Федоровский собор где крестилась александра федоровна. Феодоровский собор в Пушкине. Описание, история, архитектура. Строительство и освящение Федоровского собора

Главная / Защита\Угоны

Феодоровский государев собор в Пушкине был построен по указу императора Николая II в начале XX века. Этот храм знаменит своими удивительными мозаиками, которые собраны над входами в собор. Об этой уникальной церкви, истории ее создания и интересных фактах будет рассказано в статье.

История храма

Феодоровский собор (город Пушкин) расположен в пригороде Санкт-Петербурга. Он находится рядом с Фермским парком, на Академическом проспекте.

Церковь возводилась в период с 1909 по 1912 гг. Храм предназначался для Собственного сводного полка пехоты и императорского конвоя.

В 1895 году рядом с Египетскими воротами, в Царском Селе, был размещен царский полк пехоты и личный императорский конвой. В связи с этим возникла необходимость строительства храма рядом с казармами.

Император отдал приказ о создании специального строительного комитета, который отвечал за возведение нового собора. Известный архитектор того времени А. Н. Померанцев создал проект храма, который был одобрен комитетом и императором.

Начало строительства

Закладка (Пушкин) состоялась в начале сентября 1909 года, а первый камень установил император Николай II. Однако после возведения фундамента проект Померанцева начали серьезно критиковать. Основная претензия заключалась в чрезмерной габаритности собора, а следовательно, и в увеличении затрат на строительство.

После этого было принято решение полностью переработать проект, для чего пригласили молодого архитектора В. А. Покровского. Считается, что Покровский за основу своего проекта взял Благовещенский собор, находящийся в Московском Кремле, только в его первоначальном виде, без пристроек и переделок, осуществленных в XVI веке.

В середине августа 1910 года проект утвердили, а Покровский взял себе в помощники архитектора В. Н. Максимова.

Архитектура собора

Феодоровский собор (г. Пушкин) был возведен на холме, что позволило храму возвыситься над остальными постройками городка. Сама церковь состояла из двух храмов. Верхняя вмещала около 1000 человек, в ней же находился главный престол, который был возведен в честь Феодоровской иконы Богоматери.

Также был возведен боковой придел во имя святителя Алексия (митрополита Москвы). Нижний храм - пещерная церковь (в данном случае подвальное помещение) - в честь Серафима Саровского.

Объемный фундамент, который был возведен по проекту А.Н. Померанцева, позволил при сокращении площадей собора, согласно новым чертежам, построить несколько второстепенных помещений ниже основного уровня. Например, были построены - часовня, ризница, паперть и входы в храм.

Основная форма собора представляет собой четырехстолпный куб так называемого крестовокупольного типа застройки. Плоскости стен однообразны, но выделяются лопатками (плоский вертикальный выступ) и аркатурным поясом (череда арок), а также лепными гербами Российской империи. Фасады над входами в собор украшены великолепными мозаичными панно, которые были изготовлены известным мастером В.А. Фроловым.

Мозаичные панно

Феодоровский собор (Пушкин) известен своими великолепными мозаиками, которые расположены над входами в церковь. В соборе было создано несколько входов, каждый из которых предназначался для определенной категории людей. Так, например, император и его семья, духовенство, офицерский состав, рядовые и гражданские лица попадали в церковь через определенные входы.

Парадный вход в храм находится в западной стороне собора. Он декорирован довольно большим панно, на котором изображена Федоровская икона Богоматери и предстоящие святые. Над мозаикой расположена небольшая по размеру звонница, имеющая три арки. В собор ведет лестница, сделанная из красного гранита.

Другие входы в собор

Еще два входа в собор располагались с южной стороны. Один из них был предназначен для императора и его семьи для посещения пещерного храма. Вход украшала не мозаика, а икона с ликом Серафима Саровского.

Второй вход был украшен панно с изображением Георгия Победоносца, восседающего на коне. Он был предназначен для офицерского состава, а также императорского конвоя.

С северной части Феодоровского собора (Пушкин) внутрь также вели два входа. Основной находился по центру стены и предназначался для обычных людей и низких чинов. Верх главного входа венчала мозаика с изображением Архангела Михаила.

Здесь же был расположен вход в пещерный храм для простолюдинов, кочегарка и солдатская шинельная. В настоящее время над этим входом находится панно, изображающее Серафима Саровского, однако, как утверждают историки, в царские времена его не было.

Под помещением колокольни располагается дверь, ведущая в нижнюю часть собора, такие же имеются в юго-западной и северо-восточной частях. На восточной стороне храма, в его алтарной части, выложено панно Господа Вседержителя.

Феодоровский собор (Пушкин) в наше время

В настоящее время собор является памятником архитектуры и русского зодчества, относясь к объектам культурного и исторического наследия, и охраняется государством. Здесь находится список с иконы Феодоровской Богоматери, который считается чудотворным. Также в храме хранится рака с частичкой мощей Серафима Саровского.

К этим православным святыням ежегодно приезжают поклониться тысячи христиан. В храме сохранился иконостас, украшенный резьбой по дереву и иконами, относящимися к различным эпохам создания.

Церковь является действующей, поэтому, помимо тех, кто решил насладиться красотой русского храмового зодчества и иконописи, тут можно встретить и прихожан. Что касается работы Феодоровского собора (Пушкин), расписание следующее: ежедневно с 7-00 до 18-00 в летний период и с 10-00 до 18-00 зимой. Однако в праздничные дни расписание работы храма и проведение служб может меняться.

Оказавшись в городе Пушкине и осмотрев его многочисленные памятники и достопримечательности, обязательно нужно посетить этот удивительно красивый собор.

История и день сегодняшний.

В середине ХIХ века в русском обществе начала утверждаться идея взаимозависимости духовной жизни страны и ее исконных национальных начал. В пору правления императора Николая II данная идея нашла образцовое воплощение в целом ряде архитектурных ансамблей и культовых памятников, к которым относится и Феодоровский Государев собор.
В России храмы часто строились по инициативе самих граждан. Так и собор в честь Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе во многом явился исполнением чаяний конкретных людей. Речь идет, в частности, об офицере расквартированного в Царском Селе Сводного Его Императорского Величества пехотного полка Дмитрии Николаевиче Ломане - ктиторе временной полковой походной церкви, мысль о создании которой он сам и внушил начальству. Было это в 1909 году. А чуть позже Дмитрию Николаевичу удается добиться и решения государя о сооружении постоянного воинского храма для чинов Сводного пехотного полка, Его Императорского Величества конвоя и Царскосельского железнодорожного полка. Под храм выделили земельный участок неподалеку от Александровского дворца. Первоначальные средства на строительство (150 тысяч рублей) предоставили император Николай II и императрица Александра Федоровна. Император сам указал и размерил шагами место будущего храма - на живописной возвышенности у пруда «Ковш». С момента формирования строительного комитета Д. М. Ломан проявлял чудеса изобретательности, побуждая к пожертвованиям богатых купцов, промышленников, аристократов. Он также активно привлекал выдающихся художников и архитекторов для воплощения задуманного.
Собор был заложен 20 августа 1909 года в присутствии членов императорской фамилии. Молебен по этому случаю отслужил епископ Ямбургский Феофан (Быстров). Проектирование, начатое архитектором А. Н. Померанцевым, завершил архитектор В. А. Покровский, поскольку первоначальный вариант, предложенный Померанцевым, не устроил заказчиков ни по внешнему облику, ни по стоимости. В результате на уже выполненный фундамент был поставлен новый храм несколько меньших размеров, а выступающие части прежнего фундамента В. А. Покровский использовал для сооружения живописных крылечек дополнительных входов. Строительство длилось три сезона - с весны 1910 по август 1912 года. Храм был возведен в традициях древнерусского зодчества. При разработке проекта Покровский взял за основу архитектурные мотивы Благовещенского собора Московского Кремля, создав собственную неповторимую композицию. Одноглавый, квадратный в плане Феодоровский собор украшен кокошниками, аркатурным поясом, висячими гирьками, что является отличительной чертой русской архитектурной стилистики. Кроме этого, стены декорированы несколькими мозаиками. Особую праздничность и красоту собору придавало мозаичное панно «Феодоровская икона Божией Матери с предстоящими». Выполненное по картонам Н. С. Емельянова в мастерской В. А. Фролова, оно подчеркивало парадный характер западного входа. Мозаика «Господь Вседержитель» располагался в абсиде, мозаика «Святой великомученик Георгий Победоносец» обозначал вход для офицеров и чинов конвоя, решенный в виде трехступенчатых арок, а трехсоставное панно «Святой благоверный князь Александр Невский, святая Мария Магдалина и святая царица священномученица Александра» украшало крылечко в юго‑восточном углу при входе в верхний храм, предназначенное для членов императорской семьи. Данное назначение каменного крыльца подчеркивал и шатровый синий верх с золоченым орлом на скипетре. Уже при проведении реставрации собора вместо висевшей ранее иконы появилось мозаичное панно с изображением преподобного Серафима Саровского, осеняющее вход в Пещерный храм и вход для ниж-
них чинов.
Верхний храм, рассчитанный на большое число молящихся (свыше тысячи человек), имел два придела: главный - во имя Феодоровской иконы Божией Матери и боковой - во имя святителя Алексия, митрополита Московского. Название собор получил в честь Феодоровской иконы, особо значимой для семьи Романовых, поскольку именно перед ней в 1613 году в Ипатьевском монастыре венчался на царство первый Романов - Михаил Федорович. Икона была явлена в храме великомученика Феодора Стратилата в Городце в конце XII века. Один из ее списков для нового собора 13 марта 1910 года преподнесла Николаю II московская депутация. Верхний храм поражал всех высотой сводов и обилием света, роскошным убранством в стиле XVII века. Грандиозный пятиярусный иконостас состоял из икон, созданных по древним образцам московскими иконописцами В. П. Гурьяновым и Г. О. Чириковым. Впечатляла живопись Царских врат и массивных колонн. Император лично участвовал в обсуждении подготовленных эскизов. Пробные росписи были начаты художником Н. С. Емельяновым. Декоративное оформление осуществляли также архитектор В. А. Покровский и художник М. И. Курилко. Однако полностью воплотить замысел помешала Первая миро-
вая война.

Важным дополнением интерьера служила резная мебель, выполненная для верхнего и нижнего храмов в русском стиле ХVII века резчиками Сергиева Посада. Для ее покрытия изготовили специальные полавочники темно‑синего бархата с набойкой. По замыслу императора, в связи с подготовкой празднования 300‑летия дома Романовых Феодоровский собор должен был воплотить образ Святой Руси, идею возрождения России на основе возврата к исконным национальным началам.
Освящение верхнего храма состоялось 20 августа 1912 года в присутствии всей императорской семьи под праздничный перезвон десяти колоколов, водруженных на звоннице над парадным входом. Самый большой колокол весил 320 пудов. Совершил освящение протопресвитер военного и морского духовенства протоиерей Георгий Шавельский. Татьяна Мельник-Боткина, дочь лейб‑медика Николая II Е. С. Боткина, в своих воспоминаниях приводит трогательное описание службы:
«Никогда не забуду того впечатления, которое меня охватило под сводами церкви: молчаливые стройные ряды солдат, темные лики святых на почерневших иконах, слабое мерцание немногих лампад и чистые, нежные профили Великих Княжон в белых косынках наполняли душу умилением, и жаркие молитвы без слов за эту семью из семи самых скромных и самых великих русских людей, тихо молившихся среди любимого ими народа, вырывались из сердца». Первым настоятелем храма стал протоиерей Александр Васильев, а церковным старостой - Д. Н. Ломан, представленный к званию полковника и новой должности при Дворцовом управлении.
Фактически Феодоровский собор был полностью окончен лишь после завершения строительства Православного (Феодоровского) городка, предназначенного для причта, и работы над созданием большого подарочного альбома «Феодоровский Государевъ соборъ въ Царскомъ Селе», изданного в Мос­кве в 1915 году. Над альбомом трудились известные художники - В. М. Васнецов, Б. В. Зворыкин, Л. А. Сырнев (цветные репродукции с картин последнего донесли до наших дней образ интерьеров пещерного храма; тексты писали историки Б. А. Надеждин и В. Т. Георгиевский.
Наличие нижнего (пещерного) храма во имя преподобного Серафима Саровского было обусловлено тем обстоятельством, что императорская семья нуждалась в уединенном месте для молитвы. Именно это назначение и отражала стилистика внутреннего обустройства пещерной церкви, осуществленного архитектором В. Н. Максимовым под руководством члена Государственного Совета, большого знатока и ценителя русских древностей князя А. А. Ширинского-Шихматова при финансовом содействии действительного статского советника А. Н. Заусайлова. Здесь явно выражены признаки русского модерна, которые прослеживаются и в монументальной росписи, и в интерьерно‑декоративном убранстве. Тяжелые низкие своды обильно украшены причудливым растительным орнаментом, выполненным по эскизам В. С. Щербакова братьями Г. П. и Н. П. Пашковыми по образцам ярославской школы ХVII века (церковь Иоанна Предтечи в Толчкове). В росписи храмовых помещений также принимал участие В. М. Васнецов, создавший, кроме этого, эскизы одежд для прич­та и церковной стражи в стилистике допет­ровской Руси. Драпировка стен и панелей молельни из темно‑синей материи с набойкой красными цветами в древнерусском духе придавала интерьеру особую строгость и таинственность. Двухъярусный иконостас состоял из сорока старых икон, приобретенных действительным статским советником Н. А. Протопоповым у Н. М. Постникова и других известных собирателей древней иконописи. Главной храмовой святыней стал дар Великой княгини Елизаветы Федоровны - мантия преподобного Серафима Саровского.
27 ноября 1912 года пещерную церковь в присутствии императора и императрицы освятил епископ Кишиневский и Хотинский Серафим (Чичагов). С этого момента для царственной четы она стала домовой. В дни тяжелейших испытаний, выпавших на долю России с началом Первой мировой войны, здесь в особой Царской комнате с отдельным входом часто молилась Александра Федоровна. Здесь же в 1917 году, когда семья уже содержалась под арестом в Александровском дворце, но еще имела разрешение посещать службы, в Великую пятницу Страстной седмицы Романовы, которым вскоре предстоял крестный путь на Ганину Яму, на коленях прошли по галерее крестным ходом…

Есть в царском селе укромный уголок со святым местом. И, на мой взгляд, пока это единственное место которое почти восстановлен во всём Александровском парке.
(Рисунок Великой Княгини Ольги Александровны. Фёдоровский Государев Собор в Царском Селе зимой. Акварель, картон, 1917 год. Фото с выставки к 125-летию со дня рождения Великой Княгини Ольги Александровны в Инженерном Замке в СПб в октябре 2007 года.) Федоровский Государев Собор считался полковым храмом Сводного пехотного полка и Собственного Конвоя и был приходом семьи Императора. Простые миряне допускались в собор по пригласительным билетам.
Первым настоятелем Государева Собора был духовник царской семьи Александр Петрович Васильев.

Комплекс Фёдоровского городка строился в 1910-1912 годах по проектам В.А. Покровского и С.С.Кричинского. В годы первой мировой в Фёдоровском городке расположился госпиталь, одним из санитаров там служил сам Сергей Есенин (С. А. Есенин (третий справа в первом ряду) среди обслуживающего персонала лазарета № 17 для раненых воинов.
Фото. Июль-август 1916.)
. Там и Великие Княгини Мария и Анастасия Николаевны были замечены.

В середине 1900-х годов основной императорской резиденцией стало Царское Село. Тогда же родилась идея строительства полкового храма для Конвоя и Сводного полка Его Императорского Величества.
(Царское село, Фёдоровский Собор, август 1912 года, шифр Е 7047 - ЦГАКФФД. Построение пехотинцев.)
В конце 1908 года было принято решение о строительстве и Император Николай II лично указал место для постройки храма: у северо-восточной границы Александровского парка, на обширной поляне.
Возведение ансамбля, решенного в формах древнерусского зодчества и приуроченного к празднованию 300-летия Дома Романовых, началось 20 августа 1909 года.
Первоначальный проект разработал архитектор А. Н. Померанцев. Однако вскоре проект Померанцева подвергся критике и архитектору В.А. Покровскому было предложено сделать новый проект, с учетом возводимого фундамента. Проект был готов в короткие сроки. Принято считать, что за основу Покровский взял Благовещенский собор в Москве - домовой церкви семьи Романовых - в его древнейшем виде (т.е. без последующих переделок и пристроек). Как бы то ни было, проект Покровского явился в целом самостоятельным и оригинальным произведением, свидетельствующем о "глубоком знании наследия русского национального зодчества".
Новый проект был утвержден 1 августа 1910 года. Императорская чета предоставила 150 тысяч рублей на постройку собора. Кроме того они постоянно следили за ходом строительства и не оставляли без личного присутствия самые ответственные моменты.
Пруд, на берегу которого стоит собор, соединялся с прудом перед Александровским дворцом специальным водоводом, вода в прудах была чистая, считается, что в пруды парка вода подается по водоводу из Тайцких источников, проведенном еще при Екатерине Великой. Несмотря на то, что собор и был построен на самом высоком месте, его помещения были сырыми.
(Фото 1912-13 года. Фермский парк. Общий вид на Фёдоровский Государев собор. Царское Село. Фото из альбомов А.Вырубовой Йельского университета)
По первоначальному проекту В. А. Покровского Пещерного храма в Федоровском соборе не предполагалось, и место, им ныне занимаемое, предназначалось для устройства отопления и "раздевальни" для нижних чинов. Утварь и иконы временной Серафимовской церкви должны были быть перенесены в верхний храм. Однако было решено перенести ее в целости в Федоровский собор в виде пещерного храма. Пещерным он назван потому, что для его устройства пришлось углублять подвал, определенный ранее заложенным фундаментом.

20 августа 1912 г. состоялось торжественное освящение нового собора во имя Федоровской иконы Божией Матери, считающейся заступницей всех Романовых. На торжествах в Царском Селе присутствовала вся Августейшая семья.

По окончании строительных работ в октябре 1913 года возник вопрос о настенной росписи всего собора, предусмотренной проектом Покровского. По указанию Николая II роспись Федоровского собора должна была быть выполнена по образцам церкви Иоанна Предтечи на "Толчках" в Ярославле и Храма Воскресения в Ростовском Кремле. Роспись Пещерного храма была выполнена художниками-живописцами И.Щербаковым, Н.Пашковым при участии В.М.Васнецова. Художником Емельяновым были начаты пробы росписи Верхнего храма собора, но вследствие сырости стен и начавшейся в 1914 году войны эти работы пришлось остановить.
(Фото 1912-13 года. Фермский парк. Вход в Фёдоровский Государев собор. Царское Село. (Фото из альбомов А.Вырубовой Йельского университета).)
В 1913 году собору было присвоено звание "Федоровский Государев Собор". Собор считался полковым храмом Сводного пехотного полка и Собственного Конвоя и был приходом семьи Императора. Простые миряне допускались в собор по пригласительным билетам, иными словами надо было получить специальное разрешение на его посещение.

Визуально собор двухъярусный. Первый ярус образует входы - парадные крыльца с примыкающими флигелями-галереями, а во втором ярусе простенки между сложнопрофилированными пилястрами прорезаны окнами и завершены килевидными закомарами. Купол собора установлен на высоком фонаре и увенчан крестом. Необходимо отметить оригинальность исполнения крылец (главного входа со спуском в пещерный храм; парадного, западного, обрамленного мозаикой с колокольней над ним; восточного, царского, покрытого кровлей со шпилем и Императорским вензелем; садового, выходящего на юг, со ступенчатой тройной килевидной кровлей). И сегодня на восточной стене сохраняется мозаичное панно. В храме находилось множество древних икон. Главный престол был освящен 20 августа 1912 года в присутствии Императора Николая II в честь фамильной святыни Дома Романовых чудотворной Федоровской иконы Божией Матери. (По имени первого из рода Романовых - Федора, получали отчества иноземные жены русских царей.) Здесь же в соборе находится и пещерный храм, посвященный святому великомученику Серафиму Саровскому. В нем располагались личные покои для богослужения Императрицы Александры Федоровны. "Пещерный храм" был расписан ярославскими мастерами орнаментальными фресками.
В 1917 году грянула революция, отделение церкви от государства, закрытие и разорение храмов. Федоровскому собору повезло: он не был разрушен как многие другие храмы.
После закрытия Федоровского собора в 1934 году иконы были переданы в Русский музей. Тогда же выяснилось, что многие иконы, считавшиеся древними, оказались подделкой.
Во время Великой отечественной войны и фашистской оккупации Пушкина Федоровский собор, как и другие постройки Федоровского городка сильно пострадал, но, к счастью, не был полностью разрушен. После окончания войны еще долгие 50 лет собор ждал своего часа.
(Фото переднего края обороны немцев в районе города Пушкина, с сайта Центральный сектор Красногвардейского укрепленного района. Часть № 04-1 бывшие казармы конвоя, Фёдоровский Государев собор и Белая башня.)
В 1991 году Федоровский собор был возвращен церкви. К настоящему времени его реставрация практически завершена.

На заднем дворе собора растут дубы возле которых установлен бюст Николаю II , а рядом табличка, которая гласит что эти дубы посадил ещё сам император.

Использвались материалы сайтов

Феодоровский Государев собор величаво возвышается над Федоровским городком - казармами для полков охраны императорской семьи. История постройки Федоровского собора в Пушкине тесно связана с династией Романовых и Сводным Его Императорского Величества пехотным полком.

История строительства собора

Сводный полк и Конвой размещались в Царском Селе, неподалеку от Александровского дворца, но собственного прихода, вопреки обычаям того времени, у них не было. Офицеры не раз обращались к императору с прошениями о постройке собственного храма, и в начале XX века их просьбы были услышаны.


Тут сыграла роль и личная религиозность императорской семьи. В Александровском дворце, согласно проекту Кваренги, церкви не было предусмотрено. В 1897 году под домашнюю церковь Святого Александра Невского была переделана гостиная. Но этой временной церкви было явно недостаточно, а заходить в прочие храмы Царского Села венценосные супруги не могли, так как ажиотаж по поводу их появления мешал молитвенному настроению.


В конце 1908 года Николай II лично отмерил шагами место для будущего храма, который, по его замыслу, должен был находиться между Александровским дворцом и казармами. 20 августа 1909 года состоялся торжественный молебен в честь закладки фундамента храма, первый камень был положен лично императором. Строительством собора занимался архитектур В. А. Покровский. Он взял за основу первоначальный вид Благовещенского собора в Московском кремле. Он подогнал свой проект под уже возведенный фундамент, благодаря чему появились шатровые входы и ряд дополнительных помещений.


Опираясь на традиции русского зодчества 17 века, с применением современных требований к строительству он создал одноглавый собор, окруженный галереями. В храме первоначально планировали устроить лишь два придела, идея о создании нижнего храма (пещерной церкви, т. е. лишенной наружного света) возникла в процессе строительства собора, которое длилось с 1909 по 1912 год. Нижний храм освятили в честь Преподобного Серафима Саровского. Боковой придел верхней церкви не успели устроить и освятить до революции.

Архитектурные особенности собора

Внешне собор был простой, строгий и величественный, с яркими бликами мозаики на белоснежных стенах, увенчанный золотой главой. Внутренний вид поражал своей высотой и великолепным убранством в стиле древнерусского церковного зодчества. На берег Ковшового пруда выходило царское крыльцо, куда перед началом службы подъезжала императорская семья.

В собор, кроме них, вход имела только государева стража с женами. А по большим православным праздникам - на Рождество, Крещение и Пасху - раздавались дополнительные приглашения на службы, которые проводились в верхнем храме. Нижний храм использовался семьей императора для молитвы в зимнее время. Грандиозный интерьер верхнего храма, поражавший воображение первых прихожан, так и остался незавершенным.

  • После революции собор стал приходским храмом. Затем имущество храма постепенно изымали и распределяли в музеи, часть его была украдена.
  • В 1933 году храм закрыли, отдав остатки имущества в музеи. В верхнем храме был открыт кинозал с экраном на месте алтаря, а в нижнем расположился архив кинофотодокументов и склад кинопленки.


  • В годы Второй мировой войны здание серьезно пострадало: была разрушена часть стен, уничтожен купол.
  • В 1962 году взорвали часть пристроек к собору.


Современное время

  • В 1985-1995 годах была произведена реставрация собора.
  • В 1991 году собор был передан Русской Православной церкви


  • В «Отдельном парке» Царского Села чудесным образом в земле была найдена Феодоровская икона Божией Матери.
  • В 1992 году начались служения в нижней церкви, а в 1996 году - в верхней.
  • 16 июля 1993 года, в 75-летнию годовщину со дня расстрела царской семьи, около собора установили бронзовый бюст последнего российского императора Николая II. Место выбрано, где он, по преданию, в апреле 1913 года посадил пять дубков - по количеству своих детей.

Редакция сайта Пушкин.ру

Интереснейший храм можно увидеть теперь в Пушкине. Это Феодоровский Государев Собор . И у него очень интересная история, на мой взгляд – одна из самых интересных среди православных церквей, построенных в начале ХХ века.

Началась она с того, что в 1895 году, годом ранее вступивший на Российский Престол, Николай II перенес свою резиденцию из Гатчины в Царское Село, поселившись в Александровском дворце. В это время рядом с Египетскими воротами были возведены казармы для Собственного Его Императорского Величества конвоя и лейб-гвардии Сводного Его Императорского Величества пехотного полка, на которые возлагалась обязанность по непосредственной охране Императорской Семьи.
Солдаты конвоя и полка неоднократно обращались к начальству с просьбой построить полковую церковь и в конце-концов подали Царю такое прошение:
"Становясь па службу, полк и конвой принимают па себя ответственность за жизнь и безопасность царской семьи... Для достойного исполнения ея явно недостаточны человеческие силы, столь слабые и ограниченные. Где искать их укрепления и восполнения? Конечно, у Того, Кто всемогущ...
Воспитать крепкую веру в Бога, научиться его помнить, горячо Ему молиться и быть достойным его помощи можно только под руководством Церкви, поэтому-то Царской охране особенно необходим храм Божий, в котором воины могут почерпать силы, находить поддержку и слышать слово назидания достойного пастыря".
Общеизвестно уже, что Николай II был очень богобоязненным человеком, как и все члены его семьи, и прошение своей охраны нашло в его душе живейший отклик, тем более, что уже имеющиеся в Царском Селе церкви не вполне устраивали Императора – одни далековато, в других прихожан много. Николай сам выбрал место для строительства собора и на небольшом возвышенном участке Фермерского парка собственноручно сделал разметку нового храма. Случилось это зимой 1908 года. Изначально предполагалось что храм станет не только полковым, но и Царской Семьи.
Николай Второй и его супруга Александра Федоровна внесли на строительство собора 150 тысяч рублей – сумма огромная по тем временам, которая и составила основную сумму расходов. Проект был заказан академику А.Н. Померанцеву. Первый камень в основание храма Николай Второй положил 20 августа 1909 года. Интересно, что после устройства фундамента от услуг академика Померанцева Николай отказался. Был назначен новый архитектор - академик В.А. Покровский, строитель царского железнодорожного павильона. По пожеланию Императора за основу нового храма новый архитектор взял архитектуру Благовещенского и Успенского соборов в московском Кремле. Но в процессе проектирования и строительства внес в проект здания много новых элементов. Среди них - выступающие вперед наружные входы, паперти и переходы, украшенные характерными для древнерусской архитектуры шатровыми завершениями. При этом для стен основного объема здания Покровский использовал уже имеющиеся фундаменты, заложенные по проекту Померанцева.
26 февраля 1910 года на новом храме были установлены кресты, а 4 марта, в присутствии Государя и Императрицы, подняли колокола.
20 августа 1912 года состоялось торжественное освящение собора, в котором приняли участие наместники Александро-Невской, Троице-Сергиевой и Киево-Печерской лавр и настоятели московских кремлевских соборов, поднесшие храму старинные иконы и хоругви. Чин освящения был совершен протопресвитером военного и морского духовенства отцом Шавельским. Николай каждому из представленных лиц вручил золотой жетон в память освящения Феодоровского Государева собора.
Высота собора 43 метра. Крытое крыльцо с голубым шатровым верхом и с двуглавым орлом вело в молельню Императора и членов его семьи. Сразу же за крыльцом по невысокой внутренней лестнице был вход в небольшую прихожую, откуда можно было пройти в помещение для богослужения. И сейчас вход туда простым смертным заборонен.
Для офицеров конвоя и полка вход располагался на северной стороне собора. Его украшал тогда и украшает сейчас мозаичное изображение архангела Михаила. Главный вход с восточной стороны фасада украшен изображением иконы Феодоровской Божьей Матер в честь которой назван собор. Эта родовая икона Дома Романовых – перед ней в 1613 году в Ипатьевском монастыре Костромы был благославлен принять царский венец первый Романов - Михаил Федорович.
Подлинная икона Феодоровской Божьей Матери украшала Верхний храм - самое большое помещение собора. Это помещение имело полный пятиярусный иконостас, выполненный по проекту Покровского, его высота составляла 11 метров. Иконы, утварь и мебель верхнего храма были изготовлены по древним образцам. В настоящее время иконостас восстановлен практически целиком.
В соборе есть еще и Нижний, Пещерный храм Серафима Саровского, оборудованный в подвальном помещении известным архитектором В. Н. Максимовым. Основу убранства Пещерного храма составила Серафимовская церковь, все иконы и предметы культа которой были бережно в него перенесены. Я, к сожалению в Нижний храм не попал.
Первым настоятелем Феодоровского собора был протоирей Николай Андреев. Здесь также часто бывал воспитатель цесаревича Алексея по закону Божьему, духовник царской семьи протоиерей Александр Петрович Васильев. 5 сентября 1918 года, неделю спустя после ареста, он был расстрелян. В том же году был расстрелян и ктитор собора Дмитрий Ломан.
В Феодоровском соборе неоднократно бывал Сергей Есенин. Он был даже определен в канцелярию при соборе во время своей службы санитором в 1916-1917 годах.
После октябрьского переворота настоятелем собора был протоирей Афанасий Беляев, которому повезло скончаться в 1921 году. Сменивший его протоирей Алексей Кибардин стал свидетелем разграбления и поругания собора в следующем году.
Закрыт Феодоровский собор был только в 1933 году. Ему несказанно повезло – в нем не размещали тюрьму с расстрельным подвалом. В Верхнем храме разместился кинозал, а в нижнем устроили архив кинофотодокументов и склад кинопленки киностудии "Ленфильм". Церковное имущество было поделено между несколькими музеями, но многое было уничтожено в 1922 году. Некоторые реликвии были проданы за границу.
Во время Второй Мировой войны собор значительно пострадал от артиллерийских обстрелов, особенно его северная часть.
Очередное "рождение" Феодоровский Собор претерпел после войны - в Нижнем храме сельскохозяйственный институт устроил себе овощехранилище.
Только в 80-х годах прошлого века в соборе начались реставрационные работы. Весной 91-го Феодоровский Государев собор возвращен Русской Православной Церкви.
Возрождение Феодоровского Государева собора было ознаменовано важным событием в одном из царскосельских парков местный пацан нашел икону Феодоровской Божией Матери. 15 марта 1992 года его отец принес икону в храм.
Богослужения в пещерном храме совершаются с января 1992 года, в верхнем – с 1996-го.
В 75-ю годовщину расстрела Царской Семьи, 16 июля 1993 года среди дубков, посаженных убиенными открыт бюст Николая Второго работы скульптора В.В. Зайко (Не иначе денег не хватило - здесь бы самое место было всей Царской Семье).










Красивый вид со стороны феодоровского городка

Интересность - гриффон на стене православного собора

Иконостас в Верхнем храме


Верхний храм

Икона со святыми мученниками Николаем и Александрой


Как выжили в Советской России дубки посаженные семьей Императора ума не приложу

Бюст Николая II среди дубков посаженных Царской Семьей

© 2024 bugulma-lada.ru -- Портал для владельцев автомобилей