Повороты на перекрёстках. Поворот налево по правилам ПДД: рекомендации юриста. Автомобилям на главной дороге

Главная / Ремонт

При управлении автомототранспортным средством каждый водитель обязан четко соблюдать правила дорожного движения, установленные .

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

По мере необходимости в указанный документ вносятся поправки. Последние изменения вступили в силу с 1 июля 2020 года. Как согласно правилам выполняется поворот налево, читайте далее.

Где запрещен

Выполнить поворот налево можно в любом месте, если отсутствуют запрещающие знаки. Специальных зон, в которых выполнение данного маневра запрещено, в отличие от разворота, остановки и так далее, нет.

Знаки

Перед выполнением любого маневра, в том числе и поворота налево следует убедиться в отсутствии запрещающих знаков.

Так, левый поворот запрещается, если перед перекрестком установлен один из следующих знаков:

  • поворот налево запрещен (3.18.2). Действие данного знака распространяется исключительно на тот перекресток, перед которым он установлен и не распространяется на транспортные средства, перевозящие пассажиров, которые осуществляют движение по заданному городскими властями маршруту;

  • движение прямо (4.1.1). Если данный знак установлен перед перекрестком, то его действие распространяется исключительно на него. Если знак устанавливается на определенном участке дороги, то зона действия заканчивается перед ближайшим перекрестком. Знак 4.1.1, установленный на каком-либо участке проезжей части не запрещает выполнение маневра поворот направо для заезда во дворы и иные прилегающие территории;

  • движение направо (4.1.2). Зона действия данного знака – первое пересечение дорог. Исключением являются автотранспортные средства, двигающиеся по определенному маршруту;

  • движение прямо и направо (4.1.4). Как и в предыдущем случае, знак распространяется только на первое пересечение проезжих частей и может быть проигнорирован маршрутными транспортными средствами;

  • выезд на дорогу, на которой организовано односторонне движение (5.7.1). Знак устанавливается непосредственно перед односторонней дорогой. Руководствоваться ограничениями необходимо всем видам автомототранспортных средств, в том числе и движущихся по маршруту;

  • выезд на дорогу с отдельной полосой для маршрутного транспорта (5.13.1). Зона действия знака – пересечение дорог, перед которым он установлен.
  • Следует помнить, что указанные знаки не запрещают выполнение маневра «разворот», а только ограничивают возможность поворота налево.

    Правила поворота налево по ПДД

    Перед выполнением левого поворота необходимо:

    • убедиться в том, что выполняемый маневр не создаст помех иным видам автомототранспорта, а так же трамваям встречного или попутного направления;
    • заблаговременно перестроиться в крайнее левое положение, если выполнение маневра недопустимо с иных полос движения;
    • включить сигнал левого поворота для предупреждения иных участников движения о выполнении данного маневра.

    Итак, как же правильно выполнить маневр «поворот налево» в той или иной ситуации, если отсутствуют запрещающие знаки? Разберемся со всеми ситуациями более подробно.

    С трамвайных путей

    Водитель обязан производить разворот с трамвайных путей попутного направления, если соблюдаются следующие условия (пункт 8.5 ПДД):

    • трамвайные пути и проезжая часть находятся в одном уровне;
    • трамвайные пути и автодорога не разделяются сплошной линией разметки, так как проезд через сплошную линию запрещен при любых условиях;
    • на проезжей части перед перекрестком не установлены знаки, определяющие движение по каждой полосе (5.15.1. и 5.15.2).

    На перекрестке с двух полос

    Если знаками, указывающими движение по проезжей части по полосам разрешают одновременное выполнение левого поворота с двух полос, то маневр производится в соответствии со следующими правилами:

    • траектория поворота должна быть построена таким образом, чтобы транспортное средство, совершающее маневр не выезжало на полосу, предназначенную для движения во встречном направлении (пункт 8.6 правил движения);
    • если на проезжей части указаны линии разметки, разделяющие полосы движения, то рекомендуется двигаться именно в указанных границах. Это позволит избежать возникновения аварийной ситуации;
    • если линии разметки не нанесены на дорогу, то они являются вымышленными и определяются в соответствии с габаритами грузового автотранспорта;
    • если разметка на перекрестке нанесена в виде прерывистой линии, то водители имеют право производить перестроение из одной полосы в другую. При этом необходимо руководствоваться правилом «помеха справа»;
    • если на перекрестке линии разметки являются сплошными, то любое перестроение и обгон запрещены.

    На нерегулируемом перекрестке

    Все перекрестки, расположенные на проезжей части подразделяются на два основных вида:

    • регулируемыми являются те перекрестки, приоритет движения на которых определяется светофором или регулировщиком;
    • нерегулируемыми признаются перекрестки, приоритетность движения на которых определяется самостоятельно водителями в соответствии с установленными дорожными знаками.

    В свою очередь нерегулируемые перекрестки подразделяются:

    • на неравнозначные перекрестки, в которых одна дорога является главной, а вторая – второстепенной;
    • на равнозначные перекрестки (все дороги имеют одинаковое значение).

    При совершении левого поворота на нерегулируемом перекрестке неравнозначных дорог при движении по второстепенной дороге необходимо уступить дорогу:

    • автомототранспортным средствам, которые осуществляют движение по главной дороге, обозначенной знаком 2.1;

    • трамваям, двигающимся в попутном направлении, так как они находятся на равнозначной проезжей части;
    • всем видам транспорта, приближающимся к автомобилю справа;
    • пешеходам и велосипедистам.
    • При повороте направо на перекрестке равнозначных дорог дорога уступается автомототранспорта и трамваям, двигающимся с правой стороны (правило «помеха справа»).

      Со светофором

      Регулируемые дорожные перекрестки могут быть оснащены светофорами двумя видов:

      • стандартным светофором, состоящим из трех секций;
      • светофором с дополнительными секциями, который подает сигналы при разрешении выполнения маневров поворота и разворота.

      При наличии светофора, не оборудованного дополнительной секцией, левый поворот требуется производить в соответствии со следующими правилами:

  1. Приступать к выполнению маневра можно исключительно после включения разрешающего сигнала светофора.
  2. Уступить дорогу необходимо:
    • автомототранспорту, двигающему во встречном направлении или осуществляющему маневр «поворот направо»;
    • трамваю, если регулировка движения данного вида транспорта осуществляется одним светофором вместе с автомобилями;
    • пешеходам, пересекающим проезжую часть, на которую авто выезжает после совершения маневра.
  3. Недопустимо приступать к выполнению поворота, если на перекрестке образовался затор.

Если светофор, установленный на перекрестке, оборудован дополнительной секцией, то приступать к маневрированию можно только после включения разрешающего сигнала налево по стрелке. При этом так же следует соблюдать все правила, указанные выше.

С односторонней дороги

Если левый поворот осуществляется для выезда с дороги, имеющей односторонне движение, то перед выполнением маневра необходимо определить:

  • к какому виду относится перекресток, на котором осуществляется выезд (регулируемый или нерегулируемый);
  • какие знаки установлены непосредственно перед перекрестком;
  • какой сигнал показывает светофор.

Все перечисленные факторы и будут определять правила, которыми следует руководствоваться при выезде с односторонней дороги и одновременном повороте налево.

Из правого ряда

При наличии на проезжей части нескольких полос, предназначенных для движения автотранспортных средств выполнение маневра «левый поворот» из правого ряда не разрешается, так как это может привести к созданию аварийной ситуации.

За городом

За пределами населенного пункта все повороты налево, направо и развороты, выполняются по аналогичным правилам, действующим и в пределах города.

Возле пешеходного перехода

При выполнении левого поворота вблизи пешеходного перехода требуется руководствоваться сигналами светофора, а при отсутствии автоматического регулировщика движения приоритет отдается пешеходам, то есть водитель обязан уступить дорогу людям, находящимся на «зебре».

На велосипеде

Велосипедисты являются полноправными участниками дорожного движения, что приводит к необходимости соблюдения всех правил ГИБДД. Поэтому левый поворот велосипедистами осуществляется по правилам, указанным ранее.

Следует отметить, что велосипедисты, так же как и водители автомототранспорта должны предупредить о совершении маневра. Поскольку указателей поворота у них нет, то предупреждающие сигналы подаются руками.

Жесты так же показываются водителями при неисправности световой сигнализации до проведения техосмотра и устранения причины повреждений.

Сигналы руками подаются по следующим правилам:

  • вытянутая в сторону левая рука или правая рука, поднятая вверх и согнутая в локте, указывают на совершение левого поворота;
  • вытянутая в сторону правая рука или левая рука, направленная вверх и согнутая в локте, указывают на выполнение правого поворота;

В какую полосу можно повернуть

Поворот налево может быть осуществлен с выездом на любою полосу движения попутного направления, то есть водитель транспортного средства по своему усмотрению может занять крайнее правое, крайнее левое или среднее положение на проезжей части.

При выборе полос следует руководствоваться следующими аспектами:

  • при любом перестроении и маневрировании водитель не должен создавать помех другим участникам движения;
  • при наличии свободных полос нужное положение определяется исходя из дальнейшего маршрута следования. Например, если после поворота водитель намерен остановиться, то рекомендуется занимать сразу крайнее правое положение, из которого дальнейшее маневрирование будет легче.

Выполнение левого поворота вызывает множество затруднений, особенно у водителей, не имеющих большого стажа эксплуатации автомобильного транспорта.

Именно по этой причине в автошколах и на различных интернет сайтах есть множество рекомендаций, которые следует соблюдать при данном виде маневрирования.

  • снижение скоростного режима по мере приближения к перекрестку. Это позволяет получить дополнительное время на правильную оценку дорожной ситуации, ознакомление с разметкой и установленными около перекрестка дорожными знаками;
  • заблаговременное перестроение в крайнее левое положение, даже если выполнить поворот можно и из других полос проезжей части. Это так же позволяет получить дополнительное время на ориентирование и исключить возможность нарушения правил движения, если знаки, указывающие на движение по полосам, по каким-либо причинам отсутствуют;
  • заблаговременное включение сигнала поворота позволяет своевременно предупредить водителей о предполагаемом маневре;
  • после выезда на перекресток рекомендуется остановиться приблизительно в 1 м от пересекаемой проезжей части. Этот маневр позволит вовремя узнать о приближении других видов автотранспорта и предоставлении приоритета в соответствии с установленными дорожными знаками;
  • не следует срезать угол выполнения поворота для ускорения маневрирования.

Во-первых, это действие противоречит ПДД, так как водитель непреднамеренно выезжает на полосу встречного движения. Во-вторых, это может привести к созданию помех и как следствие аварийной ситуации.

Для определения начинающих водителей в потоке движения и проявления дополнительной осторожности при маневрировании правилами движения предусмотрена необходимость установки на заднее стекло автомашины специального знака.

Отсутствие данного знака может привести к административному наказанию.

Штрафы за нарушение

Несоблюдение правил движения. В том числе и некорректное выполнение левого поворота, является административным правонарушением и наказывается в соответствии с действующим в РФ Административным Кодексом (КоАП). Правонарушениям, связанным с движением автомобильного транспорта, отводится данного документа.

За неправильное выполнение маневра «левый поворот» водитель может быть наказан:

Штрафом в размере 1 000 рублей (статья 12.12) за выполнение маневра на запрещающий сигнал светофора (жест регулировщика). Если указанное правонарушение выявляется повторно, то в качестве наказания могут применяться штраф в 5 000 рублей или на управление автомототранспортными средствами сроком на 4 – 6 месяцев.
Штрафом в 1 000 рублей (статья 12.13 часть 1) за выезд на перекресток для совершения левого поворота, на котором образовался затор
Штрафом в 1 000 рублей (статья 12.13 часть 2) за не предоставление преимущества в движении автотранспорту, имеющему такие преимущества
Штрафом в 500 рублей (статья 12.14 часть 1) за выполнение левого поворота без предварительного включения соответствующего указателя или подачи сигнала руками
Штрафом 500 рублей (статья 12.14 часть 1.1) за занятие неправильного положения на проезжей части перед совершением маневра
Штрафом в 1 500 рублей или лишением водительских прав на 4 – 6 месяцев (статья 12.15 часть 4) за выезд на полосу встречного движения при выполнении левого поворота. При выявлении повторного аналогичного правонарушения наказание может быть увеличено до штрафа в 5 000 рублей (если нарушение зафиксировано камерами слежения) и лишением прав до 1 года (статья 12.15 часть 5)
Штрафом в 1 000 – 1 500 рублей (статья 12.16 часть 2) при выполнении поворота налево в нарушении правил, установленных дорожными знаками или нанесенной разметкой

На перекрестке организовано движение таким образом, что поворот разрешен из двух полос знаками 5.15.1 или 5.15.2. Для примера рассмотрим поворот налево из двух полос.

Похожая ситуация встречалась в статье « «. Тут ситуация немного изменена и является поводом для дискуссий при определении приоритета движения.

Сторона 1. Белый автомобиль имеет преимущество, так как осуществляет поворот из крайнего положения в соответствии с п.8.5 Правил и после поворота имеет право занять любую полосу. Синий автомобиль поворачивает в виде исключения с дополнительным разрешением и преимущества не имеет.

Сторона 2. Белый автомобиль должен уступить дорогу, так как совершает перестроение, а п.8.5 в данной ситуации не действует, так как выполнить его невозможно. И движение налево осуществляется по двум полосам движения в два ряда.

Сторона 3. Белый автомобиль должен уступить дорогу, так как синий приближается справа.

Являются нормативно-правовым актом и состоят из нормативно-правовых норм, в данном случае правовыми нормами являются требования Правил. Все требования взаимосвязаны и рассматривать их необходимо в комплексе, а не по отдельности. В Правилах, как и в других нормативно-правовых актах существует иерархия требований — общие нормы и специальные.

Самый простой пример, общее требование Правил п.1.5.

1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда…

На этом текст Правил можно было бы и закончить… в каком-нибудь мифическом городе, где в движении 3-4 машины на двух дорогах

Пункт 1.5 является общей нормой практически для всех требований правил, остальные требования являются специальными нормами по отношению к нему. Аналогично взаимодействуют все требования.

То есть, смотрим ситуацию и ищем правило подходящее для действия в этой ситуации, если не находим, смотрим «выше» более общее правило.

Красный сигнал светофора запрещает движение — общая норма. Движение в направлении стрелки в дополнительной секции при красном сигнале — специальна норма. То есть специальная норма позволяет осуществлять движение на красный сигнал светофора при условии, что на нем есть дополнительная секция и в ней горит стрелка.

«18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе» — общая норма

«Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.» — специальная норма.

В общем случае движение по полосе МТС запрещено, но есть условия при которых этот запрет снимается. И так далее.

Давайте посмотрим иерархию в п.8.5 Правил.

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.


Как видите знаки позволяют отступать от общего требования занять крайнее положение на проезжей части.

«Можно, не занимать, но при этом отсутствует преимущество» — толкование не верное, так как про преимущество в Правилах никаких специальных пояснений нет. Отступать от требования занять крайнее положение либо можно, либо нельзя. Специальная норма либо есть, либо нет.

Всегда при наличии специальной нормы мы руководствуемся ее требованиями, а не общими. Общие нормы применяются при отсутствии специальных.

Дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2 являются знаки особых предписаний и вводят определенный режим движения. Даже название раздела говорит, что режим движения особый.

И так, что имеем в случае поворота.

Совершаем маневр, выполняем требования 8 Главы правил, но видим знаки 5.15.1 или 5.15.2, разрешающие поворот налево из двух полос

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении

В особом режиме движения налево уходит две полосы, движение прямо из левой полосы исключено. Траектории движения не пересекаются, кроме случая перестроения. Мы руководствуемся дорожными знаками, которые в данном случае являются специальной нормой по отношению к требованиям п.8.5.

По большому счету — это недоработка пункта 8.5 ПДД, одни исключения описаны, а другие приходится выводить. Чтобы все встало на свои места законодателю нужно просто изменить два слова:

«8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части полосе движения , предназначенной для движения в данном направлении».

Каждый автомобилист постоянно в голове держит кучу, правил, которые необходимы для безопасной езды по автодорогам. Среди этих правил есть несколько, которые регулируют движение на перекрёстках, а именно поворот налево. При этом виды перекрёстков существуют разные, а значит и правильный проезд по них различен. Чтобы не создавать аварийные ситуации необходимо чётко знать в какую полосу повернуть по правилам при повороте налево на перекрёстке.

На перекрёстке, который регулирует движение с помощью светофора, поворачивать налево достаточно просто. Прежде чем повернуть необходимо дождаться сигнала, который разрешает манёвр в этом направлении. При этом каждому водителю надо пропустить автотранспорт, двигающийся навстречу и поворачивающие направо. Для этого надо остановиться на средней части перекрёстка и дождаться, когда проезд будет открыт.

Манёвр на нерегулируемом перекрёстке

На таком пересечении дорог нет ни регулировщика, ни светофора. При этом на них установлены специальные знаки, которые показывают приоритет. Именно они и регулируют движение. При повороте налево и выезде на главную дорогу необходимо пропустить все автотранспортные средства в любых направлениях. При повороте с главной дороги необходимо пропустить автомобили встречного направления. Если же главная дорога уходит налево, то пропускать должны автотранспорт, едущий по ней, то есть водитель не должен пропускать никого.

Если перед перекрёстком установлен знак «уступи дорогу», необходимо пропустить весть транспорт.

Комбинация дорожных знаков

Перед перекрёстком нередко можно встретить два знака - «уступи дорогу и главная дорога». При повороте налево с выездом на главную дорогу надо дождаться, когда проедет весь автотранспорт, затем совершать манёвр, так как некоторый транспорт находится уже на главной дороге, а ваш авто является помехой с правой стороны.

Если нет знаков

Бывает и такая ситуация, когда перед пересечением дорог не установлено вообще никаких знаков. В этой ситуации начинает работать правило правой руки. Пропускать надо те автотранспортные средства, которые находятся справа или те, которые движутся прямо навстречу.

Дорога с несколькими полосами

При повороте налево, если дорога многополосная, осуществлять манёвр необходимо с крайней левой полосы.

Поворот через трамвайные пути

Часто неопытных водителей пугает манёвр налево через пути. Но в нём нет ничего сложного. Чтобы совершить поворот налево необходимо убедиться, что нет трамвая в обе стороны, если есть, надо пропустить, а затем совершать манёвр.

Разметка и знаки существенно упрощают жизнь водителя. Чтобы не создавать опасные ситуации на дороге необходимо всего лишь соблюдать правила, следуя знакам, которые разрешают совершать манёвр поворота.

Можно ли совершать манёвр на пешеходном переходе

Развороты и повороты на переходе для пешеходов строго запрещены. Такие нарушения влекут за собой довольно серьёзные наказания в виде наложения штрафных взысканий. Любые повороты или развороты можно совершать либо не доезжая перехода, либо после перехода.

Манёвр на пешеходном переходе очень опасен!

Поворот налево при одностороннем движении

Если вы совершаете манёвр поворота налево и выезжаете на одностороннюю дорогу, то обязаны занять крайнюю левую полосу. После чего можно перестроиться в любой ряд автодороге и продолжать движение.

При выезде с односторонней дороги налево никаких препятствий водителю нет, поэтому смело можно поворачивать с левого ряда.

Чаще всего нарушения при повороте налево совершают водители, которые недавно сели за руль своего автотранспортного средства. Это обусловлено недостатком опыта вождения автомобиля и неумением пользоваться своими знаниями правил. Чтобы не боятся поворачивать налево на любой дороге необходимо учесть несколько советов от профессионалов:

  • больше времени посвящать практическим занятиям, а иначе вождение автомобиля. Начинать езду лучше на менее оживлённых участках дорог;
  • повторять теорию, разбираться в разных ситуациях, прорабатывать их. Без чётких знаний теории и понимания невозможно научиться хорошо управлять автотранспортным средством;
  • научиться различать виды пересекающихся дорог. Это умение поможет определять по какому правилу необходимо совершать манёвр поворота.
Наказание за нарушение правил поворота

Любое нарушение правил влечёт за собой административное наказание. Не исключением являются и нарушения, связанные с поворотами на перекрёстках. Не соблюдая разметку или указания знаков при повороте обязательно повлечёт наложение штрафного взыскания в размере от 1000 до 1500 тысяч рублей.

Кроме этого, наказание будет и в случае на перекрёстке, где нет ни знаков, ни разметки. Если водитель не занял крайнюю полосу заблаговременно и совершил манёвр с другой полосы, то ему грозит штраф в размере 500 рублей.

Поворот налево - всего лишь разновидность манёвра. Это не так сложно, как может показаться новичку. Достаточно теоретических знаний и умения применять их на практике, чтобы не совершать нарушения. С опытом вождения любой водитель перестаёт даже задумываться о там, как совершить поворот, делается это на автомате.

Соблюдайте правила дорожного движения. Берегите себя и близких!

Правила поворота налево на перекрестке обновлено: Январь 22, 2019 автором: admin

Выполнение поворота на перекрестке: практическая методика обучения

В прошлой статье были рассмотрены вопросы правильного и безопасного выполнения правого поворота. Теперь пришло время познакомиться с подготовкой и выполнением более сложного левого поворота . Методика, рассмотренная ниже, относится не только к нерегулируемым, но и к регулируемым перекресткам.

Продолжаем публикацию авторских материалов Сергея Федоровича Зеленина , посвященных актуальным методическим вопросам обучения безопасному вождению в рамках программы подготовки водителей в автошколах. С. Ф. Зеленин – один из ведущих и авторитетных профильных специалистов страны, почти четверть века посвятивший разработке и практическому применению прогрессивных методик обучения будущих водителей.

Поворот налево также как и в прошлый раз раскладываем на три отдельных этапа:

I – Подготовка к повороту

II – Собственно поворот

III – Выход из поворота

Поворот налево сложнее поворота направо, так как в этом случае необходимо контролировать транспорт, приближающийся к перекрестку со всех четырех сторон. Давайте сразу начнем раскладывать траекторию движения на три этапа.

Первый этап.

Первый этап подготовки к повороту налево заключается в выборе крайнего левого положения . И уже на этом этапе возникают некоторые сложности.

Когда дорога имеет обозначенные разметкой полосы движения, а также линию, разделяющую встречные потоки, то достаточно лишь вплотную прижаться к «осевой» линии, и это будет крайним левым положением (рис. 1).

А если дорожной разметки нет?

В таком случае надо «пошире открыть глаза», мысленно разделить дорогу на две равные половины и занять то положение, которое явно покажет всем остальным водителям Ваши намерения (рис. 2). Если в это время на Вашем автомобиле будут включены еще и указатели поворота налево, то всем станет понятно, что Вы собираетесь делать в дальнейшем.

Второй этап.

Траектория поворота налево через воображаемый центр перекрестка обеспечивает не только безопасность маневра, но и в полной мере отвечает требованиям ПДД.

Если поворот осуществляется через центр перекрестка, то получается, что Вы постоянно находитесь на своей правой стороне дороги, как до начала поворота, так и после него (рис. 3).

Приближаясь к центру перекрестка, надо окончательно утвердиться в правильности выбора траектории движения относительно этого центра. А зависит траектория от... направления движения встречных машин!

Если встречный транспорт движется прямо или направо, то это никаким образом не влияет на траекторию движения Вашего автомобиля (рис. 4). Вы обязаны лишь уступить дорогу встречным машинам, для чего можно просто снизить скорость движения или полностью остановиться около воображаемого центра перекрестка. Но в любом случае следует сохранить траекторию, изображенную на рисунке 3.

А как найти этот «центр» на реальном перекрестке? Ведь на асфальте не будет нарисовано никакой «жирной кляксы»!

На сухом асфальте центр перекрестка явно просматривается в виде светло-серой «подушечки» специфической формы (рис. 5 и 6). Поскольку колеса машин на поворотах «чертят» черной резиной по асфальту, то нетронутый центр своей формой еще и подскажет Вам, с какой стороны на этом перекрестке принято его объезжать.

На рисунке 5 изображен центр большого перекрестка, на котором при одновременном повороте налево водители встречных машин немного не доезжают до центра.

На небольших перекрестках, когда водители переезжают центр, образуется другая «подушечка», по форме близкая к обычному кругу (рис. 6).

Поворот налево через воображаемый центр перекрестка обеспечивает безопасность маневра.

Итак, центр перекрестка мы нашли, разобрались, с какой стороны будем его объезжать, уступили при необходимости встречному транспорту, а что дальше? Дальше надо выезжать с перекрестка.

Третий этап.

И опять выход из поворота сложнее, чем при повороте направо.

Если дорога, на которую Вы поворачиваете, имеет в данном направлении не более двух полос, то выход из поворота заключается лишь в выборе плавной траектории движения, заканчивающейся на одной из этих полос (рис. 7 и 8).

Другое дело, если дорога имеет три и более полос движения в данном направлении. В этом случае, еще не доезжая до центра перекрестка, Вам следует заранее выбрать Вашу личную полосу и направить свой автомобиль по понятной другим водителям плавной траектории именно на эту полосу (рис. 9).

Выезд с перекрестка при повороте налево разрешен на любую полосу той дороги, на которую Вы поворачиваете, но при этом нельзя забывать, что движение по крайней левой полосе имеет ряд ограничений (см. п. 9.4 ПДД).

Правильный выбор полосы, еще до того как Вы на нее выедете, очень важен. Ошибка с выбором полосы движения приводит к последующим вынужденным перестроениям.

К сожалению, в статистике дорожно-транспортных происшествий есть одно неофициальное выражение: «При повороте налево водитель срезал угол» (рис. 10).

Некоторые водители из понятных только им соображений не доезжают до центра перекрестка, «срезая» большую часть пути практически по прямой линии. При этом вероятность закончить поворот у них уменьшается ровно на 50%.

Если сегодня другие водители успели увидеть такого «шустрика» и увернулись от него, то завтра водителю какого-нибудь грузовика будет лень нажимать на тормоз и он «воспитает» нарушителя (рис. 10).

Это был пример сознательного нарушения ПДД, но есть и другие водители, которые не совсем осознают, что они делают.

То, что изображено на рисунке 11, не придумано, это можно увидеть на реальной дороге!

Происходят такие «чудеса» тогда, когда «новичок» в движении пытается «выждать» встречную машину. Вместо того чтобы спокойно остановиться у центра перекрестка и там ожидать встречный транспорт, неопытный водитель, сам того не осознавая, продолжает «ползти» дальше мимо центра перекрестка. А потом (можно смеяться или плакать) выделывает такие «кренделя», что не каждый профессионал сможет их повторить.

Вывод будет очень простой – траекторию, выбранную в соответствии с ПДД и логикой, надо удерживать на протяжении всего маневра, независимо от возможных остановок на пути движения. Отклонение от траектории движения, определенной спецификой конкретного места на дороге является одним из первых признаков предстоящей аварии.

Статья подготовлена редакцией «Учебная литература» издательства «Мир Автокниг».

В материале использованы фрагменты книги С.Ф. Зеленина «Безопасность дорожного движения в экзаменационных билетах и в жизни» издательства «Мир Автокниг» .

© 2024 bugulma-lada.ru -- Портал для владельцев автомобилей