!

    Если у вас появились какие-то вопросы, замечания или пожелания к статье, обязательно пишите их в комментариях.

    Н.А. ЗАЙЦЕВА,
    Смоленская обл.

    Правописание не с причастиями

    2 часа

    7-й класс

    ХОД УРОКА

    I. Проверка теории при выполнении практических заданий.

    У доски три ученика: одному предлагается восстановить в опорном конспекте пропущенные компоненты и составить рассказ о слитном и раздельном написании не с причастиями. Второй выполняет задание, демонстрируя знание слитного или раздельного написания причастий. Третий делает синтаксический разбор предложений.

    Класс в это время пишет словарный диктант.

    Задание 1. Восстановите пропущенные компоненты опорного конспекта.

    Не с причастиями

    Задание 2. Решите, как писать, – слитно или раздельно. Раскройте скобки.

    (Не)выученный урок, (не)открытая книга, (не)расцветший, а увядший росток, урок (не)окончен, (не)завершенное вовремя дело, (не)скошенная на поле трава.

    Задание 3. Сделайте синтаксический разбор этих предложений. Раскройте скобки. Расставьте знаки препинания, графически их объясните.

    1. На дворе шумел дождь (не)успокаивающийся вторые сутки.
    2. (Не)успевшие облететь листья дрожали на ветру.
    3. Редкие поля (не)убраны и оставлены до весны.

    СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

    Ненаряженная елка, неподготовленная доска, не уважающий других, неразношенные сапоги, не сшитый, а связанный костюм, недостижимая цель, негодующий учитель, не рассказанная на ночь сказка, еще не подогретый обед, ничем не отмеченный день, не нуждающиеся в совете, нескошенная трава, напиток не допит, правило не выучено.

    II. Проверка и оценка работ у доски.

    Выполненные работы оценивает и проверяет класс.

    III. Работа в парах и группах.

    Класс делится на пары. На две пары дается по одной (одинаковой) карточке. Одинаковые пары объединяются в группы для взаимопроверки работ.

    Учитель занимается с теми учениками, чьи знания требуют коррекции, затем эта группа получает индивидуальные задания.

    Материал для учителя

    А. Словарный диктант . Каждый ученик из группы объясняет написание одного словосочетания.

    Непримятая трава, трава не примята, не примятая машинами трава, не поставленная на место книга, не забытая, а созданная вновь песня, невыученное стихотворение, лошадь не запряжена, неприкрытая форточка.

    Б. Пунктуационный диктант . Задание ученику: объясните знаки препинания. (Проводится аналогично заданию А.)

    1. Начался мелкий неуспокаивающийся дождь. 2. Из поезда мы видели голые скалы, леса с еще не распустившимися почками. 3. Первым делом он насобирал дров, перекладину соорудил, котелки с водой повесил над еще не зажженным костром. 4. Степным ветрам не писаны законы.

    КАРТОЧКИ ДЛЯ РАБОТЫ В ПАРАХ (ГРУППАХ)

    (для сильных учащихся)

    К-1. не с причастиями писалось раздельно.

    1. В эту осень не было золотых деньков, не сияли березовые перелески под негреющим солнцем, не полыхали багрянцем осины, не заметало тележные колеи шуршащей листвой. (В.Тендряков) 2. И причитает во всю ширь полей, во всю глубь неба, до водянистых звезд, несмазанное колесо. 3. Торжественно гремели из-за пыльного кустарника невидимые цикады. 4. Быстро, но осторожно, чтобы никому не попасться на глаза, они перебегали дорожки, ныряли в чащу кустарника, пролезали через колючие ограды, ползли вверх, спускались вниз, ничего не оставляя на своем пути незамеченным.

    К-2. Спишите, расставьте пропущенные знаки и вставьте буквы. Раскройте скобки.

    (Не)осмысленные понятия легко забываются Правила хорошо помниш_ если они (не)вызубрены а осмыслены. Учить правила не нужно. Надо только понять (не)понятное осознать (не)осознанное. И главное ра_таться с (н_)чем (не)оправданной уверенностью что все произойдет само собой. (Не)ослабевающий интерес к миру ваш союзник в учебе. Этот путь (не)закрыт любому.

    Сформулируйте и запишите основную мысль текста. Согласны ли вы с ней? Выразите свое мнение.

    К-3. Перестройте предложения так, чтобы не с причастиями писалось слитно.

    1. Короткие осенние дни замелькали передо мной, как никогда не виданные станции, сверкающие огнями на пути скорого поезда. 2. Дорога в Каменку пролегала через старый, подгнивший мост, мимо покрытых еще не скошенной травой заливных лугов и мимо мелких протоков, заросших высоким густым камышом. (А.Гайдар) 3. На пути стоял хутор, отрадно целый, обойденный войной. И врезался в память один дом, ничем, ровно ничем не отличающийся от других.

    К-4. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Раскройте скобки.

    (Не)которые предпр_ятия сл_вают (не)очищенные химические отходы в чистые вод_емы. Рыба (не)живущая в грязной воде погиба_т. Но даже выживая, она ни копченой ни жареной (не)пр_годна для еды. (Не)понимающие или (не)желающие понять и решать проблемы д_ректора заводов только пож_мают плечами. А в это время (не)выдерживающая загр_знения природа гибн_т. В наше время уже нельзя пить (не)кипяченую воду. (Не)загрязняйте вод_емы!

    1. Сформулируйте и запишите основную мысль текста.

    2. Определите тип речи и стиль текста. Докажите свое мнение.

    К-5. Запишите предложения в нужном порядке, чтобы получился текст. Объясните написание не с причастиями. Расставьте знаки препинания, графически обозначьте причастные обороты. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

    Архитектор строивший станц_ю выбрал для ее отделки этот суровый, скромный и благ_родный мета(л,лл) некогда шедший на брелоки и на разменную монету. (Не)ржавеющей сталью отделана она. Эта сталь (не)боится ржавчины. Под площадью находится чудесный дворец, самая красивая из станц_й московского метрополитена - «Маяковская». Строгий и (не)гнущийся прочный и верный мета(л,лл) сродни стиху Маяковского. (Л.Кассиль)

    КАРТОЧКИ ДЛЯ РАБОТАЮЩИХ С УЧИТЕЛЕМ

    К-1. Слитно или раздельно? Графически объясните написание.

    1. Для знающего мир светел, для (не)знающего - темен. 2. (Не)жданный успех голову кружит. 3. (Не)знающий меры будет горевать в богатстве. 4. (Не)скошенный луг пестрел цветами. 5. Письмо так и осталось (не)отправленным. 6. Ошибка в работе осталась (не)замеченной. 7. Под окном стоял еще (не)облетевший клен. 8. Я отвел от него (не)доумевающий взгляд. 9. День зачета был еще (не)назначен. 10. Он принял совсем (не)обдуманное решение.

    К-2. Спишите, выбирая правильное написание. Укажите причастные обороты, расставьте пропущенные знаки препинания.

    1. В саду стоял (не)проницаемый мрак. 2. (Не)тронутый снег густо покрывающий веранду был похож на ватную подстилку для рождественской елки. 3. Теперь в (не)освещенной комнате было очень тихо. 4. В легкой синеве неба еще (не)потеплевшего после ночи розовело одно тонкое облачко.

    К-3. Слитно или раздельно?

    (Не)ослабевающие, а крепнущие связи. Результат (не)выверен. (Не)избалованный родителями ребенок. (Не)подготовленное выступление. (Не)потускневшая от времени фотография. Задание (не)выполнено. (Не)оконченная рукопись. (Не)законченный портрет. (Не)скрываемая симпатия.



    © 2024 bugulma-lada.ru -- Портал для владельцев автомобилей