Выжимной подшипник сцепления — основные признаки его неисправности. Признаки неисправности выжимного подшипника сцепления и решение проблемы На что влияет выжимной подшипник

Главная / КПП

Чтобы переключить скорость в коробке передач, нужно кратковременное разрывание передачи вращения от двигателя на трансмиссию. За это отвечает сцепление, состоящее из ряда деталей, среди них и выжимной подшипник.

Принцип действия

Классическая схема «сухого» сцепления, применяемого на легковых машинах, является постоянно замкнутой. Конструкция такого узла включает в себя корзину с ведущим диском, которая болтами фиксируется на маховике. Между ними установлен ведомый диск, посаженный на шлицы первичного вала КПП. За счет мощной диафрагменной пружины ведомый диск постоянно прижимает ведущий к маховику, поэтому такая схема и называется замкнутой.



В задачу выжимного подшипника входит размыкание потока. Водитель, выжимая педаль сцепления, посредством привода смещает подшипник по направляющей втулке, установленной на первичном валу в сторону корзины. За счет усилия ноги водителя этот подшипник надавливает на диафрагму, следствием чего становиться перемещение ведущего диска по направляющим внутрь корзины. Он отходит и высвобождает ведомый диск – передача вращения прерывается. После отпускания педали подшипник отходит в сторону КПП, и пружина возвращает ведущий диск на место – поток возобновляется.

Виды, и конструктивные особенности

В конструкции сцепления авто применяется два вида выжимных подшипников:

  1. Механические.
  2. Гидравлические.

Основные элементы выжимных подшипников — это шариковые или роликовые подшипники закрытого типа. Они используются как на механическом, так и гидравлическом типе изделия. В их конструкцию входит также корпус.

В механических элементах этот корпус предназначен для взаимосвязи с вилкой привода сцепления. Такие узлы могут иметь самую разную конструкцию (корпус представлен в виде втулки, вставляемой во внутреннюю обойму, или же он устанавливается на внешнее кольцо), но у всех корпусов присутствуют специальные выступы, на которые воздействует вилка. В целом, в механических подшипниках корпусы только для этого и предназначены.

Схема сцепления автомобиля ВАЗ — 2107
1 - маховик; 2 - ведомый диск сцепления; 3 - корзина сцепления; 4 - выжимной подшипник с муфтой; 5 - бачок гидропривода сцепления; 6 - шланг; 7 - главный цилиндр гидропривода выключения сцепления; 8 - сервопружина педали сцепления; 9 - возвратная пружина педали сцепления; 10 - ограничительный винт хода педали сцепления; 11 - педаль сцепления; 12 - трубопровод гидропривода выключения сцепления; 13 - шаровая опора вилки; 14 - вилка выключения сцепления; 15 - оттяжная пружина вилки выключения сцепления; 16 - шланг; 17 - рабочий цилиндр гидропривода выключения сцепления; 18 - штуцер прокачки сцепления

В гидравлических выжимных подшипниках конструкция корпуса сложнее, поскольку он выступает в роли гидроцилиндра. Суть работы у него такая – водитель, нажимая на педаль, создает давление жидкости в приводе сцепления. Эта жидкость поступает в корпус и выдавливает поршень гидроцилиндра с закрепленным на нем подшипником. Сам корпус в такой конструкции не перемещается вместе с упорным элементом, что дает возможность жестко фиксировать его болтами к корпусу сцепления.

Подшипник в конструкции узла используется для создания нажима с минимальным трением. При контакте с диафрагменной пружиной он вращаетсяс той же скорость, что и элементы сцепления, из-за чего трение между контактируемыми поверхностями отсутствует. Трение есть в самом подшипнике, но незначительное.

Привод выжимного подшипника бывает механический, гидравлический и комбинированный. В первом случае усилие от педали передается системой тяг или приводным тросом. Используется этот привод с механическими подшипниковыми узлами.

Гидравлический привод соответственно применяется на втором типе подшипников, поскольку жидкость у него является основным рабочим элементом (от ее давления срабатывает гидроцилиндр).
Особенность комбинированного привода заключается в том, что жидкость действует не на подшипник, а на вилку, а та в свою очередь перемещает механический подшипник.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Видео: Сцепление автомобиля

Признаки износа выжимного подшипника

Выжимные подшипниковые узлы – изделия надежные и могут прослужить большой срок. Обычно он выходит из строя из-за естественного износа самого подшипника. Но его ресурс может существенно сократить неправильная регулировка сцепления и частые длительные выжимы сцепления.
Относительно регулировки, то скорость износа повышается в случае, когда узел сильно близко подведен к пружине, из-за чего они между собой контактируют. В результате подшипник постоянно работает, что сокращает его ресурс.

Гидравлические подшипники менее надежны из-за корпуса. В конструкции гидроцилиндра обязательно присутствуют резиновые уплотнители, которые со временем начинают пропускать жидкость. Из-за этого привод может завоздушиться и перестанет срабатывать.

Признаками неисправности выжимного подшипника являются:

  • повышенная шумность при выжиме сцепления (шелест, гул)
  • хруст и стуки;
  • подклинивание педали;
  • легкость провала педали и «ведение» сцепления;

Повышенная шумность появляется при износе подшипника. Из-за люфтов его составные части могут несколько смещаться и перекашиваться, что сопровождается указанными звуками. Эксплуатация авто возможна, но с заменой узла лучше не затягивать, поскольку он в любой момент может рассыпаться.

Хруст и стуки появляются в результате разрушения узла. Обычно сепаратор подшипника раскалывается, и частицы его попадают в зону движения тел качения, что и вызывает хрусты.
Подклинивание педали происходит не из-за подшипника, а втулки, по которой он движется. Коррозия и грязь на поверхности затрудняет движение.

В гидравлических подшипниках ведение сцепления, легкость опускания педали и постоянно уменьшающийся уровень жидкости в бачке сигнализируют о потери герметичности. И если видимых подтеков на приводе нет, то проверять следует уже сам узел.

Выжимные подшипники являются неремонтируемыми деталями, поэтому при появлении признаков износа он заменяется. Сложность в проведении работ по замене заключается в том, что для снятия узла необходимо демонтировать КПП.

Самые распространенные в использовании системы сцепления с 2-мя дисками – ведомым, что способствует получению крутящегося момента на коробку передач, и ведущим, хорошо прикрепленным к коленчатому валу. Переход с одной передачи на другую в автомобиле происходит за счет разделения дисков сцепления, а способствует этому выжимной подшипник, разъединяющий ведущий диск с ведомым. Принцип его работы заключается в применении давления, которое рассоединяет диски и останавливает работу вала без прекращения работы мотора.

Выжимной подшипник сцепления – это весомый компонент для любого автомобиля. Непосредственно в процессе передвижения транспортного средства он пребывает в спокойном состоянии, а при переключении передачи тут же присоединяется к работе системы. В случаи выхода из строя этой маленькой детали, эксплуатировать автомобиль больше не выйдет, поэтому следует незамедлительно заменить подшипник при первых симптомах неисправности.

Разновидности подшипника сцепления

Существует их два типа:

  • Шариковые (роликовые). Они представлены в виде механических узлов, которые производят передачу напряжения на подшипник, используя жесткую связку тяг.
  • Гидравлические. В этом типе усилие на него создается с помощью гидравлики, что способствует облегченному выжиманию педали сцепления.

Принцип работы подшипника

Главная миссия этой составляющей автомобиля в том, чтобы обеспечить присоединение или отсоединение сцепления во время того, как внутри салона происходит надавливание на педаль. Принцип действия очень легкий:

  1. Ведомый элемент, благодаря работе нажимного диска, поджимается к маховику. Этот процесс способствует сцеплению.
  2. Диафрагменная пружина создает необходимый поток напора на нажимной диск. На ее внутренние лепестки воздействует подшипник.
  3. Вилка сцепления инициирует отсоединение дисков и передвижение подшипника.

Признаки неисправности выжимного подшипника сцепления

Признаком того, что понадобится смена этого подшипника, в первую очередь, является шум, который возникает при нажатии на педаль сцепления. Определить действительно ли он стал виновников и проблемой поломки очень легко. Для этого достаточно:

  1. Завести мотор транспортного средства и внимательно прислушаться к шуму.
  2. Затем необходимо выжать сцепление.
  3. Когда шум не прекращается или становится громче, то причина проблемы именно в выжимном подшипнике.

Если шум в автомобиле исчез, то вполне вероятно, что причиной неполадки является коробка передач.

Причины неисправности

Поломка данного компонента происходит в связи с неравномерными нагрузками на нее при выжимании сцепления, из-за чего она перемещается назад вместе с ведомым диском. Выходит из строя деталь, как правило, у автомобилистов с минимальным опытом вождения – новичков.

Совет! Не следует зажимать педаль сцепления, когда включена передача.

Основной признак изношенности подшипника – легкий стук, который возникает в момент выжимания педали сцепления. Услышать подобный звук в летний период – свидетельствует о потоке проблем, а в зимний период – говорит о том, что может быть обыкновенная модификация линейных стандартов стакана подшипника через снижения уровня температуры воздуха.

Деталь обладает прекрасными качествами и высокой прочностью, что позволяет даже при первых признаках стука не сразу мчаться и ставать на ремонт, а даже понаблюдать за его увеличением. Но не стоит увлекаться подобным процессом, так как из-за неисправностей этого элемента происходит перекос дисков и ускоряется их износ. Несвоевременный ремонт может привести к полному разрушению дисков и большим расходам на починку коробки передач.

Выжимной подшипник сцепления – это механическая часть трансмиссии автомобиля, предназначенная для отделения диска сцепления от корзины. Проще говоря, он включает и выключает сцепление.

Устройство и принцип работы выжимного подшипника

Такие подшипники бывают двух разновидностей: роликовый, использующий довольно жесткую связь между тягами и гидравлический, который использует усилие гидросистемы сцепления.

Независимо от марки и модели автомобиля, сцепление везде работает по - одинаковому принципу. Оно осуществляет плавную связь двигателя автомобиля и его трансмиссии, для обеспечения плавности хода автомобиля при включении передачи и исключения возможности скорейшего износа элементов, соединяющих двигатель и трансмиссию.

Сцепление представляет собой нажимной диск, который присоединяется к корпусу и прижимает ведомый диск к маховику. Ступица диска соединяется с первичным валом и имеет возможность свободного перемещения по нему. На корпусе ступицы расположены демпферные пружины, которые играют роль гасителей колебаний и обеспечивают плавность хода.

Для создания требуемого усилия нажатия используется пружина с лепестками, на которые и воздействует выжимной подшипник. Он является связующим звеном между приводом и сцеплением, так как на него крепится вилка с рычагом, на конце которого закреплен трос или другой рычаг, ведущий к педали сцепления.

Видео - Как проверить выжимной на автомобиле

Признаки неисправности выжимного подшипника

Передача крутящего момента на выжимной подшипник осуществляется только при нажатой педали сцепления. Он уходит назад и тянет за собой ведомый диск сцепления. Именно поэтому педаль сцепления нельзя слишком долго удерживать при включенной передаче. Это приводит к появлению на нем не стабильных нагрузок, что приводит деталь к быстрому износу.

Явным признаком износа выжимного подшипника является появление различных звуков при нажатой педали сцепления в виде шорохов и стуков. Однако, не стоит беспокоиться, если такие звуки появляются в холодное время года. Дело в том, что данная деталь имеет малый коэффициент расширения при низких температурах. Это объясняется высокой прочностью стали, из которой изготовлен подшипник. А стакан, в котором находится весь узел, напротив, имеет большой коэффициент расширения. Поэтому, при прогреве двигателя звук исчезает.

Помимо этого, есть ряд других признаков, из которых стоит отметить некорректное переключение передач. Некоторые передачи попросту не включаются, либо включаются и, при этом, дергают автомобиль, как при начале, так и во время движения.

Видео - Замена выжимного подшипника сцепления ВАЗ 2109

Порядок работы

1. Загоните автомобиль на яму, поставьте на ручной тормоз и установите противооткатные упоры. Затем снимите клеммы с аккумулятора и уберите его, чтобы он не мешал проведению работ. Также, отсоедините провод, соединяющийся с массой картера сцепления.

2. Открутите все болты, которые крепят защиту двигателя. Отсоедините защиту. Таким образом, вы создадите беспрепятственный доступ снизу ко всем узлам.

3. Открутите тягу привода КПП (кулису). Для этого, ключом на 13 открутите болт хомута и разведите его в сторону. Затем отсоедините привод от коробки передач.

4. Отсоедините датчик, который осуществляет включение фонарей «заднего хода» и отсоедините трос сцепления.

5. Ослабьте гайки ступиц и поднимите передние колеса. Снимите колеса и открутите до конца гайки ступиц. После этого, открутите шаровые опоры и выверните ступицы таким образом, чтобы появилось возможность демонтажа ШРУСов. Снимите хомуты и пыльники внутренних гранат и вытащите их из коробки передач.

Внимание! Перед снятием ШРУСов обязательно слейте масло с КПП!

6. Оставьте под двигатель какую-нибудь опору таким образом, чтобы после снятия коробки он не завалился. После этого открутите все болты, которые крепят коробку передач к двигателю, и открутите кронштейн крепления коробки передач. Выполнять эту работу рекомендуется только вдвоем, так как коробка передач имеет достаточно большой вес. Вытаскивайте коробку из двигателя предельно осторожно: первичный вал не должен задевать лепестки.

7. Выведите концы пружинного фиксатора с помощью отвертки и вытащите муфту сцепления.

8. Отведите лепестки назад и снимите старый выжимной подшипник.

9. Обратной последовательностью установите новый выжимной подшипник. Для этого он устанавливается на муфту таким образом, чтобы выступающий компонент был направлен в сторону муфты.

10. Проведите фиксацию новой детали с помощью держателя сцепления и смажьте моторным маслом весь вал.

После замены подшипника установите КПП в обратной последовательности, вставьте на место ШРУС, закрепите шаровые опоры и закрутите гайку ступицы. После этого установите колеса, затяните колесные болты и опустите автомобиль. После этого затяните их и гайки ступицы. Не забудьте залить масло обратно в КПП, лучше всего заменить его новым.

На этом процесс замены выжимного подшипника закончен. Удачи на дорогах!

Узел сцепления можно отнести к наиболее важным устройствам автомобиля. Благодаря сцеплению происходит безопасное, плавное отключение и подключение крутящего момента от двигателя на коробку передач. В системе сцепления механических коробок переключения передач (МКПП), одну из главных ролей играет выжимной подшипник (ВМ), о котором собственно и пойдет речь в этой статье.

Как работает выжимной подшипник сцепления?

Существует два вида выжимных подшипников - механический и гидравлический. Первый, как уже понятно из названия, приводится в действие посредством механического воздействия благодаря специальным тягам и тросам. Гидравлический тип работает под руководством гидравлики, которая берет на себя выполнение силовых нагрузок, облегчая для водителя пользование данным узлом.

Устройство выжимного подшипника довольно простое на первый взгляд, и вместе с тем оно весьма эффективное. Состоит ВМ из подшипника как уже можно было догадаться из названия и муфты, на которой он запрессован. Располагается выжимной подшипник сцепления на первичном валу КПП, а точнее на его фланце. В зависимости от педали сцепления подшипник передвигается по этому валу.

Работает это следующим образом. Когда вы жмете на педаль сцепления при помощи тяг или тросиков, ну или гидравлики в случае с гидравлическими системами, выжимное усилие передается на вилку сцепления. Эта вилка собственно и производит перемещение выжимного подшипника по фланцу. Выжимной подшипник в свою очередь воздействует на лепестки корзины сцепления, в результате чего осуществляется разъединение фрикционных дисков. Именно в этот момент происходит переключение той или иной передачи.

Когда выжатая ранее педаль отпускается, ВМ возвращается на исходную позицию, так же как и лепестки диафрагменной пружины. Давление не осуществляется, поэтому маховик, нажимной и ведомый соединяются, в итоге происходит включение сцепления.

Почему выжимной подшипник выходит из строя?

Неисправность ВМ происходит по нескольким причинам. Во-первых , из-за того, что некоторые водители злоупотребляют сцеплением и, выжимая его подолгу, не отпускают педаль (держат ногу на педали), тем самым подвергая большим нагрузкам выжимной подшипник. Эта небольшая деталь не рассчитана на длительные нагрузки, поскольку задача заключается в том, чтобы быстро переключить скорость, получив при этом минимум нагрузки. Но если сцепление выжато на протяжении длительного времени и так происходит регулярно - ресурс детали существенно сокращается.

Во-вторых , износ выжимного подшипника происходит в результате естественного износа после того как ресурс детали исчерпан, как правило это -100-150 тыс. км. пробега. В случае несоблюдения правил эксплуатации, выжимной может выйти из строя гораздо раньше.

В-третьих , на износ влияют внешние факторы, такие как: пыль, грязь, влага, а также температурные и механические нагрузки. Сам по себе выжимной подшипник стоит недорого, однако неприятность поломки ВМ состоит в том, что если вовремя не заметить его выход из строя, можно незаметно "угробить" весь узел сцепления. В результате потребуется полная замена сцепления в сборе, что во много раз дороже, чем обычная замена выжимного подшипника.

Признаки неисправности выжимного подшипника сцепления

  • Во время нажатия на педаль сцепления слышны посторонние звуки (свист, гул и т. д.).
  • Трудности во время переключения передач.
  • Возможно появление вибраций или даже стука.

Замена выжимного подшипника

Подведем итоги

Выжимной подшипник, как и большинство других узлов, страдает от несоблюдения правил эксплуатации, а также привычки ездить с выжатым сцеплением. При первых признаках неисправности выжимного подшипника, примите меры, в противном случае придется менять все сцепление в сборе, а это стоит намного дороже...

У меня все, спасибо, что дочитали до конца, напишите в комментариях о том, через сколько вы меняете выжимной подшипник и по каким признакам определяете его неисправность. Если статья пришлась по душе поделитесь ею с друзьями в социальных сетях, используя для этого специальные кнопки, расположенные ниже. Удачи вам, берегите себя!

 

Одним из элементов автомобильного сцепления является выжимной подшипник. Благодаря работе всего узла происходит передача вращения от силовой установки на ведущий вал КПП. От качественной работы сцепления зависит плавное переключение между ступенями коробки, надежное соединение мотора и трансмиссии. Нажимая на педаль сцепления, водитель практически мгновенно разъединяет двигатель и КПП.

Данная деталь относится к наиболее уязвимым из всех составных частей корзины сцепления. На него возложена роль рабочего органа по включению/выключению передачи вращения. Инженеры поместили его в центр диска и жестко связали с педалью через вилку в виде коромысла так, что вся нагрузка от нажатия переходит на него, передавая усилие на лепестки дисков. Нажатие на рычаги осуществляется непосредственно наружной обоймой.

Нужно знать, что, выжав педаль сцепления, водитель нагружает выжимной подшипник. Частое и длительное удерживание его в таком положение приводит к скорому выходу его из строя.

Монтируется деталь на направляющей ведущего вала КПП и беспрепятственно там перемещается внутренней обоймой вдоль оси. Существует две конструкционных разновидности:

  • гидравлические;
  • механические.

Во втором случае используются классические роликовые либо шариковые схемы устройства. Основой для такой детали является механическое взаимодействие. При использовании гидравлики, водителю не приходится осуществлять больших усилий во время нажатия.

Единого мнения по поводу оптимальной и универсальной конструкции пока нет. Каждый выжимной подшипник сцепления признаки неисправности проявляет по-своему, соответственно конструкции. Большинство иномарок оснащается гидравлическим узлом. Отечественный автопром жалует механику за ее низкую стоимость и практичность.

Гидравлическая система осуществляет тот же функционал, но обладает более сложным устройством. Для правильной эксплуатации этого типа используется гидравлическая жидкость под высоким давлением.

В основе конструкции имеется цилиндр, несколько поршней, стопоры поршня, разводка гидравлики, уплотнители, пыльники. Во время нажатия автомобилистом педали жидкость идет под торцевую поверхность поршня. За счет высокого давления происходит движение поршня, который жмет на рычаги включения, разъединяя ведомый и ведущий диск. Когда водитель отпустит педаль, жидкость движется в обратном направлении, и все детали гидравлики возвращаются в первичное положение.

Чтобы понять, что такое выжимной подшипник сцепления, и из каких составных частей он собран, можно рассмотреть представленную схему.

Поломка механического или гидравлического узла делает невозможной дальнейшую эксплуатацию автомобиля до устранения поломки или полной замены блока.

Правильная проверка работоспособности подшипника

В большинстве моделей автомобилей производители устанавливают выжимные подшипники с высокой степенью надежности. Благодаря этому во время эксплуатации их ресурс распределяется на большой пробег, ведь в работу он вступает только в случае нажатия на педаль сцепления.

Существенным нагрузкам подвергается деталь во время резкого старта, пробуксовке ведущих колес, длительных переездах, например, на шоссе с некачественным покрытием.

Поломка подшипника

Водитель должен вовремя заметить проблему с выжимным подшипником, чтобы своевременно провести профилактическую работу со сцеплением. Специально предусмотренных диагностических инструментов для выявления его работоспособности не предусмотрено. Определить поломку можно по косвенным признакам, которые имеют отличия для механических и гидравлических конструкций.

К явным симптомам относятся такие явления:

  • во время работы коробки передач слышатся посторонние шумы;
  • не удается свободно переключать скорости;
  • сцепление пробуксовывает.

В первую очередь контролируется зазор вилки и штока рабочего цилиндра. Затем выясняем состояние и работоспособность выжимного подшипника. Нам понадобится запустить двигатель, выжать сцепление, а затем проанализировать шум. Явные стуки или свист, появляющиеся во время нажатия и исчезающие после возвращения педали в верхнее положение, свидетельствуют о поломке подшипника.

Выявить физическое состояние детали можно после демонтажа коробки. Понадобится снять его одновременно с направляющей первичного вала и муфтой.

Во время визуальной диагностики определяем допустимые люфты, заедания, повреждения корпуса. Проблема может возникать после выработки смазочного материала. В этом случае удаляем загрязнения и набиваем узел литолом или другим подходящим смазочным материалом, а потом возвращаем все на свои места. Необходимо проконтролировать плавность хода и качество вращения. После полной сборки проверяем работоспособность на включенном двигателе.

Часто встречается на гидравлической конструкции такой косвенный признак, как провал педали. Это является следствием отсутствия герметичности привода и поршня на подшипнике. Перед тем как демонтировать коробку, водитель обязан проверить состояние рабочего и главного цилиндров привода, также осуществляется мониторинг всей гидравлической разводки узла. Потребуется заглянуть в бачок для контроля уровня жидкости, а также убедиться в отсутствии воздушных пробок.

Заключение

Автомобилист при диагностике подобных неисправностей со сцеплением в большинстве случаев руководствуется слухом, зрением и интуицией. Если есть сомнения или недостаток опыта, то стоит проконсультироваться со специалистами на станции.

При самостоятельном осмотре подшипника желательно использовать 10…20 кратную лупу для выявления небольших трещин. При наличии видимых следов перегрева, износа, механических повреждений в виде сколов или выемок, деталь подлежит обязательной замене.

Самостоятельные работы с КПП необходимо проводить на эстакаде или подъемнике. Автомобиль должен быть максимально надежно зафиксирован, не допуская откатов. Для выполнения подобных операций в гаражных условиях понадобится посторонняя помощь.

© 2024 bugulma-lada.ru -- Портал для владельцев автомобилей