Способы переходов с попеременных на одновременные ходы. Лыжные техники. Способы переходов с хода на ход. Обучение переходу со свободным движением рук

Главная / Тюнинг

Постоянно меняющийся рельеф местности, а также нарастающее при передвижении на лыжах утомление из-за однообразной работы требуют от лыжника постоянной смены ходов. Смена ходов позволяет более равномерно распределить нагрузку на основные группы мышц, участвующих в передвижении на лыжах. В лыжном спорте известно несколько способов перехода.

Целесообразность их применения зависит в основном от конкретных условий участка трассы и от технической подготовленности лыжника. В практике лыжных гонок и туризма в настоящее время используются несколько способов переходов с одновременных ходов на попеременные: переход с прокатом, прямой переход и др. Для переходов с попеременного двухшажного на одновременные применяются переходы без шага, через один и два шага. Главное требование - перейти на другой ход без потери времени, без лишних движений и тем более без остановок в ритме ходов. Потеря времени, хотя бы 0,1 с при каждом переходе (а сколько раз лыжнику приходится менять ход в гонке на 15 км!), может обернуться проигрышем до нескольких десятков секунд.

При переходе с попеременного двухшажного хода на одновременный наиболее целесообразно применять переход без шага (наиболее быстрый) и переход через один шаг.

Рис. 1. Переход с попеременного на одновременный ход (прямой)


Переход без шага (рис. 1) выполняется следующим образом:

1. Одноопорное скольжение на правой лыже, но левая палка в отличие от попеременного двухшажного на снег не ставится. Задерживается в крайне заднем положении и левая нога.
2. Скольжение продолжается, но лыжник быстрым движением выносит вперед правую руку с палкой.
3. Начинается маховый вынос левой ноги вперед и заканчивается вынос правой руки.
4. Палки одновременно ставят на снег и начинают отталкивание с "навалом" туловища.
5. Продолжается толчок палками, маховая нога приближается к опорной.
6. Одновременно заканчивается толчок руками и происходит приставление ноги. Лыжник таким образом перешел на одновременный ход. Чаще всего такой переход выполняется при хорошем скольжении.

Рис. 2. Переход с попеременного на одновременный ход


Переход от попеременного двухшажного хода к одновременному через один шаг (рис. 2) выполняется следующим образом:

1. Одноопорное скольжение на левой лыже в попеременном ходе.
2. Скольжение продолжается. Правая рука выводит палку кольцом вперед. Вынос левой палки кольцом назад.
3-5. Толчок левой ногой, левая палка догоняет и присоединяется к правой перед постановкой их на снег.
6. После окончания толчка левой ногой палки одновременно ставят на снег и начинается отталкивание двумя палками.
7. Продолжается одновременный толчок двумя палками.
8. С окончанием толчка палками маховая (левая) нога приставляется к опорной, и лыжник может продолжать движение любым одновременным ходом.

Перечисленные способы позволяют без задержки сменить лыжные ходы. Лыжники, хорошо овладевшие отдельно каждым ходом, осваивают их довольно легко. Образцовый показ и объяснение позволяют ученикам после нескольких попыток освоить схему движений.

Дальнейшее совершенствование продолжается на учебно-тренировочной лыжне с таким микрорельефом и участками с различными условиями скольжения, чтобы это диктовало необходимость частого перехода с хода на ход.

При выполнении переходов встречаются следующие основные ошибки: отсутствие согласованности движений в выносе и постановке палок на снег с отталкиванием ногами; отсутствие непрерывности, слитности движений, порой замедление их, что приводит к нарушению ритма; слабый толчок руками в момент перехода с хода на ход.

Для устранения указанных ошибок необходимо повторить способы ходов, выполнить все движения по разделениям под команду учителя. В дальнейшем мелкие ошибки устраняются при передвижении по учебной лыжне.


Рис. 3. Переход с одновременного на попеременный ход

При переходе от одновременного хода к попеременному двухшажному наиболее целесообразно применять прямой переход. Он наиболее эффективен и в то же время довольно успешно осваивается (рис. 3).

1. После окончания одновременного толчка руками лыжник медленно выпрямляется и выносит палки вперед.
2. Продолжая скользить на двух лыжах, лыжник, перенося вес тела на правую ногу, готовится к толчку.
3. С шагом левой и толчком правой ногой правая палка подготовлена к постановке на снег, а левая продолжает выводиться кольцом вперед.
4. После окончания толчка правой ногой лыжник скользит на левой лыже, правая палка ставится на снег, продолжается вынос левой палки кольцом вперед.
5. Продолжение скольжения на левой лыже, начало отталкивания правой рукой, махового выноса правой ноги вперед.
6. Правая рука заканчивает толчок, левая палка опускается и подготовлена для постановки на снег, левая нога в положении подседа перед заключительной фазой отталкивания.
7. Правая рука закончила толчок (рука и палка составляют прямую линию), левая нога заканчивает отталкивание, левая рука подготовлена к постановке на снег. В следующий момент с толчком левой руки лыжник переходит на попеременный двухшажный ход.

Прямой переход применяется, как правило, при переходе от одновременного одношажного (основной вариант) или от одновременного бесшажного к попеременному двухшажному, но может с успехом использоваться и в других случаях. Методика обучения этому способу перехода такая же, как и при обучении переходам к одновременным ходам.

В том случае, если лыжники недостаточно уверенно осваивают способы перехода с хода на ход целостным методом, целесообразно предварительно выполнить все движения расчлененно под счет. Вначале после каждого движения можно сделать кратковременную остановку для контроля за принятым положением; затем все движения выполняются слитно, постепенно увеличивается скорость движений. Дальнейшее обучение и совершенствование проходят на учебном круге и учебной лыжне. Учебный круг целесообразно проложить на площадке, имеющей небольшой (2-3°) уклон.

В дальнейшем на учебной лыжне необходимо так подобрать рельеф, чтобы он многократно стимулировал смену ходов.

Оригинал: Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.:Издательский центр "Академия", 2000. С. 133-137

План-конспект урока лыжной подготовки в 9 классе на тему: «Переход с попеременных ходов на одновременные ходы».

  • повторить разминку на лыжах без лыжных палок;
  • разучить технику перехода с попеременных ходов на одновременные;
  • повторить технику выполнения одновременного бесшажного хода, одновременного одношажного хода, одновременного одношажного хода (скоростной вариант);
  • провести подвижную игру на лыжах «Накаты».

Формируемые УУД:

Предметные: иметь первоначальные представления о технике перехода с одновременных ходов на попеременные: иметь углубленные представления о технике передвижения одновременным одношажным ходом (скоростной вариант), технике передвижения одновременным бесшажным ходом, технике передвижения одновременным одношажным ходом: организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью разминки, катания на лыжах и подвижной игры «Накаты»;

метапредметные: самостоятельно определять пели своею обучения: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; определять способы действий в рамках, предложенных условии и требований;

личностные: формирование ответственного отношении к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанного н ответственного отношении к собственным поступкам; уметь управлять своими эмоциями; умение предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы и в спорные ситуации и процессе соревновательной деятельности на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

Инвентарь: секундомер, свисток, лыжи с лыжными палками по количеству занимающихся.

Ход урока

I. Вводная часть

  1. Построение. Организационные команды

(Построение проводится у здания школы. Передвигаются к месту занятий. На месте ученики пристегивают крепления, раскатывают лыжи.)

  1. Разминочные упражнения на лыжах без лыжных палок (Проводится разминка на лыжах без лыжных палок. После разминки ученики встают в колонну по направлению движения).

(Долгих разминок на лыжах на проводят, достаточно немно­го размяться. Дополнительный разогрев и подготовка организма происходят за счет разминочного катания.)

  • И. и. - стоя на лыжах. На счет «раз» — правую лыжу повер­нуть на 90 градусов вправо: на счет «два» — вернуться в исходное положение; на счет «три» - левую лыжу повернуть на 90 градусов влево; на счет «четыре» — вернуться в исходное положение. Повторить 4 раза.
  • И. п. — стоя на лыжах. На счет «раз» — поворот туловища направо, правая лыжа направо на 45“; на счет «два» — вер­нуться в исходное положение; на счет «три» — поворот туло­вища налево, левая лыжа налево на 45 градусов: на счет «четыре» - вернуться в исходное положение. Повторить 4 раза.
  • И. п. — стоя на лыжах. На счет «paз — наклон к правому креплению (коснуться обеими руками крепления): насчет «два» — вернуться в исходное положение; на счет «три» — наклон к левому креплению; на счет «четыре» — вернуться в исходное положение. Повторить 4 раза.
  • И. п. — стоя на лыжах. На счет «раз» наклон назад с по­луповоротом направо (как бы стараясь правой рукой до­тянуться до правою ботинка): на счет «два» — вернуться в исходное положение; на счет «три - наклон назад с полу­поворотом налево (как бы стараясь левой рукой дотянуться до левого ботинка); на счет «четыре» вернуться в исход­ное положение. Повторить 4 раза.
  • И. и. - стоя на лыжах. На счет «раз» — правая лыжа сколь­зит вперед (проскользнуть и, как можно дальше, но так, чтобы потом можно было вернуться и исходное положение без по­сторонней помощи); на счет «два» правая лыжа скользит в исходное положение; на счет «три» — левая лыжа скользит вперед: на счет «четыре» — левая лыжа скользит в исходное положение.
  • И. п. — стоя на лыжах. На счет «раз» прыжком поворот на лыжах на 90 градусов вправо; на счет «два — прыжком поворот на лыжах на 90 градусов вправо; на счет «три» — прыжком пово­рот на лыжах на 90 градусов влево; на счет «четыре» прыжком в исходное положение; на счет «пять» — прыжком поворот на лыжах на 90 градусов влево; на счет «шесть» — прыжком поворот на лыжах на 90 градусов влево; на счет «семь» — прыжком поворот на лыжах на 90 градусов вправо: на счет «восемь» — прыжком в ис­ходное положение.

II.Основная часть

  1. Попеременный четырехшажный ход.

(Ученики проходят один круг любым удобным ходом, затем два крута проходят попеременным четырехшажным ходом.)

  1. Переход с попеременных ходов на одновременные.

(Учитель проверяет выполнение домашнего задания.)

Расскажите о технике перехода с попеременных ходов на одновременные (Ответ учеников.)

(Ученики катаются 2-3 мин. повторяя переход без шага. Учитель разбирает ошибки.)

Техника выполнения перехода без шага.

При попеременном ходе по окончании толчка левой ногой осуществляют скольжение на правой, левую руку выносят вперед. Правая рука догоняет левую, обе лыжные палки одновременно ставит на снег и отталкиваются ими.

(Ученики катаются 2-3 мин. повторяя переход через шаг. Учитель разбирает ошибки.)

Техника выполнения перехода через шаг.

Данный вариант перехода выполняется во время одного скользящею шага. При попеременном ходе, заканчивая толчок левой ногой, скользим на правой, левая рука вперед, палка от себя. Пока выполняется скольжение на правой ноге, правую руку также выносим вперед. Когда скольжение заканчивается, отталкиваемся правой ногой, а при переходе к ска1ьжению на левой йоге обе палки готовим к тому, чтобы воткнуть их в снег. Выполняется одновременное отталкивание лыжными палками, правую ногу приставляем клевой (которая скользит на данный момент), переходя таким образом на бесшажный ход.

(Ученики катаются 6-7 мин, повторяя переход без шага и через шаг. Выполнять на небольшой скорости, а затем, но мере освоения техники, увеличивать скорость, на которой совершается переход. Учитель разбирает ошибки.)

  1. Одновременный бесшажный ход.

(Одновременным бесшажным ходом идти только на длинных прямых, на поворотах и коротких прямых применять любой другой вариант. Выполнять не более 5 мин.)

  1. Одновременный одношажный ход (скоростной вариант).

Данный вариант хода применяется для того, чтобы научиться быстро набирать скорость на старте. Отличие от обычного варианта состоит в том, что, завершая толчок руками и выпрямившись при скольжении на двух лыжах, лыжник сразу начинает отталкивание ногой и поднимает руки вперед. Все действия выполняются одновременно. Получается, что окончание толчка ногой совпадает с окончанием подъема рук. Затем следует свободное скольжение, которое заканчиваем постановкой палок (пайки поставить под острым углом, одновременно с активным наклоном туловища вперед и отталкиванием). Если применять такой вариант хода, то частоту шага можно увеличить на 20 — 30%.)

(Ученики выстраиваются в шеренгу для отработки скоростного варианта одновременного одношажного хода. Старт выполняется по сигналу учителя. Задача: разогнаться на тридцати-сорока метрах как можно быстрее, а дальше просто прокатиться. Учитель проводит 6-7 заездов.)

  1. Подвижная игра на лыжах «Накаты».

Задача играющих — разогнаться (8-10 скользящих шагов) и проехать в приседе на максимальное расстояние. Кто дальше проехал без дополнительных отталкиваний, тот и победил. Можно дать в руки играющим флажки, чтобы воткнуть их рядом с лыж­ней для обозначения места остановки. Усложненный вариант: во время движения необходимо взять два предмета с двух сторон кто не взял, проигрывает.

(Учитель проводит 5-6 заездов, определяя победителя в каждом заезде. В случае нарушения правил учитель останавливает игру и разбирает-ошибки.)

III. Заключительная часть.

(Заканчивают кататься, собирают лыжи)

  1. Учитель проводит построение, подводит итоги урока (разбирает основные ошибки), хвалит учеников за успехи. Возвращаются в здание школы.)
  2. Домашнее задание
  • Прочитать текст «Прямой переход» на с. 116 учебника А.П. Матвеева (повторение).
  • Прочитать текст «Преодоление контруклона» на с. 178 учебника В.И. Ляха.

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Красноярский государственный

педагогический университет им. »

Методика обучения классическим лыжным ходам и переходам

Красноярск 2006

Составитель:

Старший преподаватель кафедры зимних видов спорта

Рецензент:

Канд. пед. наук, доцент кафедры зимних видов спорта

Работа предназначена для студентов факультета физической культуры и спорта, студентов техникумов физической культуры, студентов училищ Олимпийского резерва, преподавателей и специалистов в области физической культуры и спорта.

Красноярский государственный педагогический университет

2006

ВВЕДЕНИЕ

В большинстве районов нашей страны, где зима продолжи­тельная и снежная, занятия лыжами - один из самых доступных и массовых видов физической культуры.

Передвижение на лыжах в условиях равнинной и пересеченной местности с преодолением подъемов и спусков различной крутиз­ны вовлекает в работу большие группы мышц и оказывает поло­жительное воздействие на развитие и укрепление функциональ­ных систем организма и в первую очередь на сердечно-сосуди­стую, дыхательную и нервную.

Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дози­руется как по объему, так и по интенсивности. Это позволяет ре­комендовать лыжи как средство физического воспитания для лю­дей любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физиче­ской подготовленности.


Выполнение умеренной мышечной работы с вовлечением в движение всех основных групп мышц в условиях пониженных температур, на чистом морозном воздухе заметно повышает со­противляемость организма к самым различным заболеваниям и положительно сказывается на общей работоспособности.

Прогулки и походы на лыжах в красивой лесистой и разнооб­разной по рельефу местности доставляют большое удовольствие и эстетическое наслаждение, оказывают положительное влияние на нервную систему, улучшают общее и эмоциональное состояние ор­ганизма, повышают умственную и физическую работоспособность.

Исключительно велико и воспитательное значение передвиже­ния на лыжах. Во всех видах занятий на лыжах - на уроках, на тренировках, на соревнованиях или просто на прогулках - успешно воспитываются важнейшие морально-волевые качества: смелость и настойчивость, дисциплинированность и трудолюбие, способ­ность к перенесению любых трудностей, что особенно важно в под­готовке юношей к службе в рядах Вооруженных Сил РФ.

Лыжи имеют большое прикладное значение в быту и на раз­личных работах в условиях длительной и снежной зимы в север­ных и восточных районах страны, где используются охотниками, геологами, связистами, лесниками.

Доступность лыжного спорта делает его очень популярным среди людей любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Лыжные ходы используются для передвижения по равнине и по пересеченной местности и отличаются друг от друга по вариантам работы рук, количеству шагов в цикле хода. По первому признаку ходы разделяются на попеременные и одновременные. В попере­менных ходах отталкивание руками выполняется поочередно, в одновременных ходах толчок выполняется двумя руками в одно и то же время. По второму признаку ходы разделяются на бесшажные - передвижение происходит только за счет отталкивания пал­ками, без движения ног; одношажные - в цикле хода только один скользящий шаг и толчок палками; двухшажные - в цикле хода два скользящих шага;

Указанные два признака и определяют классификацию всех лыжных ходов, применяемых в лыжных гонках : попеременный двух шажный, попеременный четырехшажный, одновременный бесшажный, одновременный двухшажный. Различают два варианта одновременного одношажного хода: ос­новной и скоростной. Последний вариант хода иногда называют стартовым.

Спортсмены-новички и недостаточно квалифицированные лыж­ники обычно используют все способы передвижения на лыжах, что позволяет более экономно расходовать силы в зависимости от внешних условий и в то же время поддерживать необходимую скорость передвижения. У спортсменов высокой квалификации выбор способов передвижения определяется главной задачей со­ревнований - достижением максимальной скорости. В этом случае они используют лыжные ходы, обеспечивающие в первую очередь высокую скорость передвижения по лыжне: попеременный двух­шажный, одновременный бесшажный и одновременный одношажный (стартовый).

Другие способы передвижения - одновременный двухшажный, попеременный четырехшажный - сильнейшие гонщики применяют редко. Вместе с тем сужение круга применяемых лыжных ходов у силь­нейших спортсменов требует высокой физической и функциональ­ной подготовленности, что обеспечивается дальнейшим совершен­ствованием системы тренировки в лыжных гонках.

Трассы лыжных гонок за последние годы стали значительно сложней.

Усложнение трасс требует от гонщиков не только высокой общей, специальной и волевой подготовленности, но и владения достаточно широким арсеналом способов передвижения, позволяющим, не снижая скорости, перейти с одного способа хода на другой.


Ведущие лыжники-гонщики чередуют технику ходов не только когда этого требует рельеф местности.

Наблюдения показали, что сильнейшие лыжники во время гонки на 15 км 150 – 270 раз меняют одновременные ходы на попеременные и наоборот, а в гонке на 50 км – до 600 –650 раз.

Неумение ритмично, не нарушая непрерывности движения, перейти с одного способа хода на другой влечет за собой повышение нервной стимуляции и мышечной активности гонщика, сбивает с темпа и вызывает потерю скорости. Потеря скорости во время смены хода даже на 0,1 сек. дает весьма внушительный проигрыш во времени: на дистанции 15 км – 15 – 20 сек., на 50 км – более минуты.

Для совершенствования техники владения лыжами гонщику необходим большой диапазон движений, который позволит передвигаться свободно и ритмично на самом сложном рельефе местности.

Изменение рельефа местности и условий скольжения, а также утомление лыжника из-за однообразной работы вызывают необходимость периодически менять лыжные ходы. Существует несколько различных способов перехода с одного хода на другой. Чаще лыжники-гонщики применяют следующие переходы – это переходы с одновременных ходов на попеременный двухшажный ход:

1. переход «со свободным движением рук»

2. «прямой переход»

3. переход с «прокатом».

При смене техники попеременного двухшажного хода на одновременные ходы применяются:

1. переход «без шага»

2. переход «через шаг»

Целесообразность применения того или иного способа перехода зависит от ряда условий, и в первую очередь от технической подготовленности. Главное перейти на другой ход быстро без потери времени, а это можно сделать в том случае если во время перехода не будет лишних движений, и сохранится относительная равномерность движений.

Обучение переходам производится после освоения техники классических ходов. Сначала изучаются наиболее часто применяемые переходы с попеременного двухшажного хода на одновременные ходы, а затем наоборот.

При обучении обращается внимание на слитность движений и своевременность перехода при изменении рельефа местности и условий скольжения.

ОБУЧЕНИЕ КЛАССИЧЕСКИМ ЛЫЖНЫМ ХОДАМ

При определении последовательности в обучении способам передвижения на лыжах необходимо прежде всего знать, какие умения и навыки лыжника являются общими для всех способов передвижения на лыжах. Ведущими элементами при передвижении на лыжах являются толчки ногой и рукой, скольжение на одной лыже, выполняемые в правильной посадке и своевременном переносе веса тела с лыжи на лыжу. Умение в движении свободно переносить вес тела с лыжи на лыжу требуется в любых ходах. Поэтому обучение технике передвижения на лыжах должно начинаться с овладения именно этими умениями и навыками. Тем, кто никогда не передвигался на лыжах, выполнение скользящего шага и уверенного спуска со склона довольно сложно. Новичкам в первую очередь необходимо овладеть лыжами как снарядом (развивать «чувство лыж», научится перемещать их по снегу и по воздуху, не перекрещивая и не уводя в стороны, развивать чувство сцепления лыжи со снегом «чувство снега», научиться использовать опору при отталкивании лыжей от снега и переносить вес тела с одной лыжи на другую. Чтобы решить эти задачи, рекомендуется использовать ряд подводящих упражнений и наиболее простые способы передвижения на лыжах.

1. – опираясь на палки, перенос массы тела с одной ноги на другую, в начале не отрывая лыжи от опоры, затем поочередно слегка приподнимая их (рис 1.)

2. – поочередное поднимание согнутой ноги с удержанием лыжи параллельно лыжне, затем ходьба на месте (с опорой и без опоры на палки) (рис 2,3).

https://pandia.ru/text/80/133/images/image002_38.gif" width="90" height="169 src=">.jpg" width="228" height="184">.jpg" width="180" height="207 src=">

рис 4. рис 5. рис 6.

6. – поочередное поднимание пятки лыж, выполнять движение лыжи вверх, вниз, вправо и влево не отрывая носка лыжи от снега (рис 7).

7. – поворот переступанием на месте вокруг носков лыж, при котором приподнимают и переставляют вправо или влево только пятки лыж, а носки остаются на месте (рис 8)

8. – поочередные махи слегка согнутой ногой назад и вперед (с опорой и без опоры на палки)

9. – небольшие прыжки на месте с ноги на ногу (палки на весу кольцами назад) (рис 9).

https://pandia.ru/text/80/133/images/image010_11.jpg" width="120" height="195 src=">

рис 7. рис 8. рис 9.

10. – поворот на месте махом левой (правой) лыжей.

11. – поворот на месте прыжком с опорой и без опоры на палки.

12. – ходьба ступающим шагом по неглубокому снегу без палок.

13. – то же с палками, среди деревьев и кустарников, вслед за преподавателем, постоянно меняющим направление.

14. – спуски в основной стойке с пологих ровных склонов.

15. – то же с выполнением различных заданий при спуске (приседание, поочередно переносить вес тела, не отрывая и отрывая от снега лыжу.

Обучение этим упражнениям обычно не вызывает затруднений, достаточно показать упражнение и объяснить характер его выполнения. Как только освоили общие основы владения лыжами надо переходить к обучению классическим лыжным ходам.

1.2. Обучение попеременному двухшажному ходу.

Задача I. Изучение скользящего шага – передвижения на лыжах без палок.

1. Освоение стойки лыжника

Средства: 1) Многократное выполнение стойки (посадки) лыжника на месте (положение при котором масса тела равномерно распределена на обе лыжи, ноги слегка согнуты в коленях, туловище слегка наклонено вперед, руки опущены (рис 10). 2) То же но с работой руками (правая рука слегка согнута в локтевом суставе – впереди, кисть на уровне глаз, обращена ладонью внутрь, локоть опущен; левая рука отведена назад, ладонь раскрыта внутрь, и смена положений рук маховыми маятникообразными движениями (рис 11). 3) Спуски в основной стойкие с пологих ровных склонов.

https://pandia.ru/text/80/133/images/image014_6.jpg" width="160" height="184 src=">

рис 10 рис 11

Методические указания: при выполнении упражнений обратить внимание на степень сгибания ног, положение туловища, головы, распределение веса тела, положение таза над опорой. Руки работают строго параллельно, расслабленно, по оптимальной амплитуде, избегать вертикальных покачиваний.

2. Изучение толчка ногой

Средства: 1) Отталкивание лыжей на месте из И. П. выпада, масса тела на толчковой ноге находящейся сзади и слегка согнутой; отталкиваться в направлении вперед вверх одновременно выпрямляя ногу в коленном суставе (с опорой на две палки и без опоры). 2) Маховые маятникообразные движения правой (левой) ногой вперед – назад из И. П. стойки лыжника с опорой на палки, масса тела на левой (правой) лыже. 3) Передвижение скользящим шагом с акцентом на отталкивание поочередно вначале правой ногой, затем левой ногой (самокат) (рис12). 4) Поочередные толчки ногами из правильной посадки в пологий подъем 2-3°. 5) Коньковый ход под уклон 2-3° и на равнине.

https://pandia.ru/text/80/133/images/image017_6.jpg" width="288" height="152">.jpg" width="300" height="138">DIV_ADBLOCK132">

Средства обучения: 1) имитация по разделениям на два счета. Исходное положение – окончание толчка палками: на счет «раз» - принимается стойка лыжника, руки слегка согнуты в локтях и вынесены вперед – кисти рук на уровне головы (палки кольцами к себе); на счет «два» - принимается исходное положение (рис 18).

Методические указания: толчок начинается с наклона туловища (навала) на палки, то есть важно создать жесткую систему передачи усилий отталкивания на скользящие лыжи (руки –туловище – ноги – лыжи) и заканчивается резким выпрямлением рук. В момент обозначения отталкивания руками ноги в коленных суставах не сгибать.

Задача 2. – обучить техники хода в целом и совершенствовать ее.

Средства обучения: 1) Передвижение одновременным бесшажным ходом под уклон 2-3°. 2) То же на равнине. 3) Прохождение отрезков 40 – 50 м. одновременным бесшажным ходом при минимальном числе отталкиваний палками. 4) Прохождение отрезков 40 – 50 м. на скорость. 5) Передвижение одновременным бесшажным ходом в различных условиях.

Методические указания: в начале выполнять ход медленно при контроле граничных поз начало и окончание толчка руками. Задание выполняется при наличии плотной опоры для палок. По мере овладения хода включать его как соревновательный элемент.

https://pandia.ru/text/80/133/images/image024_5.jpg" width="252 height=134" height="134">.jpg" width="147" height="161 src=">

И. П. «раз» «два»

Рис 19. Одновременный одношажный ход (скоростной вариант)

Задача 1. – научить занимающихся согласовывать движения работы рук и ног.

Средства обучения: 1) Имитация одновременного двухшажного хода по разделениям на три счета. Из исходного положения – окончание толчка палками; на счет «раз» - сделать толчок левой (правой) ногой, руки с палками вынести вперед кольцами к себе; на счет «два» - сделать толчок правой (левой) ногой нижние концы палок продолжают движение вперед (кольцами от себя); на счет «три» - обозначить толчок палками и приставить толчковую ногу к опорной (рис 20). 2) Слитная имитация хода; 3) Передвижение одновременным двухшажным ходом под уклон.

Методические указания: обучение синхронному выполнению движения ног и рук здесь облегчено, поскольку занимающиеся овладели одновременным одношажным ходом (скоростной вариант).

Задача 2. – совершенствовать технику хода в целом.

Средства совершенствования: 1) Передвижение одновременным двухшажным ходом под уклон; 2) То же на равнине; 3) То же в пологий подъем при различном состоянии снежного покрова и с разной скоростью.

Методические указания: при совершенствовании техники хода обратить внимание на законченность толчков ногами и руками, на ритм движений. При подсчете (раз, два) следует произносить более протяжно, (три) – короче.

https://pandia.ru/text/80/133/images/image029_4.jpg" width="157" height="132 src=">.jpg" width="192" height="155">.jpg" width="192" height="158">.jpg" width="227" height="136">.jpg" width="201" height="134">.jpg" width="158" height="139 src=">

Исходное положение «раз» «два» «три»

Рис 24. Прямой переход.

2.5. Обучение переходу с прокатом

Переход с одновременных ходов к технике попеременного двухшажного хода.

Задача 1. Овладение согласованностью движений рук и ног.

Средства:

1. Имитация движений перехода на месте. Из исходного положения - окончания толчка руками в одновременных ходах. На счет «раз» - толчок левой ногой, левая палка вынесена вперед кольцом к себе, а правая палка вынесена вперед кольцом от себя. На счет «два» - толчок правой ногой и левой рукой (правая палка принимает положение кольцом к себе). В результате чего принимается положение одноопорного скольжении, характерное для начала передвижения попеременным двухшажным ходом (Рис 25.).

2. То же на лыжах и с палками.

3. То же со скольжением.

Методические указания: в начале обучения выполнять переход под счет «раз-два», а затем слитно на лыжне под уклон 2-3 градуса.

Задача 2. Изучение перехода с прокатом в целом и его совершенствование.

Средства:

1. передвигаясь одновременным одношажным ходом (стартовый вариант) выполнить переход с прокатом и продолжать передвигаться попеременным двухшажным ходом.

2. Выполнить переход с прокатом после передвижения одновременным бесшажным ходом.

3. После двух – трех циклов одновременного одношажного хода (стартовый вариант) выполнение перехода с прокатом и затем выполнив два-три цикла попеременного двушажного хода – выполнить переход без шага на одновременный одношажный ход (стартовый вариант).

Методические указания: следует учить занимающихся переходу с прокатом, как с толчка правой ногой, также и левой ногой.

https://pandia.ru/text/80/133/images/image046_0.jpg" width="167" height="127 src=">

Исходное положение «раз» «два»

Рис 25. Переход с прокатом

Заключение.

Техника лыжника включает более 50 способов передвижения на лыжах. Причем и начинающие, и квалифицированные лыж­ники постепенно овладевают всем многообразием движений, т. к. выбор способа зависит прежде всего от многочисленных внеш­них природных факторов, среди которых наиболее существенны­ми для лыжника являются рельеф местности и состояние снеж­ного покрова. Естественная смена способов передвижения нару­шает цикличность двигательной деятельности. Благодаря осво­бождению от утомительно монотонного однообразия движений занятия лыжами выгодно отличаются от бега, ходьбы, плавания, гребли, бега на коньках, езды на велосипеде .

Техника передвижения на лыжах - чрезвычайно динамична. Бесконечный процесс технического совершенствования нацелен в первую очередь на экономизацию движений.

Обучение технике начинают с подготовительных упражнений по освоению со снежной средой, овладению лыжным инвентарем, механизмами скольжения и сцепления лыж со снегом, координа­цией маховых и толчковых движений ногами и руками в условиях единой биомеханической системы (лыжник - лыжи - палки), про­стейшими правилами безопасности при занятиях на лыжах.

Овладеть совершенной техникой лыжника можно только в передвижении на лыжах по снегу.

Введение

Пояснительная записка

Классификация классических лыжных ходов и переходов с одного хода на другой.

Обучение классическим лыжным ходам

1.1 Методика начального обучения

1.2. Обучение попеременному двухшажному ходу.

1.3. Обучение одновременному бесшажному ходу.

1.4. Обучение одновременному одношажному ходу (скоростной вариант)

1.5. Обучение одновременному двухшажному ходу

Обучение перехода с одного хода на другой в классических лыжных ходах

2.1. Обучение переходу без шага

2.2. Обучение переходу через один шаг.

2.3. Обучение переходу со свободным движением рук

2.4 Обучение прямому переходу

2.5. Обучение переходу с прокатом

1. , Сергеев спорт. Учебник для институтов и техникумов физической культуры – М: ФиС 1989г.

2. Ермаков лыжных ходов. Смоленск. 1989г.

3. , Гросс лыжника-гонщика. М: ФиС 1971г.

4. Бутин спорт. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений – М: Издательский центр «Академия» 2000г.

5. Кудрявцев спорт. Учебник для техникумов физической культуры. Изд. 2-е, перераб., и доп. – М: ФиС 1983г.

6. Основы техники лыжных ходов. Тарту 1990г.

7. Раменская подготовка лыжника. – М: ФиС 2000г.

8. Раменская подготовка лыжника. – М: Спорт Академ Пресс 2001г.

Переход с одновременным выносом рук (рис. 3, 1 - 7). После отталкивания двумя руками, выпрямляясь, лыжник выносит руки впе-ред (1, 2). Далее отталкивается ногой, например правой, и переносит массу тела на другую ногу; в это время ставит на снег правую палку (3, 4).

С толчком левой ноги лыжник отталкивается правой палкой, перенося массу тела на правую ногу (5, 6, 7), ставит на снег левую палку и далее идет попеременным ходом. При переходе с разноименным выносом рук с первым шагом лыжник выносит разноименную руку и далее идет попеременным ходом.

Программой по разделу «Лыжная подготовка» для юношей IX класса предусмотрено дальнейшее совершенствование в технике преодоления подъемов. С этой целью следует повторить ранее пройденные учебные темы: изученный в IV классе подъем наискось «полуелочкой», в V классе- подъем «елочкой», в VIII классе - прео-доление контруклона (по теме «Подъемы и спуски на лыжах»).

Тема же «Преодоление препятствий» на уроках лыжной подготовки проходится как юношами, так и девушками.Умение преодолевать препятствия (заграждения, канавы, рвы, малые завалы и др.) на лыжах имеет важное значение в лыжных туристских походах, в военном деле. Оно необходимо учащимся в лыжных кроссах.

Перешагиванием прямо преодолевают неширокие канавы. Став на край канавы, лыжник делает широкий шаг на противоположную сто-рону, вынося вперед разноименную палку. За¬тем, отталкиваясь другой палкой, переносит вторую лыжу, поднимая кверху ее носок.

Перешагиванием в сторону преодолевают камни, стволы деревьев и другие невысокие препятствия. Став боком, опираясь на палку, лыжник переносит через препятствие одну лыжу, держа ее горизонтально, ставит на снег и приставляет другую лыжу. Для сохранения равно-весия в этот момент он опирается на вторую палку.

Перепрыгиванием в сторону пользуются в тех случаях, когда препятствие широкое и просто перешагнуть через него невозможно. Перед прыжком несколько подседают на толчковой ноге, подняв другую, и, подав тело в сторону прыжка, маховым движением посылают ее в сторону. Одновременно с толчком ногой сильно отталкиваются и рукой.

Перелезанием верхом преодолевают препятствия высотой до 1 м, на которые можно сесть, не снимая лыж. Став к препятствию боком, лыжник переносит над ним одну лыжу, садится верхом и, опираясь на палки, переносит на нее массу тела, затем переносит над препятствием и вторую лыжу.

Перелезание сидя. На более высокие препятствия лыжник садится вспрыгиванием. Потом, опираясь одной рукой на палку, второй на пре-пятствие, сгибает обе ноги и переносит лыжи за препятствие, затем, повернув лыжи вдоль него, спрыгивает в снег. Более высокие препятствия (до 150 см) прео¬долевают перелезанием боком. Лыжник, подпрыгнув с опорой на палку, сначала ложится боком, затем в этом положении переносит лыжи, поворачивая их вдоль препятствия, и, опираясь палкой на снег, спрыгивает.

Пользуются в тех слу¬чаях, когда между препятствием и снегом есть щель достаточных размеров. Ее можно увеличить, разгребая снег.

X класс. В данном классе программой предусмотрено изучение перехода с хода на ход в зависимости от условий дистанции и состояния лыжни; элементов тактики лыжных гонок - распределение сил, лидирование, обгон, финиширование и др.; прохождение дистанции юношами до 8 км, девушками до 5 км.

Постоянно меняющийся рельеф местности, а также нарастающее при передвижении на лыжах утомление из-за однообразной работы требуют от лыжника постоянной смены ходов. Смена ходов позво­ляет более равномерно распределить нагрузку на основные группы мышц, участвующих в передвижении на лыжах. В лыжном спорте известно несколько способов перехода. Целесообразность их при­менения зависит в основном от конкретных условий участка трассы и от технической подготовленности лыжника. В практике лыжных гонок и туризма в настоящее время используются несколько спо­собов переходов с одновременных ходов на попеременные: пере­ход с прокатом, прямой переход и др. Для переходов с попере­менного двухшажного на одновременные применяются переходы без шага, через один и два шага. Главное требование - перейти на Другой ход без потери времени, без лишних движений и тем более без остановок в ритме ходов. Потеря времени, хотя бы 0,1 с при каждом переходе (а сколько раз лыжнику приходится менять ход в гонке на 15 км!), может обернуться проигрышем до нескольких Десятков секунд.

При переходе с попеременного двухшажного хода на одновремен­ный наиболее целесообразно применять переход без шага (наиболее быстрый) и переход через один шаг.

Переход без шага (рис. 17) выполняется следующим образом:

Переход от попеременного двухшажного хода к одновременному через один шаг (рис. 18) выполняется следующим образом:

    Одноопорное скольжение на левой лыже в попеременном ходе.

    Скольжение продолжается. Правая рука выводит палку кольцом вперед. Вынос левой палки кольцом назад.

    5. Толчок левой ногой, левая палка догоняет и присоединя­ется к правой перед постановкой их на снег.

    После окончания толчка левой ногой палки одновременно ставят на снег и начинается отталкивание двумя палками.


Перечисленные способы позволяют без задержки сменить лыж­ные ходы. Ученики, хорошо овладевшие отдельно каждым ходом, осваивают их довольно легко. Образцовый показ и объяснение по­зволяют ученикам после нескольких попыток освоить схему дви­жений. Дальнейшее совершенствование продолжается на учебно­тренировочной лыжне с таким микрорельефом и участками с раз­личными условиями скольжения, чтобы это диктовало необходи­мость частого перехода с хода на ход.

При выполнении переходов у школьников встречаются сле­дующие основные ошибки: отсутствие согласованности движений в выносе и постановке палок на снег с отталкиванием ногами; от­сутствие непрерывности, слитности движений, порой замедление их, что приводит к нарушению ритма; слабый толчок руками в момент перехода с хода на ход.

Для устранения указанных ошибок необходимо повторить способы ходов, выполнить все движения по разделениям под ко­манду учителя. В дальнейшем мелкие ошибки устраняются при передвижении по учебной лыжне.

При переходе от одновременного хода к попеременному двухшаж- ному наиболее целесообразно применять прямой переход. Он наи-

Рис.)9. Переход с одновременного на попеременный ход

более эффективен и в то же время довольно успешно осваивается школьниками (рис. 19).

    После окончания одновременного толчка руками лыжник медленно выпрямляется и выносит палки вперед.

    Продолжая скользить на двух лыжах, лыжник, перенося вес тела на правую ногу, готовится к толчку.

    С шагом левой и толчком правой ногой правая палка подго­товлена к постановке на снег, а левая продолжает выводиться кольцом вперед.

    После окончания толчка правой ногой лыжник скользит на левой лыже, правая палка ставится на снег, продолжается вынос левой палки кольцом вперед.

    Продолжение скольжения на левой лыже, начало отталкива­ния правой рукой, махового выноса правой ноги вперед.

    Правая рука заканчивает толчок, левая палка опускается и подготовлена для постансйГки на снег, левая нога в положении подседа перед заключительной фазой отталкивания.

    Правая рука закончила толчок (рука и палка составляют пря­мую линию), левая нога заканчивает отталкивание, левая рука под­готовлена к постановке на снег. В следующий момент с толчком левой руки лыжник переходит на попеременный двухшажный ход.

Прямой переход применяется, как правило, при переходе от одновременного одношажного (основной вариант) или от одно-

временного бесшажного к попеременному двухшажному, но мо­жет с успехом использоваться и в других случаях. Методика обу­чения этому способу перехода такая же, как и при обучении пере­ходам к одновременным ходам.

В том случае, если ученики недостаточно уверенно осваивают способы перехода с хода на ход целостным методом, целесооб­разно предварительно выполнить все движения расчлененно под счет. Вначале после каждого движения можно сделать кратко­временную остановку для контроля за принятым положением; затем все движения выполняются слитно, постепенно увеличива­ется скорость движений. Дальнейшее обучение и совершенство­вание проходят на учебном круге и учебной лыжне. Учебный круг целесообразно проложить на площадке, имеющей неболь­шой (2-3°) уклон.

В дальнейшем на учебной лыжне необходимо так подобрать рельеф, чтобы он многократно стимулировал смену ходов.

© 2024 bugulma-lada.ru -- Портал для владельцев автомобилей