Что такое ремонт двигателя автомобиля. Капитальный ремонт двигателя. Общие понятия ремонта двигателя

Главная / Обзоры машин

Один из приговоров работников сервиса, который так боятся услышать водители – «придется делать капитальный ремонт двигателя». Этот вердикт воспринимается нормально, когда автомобиль уже проехал солидное количество километров и его детали износились в процессе длительной эксплуатации. А когда такое говорят о сравнительно «молодом» моторе, то звучит такая фраза как смертельный приговор. Прежде всего, потому, что большинство водителей не знает, что представляет собой капитальный ремонт двигателя. Сегодня мы подробно расскажем об этой процедуре кардинального «лечения» силового агрегата.

Капитальный ремонт двигателя – процедура, которую можно сравнить с зубным протезированием у человека. Как человеку в определенном возрасте необходимо установить новые челюсти, чтобы правильно и полноценно перерабатывать пищу, так и двигателю нужно обновлять узлы и детали, чтобы он мог в нормальном «переваривать» топливо, развивать оптимальную мощность, словом, полномасштабно функционировать. Причин, которые могут привести к капитальному ремонту мотора, несколько:

- «старение» узлов и агрегатов в процессе длительной эксплуатации;

Несоблюдения условий эксплуатации мотора (несвоевременная , воздушного и масляного фильтров, заправка автомобиля некачественным и так далее);

Работа силового агрегата на максимальных нагрузках в неблагоприятных условиях.

Чтобы понять, что двигателю вашего автомобиля уже понадобился капитальный ремонт, следует обратить внимание на один из признаков, свидетельствующи х о серьезных неисправностях силовой установки. К ним относятся:

Стук двигателя, который появляется, когда приходят в негодность вкладыши и шейки коленвала, подшипников скольжения, находящихся в кривошипно-шатун ном механизме. Этот признак можно также диагностировать, измерив масляное давление. Если оно низкое – налицо износ указанных деталей;

Повышенный расход масла и выхлоп сизого цвета, которые говорят о максимальном износе элементов цилиндропоршнево й группы;

Заклинивание двигателя, которое происходит вследствие разрушения элементов поршневой группы, коленвала или обрыва шатуна.

Если наблюдается один из перечисленных признаков, водителю следует незамедлительно обратиться на СТО, где обслуживается его автомобиль и провести полноценную диагностику силового агрегата. На основании данных диагностики специалисты определят конкретную причину поломки двигателя и проведут необходимые в этом случае операции по капитальному ремонту двигателя. Самостоятельно ремонтировать двигатель, конечно, можно, но для этого надо обладать специальными знаниями и помнить, что за операции с мотором будет нести ответственность только владелец автомобиля, а не производитель или дилер, продавший вам машину.

Теперь поговорим о том, в чем же, собственно, заключается капитальный ремонт двигателя автомобиля. Прежде всего, двигатель извлекается из подкапотного пространства. Для этих целей в мастерских есть необходимое оборудование, при помощи которого можно отсоединить все системы питания и охлаждения мотора, контролирующую его электронику, открутить его от остова, снять навесное оборудование, поднять и переместить на специальный станок (монтажный стапель), на котором происходит чистка агрегата от накопившейся грязи, полная разборка и промыв деталей.

Первый этап капитального ремонта – определение степени износа деталей двигателя. Моторист детально изучает состояние коленвала, замеряет диаметры задиров на шейках. Затем следует процедура замера биения шеек, маховика с коленвалом, а в блоке цилиндров — осевого люфта вала. Также специалист путем замеров диаметров цилиндров в продольной и поперечной плоскости на трех уровнях устанавливает, имеется ли отклонение в их размерах и геометрии. Следующий замер – определение величины зазоров между парами трения (распредвал, клапаны и направляющие втулки и так далее). Не остаются без внимания и корпуса деталей двигателя, которые тщательно инспектируют в поиске трещин – в этом помогает опрессовочное оборудование. Определив, насколько изношены все перечисленные компоненты мотора и сравнив полученные в результате диагностики величины с нормальными, специалисты определяют, какие именно операции капитального ремонта следует провести. Как правило, ремонтировать приходится такие узлы двигателя, как блок цилиндров, головка блока цилиндров, коленчатый вал. Рассмотрим их в отдельности.

К операциям по ремонту блока цилиндров относят замену съемных гильз, растачивание и хонингование цилиндров. Есть двигатели, в которых съемные гильзы не предусмотрены, в таком случае слесарь устанавливает так называемую ремонтную гильзу. Для этого он растачивает на станке цилиндр, а в полученную прорезь вставляет ремонтную гильзу, потом обрабатывает ее, чтобы получить сходный с другими цилиндрами размер. Процедура хонингования представляет собой нанесение на поверхность цилиндра полосок с определенным профилем, которые помогают задерживать тут масло, что позволяет лучше смазать поршневые кольца и юбки поршней. Цилиндр обрабатывают до так называемого ремонтного размера, чтобы он соответствовал диаметру ремонтного поршня, при этом учитывают величину теплового зазора (величина между юбкой поршня и стенкой цилиндра). Также к ремонту блока цилиндров относятся такие операции как восстановление постели коленвала, ликвидация трещин в самом блоке, фрезеровка привалочной плоскости до ее последующего выравнивания.

Если придется ремонтировать головку блока цилиндров, то здесь слесари проводят множество мелких и трудоемких операций. Они заключаются в заваривании трещин, замене направляющих втулок клапанов (если степень износа направляющих не критична, их восстанавливают, делая диаметр отверстия под стержень клапана меньше) и фасок седел клапанов. Кроме того, ремонт головки блока цилиндров предполагает восстановление (замену) клапанов, замену распредвала и толкателей, восстановление деформированной привалочной плоскости при помощи шлифовки, и еще одну обязательную операцию – монтаж новых маслосъемных колпачков.

Еще одна трудоемкая операция, проводящаяся при капитальном ремонте мотора – восстановление коленвала до оптимального рабочего состояния. Ее проводят так: вымытые и высушенные детали шатунных и коренных шеек сначала шлифуют, а затем полируют, добиваясь выравнивания вершин рельефа поверхности шеек и кромок отверстий масляных каналов. Также в комплекс работ по ремонту коленвала входит его правка и диагностика поверхности, которая обычно деформируется при длительном биении шеек.

Когда эти компоненты двигателя отремонтированы, их очищают от образовавшейся стружки (особое внимание уделяют каналам смазки и охлаждения), моют, а затем продувают воздухом и сушат. После просушки начинается процесс сборки элементов силового агрегата, который выполняется на монтажном стапеле, соблюдая и контролируя все зазоры в парах трения. Когда элементы двигателя установлены, нужно сделать развесовку поршней, поршневых пальцев и шатунов, отрегулировать все зазоры и проверить натяжение всех ремней (цепей).

Затяжку болтов, скрепляющих корпусные детали двигателя, необходимо проводить последовательно, чтобы не допустить перекоса и последующей деформации только что отремонтированны х элементов. Перед тем, как устанавливать собранный двигатель в подкапотное пространство, мотористы руками проверяют работу валов, убеждаясь в том, что они вращаются без усилий. Если происходит заминка – значит что-то установлено неправильно, а, следовательно, придется разбирать элемент и снова проводить замеры и повторный монтаж.

Один из важных этапов капитального ремонта двигателя автомобиля – его холодная обкатка. То есть, еще до установки мотора в подкапотное пространство и присоединения к нему всех «питающих» систем (топливной, охлаждающей и так далее), нужно залить в агрегат масло и охлаждающую жидкость, подключить электродвигатель и устроить так называемую прогонку коленвала. Холодная обкатка нужна для того, чтобы пары трения и замененные (восстановленные) детали двигателя приработались под малой нагрузкой. Иногда мотористы проводят холодную обкатку уже установленного в подкапотное пространство мотора, дав ему поработать на холостых оборотах некоторое время (до 4 часов).

Наконец, завершающим этапом капитального ремонта двигателя является регулировка работы двигателя, которая проводится как на специальном стенде, так и непосредственно на автомобиле. На этом этапе мотористы проверяют слаженность работы цилиндропоршнево й группы, кривошипно-шатун ного механизма, топливной и прочих систем двигателя.

Помните, что капитальный ремонт силового агрегата автомобиля позволяет увеличить срок его эксплуатации и увеличить моторесурс, что, естественно, скажется на качестве работы двигателя и общем состоянии автомобиля. Поэтому не игнорируйте указанные выше признаки, красноречиво свидетельствующи е о близящейся поломке силовой установки, и своевременно занимайтесь профилактическим и процедурами. Пусть проведение капитального ремонта дело длительное и затратное, но «здоровье» вашего «железного коня» этого определенно стоит.

При этом как узлы внутри блока, так и в ГБЦ подвергаются значительным механическим и температурным нагрузкам во время работы двигателя.

Не удивительно, что повреждения блока цилиндров не только нарушат работоспособность, но и выведут из строя силовой агрегат. По этой причине восстановление блока и его ремонт должен быть выполнен качественно и своевременно.

Читайте в этой статье

Основные дефекты и неисправности блока цилиндров двигателя

Начнем с того, что существует два вида блоков цилиндров:

  • чугунные БЦ;
  • блоки из алюминиевых сплавов;

Как правило, блоки из чугуна дополнительно упрочнены при помощи графита, а облегченные изделия из алюминия делают гильзованными (в блок вставляется гильза из чугуна). Также существуют алюминиевые блоки цилиндров без гильз. В состав сплава включен кремний, который значительно упрочняет блок.

Что касается гильзованных блоков, гильзы бывают «мокрыми» и «сухими». В первом случае охлаждающая жидкость напрямую контактирует с гильзой, тогда как во втором гильза плотно запрессована в тело блока во время изготовления.

Так или иначе, каждое решение имеет свои плюсы и минусы, а также в процессе эксплуатации возникают различные повреждения и дефекты блока цилиндров или дефекты гильз блока (в зависимости от типа БЦ).

Ремонт блока цилиндров необходимо начинать с установления причины неисправностей и дефектовки. Зачастую основной проблемой на моторах с большим пробегом является износ поверхности цилиндра или гильзы. На поверхности (зеркале) цилиндра появляются задиры, могут образоваться трещины, раковины и т.д.

Реже причиной дефектов блока становится неожиданное разрушение поршневых колец и другие непредвиденные поломки. Еще добавим, что в БЦ часто происходит деформация постели подшипников коленвала и т.п.

  • Что касается износа поверхностей цилиндров, в этом случае такой износ зачастую является «естественным», то есть становится результатом эксплуатации двигателя в нормальных рабочих режимах. Сам ремонт цилиндров в этом случае зачастую предполагает расточку и хонингование цилиндра (нанесение хона). Это позволяет убрать эллипсность цилиндра, удалить царапины и задиры на зеркале.
  • Более сложным случаем можно считать обрыв шатуна,
    так как повреждения обычно более серьезные. Также причиной возникновения дефектов блока является и обрыв , разрушение седла клапана и т.д. Результат — задиры на поверхности цилиндра и другие повреждения. Также в списке частых неисправностей следует выделить или гильзы.
  • Еще добавим, что существуют так называемые «скрытые» проблемы, то есть определить дефекты визуально в рамках поверхностного осмотра может быть затруднительно. При этом неквалифицированный ремонт, который ограничен банальной заменой изношенных частей, все равно приведет к тому, что двигатель потребуется разбирать повторно через несколько сотен или тыс. километров пробега.

К указанным «скрытым» дефектам, прежде всего, следует отнести деформацию блока цилиндров. Зачастую такая деформация является следствием нарушения технологии в процессе изготовления блока. Простыми словами, если в блоке не снять внутреннее напряжение, возникнет деформация.

Кстати, данная проблема больше присуща блокам из чугуна. Также к деформации блока (как чугунного, так и алюминиевого) может привести перегрев двигателя или его неравномерный нагрев во время эксплуатации.

Восстановление цилиндров двигателя

Итак, ремонт блока цилиндров и восстановление самих цилиндров предполагает:

  • тщательную очистку поверхностей БЦ;
  • затем производится (рубашка охлаждения);
  • также промываются и очищаются, а затем проверяются масляные каналы;
  • далее проводится ;
  • затем производится расточка/гильзовка блока, шлифовка поверхностей и т.д.

Для многих двигателей растачивание цилиндров является обязательной процедурой в рамках . Для выполнения процедуры используется специальный станок для расточки цилиндров двигателей. Под самой расточкой блока следует понимать обработку внутренней поверхности.

Такая обработка фактически представляет собой снятие слоя металла для выравнивания неровностей, удаления задиров, сглаживания раковин и т.д. Главная задача обработки заключается в том, чтобы придать цилиндрам нормальную форму (цилиндрическую).

Следующим шагом после расточки является . Нанесение хона на внутренние поверхности цилиндров выполняется абразивным мелкозернистым материалом (хонинговальный брус на хонинговальной головке). Сама хонинговальная головка крепится в шпинделе хонинговального станка. Такой станок позволяет реализовать вращательные и возвратно-поступательные движения.

Еще ремонт блока цилиндров может предполагать гильзовку или перегильзовку. В первом случае следует понимать установку гильз, хотя заводская конструкция изначально этого не предполагает. Во втором изношенную гильзу извлекают из блока, после чего устанавливают ремонтную новую.

Как правило, гильзовка блока может быть выполнена двумя способами, когда гильзу охлаждают жидким азотом или же осуществляется нагрев ответной детали. В первом случае охлажденная гильза уменьшается в размере и с легкостью ставится (запрессовывается) на посадочное место. Второй способ предполагает нагрев. Оба метода запрессовки гильз позволяет добиться нужного натяга.

Напоследок отметим, что также в рамках восстановления блока может потребоваться выполнить ремонт постели подшипников коленчатого вала. Также в некоторых случаях возникает необходимость устранить деформацию блока. Для этого используется метод искусственного старения, когда блок нагревают до определенной температуры, после чего производится обработка различных участков.

Что в итоге

Как видно, существует достаточно много неисправностей самого блока цилиндров. Некоторые можно считать мелкими (например, и т.п.), тогда как другие являются достаточно серьезными (например, износ стенок цилиндра, трещины и т.д.)

При этом важно понимать, что в каждом случае технология ремонта блока цилиндров может отличаться. Также сложность ремонта блока двигателя напрямую будет зависеть от самой проблемы, от общего состояние поврежденной детали, от особенностей конструкции и т.д.

На практике это означает, что в одних случаях можно выполнить восстановление блока цилиндров своими руками даже в условиях гаража, тогда как в других потребуется обязательное наличие спецоборудования (станки для расточки блока, хонингования, шлифовки). Также очень важным аспектом является опыт и квалификация самого мастера.

С учетом вышесказанного становится понятно, что доверять выполнение подобных работ следует только опытным специалистам, а сам двигатель оптимально ремонтировать на таких СТО, где реализована возможность производить все необходимые операции прямо на месте. Прежде всего, это позволит сократить сроки ремонта, а также зачастую может служить гарантией качества.

Читайте также

Для чего в блок цилиндров устанвливается гильза. Преимущества и недостатки гильзованных моторов, блоки из алюминиевых сплавов, особенности, ремонт.

  • Для чего и когда головку блока цилиндров необходимо шлифовать. Как проверить привалочную плоскость головки блока своими руками. Фрезеровка и шлифовка ГБЦ.


  • Думаете, капитальный ремонт двигателя — сплошная головная боль? Правильно думаете. Но когда узнаете, сколько берут за работу, голова болеть перестанет и начнут работать руки. Потому что за такие деньги можно отремонтировать три двигателя. Значит, будем экономить и освоим капитальный ремонт самостоятельно.

    Когда же двигатель требует капитального ремонта?

    Ехали вы ехали — вдруг застучал движок любимого железного коня. Вот не торопитесь сразу хвататься за «капиталку». Надо сначала все проверить.

    Во-первых, давайте сразу определимся, что это не переборка движка, когда его разобрали, почистили, поменяли прокладки и собрали. Здесь уже причины посерьезнее. Итак, обратим внимание на предпосылки:

    1. Сколько машине лет? Сколько она уже пробежала? Иномарка или отечественная? Если автомобилю более 10 лет, он отечественный, например «Жигули» или «Москвич», то его предел — 150 тысяч километров. Для иномарки — до 300. Возможно, ресурс вашего автомобиля исчерпан, и по этой причине снизилась мощность.
    2. Смотрим, что с маслом. Ага, опять упало давление, притом, что автомобиль лопает масло безбожно, — еще одна причина для ремонта.
    3. Проверяем компрессию, т. к. это основной параметр, влияющий на выбор, — нужен или не нужен капитальный ремонт. Берем компрессометр у знакомых, делаем замеры. Например, в нашем случае из четырех показателей в одном вместо восьмерки уже пятерка — значит, точно пришло время капитального ремонта.

    С чего начать?

    Конечно же, с информации. Достаем руководство, в котором подробно и со схемами сообщается , как ремонтировать именно вашу марку автомобиля. Находим в Интернете каталог, в котором есть запасные части на это авто, чтобы сразу определиться с ценами и, возможно, сделать заказ в интернет-магазине.

    Готовим инструменты:

    • ключи — храповичный, динамометрический;
    • оправки для сцепления поршней, колпачков;
    • рассухариватель к клапанам;
    • микрометр;
    • головки;
    • приспособление для регулировки клапанов;
    • двухлапый или трехлапый съемник ;
    • стетоскоп;
    • пинцет;
    • опорная стойка;
    • гидравлическая цепная таль;
    • комплект съемников.

    Добираемся до двигателя

    Загоняем машину в гараж. Убираем аккумулятор. Отсоединяем капот, чтобы не мешал.

    Сливаем осторожно все жидкости: тосол, масло. Для этого вместо болтов на радиаторе и блоке цилиндров устанавливаем краники — они продаются в любом автомагазине — и сливаем с помощью шлангов в приготовленную емкость.

    Учитывая возраст машины, очень аккуратно отсоединяем проводки, разъемы, трубки, шланги и прочее, чтобы они не рассыпались в руках, ничего не повредилось и не оборвалось. А то некоторые умельцы потом еще ремонтируют проводку, систему охлаждения.

    Убираем без спешки все, что может помешать доставать двигатель: воздушный фильтр, карбюратор, бензонасос — не забудьте накрутить болт, маслоотделитель, трамблер, крышку блока цилиндров, распределительный вал, шпильки головки блока цилиндров, а затем и блок головок, защиту картера, генератор с ремнем, вентилятор, радиатор. Выкручиваем болты, которыми крепится двигатель. Теперь движок можно вынимать.

    Этапы капитального ремонта двигателя на примере марки «Жигули»

    Шаг № 1

    Прежде чем вы доберетесь до внутренностей двигателя и начнете делать капитальный ремонт, постарайтесь, соблюдая технику безопасности, извлечь его из машины. Позовите помощника — одному здесь не управиться.

    Приготовьте четыре шины, сложив их друг на друга. Сверху положите два деревянных бруска. На них потом уложите двигатель.

    Шаг № 2

    Теперь закрепите тальк, т. е. подъемник, на балке потолка, его можно прикрепить к треноге, расположив над капотом.

    А вы знаете, сколько весит двигатель? Как вам агрегатик в 140 килограммов? Серьезная штучка? Понятно, что ее руками не поднимешь, а если свалится, без травмы не обойтись. Чтобы такого не произошло, будьте крайне осторожны, проверьте крепление талька, и только после этого начинайте подъем.

    Шаг № 3

    Аккуратно, без лишней суеты подтяните движок вверх, подведите к штабелю шин, которые уже выложили перед машиной, опустите, переверните, чтобы картер был сверху, на деревянные бруски.

    При разборке запоминайте или отмечайте где-то, откуда что снимаете и где изначально находилась деталь, чтобы потом не остались лишние, как у некоторых самоделкиных.

    Начинайте потрошить маховик: сначала уберите сцепление, затем доберитесь до пыльника картера. Переходите к масляному фильтру. Раскрутив крепления, вынимайте болты и убирайте картер, стараясь не сломать маслозаборник.

    Шаг № 4

    Теперь убирайте вместе с сальником переднюю и заднюю крышки блока. Займитесь звездочкой поросенка, снимите ее, пользуясь съемником. Переходите к ограничителю цепи и выкрутите, уберите башмак натяжителя, а затем цепь, звездочку коленвала.

    Переходите к коленвалу. С шатунных крышек поснимайте гайки, затем крышки, аккуратно вытяните поршни, достаньте вкладыши, внимательно осмотрите их на предмет повторного использования. Если использовать их уже нельзя, возьмите образец и купите новые в специализированном магазине или на авторынке. Только сначала определитесь, нужна ли проточка для шеек, и лишь тогда под них подгоняйте вкладыши. Достаньте коленвал с упорными полукольцами.

    Шаг № 5

    Убирайте поросенка, масляный насос и его шестерню привода. Переверните, поставив боком, достаньте из цилиндров поршни с шатунами. Поршневую систему купите новую по старому образцу. В автомастерскую все-таки надо обратиться.

    Возьмите новые поршни, пусть под них расточат блок, а также отшлифуют коленвал и запрессуют поршневые пальцы. Измерьте микрометром шейки коленвала, посмотрите в руководстве, какой размер должны иметь вкладыши, купите их. Если вкладыши вы подберете правильно, то сможете вращать коленвал от руки — это и будет тест на подгонку.

    Шаг № 6

    Начинайте сборку с удаления нагара. Снимите всю металлическую стружку, промойте постели, смажьте их и вкладыши моторным маслом, установите на место, ориентируясь по руководству. На задней стенке блока поставьте упорные полукольца так, чтобы выточки были повернуты на плоскости коленвала.

    Теперь можете вернуть на место коленвал с вкладышами и крышками, проверяя по руководству маркировки, места, где расположены замки. Следите, чтобы они были все на одной стороне. Возьмите динамометрический ключ, затяните болты, крутните коленвал — если крутится легко, то все в порядке. В противном случае замените вкладыши на более тонкие.

    Шаг № 7

    Попросите в мастерской, чтобы собрали поршневую, потому что сами вы не сможете нагреть до более 100 градусов головки шатунов, а надо разогреть свыше 200. Проконтролируйте процесс.

    Теперь аккуратно промажьте через отверстия поршневые пальцы, набросьте, не торопясь, поршневые кольца, проследите, чтобы сохранились прорези, отверстия, затяните ключом оправку. Уложите блок на бок, вставьте поршень с шатуном, не забывая про маркировку.

    Шаг № 8

    Возьмите деревянный брусок и, тихонько подбивая, затолкните в цилиндр поршень. Переверните в исходное положение блок, но сделайте это так, чтобы вверху оказался коленвал. Закрутите болты.

    Легонько начинайте подтягивать к шейкам шатуны. Потом прокрутите коленвал, чтобы убедиться, что все поставлено верно и вкладыши менять не надо. Вот теперь можно затянуть болты.

    Шаг № 9

    Поставьте новый сальник на крышку, установите ее на блок, предварительно промажьте места стыковки герметиком. Переходите к установке пыльника сцепления и маховика. Помните, что проточкой маховик надо развернуть к четвертому колену коленвала — это важно.

    Теперь займитесь установкой звездочки, поросенка, башмака натяжителя, переднего сальника, масляного насоса, сцепления маховика.

    Шаг № 10

    Наконец-то можете устанавливать двигатель и крепить его болтами. Затягивайте осторожно, чтобы не сорвать резьбу и не лопнули детали. Верните на прежние места помпу, генератор, радиатор, топливный насос, присоедините провода, шланги, клеммы, проверьте крепость крепления.

    Холодная обкатка

    Как только завершен капитальный ремонт двигателя, обязательно нужно провести холодную обкатку до его установки на машину. Это делается для того, чтобы новые детали притерлись друг к другу, и проводится в пассивном, стендовом режиме или на жесткой буксировке, когда благодаря движению колес начинает крутиться коленвал и происходит холодная обкатка.

    Итак, в гараже подсоедините шланги воздушного фильтра, системы охлаждения, подачи масла, выпускные к двигателю. Установите заглушки. Подключите агрегат к электромотору.

    Залейте охлаждающую жидкость, которую сливали при разборке, подогрев ее до 85 градусов, затем нагретое до 80 градусов масло. На низких оборотах, от 600 до 1000, дайте двигателю поработать по 2 минуты, на высоких, от 1200 до 1400, — по 5 минут.

    Советы по эксплуатации двигателя после капитального ремонта

    1. До того как машина пробежит две с половиной тысячи километров, резко не разгоняйтесь, набирайте скорость постепенно, двигатель не перегружайте.
    2. После первого пробега слейте масло, заменив его чистым, но той же марки (желательно).

    Теперь вы убедились, что капитальный ремонт двигателя своими руками возможен и выгоден, потому что обходится в три раза дешевле. Кроме того, он позволит эксплуатировать автомобиль еще несколько лет в результате продления ресурса, предотвратит неожиданную поломку в дороге, поможет избежать аварии.

    О том, какие запчасти нужны для капремонта двигателя ВАЗ 2103, вам расскажет следующий видеоролик:


    Забирай себе, расскажи друзьям!

    Читайте также на нашем сайте:

    Показать еще

    Любому электродвигателю с течением времени требуется ремонт, естественный износ деталей дает о себе знать – двигатель «барахлит», нагреваются подшипники, наблюдаются и другие симптомы. Когда при работе движка раздается посторонний шум, он громыхает или визжит, все это свидетельствует о том, что подшипники износились, и их требуется заменить.

    Такие ремонтно-восстановительные работы не считаются серьезными по сравнению с подменой обмотки, однако чем скорее вы их проведете, тем лучше.

    Далее подробно рассматриваются частые причины поломок электродвигателей с показателем мощности, не превышающим 100 квт. Это неисправности, которые легко можно починить самостоятельно без посторонней помощи и привлечения дополнительных устройств, используя набор инструментов, имеющихся в домашней мастерской.

    Ремонт агрегатов в системе отопления, работающих в паре с сетевым насосом

    Технология ремонта электродвигателя в этом случае сводится к следующему алгоритму действий:

    Для начала требуется снять кожух крыльчатки остывания, расположенный сзади, он закреплен крепежными элементами, количество которых может варьироваться, далее скидываем крыльчатку.


    Проведите испытание, чтобы точно определить свободный ход в подшипниках сзади и спереди, с этой целью резко приподнимите мотор и верните его в исходное положение или подвигайте вперед и назад, выработавшие подшипники сразу дадут о себе знать.

    Альтернативный способ диагностики достаточно прост: просто включите движок и послушайте, тогда можно услышать звук мотора. Для чего проводить такую предварительную работу – ведь было решено отремонтировать, в процессе диагностики вам станет понятно, есть ли необходимость чинить прямо сейчас или двигатель пока еще вполне работоспособный.

    Поэтому обязательно возьмите себе на вооружение методы, как проверить электродвигатель, такие знания никогда лишними не будут. Если в процессе диагностики вы убедились, что подшипники порядком износились, поменяйте их незамедлительно, чтобы обошлось без неприятных сюрпризов в дороге.

    Разборка мотора

    Ремонт электродвигателя своими руками предполагает самостоятельную разборку мотора, которая осуществляется различными способами. Иногда достаточно движок повернуть, куда именно, зависит от того места, где он установлен. Бывают случаи, когда необходимо отсоединять кабель питания, при этом обязательно пометьте фазы, иначе при повторном подключении придется гадать, какой провод куда подсоединить.

    Используйте съемник, чтобы снять или стянуть полумуфту.

    Осмотрите корпус, обратите внимание на состояние боковых крышек, есть ли на них вытекающая смазка, при обнаружении уберите их. Если никаких следов нет, можно приступать к снятию крышек, крепежных элементов, как правило, насчитывается от 3 до 5.

    Открутите болты на крышках, несильно постучите маленьким молотком по крышке с одной стороны, одновременно обеспечив другой натяжение. Простукивания выполняйте аккуратно, чтобы не обломить «ушки», что неизбежно повлечет за собой дополнительные расходы. Что понадобится для ремонта двигателя, так это аккуратность и умелые действия мастера.

    Откиньте крышки, чтобы определить, понадобится ли доставать ротор из корпуса, или все ремонтные работы можно сделать на месте. Когда мощность двигателя меньше 17 квт, ротор просто вытаскивают и отводят в сторону, а если выше, то ремонт делают на месте.

    Бывают случаи, что ротор большого двигателя приходится также доставать, тогда на вал ротора надевают трубы с соответствующими размерами и аккуратно извлекают его из статора, важно при этом не задеть обмотки.


    После того, как вы разобрались с валом, займитесь снятием подшипников, удалите полностью вытекшую смазку с помощью авиационного керосина. Когда смазка залила обмотку, ее понадобится мыть и сушить, для просушки применяют 1 или 2 лампочки либо калорифер.

    Виды ремонтных работ электродвигателя подразделяются с учетом типа неисправности, например: «провернувшийся» на валу подшипник, говоря другими словами, его посадка ослабла, необходимо наплавить вал с помощью электросварки и проточить его на токарном станке. Если подшипник имеет номер ниже, чем 309, его паяют оловом, такой ремонт имеет достаточно хорошие результаты.

    Рассмотрим движок с мощностью до 100 квт, оснащенный подшипниками качения, когда двигатель работает в аварийном состоянии, при критической температуре, если не срабатывает термическая защита, увязка лопается.

    Столкнувшись с подобной проблемой, выполните следующие действия:

    • Извлеките остатки обмотки.
    • Сделайте бандаж снова и нанесите на него слой лака, тогда увязка приклеится к обмоткам, она не будет болтаться в процессе эксплуатации и прослужит дольше.

    Сборка мотора

    Сборка производится в прямо противоположном порядке:

    • Подшипники нагреваются с помощью специального трансформатора, а потом насаживаются, нет необходимости покупать трансформатор – его можно изготовить самостоятельно.
    • После установки подшипника наденьте крышку спереди, и тогда подшипник зайдет в предназначенное для него гнездо.
    • Нагрейте полумуфту и посадите на место, установите ротор обратно, шплинтуя шпонкой.
    • Наденьте вторую крышку, затяните болты, простукивая аккуратно с помощью молотка или небольшой кувалды.
    • Проверните вал рукой, чтобы определить, насколько свободно он вертится, при перекосе вал будет тормозить.
    • Если все нормально, закрепите движок болтами и апробируйте, выполнив пробный пуск, убедившись, что все выровнялось, дайте движку поработать в течение 15 минут.


    Когда подшипник прослаблен, наносят насечки с помощью керна, зубила, выполняют омеднение сварочным аппаратом.

    Зная, как отремонтировать асинхронный электродвигатель, вы сможете починить долговечный электромотор разнообразных устройств таких, как заточные станки или мини-пилорамы. К самым простым и распространенным неполадкам относятся перегоревший предохранитель или сработавшая защита.

    Фото процесса ремонта электродвигателей

    Ремонт двигателя – мероприятие, крайне ответственное и трудное, требующее от владельца автомобиля, если он сам решил подчинить автомобильный двигатель, знаний и терпения. Затягивать с ремонтом автомобильного двигателя, нельзя ни при каких обстоятельствах: при появлении даже малейших признаков неполадок следует отдать автомобиль в надёжные руки профессионалов или сделать всю работу самостоятельно, иначе финансовые потери могут быть очень серьёзными.

    Характерные сигналы того, что двигателю пора на ремонт – это высокий расход масла, существенное уменьшение мощности и появление не характерных для двигателя звуков. Также при диагностике автомобильного двигателя необходимо уделять внимание на цвет выхлопных газов. Сизый дым из выхлопной трубы автомобиля может, например, свидетельствовать о том, что масло попадает и сгорает в двигателе, поэтому ремонт двигателя неизбежен.

    Любой самостоятельный капитальный ремонт начинается с полного демонтажа двигателя. Это мероприятие, крайне ответственное и кропотливое, требующее внимательности и повышенной осторожности, поскольку на этом этапе существует возможность повреждения трубок, шлангов и разъёмов электропроводки. После того как автомобильный двигатель снят с кузова автомобиля, приступают к его мытью и подвергают последующей разборке.

    После проведения первого этапа следует оценить детали двигателя, насколько серьёзно повреждены его составляющие – головка блоков и блок цилиндров – есть ли в них трещины и прочие дефекты. Результатом проведённого анализа должен стать вывод – что нужно сделать дальше? Заменить старые элементы новыми или же попытаться «спасти» уже существующие – заняться их расточкой и шлифовкой. Однако в процессе разборки придётся заменить поршневые кольца, сальники клапанов и вкладыши. От этого никуда не деться.

    Однако всегда следует помнить, что без должной квалификации и должного знания автомобиля определённые манипуляции в процессе капитального ремонта провести не получится. В таком случае всегда можно обратиться к услугам квалифицированного специалиста. Если же вся работа пройдёт удачно, то её результатом будет повышение периода эксплуатации двигателя, увеличение ресурсов работы. Также качественный ремонт поможет предотвратить преждевременную поломку двигателя и улучшит его технические параметры.

    © 2024 bugulma-lada.ru -- Портал для владельцев автомобилей