Черный дым из выхлопной трубы дизеля. Черный дым из выхлопной Черный дым при резком нажатии

Главная / ПДД онлайн

В принципе, многие автовладельцы не обращают особого внимания на дым из выхлопной трубы, если его количество уменьшается после полного прогрева машины, а в процессе движения дым и вовсе исчезает. Однако если дымление не прекращается и при езде – это явный признак более или менее серьезных неисправностей в моторе авто.

Эти неполадки как бы стараются обратить на себя внимание водителя, обостряясь при запуске двигателя и проявляясь в виде дыма различных оттенков – белого, черного или синевато-сизого. Следует внимательно отнестись к этим тревожным сигналам и вовремя выявить неисправность до того, как потребуется сложный и затратный ремонт.

О природе выхлопного дыма

Цвет и консистенцию дыма из выхлопной трубы можно образно сравнить со свежестью человеческого дыхания – здоровый организм (и биологический, и механический) выдыхает соответственно более чистые пары, чем заболевший. В исправном автомобиле при сгорании топлива образуются соединения воды и углекислого газа – как и в парах от дыхания здорового человека. Однако нужно учесть, что сгорание бензина происходит не на чистом кислороде, а при помощи обычного воздуха, по большей части состоящего из азота.

Именно поэтому в дыме из выхлопных труб автомобилей образуются вредные азотные оксиды (NOx), негативно влияющие на состояние атмосферы и даже приводящие к выпадению так называемых кислотных дождей. Да и топливо окисляется и сгорает не полностью, даже в двигателях новейших марок, а из-за этого происходит дополнительный выброс углеродных соединений – СО и СН. Помимо всего этого, при попадании в камеру сгорания масла или охлаждающей жидкости, возникают и уходят в воздух другие, не менее вредные, химические «коктейли».

Разумеется, выхлопная система современных моторов по возможности оснащается различными нейтрализаторами и фильтрами. Однако этого недостаточно – вспомните плотные облака смога на фотографиях крупнейших мегаполисов. Кроме того, любые фильтрующие системы изнашиваются со временем, тем самым повышая токсичность дыма, выходящего из выхлопной трубы автомобиля. Хотя, как говорилось выше, цвет и токсичность дыма зависят не только от негодности механизмов саморегуляции, но и от многих других неисправностей.

Чаще всего более или менее густой дым из выхлопной трубы сигнализирует автовладельцу о неисправности систем топливоподачи и охлаждения двигателя, а также о неполадках механизма распределения или поршневой группы. В каждом из этих случаев имеются свои нюансы: либо топливо сгорает неполноценно, либо в цилиндры поступает , а иногда и масло. Собственно говоря, именно излишки топлива или же наличие посторонних веществ в цилиндрах и придают выхлопным газам различные оттенки.

В целом цвет дыма из выхлопной трубы практически одинаков – различия имеются только в нюансах, поскольку иногда неполадки определенной системы, вызывающие дым, напрямую связаны с неисправностью других систем, которые не могут «заявить о себе» с помощью дымления. Например, нередка такая ситуация: плохо работает система охлаждения, из-за чего . Из-за перегрева пригорают поршневые кольца, что влечет за собой попадание масла в цилиндры и, как результат – появление дыма. Заметьте, что изначальная причина кроется вовсе не в поршневых кольцах, а в системе охлаждения.

Именно поэтому, начиная искать причину, вызвавшую дым из выхлопной трубы, следует крайне тщательно – анализируя и сопоставляя все имеющиеся факторы. Наиболее распространенные сочетания таких факторов и возможные оттенки дыма мы сейчас рассмотрим подробней.

Происхождение белого дыма

Нередко, особенно в холодную погоду, на режиме можно заметить белый дым из выхлопной трубы. Появление белого облака (по сути являющегося не дымом, а паром) часто связано с полным остыванием двигателя за ночь. Водяной пар – это естественный спутник процесса сгорания топлива. Когда выпускная система остывает в течение ночи, вода конденсируется, а по мере того как система начинает прогреваться – конденсация воды уменьшается и теплое испарение становится видимым в холодном воздухе. Таким образом, густота белого дыма напрямую зависит от температуры окружающей среды: чем холоднее на улице – тем более видимым становится белое облако. Кроме того, степень насыщенности пара связана также и с влажностью воздуха – при повышенной влажности пар сильнее густеет.

Каким же показателем «здоровья» автомобиля является наличие такого дыма из выхлопной трубы – плохим или хорошим? Это зависит от нескольких точек рассмотрения. Выхлоп с достаточным количеством водяного пара указывает на эффективную работу мотора. Однако что касается непосредственно выхлопной системы, то интенсивное образование белого пара нельзя назвать хорошим признаком ее работы. Если такой пар появляется даже в теплую погоду – нужно проверить цилиндры на предмет попадания в них охлаждающей жидкости. При этом особое внимание следует уделить проверке герметичности прокладки головки блока.

В состав охлаждающей жидкости входит вода – и при попадании в цилиндры она не успевает испариться в процессе сгорания топлива, что и приводит к образованию белого дыма-пара. Кстати, иногда он может приобретать маслянистый сизоватый оттенок – это также зависит от состава охлаждающей жидкости. Вообще отличить дым от пара легко: пар рассеивается практически сразу, а после дыма в воздухе на некоторое время остается легкий туман. Также следует знать, что попадание жидкости в цилиндры приводит к интенсивному загрязнению свечей зажигания, от чего они начинают искрить, и в итоге цилиндр не может работать полноценно.

Также интенсивное выделение белого дыма из выхлопной трубы может свидетельствовать о том, что ранее двигатель не прогревался до необходимой температуры – например, из-за того, что автомобиль передвигался только на короткие расстояния. В этом случае некоторое количество воды обязательно остается в глушителе и выхлопных трубах, а это «не есть хорошо», поскольку может повлечь за собой возникновение очагов коррозии.

Сизый дым (возможно, с синеватым оттенком)

Следующим в нашей классификации дымов рассмотрим сизый дым из выхлопной трубы. В большинстве случаев появление сизого и синего выхлопного дыма имеет «масляную» природу. Обычно такая ситуация связана со сгоранием масла в цилиндрах – чаще всего это касается автомобилей старых марок, поскольку их двигатели уже находятся на достаточно высокой степени износа. Стенки цилиндра в таких моторах истончаются, и поэтому поршневые кольца уже не в состоянии обеспечивать надлежащее уплотнение. В результате масло удаляется плохо, его расход растет, а компрессия понижается – именно поэтому «уставшая» машина начинает дымить сизым или синим выхлопом.

В некоторых ситуациях, когда износ мотора еще не критичен, цилиндры могут оставаться в достаточно неплохом состоянии, а причина сизого дыма, идущего из выхлопной трубы, заключается только в закоксованных кольцах. Особенно часто кольца коксуются и, соответственно, теряют подвижность, когда автомобиль долгое время работает на (это же касается и масла). Так или иначе, но при появлении сизо-синего дыма, автовладельцу волей-неволей следует задуматься о серьезном ремонте с полным перебиранием двигателя.

Однако бывают и менее фатальные причины – например, маслосъемные колпачки, которыми уплотняются стержни клапанов. Поскольку они изготовлены из резины, то также со временем могут потерять первозданную эластичность, что влечет за собой просачивание масла. В этих случаях масло через зазоры попадает в коллектор впуска, а оттуда – в камеру сгорания, что и является условием для появления сизого выхлопа. Разумеется, если дело в колпачках, то устранение неполадки обойдется автовладельцу значительно дешевле, нежели полный разбор и профилактика мотора.

Достаточно часто возникает проблема, когда масло расходуется из-за некорректной работы системы вентиляции, в данном случае – вентиляции картера двигателя. При этом масло попадает в картер из-за того, что давление в цилиндре повышается настолько, что уплотнение поршней уже не справляется с отработанными газами, образующимися при сгорании топлива. Именно «благодаря» и сгоранию нежелательных газов и появляется нехарактерный дым из выхлопной трубы. Двигатель пытается самостоятельно откачать газы, сообщаясь при этом с системой впуска. Из-за этого газы повторно сгорают, а затем уходят через выхлопную трубу. Главный вред при этом наносит масляный «туман», который тянется за газами внутрь мотора и взаимодействует с его деталями, что и приводит к появлению сизо-синего дыма из выхлопной трубы.

С этими нежелательными процессами призвана справляться именно система вентиляции: в исправном состоянии она должна отделять масло и регулировать скорость потока (поскольку двигатель работает по принципу насоса и способен создавать слишком высокое разряжение во впускной системе). Итак, если вентиляция испорчена – расход масла, соответственно, увеличивается. Однако если говорить о стоимости устранения этой проблемы – то она достаточно невелика, особенно если владелец четко осознает, с чем имеет дело, и не позволит себя обмануть работникам станции техобслуживания.

Черный дым – причина в топливе

Как видно из названия этого подраздела, черный дым из выхлопной трубы чаще всего обязан своим появлением проблемам с горючим. Черный цвет выхлопа обусловлен цветом сажи, которая образуется в результате, например, неполного сгорания топлива. Сажа появляется, когда идет процесс разложения на элементы той части топлива, которой для полного сгорания не хватило воздуха.

Современные автомобили оснащены компьютерными системами, которые контролируют все процессы, происходящие при движении – в том числе и процесс сгорания топлива. Под таким «чутким руководством» значительно снижается риск ошибки в образовании горючей смеси – хотя по большому счету это касается только бензиновых моторов, в то время как дизель, даже самый современный, все равно будет слегка коптить.

Это связано с тем, что состав смеси отличается от бензиновых собратьев – ее концентрация в данном случае неоднородна и содержит в себе вкрапления высокой топливной плотности. Для придания ей однородности, современная автоиндустрия использует механизмы повышенного давления впрыска – однако даже эта мера пока не способна полностью искоренить проблему, и поэтому окрашенный сажей дым из выхлопной трубы машины с дизельным мотором можно увидеть гораздо чаще, чем у бензиновых автомобилей.

На последних марках используются противосажевые фильтры, что в некоторой мере решает вопрос (однако эти фильтры необходимо периодически чистить, а рано или поздно – менять на новые).

Помимо неполного сгорания, причиной черного дыма из выхлопной трубы могут стать и другие факторы – например, недостаточное качество бензина. Следует помнить, что использование некачественного бензина может повлечь за собой слишком быстрый процесс сгорания – такое сгорание еще называют детонационным. Еще одним фактором, влияющим на интенсивное образование сажи, может стать неисправность той самой пресловутой электронной системы, следящей за эффективностью сгорания топлива. Например, отказ датчика кислорода приводит к тому, что электронный блок оказывается не в состоянии осуществлять контроль полноты сгорания – и тогда он начинает работать наобум, не поддерживая при этом полноценный «диалог» с кислородным датчиком.

Видео — белый дым (пар) двигателя

Видео — появление синего дыма из выхлопной трубы

Видео — холодный запуск Nissan Skyline и появление чёрного дыма из него

Заключение!

Итак, дым из выхлопной трубы, независимо от своего цвета, не должен оставлять автовладельца равнодушным – ведь, таким образом, машина сигнализирует о неполадках. Желаем всем нашим читателям исправных автомобилей и бездымных поездок!

  • Новости
  • Практикум

Запрет на ручные радары ГИБДД: в некоторых регионах он снят

Напомним, что запрет ручных радаров для фиксации нарушений ПДД (модели «Сокол-Виза», «Беркут-Виза», «Визир», «Визир-2М», «Бинар» и др.) появился после письма главы МВД Владимира Колокольцева о необходимости борьбы с коррупцией в рядах сотрудников ГИБДД. Запрет начал действовать 10 июля 2016 года во многих регионах страны. Впрочем, в Татарстане инспекторы ДПС, ...

Новый седан Kia назовут Стингером

Пять лет назад на Франкфуртском автосалоне Kia представила концептуальный седан Kia GT. Правда, сами корейцы называли его четырехдверным спорткупе и намекали, что этот автомобиль сможет стать более доступной альтернативой Mercedes-Benz CLS и Audi A7. И вот, пять лет спустя, концепт-кар Kia GT трансформировался в Kia Stinger. Судя по фото...

В Хельсинки запретят личные автомобили

Для того, чтобы воплотить столь амбициозный план в реальность, власти Хельсинки намерены создать максимально удобную систему, в которой границы между личным и общественным транспортом будут стёрты, сообщает Autoblog. Как рассказала специалист по транспорту мэрии Хельсинки Соня Хейккиля, суть новой инициативы довольно проста: у горожан должна быть...

Пробег Магадан-Лиссабон: есть мировой рекорд

Они проехали через всю Евразию из Магадана до Лиссабона за 6 дней 9 часов 38 минут и 12 секунд. Этот пробег был организован не только ради минут и секунд. Он нес культурную, благотворительную и даже, можно сказать, научную миссию. Во-первых, 10 евроцентов с каждого пройденного километра было перечислено в пользу организации...

В новом календаре Pirelli снимется профессор МГУ

В съемках культового календаря приняли участие голливудские звёзды Кейт Уинслет, Ума Турман, Пенелопа Круз, Хелен Мирен, Леа Сейду, Робин Райт, а специально приглашенным гостем стала профессор МГУ Анастасия Игнатова, сообщает Mashable. Съемки календаря проходят в Берлине, Лондоне, Лос-Анджелесе и французском городке Ле Туке. Как...

В Сингапуре появятся беспилотные такси

Во время испытаний на дороги Сингапура выйдут шесть модифицированных Audi Q5, способных передвигаться в автономном режиме. В прошлом году такие автомобили беспрепятственно преодолели путь от Сан-Франциско до Нью-Йорка, сообщает Bloomberg. В Сингапуре беспилотники будут двигаться по трем специально подготовленным маршрутам, оборудованных необходимой инфраструктурой. Протяженность каждого маршрута составит 6,4 ...

Культовый внедорожник Toyota канет в Лету

Полное прекращение выпуска автомобиля, который до сих пор выпускался для рынков Австралии и стран Ближнего Востока, запланировано на август 2016 года, сообщает издание Motoring. Впервые серийный Toyota FJ Cruiser был показал в 2005 году на Международном автосалоне в Нью-Йорке. С момента начала продаж и до сегодняшнего момента автомобиль оснащался четырехлитровым бензиновым...

Либерализация ОСАГО: решение отложено

Как пояснил зампред Центробанка Владимир Чистюхин, двигаться в данном направлении нельзя, поскольку вначале требуется решение других важных проблем страховой отрасли, сообщает ТАСС. Кратко напомним: подготовка «дорожной карты» по либерализации тарифов ОСАГО началась в ноябре 2015 года. Предполагалось, что первым этапом на этом пути должно стать...

Фото дня: гигантская утка против водителей

Путь автомобилистам на одной из местных автотрасс преграждала… огромная резиновая утка! Фотографии утки моментально разошлись по соцсетям, где у них нашлось немало поклонников. Как сообщает The Daily Mail, гигантская резиновая утка принадлежала одному из местных автомобильных дилеров. Судя по всему, на дорогу надувную фигуру снес...

Видео дня: электромобиль набирает 100 км/ч за 1,5 секунды

Электрический болид под названием Grimsel смог разогнаться с места до 100 км/ч за 1,513 секунды. Достижение было зафиксировано на взлетно-посадочной полосе авиационной базы в Дюбендорфе. Болид Grimsel представляет собой экспериментальный автомобиль, разработанный студентами Швейцарской высшей технической школы Цюриха и Университета прикладных наук Люцерна. Автомобиль создан для участия...

Повышенное дымление двигателя свидетельствует об имеющихся тех или иных неполадках в его работе. Цвет дыма служит важным диагностическим признаком.

Почему из глушителя идет черный дым?

Черный дым часто сопровождается большим расходом топлива, плохим запуском, неустойчивой работой двигателя, высокой токсичностью выхлопных газов, а нередко и потерей мощности из-за неоптимального состава топливовоздушной смеси.

У карбюраторных двигателей черный дым обычно возникает из-за перелива в поплавковой камере вследствие дефекта игольчатого клапана или из-за закоксовывания воздушных жиклеров.

У бензиновых двигателей с электронным впрыском топлива переобогащение смеси появляется, как правило, при неисправности и отказах различных датчиков (кислорода, расхода воздуха и др.), а также при негерметичности форсунок. Последний случай опасен гидроударом в цилиндре при запуске со всеми негативными последствиями. У дизелей черный дым иногда появляется не только при нарушениях в работе насоса высокого давления, но и при большом угле опережения впрыска.

Эксплуатация двигателя с такими неисправностями не только затруднительна, но и крайне нежелательна, поскольку быстро ведет к новым, куда более серьезным неприятностям.

Почему из глушителя идет белый дым?

Белый дым из выхлопной трубы - вполне нормальное явление для режимов прогрева холодного двигателя. И это вовсе не дым, а пар. Вода в парообразном состоянии - естественный продукт сгорания топлива. В ненагретой выпускной системе этот пар частично конденсируется и становится видимым, причем на срезе выхлопной трубы обычно появляется вода. По мере прогревания системы конденсация уменьшается.

Чем холоднее окружающая среда, тем более плотным и белым получается пар. При температуре ниже -10оС белый пар образуется и на хорошо прогретом двигателе, а при морозе в минус 20-25 градусов приобретает густой белый цвет с сизым оттенком. На цвет и насыщенность пара влияет также влажность воздуха: чем она больше, тем пар гуще.

Белый дым в теплое время и на хорошо прогретом двигателе чаще всего связан с попаданием охлаждающей жидкости в цилиндры (например, через негерметичную прокладку головки блока).

Жидкость может попадать в цилиндр вследствие не только повреждения прокладки, но и трещин в головке или блоке цилиндров. Все эти дефекты при работе двигателя вызывают попадание выхлопных газов в систему охлаждения (порой там даже образуется газовая пробка), что и служит основой для распознавания.

Все неполадки, связанные с белым дымом из выхлопной трубы, как правило, вызваны перегревом двигателя. Следует проверить и устранить неисправности в системе охлаждения - возможно, что не работает термостат, датчик включения, муфта или сам вентилятор, негерметичен радиатор, его пробка, шланги или соединения.

Если белый дым и сопутствующие ему дефекты замечены, то эксплуатировать автомобиль нельзя.

Почему из глушителя идет синий или сизый дым?

Основная причина появления синего дыма - попадание масла в цилиндры двигателя. «Масляный» дым может иметь различные оттенки - от прозрачного голубого до густого бело-синего, что зависит от режима работы двигателя, степени его прогрева и количества масла, поступающего в цилиндры, а также освещенности и других факторов.

Очевидно также, что масляный дым сопровождается повышенным потреблением масла. Так, при расходе около 0,5 л/100 км сизый дым появляется в основном на переходных режимах, а при достижении 1,0 л/100 км - и на режимах равномерного движения. Кстати, в последнем случае на переходных режимах масляный дым становится густым сине-белым. Правда, владельцам самых современных машин надо помнить о возможном наличии нейтрализатора, который способен очистить выхлопные газы от масла даже при достаточно больших расходах.

Износ деталей цилиндро-поршневой группы - одна из самых распространенных причин появления масляного дыма. Нередки случаи, когда при сравнительно приличном состоянии колец и поршней повреждается поверхность цилиндра. Это бывает, например, при плохой фильтрации масла, когда между юбкой поршня и цилиндром попадают абразивные частицы. Тогда на цилиндре возникают царапины.

Аналогичная ситуация реальна и после долгой стоянки автомобиля, когда на поверхности цилиндров и колец могут появиться очаги коррозии. Тот же эффект часто возникает при нарушении технологии ремонта двигателя, если поверхность отремонтированного цилиндра слишком грубая или цилиндр имеет неправильную форму, либо же использованы некачественные поршни и поршневые кольца.

Еще одно замечание о характерных обстоятельствах. Когда больших износов деталей нет, то синий или сине-белый дым явно наблюдается только при прогреве двигателя, постепенно уменьшаясь и даже исчезая. Причина проста: нагреваясь, детали приобретают форму и занимают место, при которых они лучше прилегают друг к другу. При чрезмерно больших износах картина обратная: дым на прогретом двигателе усилится, так как горячему маслу, имеющему малую вязкость, легче попасть в цилиндр через изношенные детали.

У двигателей с турбонаддувом расход масла, сопровождаемый синим дымом, возможен из-за неисправности турбокомпрессора, в частности, износа подшипников и уплотнений ротора. Износ уплотнения переднего подшипника компрессора дает картину, похожую на выход из строя маслосъемных колпачков (включая масляный нагар на свечах), но при этом во входном патрубке компрессора собирается лужица масла. Неисправность уплотнения турбины определить сложно, поскольку масло поступает непосредственно в выхлопную систему и там догорает.

В эксплуатации синий дым и расход масла нередко появляются при отключении одного из цилиндров из-за неисправности зажигания или при негерметичности клапанов. В последнем случае дым становится бело-голубым, особенно, если клапан имеет явный прогар. Такой дефект определяется без труда - компрессия в этом цилиндре незначительна или вообще отсутствует, а на свече появляется обильный черный нагар, часто в виде наростов.

Встречаются и довольно экзотические дефекты, вызывающие синий масляный дым. Так, у автоматических коробок передач с вакуумным датчиком нагрузки возможен разрыв мембраны регулятора. Поскольку ее полость соединена шлангом со впускным коллектором, то двигатель начинает попросту высасывать масло из коробки передач.

Черный дым из выхлопной трубы – причины, последствия Знаете, к большому облегчению, это не говорит о серьезной поломке двигателя или вспомогательных к нему систем. Но если вовремя не устранить эту проблему, то возможно довести до плачевного состояния систему подачи, систему зажигания топлива, а также и сам двигатель, ведь именно они причины черного дыма из глушителя. Проявляется: – в виде густого черного выхлопа из глушителя, особенно сильно идет, когда нажимаете на педаль газа. Причем автомобиль работает не стабильно, зачастую мотор «троит», плохо запускается с утра (особенно в зимний период времени). Увеличивается расход топлива. Основные причины Черный дым говорит о слишком насыщенной (переобогащенной) топливно-воздушной смеси. В цилиндры поступает много топлива, которое не успевает эффективно сгореть, поэтому выхлоп перекрашивается в черный цвет. Он намного токсичнее и вреднее, чем нормальный выхлоп, потому как даже катализатор не может способствовать сгоранию излишек топлива в выхлопе. Основная причина этого неисправность системы подачи топлива, встречается у всех видов двигателя внутреннего сгорания (бензин, дизель). Второй причиной может быть неисправность в системе зажигания, топливо не поджигается в камере и поэтому сырая смесь выходит напрямую в глушитель, причем двигатель будет нещадно «троить». У карбюраторного зажигания У карбюратора все достаточно просто – если выхлоп окрашен в серо-черные тона, присутствует не стабильность работы в первую очередь нужно смотреть сам карбюратор. Скорее всего, здесь имеет место быть перелив в поплавковой камере. Происходит это по двум причинам: 1) Неисправна «иголка» (игольчатый клапан), она может залипать или наоборот пропускать излишки топлива. 2) Засорились, закоксовались (от нашего топлива) жиклеры. Маленькие «форсунки» с точным размером. Нужно разобрать карбюратор прочистить его, если не помогает, то нужно купить ремкомплект и заменить «иглу» и жиклеры и правильно установить уровень бензина в камере. Инжекторный вариант Тут все немного сложнее с одной стороны, и проще с другой. У инжектора нет камер с поплавком иголок и т.д., это совершенно другая система, которая подает топливно-воздушную смесь при помощи электроники. Впрыск в цилиндры происходит при помощи специальных устройств – «инжекторов», отсюда и название. Основные причины черного выхлопа: 1) Зачастую причиной является сам инжектор, он попросту забивается и не может нормально подавать топливо. Происходит накопление давления, а потом «сильный» впрыск зачастую с излишками. Работа двигателя будет не стабильной, то низкие обороты, то высокие – простыми словами будут «плавать». В такой ситуации нужно прочистить инжекторы, существует много различных способов, от снятия топливной рейки, до специальных средств которые добавляются в бензин – решать вам, но после такой манипуляции зачастую можно избавиться от черного дыма из выхлопной трубы. Работоспособность восстанавливается. Чисткой нужно заниматься хотя бы раз в 60 – 70000 километров. 2) Так как система автоматизирована, она следит за различными циклами при помощи датчиков. Так вот если датчик не исправен, он либо вообще не даст запустить автомобиль, либо будет подавать слишком много топлива. Тут сами вы навряд ли сможете продиагностировать поломку, нужно ехать на СТО. 3) Топливный насос. Обычно у инжекторов он находится в баке, бывали случаи, когда он подавал увеличенное давление. Что также приводило к переливу в камерах впрыска. Опять же нужно заменить. Дизельный двигатель Вообще дизельный двигатель это рекордсмен по черному выхлопу. Все дело в том, что у него немного другая система воспламенения топлива (от давления), да и работает он на дизеле (солярке), а она даже в нормальном состоянии дает немного черновато-синий выхлоп. Вспомнить хотя бы наши «КАМАЗЫ». Однако в последнее время с таким выхлопом борются, он ведь очень токсичен и ядовит, в нем содержится много свинца. Поэтому сейчас практически на всех дизелях устанавливают «САЖЕВЫЙ ФИЛЬТР», в угоду нормам ЕВРО 5, он чистит выхлоп и не дает проникнуть в воздух вредным веществам. Причины черного дыма: 1) Это банально выход из строя сажевого фильтра, его просто нужно заменить. Однако интенсивность дыма будет не такой высокой. 2) Сломался насос высокого давления. Идет излишний перелив. Просто нужно поменять. 3) Неправильный угол опережения зажигания. Нужно отрегулировать. К чему может привести такой дым из выхлопной трубы Если вовремя не предпринять меры, то можно нарваться на приличные неисправности. Так например у инжекторных автомобилей, быстро умирает катализатор, а вот заменить его очень не дешево (многие даже просто его убирают). Также если будет большой перелив через «инжектора», это может привести чуть ли не к гидроудару, ведь иногда топливо подается в жидком виде, а не в воздушной смеси. Это очень опасно, сложная поломка. На дизеле из большого объема топлива, может разорвать блок, потому как там давление еще больше чем у бензиновых двигателей. Как видите, сам по себе черный дым не несет сложных неисправностей, но вот если вовремя на него не среагировать, это может вылиться в большие проблемы.

Определить неисправность машины по косвенным признакам - это пара пустяков для опытного водителя. Он без труда расскажет о проблемах «лошадки» по странному звуку (свисту, скрипу или стуку) или цвету дыма их выхлопной трубы. Но неужели можно диагностировать неисправность по одному лишь оттенку выхлопа? - Вполне. При этом на практике черный дым из выхлопной трубы - это не единственный вариант. Он еще бывает белым и синим. Но об этом поговорим подробнее.

Какой цвет из выхлопной трубы - норма?

Перед тем как мы рассмотрим некоторые отклонения от нормы, давайте определимся с оптимальным оттенком «дымовой завесы». К примеру, вы садитесь в еще холодное авто и заводите мотор. Из выхлопной трубы начинает валить дым белого цвета. Во время прогрева машины это вполне логично. По сути, вы видите не дым, как таковой, а паровые испарения. Двигатель постепенно набирает температуру, а конденсат хорошо видно человеческому глазу. После окончательного прогрева силового узла испарений почти не будет.

Учтите, что если температура за бортом меньше 10 градусов тепла, то дым белого цвета из выхлопной будет выходить всегда - даже после прогрева автомобиля. Если же на улице мороз (к примеру, от -10 и ниже), то выхлопные газы становятся густыми. Стоит также помнить, что густота дыма зависит от влажности (если на улице влажность высокая, то и дым будет гуще).

Оттенки и диагностика

Для лучшего понимания обсудим каждый из вариантов:

  1. Черный дым - явное свидетельство слишком обогащенной топливной смеси. Что это значит? Попадая в камеру сгорания, одна часть топлива воспламеняется, а вторая - выбрасывается в выхлопную систему. Под действием сверхвысоких температур недогоревшее топливо разлагается, и на выходе мы видим черную копоть.

Следовательно, искать проблему вы должны в тех узлах, которые отвечают за обогащение горючей смеси перед впрыском в двигатель. К таковым можно отнести системы:

Распределения впрыска;

Зажигания;

Питания.

Чаще всего появление дыма - это не единственный симптом неисправности. Одновременно с этим вы можете заметить сбои в работе двигателя, проблемы с пуском силового узла, снижение мощности, высокую токсичность газов и так далее. Кроме этого, при анализе проблемы вы должны учитывать тип двигателя по виду топлива:

На бензиновых авто с автоматической системой впрыска причиной неисправности может служить поломка одного из многочисленных датчиков, нарушение целостности корпуса форсунок, сбои в работе блока управления и так далее. Самая опасная из перечисленных проблем - неисправность форсунок, ведь при потере герметичности велика вероятность попадания посторонней жидкости в двигатель, а там и до гидроудара недалеко;

На дизельных авто появление черного дыма часто вызвано двумя причинами - изменением угла опережения в большую сторону или выходом из строя (сбоями в работе) насоса высокого давления.

Оставлять такую неисправность без ремонта нельзя. В противном случае много быстрее изнашиваются элементы ЦПГ (цилиндропоршневой группы). Вылетающее из камеры сгорания топливо буквально «слизывает» смазку на цилиндрах. Кроме этого, несгоревший состав обязательно попадает в масло и ухудшает его эксплуатационные качества. В этом случае может понабиться полная замена смазывающей жидкости.

  1. Синий (иногда сизый) цвет дыма - это итог попадания и дальнейшего воспламенения масла в камере сгорания. В большинстве случаев с этой проблемой сталкиваются владельца старых автомобилей, двигатель которых уже дохаживает свои последние дни. Так, стенки силового агрегата уже износились, поршневые кольца стали «ситом» и не создают должной компрессии, двигатель начинает «есть масло» и падает его мощность. Причиной попадания масла в камеру сгорания могут быть и просто неисправные кольца, которые за годы службы закоксовались и потеряли свою былую подвижность.

Решение проблемы - капитальный ремонт двигателя. Но, к слову, не всегда все так грустно. Возможна еще одна неисправность, о которой многие забывают - деформация и потеря эластичности колпачков из резины, которые играют роль уплотнителей стержней клапанов. В этом случае затраты будут намного меньше.

И еще, если на вашем авто турбированный двигатель, то появление синего дыма может свидетельствовать о выходе из строя турбины.

  1. Белый дым в ряде случаев (о них мы упоминали выше) не должен вызывать удивления у автолюбителей (к примеру, когда на улице холодно, а машина еще не прогрета). Но как реагировать на такой цвет выхлопа, если двигатель уже «дозрел», температура за бортом - больше +10 градусов Цельсия?

Основная причина - попадание антифриза (тосола) в цилиндры силового узла. Каким образом это возможно? Есть два варианта - прогорела прокладка под крышкой головки цилиндров или треснул сам блок. Дальше все просто. ОЖ попадает вместе с топливовоздушной смесью в камеру, естественно, не сгорает и не испаряется, но преобразуется в густой дым белого цвета. Самое интересное, что оттенок выхлопа может различаться, в зависимости от влажности, состава ОЖ (антифриз, тосол, вода) или освещения на улице (дневное, искусственное).

Как определить точно, что неисправность в системе охлаждения? Выйдите из машины, приложите к выходу выхлопной трубы любой кусок бумаги и дайте ему просохнуть. Вода быстро пропадет, а после нее не остается жирных пятен.

Хуже всего, если причина белого дыма - трещина в блоке цилиндров, ведь в систему охлаждения могут попасть выхлопные газы. Это, в свою очередь, приводит к созданию газовых пробок. Дабы убедиться в этом, открутите крышки на радиаторе и бачке с ОЖ. Явный «аромат» выхлопных газов из емкостей сразу же себя выдаст.

Найти поврежденный цилиндр (если это необходимо) также несложно - выкрутите все свечи и оцените их состояние. Одна из свечей будет иметь идеальный вид, без следа нагара. Это легко объяснить. Охлаждающая жидкость после того, как попадает в цилиндр, очищает все вокруг до блеска (если, конечно, в качестве ОЖ не была залита обычная вода).

Еще одна возможная причина попадания тосола (антифриза) в мотор - повреждение резиновой прокладки на впускном коллекторе коллектора. Если это так, то охлаждающая жидкость находит себе дорогу через впускную систему. Диагностировать такую проблему весьма сложно - давление остается на прежнем уровне, запаха выхлопов отсутствует. Но! Масло начинает плавно преобразовываться в эмульсию, а объем ОЖ в бачке резко уменьшается.

Вывод

Помните, что появление белого, сизого (синего) или черного дыма из вашего авто требует оперативных решений и быстрого устранения проблемы. В случае бездействия дальнейшая эксплуатация авто может оказаться и вовсе под вопросом.

Во время работы двигателя цвет отработанных газов может быть различным, это своеобразный показатель в каком состоянии находится ваш агрегат. На исправленных моторах при запуске, на короткий промежуток времени, выходит дым белого цвета. Если двигатель неисправен, или находится в неудовлетворительном состоянии, он может дымить белым, чёрным, синим или сизым выхлопом.

Если при работе двигателя идет постоянный белый, чёрный, синий или сизый дым, это служит поводом для его проверки.

Рассмотрим, почему появляется черный дым при запуске двигателя, о чем говорит сизый дым, а так же почему из двигателя идет белый дым.

О чём говорит выхлоп автомобиля

Выхлоп может быть разного цвета, иногда замечая дым, не характерный для вашего автомобиля, следует задуматься и проверить состояние силового агрегата.

Белый цвет выхлопа может появляться после длительной стоянки автомобиля. Это обусловлено конденсатом, который скапливается в выпускной системе и начинает испаряться, когда мотор запускается. Наружная температура воздуха так же влияет на образование белого дыма. Чем холоднее, тем больше и дольше дыма идет.

Поэтому в морозную погоду дым может идти постоянно. Хуже, если белый дым идёт в теплую погоду. Это может свидетельствовать о том, что в цилиндр попала рабочая жидкость из системы охлаждения.

В этом случае надо разбирать мотор, снимать головку цилиндров, менять прокладку головки блока цилиндров, ремонтировать трещины, проверять герметичность головки и тому подобное.

Что бы проверить, и подтвердить, что жидкость попала в цилиндры нужно выполнить ряд действий:

  • Завести мотор, открыть крышку расширительного бочка системы охлаждения и проверить, нет ли бурления жидкости. Если бурление присутствует, следовательно, газы прорываются в систему охлаждения. При глушении мотора - уровень охлаждающей жидкости понижается, так как часть её уходит в цилиндры двигателя.
  • Следует обратить внимание на цвет и состояние жидкости в системе охлаждения, запах гари, присутствие жирных пятен на поверхности, изменение цвета, плотности и т.п. Это может говорить о микротрещинах и дефектах в моторе.
  • Надо проверить уровень масла, нередки случая, когда он повышается в результате попадания в него жидкости из системы охлаждения. Как следствие, моторное масло разжижается и мутнеет, в нем появляется эмульсия.

До устранения проблемы двигатель лучше не использовать, дабы не усугубить ситуацию. В худшем случае, в результате большого скопления жидкости в пространстве над поршнем может произойти гидравлический удар, что выведет силовой агрегат из строя и приведет к дорогостоящему ремонту.

Черный выхлоп из глушителя бензиновый двигатель выдает, как правило, при запуске, возникает это из-за проблем в системе питания. В этом случае происходит сильное обогащение рабочей смеси топлива и воздуха, в камеру сгорания попадает больше топлива, чем необходимо. Признаки данной ситуации следующие:

  • Запуск двигателя затруднен;
  • Свечи залиты топливом;
  • При запуске силовой агрегат работает со сбоями, не устойчиво;
  • Сильный шум в работе глушителя, хлопки;
  • Большой расход топлива;
  • Мотор не выдает былой мощности;
  • Бортовой компьютер выдает ошибку;
  • Запах бензина при работе агрегата

При работе двигателя цвет может варьироваться, от серого до угольно черного. Это связано с тем, что в процессе работы накапливается большое количество сажи и со временем она выбрасывается в атмосферу.

Причин, которые приводят к нарушению подачи топлива достаточно много. Начинать искать неполадки надо с систем подачи топлива. На карбюраторных двигателях необходимо проверить дозирующее устройство, топливные, воздушные жиклеры, поплавковую камеру.

Надо проверить систему зажигания, бывает, что при выходе из строя какого- то элемента, как то катушки зажигания, высоковольтных проводов, свечи, происходит сбой в двигателе в целом.

Необходимо проверить состояние воздушного фильтра, при его загрязнении смесь, попадающая в цилиндр, будет содержать много топлива.

У двигателей с инжектором иногда выходит из строя электронная система управления двигателем. Передавая на блок управления неверные данные, контроллер увеличивает подачу горючего. Что в свою очередь приводит к переизбытку топливной смеси.

Так же форсунки в двигателе могут потерять герметичность и переливать топливо в камеру сгорания.

Заливая топливом свечи, происходит не только его переизбыток, но и много других проблем. Например, смывание масляной пленки со стенок цилиндров, как следствие, сильный износ цилиндров и поршневой группы. Кроме того, большое количество горючего попадает в картер двигателя, что приводит к разжижению масла.

В любом случае, мотор нуждается в полной проверке, настройке и устранении неисправностей, иначе последствия обойдутся очень дорого.

Сизый дым при работе двигателя, сигнализирует о том, что в камеру сгорания попадает моторное масло.

О попадании масла в цилиндр будет свидетельствовать повышенный расход масла двигателем. Причины попадания масла:

  • Сильный износ деталей поршневой группы;
  • Поломка газораспределительного механизма

При износе деталей происходит выход из строя поршневых колец, появляются дефекты на поршне, стенках цилиндра.

При поломке газораспределительного механизма, отсутствует уплотнение в области стержня клапана и направляющей втулки клапана.

Для ремонта, необходимо будет заменить сальники клапанов. Замерить компрессию в двигателе. Если снижение компрессии незначительно, то по мере работы сизый дым пропадает, так как зазоры при прогреве уменьшаются. В случае, если зазоры велики и дым не прекращается, необходимо выполнить ремонт.

Подводим итоги

Итак, для устранения дыма черного, белого, синего цветов иногда хватит того, что надо заменить фильтра и прочистить инжекторы. Тогда как в более серьезных случаях надо произвести ремонт двигателя и его механизмов.

Необходимо помнить, что в случае, если двигатель ни с того ни с сего стал дымить черным цветом, надо заменить топливо, так как некачественное топливо, с высоким содержанием присадок и нежелательными примесями, приводит изменению цвета выхлопа и трудностям сгорания смеси.

Не стоит забывать, что ремень привода газораспределительного механизма должен быть установлен по меткам, клапана и фазы газораспределения четко отрегулированы, тепловой зазор клапанов, правильно установлен. Свечи зажигания, при диагностике, помогут оценить состояние двигателя.

От всего, и многих других показателей, напрямую зависит стабильность, надежность и долговечность силового агрегата.

© 2024 bugulma-lada.ru -- Портал для владельцев автомобилей