Сфера культуры в рф. Закон о культуре в рф с последними изменениями. Основные задачи ФЗ

Главная / Термины

Современная культура России 21 века требует многостороннего и глубокого рассмотрения. Она тесно соприкасается с прошедшими столетиями. Нынешнее её состояние культуры непосредственно связано с накопленным опытом. Возможно, внешне она несколько отрицает его, в какой-то степени даже играет с ним. Далее подробнее разберемся, каково современное состояние культуры в России.

Общие сведения

Культура современной России является частью общемировой. Она трансформирует, перерабатывает и впитывает новые тенденции. Таким образом, для того, чтобы проследить развитие культуры в современной России, нужно обращать внимание на мировые явления в целом.

Сегодняшняя ситуация

Сейчас проблемы современной приобретают первостепенное значение. Прежде всего, речь идет о мощном факторе социального развития. Культура проникает в каждый аспект человеческой жизнедеятельности. Это относится как к основам материального производства и потребностям, так и к величайшим проявлениям людского духа. Культура современной России оказывает все большее влияние на решение программных целей В частности, это касается построения правового государства, раскрытия творческих способностей человека, укрепления и культуры в современной России оказывает воздействие на многие области. Это касается личности, образа жизни мышления, досуга, быта, труда и так далее. Существуют особый институт - Управление культуры. В зависимости от статуса, им решаются и координируются те или иные вопросы. Что касается ее социального влияния, то оно выступает, прежде всего, необходимым аспектом деятельности общественного человека. То есть наблюдается ее регулирование определенными правилами, которые аккумулированы в традициях, символических и знаковых системах, новых тенденциях.

Основные сложности

На сегодняшний день развитие культуры в современной России сопряжено с рядом вопросов. Их поставила сама жизнь общества. В настоящее время все ориентиры направлены на качественно новое. Таким образом, наблюдается крутой перелом в осмыслении инновационных и традиционных тенденций социального развития. С одной стороны, они требуются для того, чтобы глубоко освоить культурное наследие. С другой же - необходимо умение выходить за рамки привычных представлений, которые уже отжили свое. Соответствующие реорганизационные изменения должно претерпеть и Управление культуры. Также требуется преодоление ряда реакционных традиций. Они насаждались и складывались веками. Эти традиции проявлялись в сознании, поведении и деятельности людей постоянно. Для адекватного решения этих вопросов необходимо понимание того, как происходит развитие культуры в современной России.

Влияние прогресса

Становление современного мира поспособствовало значительным изменениям в человеческом сознании. Взгляды людей обращены к пределам жизни. Осознание себя превращается в тенденцию. Возобновилась ориентация на свои историко-культурные формы. Будущее видится прежде всего в процессах расширения международных связей. В мировой культурно-исторический процесс должны быть вовлечены все страны. Произошли значительные социальные изменения. Вопросы о самобытности и особенности культуры России выходят на первый план.

Сведения об общих тенденциях

Какие особенности культуры современной России можно увидеть сейчас? Есть круг определенных проблем. На первом плане - новаторство и традиции в культурном пространстве. Благодаря устойчивой стороне последнего происходит трансляция и накопление человеческого опыта с исторической точки зрения. Что касается традиционных обществ, то здесь усвоение культуры осуществляется посредством вероисповедания образцов прошлого. В рамках традиций, конечно же, могут встречаться незначительные вариации. Они в данном случае представляют собой основу функционирования культуры. С точки зрения новаторства творчество значительно затрудняется.

Прогрессивные и реакционные тенденции

Создание культуры из ниоткуда не представляется возможным. Нельзя полностью отбросить предшествующие традиции. Вопрос об отношении к культурному наследию касается не только его сохранности, но и развития в целом. В данном случае речь идет о творчестве. Здесь с уникальным сливается всеобщее органическое. Культура народов России, а точнее ее ценности, являются неоспоримыми. Существует необходимость их распространения. Культурное творчество - источник инноваций. Оно вовлекается в процесс общего развития. Здесь прослеживается отражение широкого спектра противоположных тенденций исторической эпохи.

Особенности структуры

Что сейчас представляет собой культура в современной России? Кратко рассматривая ее содержание, можно отметить, что она подразделяется на несколько различных сфер:

  1. Религия.
  2. Все формы, в которых проявляется народный дух.
  3. Искусство.
  4. Техника.
  5. Наука.
  6. Судопроизводство.
  7. Общественно-политическое устройство.
  8. Характер армии.
  9. Экономика.
  10. Постановка воспитания.
  11. Характер работы, поселений, одежды.
  12. Письменность и язык.
  13. Обычаи.
  14. Нравы.

В данном случае история культуры для понимания уровня ее развития представляет первостепенную важность.

Современные реалии

Сейчас культура находит свое воплощение во множестве создаваемых духовных и материальных явлений и ценностей. Это относится к таким новым элементам, как:


При ближайшем рассмотрении становится ясно, что сфера культуры не является однородной. Дело в том, что у каждой составляющей есть общие границы - как хронологические, так и географические. Культура народов России, в частности, ее самобытность, неотделима. Она находится в постоянном взаимодействии. Между множеством самобытных культур происходит диалог. Взаимодействие осуществляется не только в настоящем времени. Оно также затрагивает ось "прошлое-будущее".

Главные отличия

Различение и культуры имело место уже в XX веке. Последняя, как и прежде, наполнена позитивным смыслом. Что касается цивилизации, то она имеет нейтральную характеристику. В некоторых случаях прослеживается прямое негативное "звучание". Цивилизация синонимична материальной структуре. Речь идет о достаточно высокой ступени овладения силами природы. Это мощный технический прогресс. Он, безусловно, способствует достижению материальных благ. Цивилизацию в большинстве случаев связывают с развитием техники. Это может быть использовано для реализации самых разнообразных целей. В то же время культура максимально сблизилась с духовным прогрессом.

Особенности развития

Формирование нового образа культуры - один из наиболее интересных моментов. Что касается традиционного видения мирового наследия, то оно в первую очередь связывается с органической и исторической целостностью. Новой образ культуры может похвастаться множеством ассоциаций. Это касается идей, с одной стороны, общечеловеческой этической парадигмы, а с другой - космического масштаба. Кроме того, формируется новый тип взаимодействия. Он выражается в отказе от упрощенной рациональной схемы решения проблем культуры. В настоящее время большее значение приобретает понимание чужих точек зрения. То же самое можно сказать о следующем:

Если учитывать подобную логику культурных коммуникаций, несложно понять, что принципы действия будут соответствующими.

Переломные моменты

Речь пойдет о начале 90-х гг. прошлого столетия. Национальная культура России до сих пор испытывает влияние того периода. События развивались под воздействием множества факторов. Происходил ускоренный распад единой культуры СССР. Формировалось множество национальных подразделений, для которых ценности совокупной культуры Советского Союза оказались неприемлемыми. Это также касалось и традиций. Не обошлось и без резкого противопоставления различных национальных культур. В связи с этим напряженность нарастала. В итоге единое социокультурное пространство распалось. Система, которая раньше была органически связана с предшествующей историей страны, оказалась в новой экономической и политической ситуации. Кардинально изменилось многое. Это также касается взаимоотношений властей и культуры. Государство больше не собиралось диктовать свои условия. Таким образом, культура лишилась гарантированных заказчиков.

Пути дальнейшего развития

Общий стержень культуры исчез. Ее дальнейшее развитие стало предметом острых споров. Диапазон поисков был очень широким. Это огромное количество вариантов - от апологии изоляционизма до следования образцам Запада. Объединенная культурная идея фактически отсутствовала. Определенная часть общества воспринимала эту ситуацию в качестве глубочайшего кризиса. Вот к чему пришла российская культура в конце XX века. В то же время некоторые считают, что плюрализм - естественная норма цивилизованного общества.

Положительные моменты

Духовная культура современной России тесно взаимосвязана с ликвидацией идеологических барьеров того периода. Дело в том, что это дало благоприятные возможности для ее развития. Однако в ходе данного процесса произошла некоторая утрата национальных черт. Это было обусловлено экономическим кризисом, который переживала страна, и сложным переходом к рыночным отношениям. В середине 90-х находилась в стадии острого кризиса. Стремление страны к рыночному развитию было приоритетным. Таким образом, отдельные сферы культуры попросту не могли существовать без поддержки государства. Пропасть между массовыми и элитарными формами продолжала углубляться. То же самое относилось к старшему поколению и молодежной среде. Неравномерность доступа к потреблению благ, как культурных, так и материальных, резко усиливалась. Совокупность вышеописанных причин привела к тому, что в стране появилась "четвертая власть". Речь идет о средствах массовой информации, которые стали занимать первое место в культуре. Что касается современности, то здесь самым причудливым образом переплелись следующие элементы:

  1. Анархия и государственность.
  2. Демонстративная аполитичность и огромная нарочитая политизированность.
  3. Эгоизм.
  4. Индивидуализм и соборность.
  5. Коллективизм.

Роль государства

Возрождение культуры - важнейшее условие обновления общества. Данный факт является вполне очевидным. Что касается конкретных движений на этом пути, то они по-прежнему остаются предметами ожесточенных дискуссий. В частности, это касается роли государства в данном процессе. Будет ли оно вмешиваться в дела культуры и регулировать ее? Или, возможно, она сможет самостоятельно найти средства для выживания? Существует несколько точек зрения по этому поводу. Некоторые считают, что культуре необходимо обеспечить свободу. Это также относится и к праву на самобытность. Таким образом, государство возьмет на себя проработку стратегических задач для "строительства" культуры, а также обязанности по охране национального наследия. Кроме того, необходима финансовая поддержка ценностей. Тем не менее все эти вопросы пока еще не решены. Речь идет о конкретной реализации данных положений. Многие считают, что государство еще не вполне осознало тот факт, что культуру нельзя отдавать на откуп бизнесу. Ее необходимо поддержать, так же, как и науку, образование. Это выходит на первый план в вопросах поддержания психического и нравственного здоровья страны. Отечественная культура имеет множество противоречивых характеристик. Тем не менее общество не может допустить отрыва от своего национального достояния. Культура распадается, и она не приспособлена к преобразованиям.

Возможные варианты

Что касается путей развития, то в данном случае существует множество противоречивых мнений. Некоторые говорят о возможном укреплении политического консерватизма. То есть ситуация может быть стабилизирована на основе самобытности России. Кроме того, следует выделить особый путь страны в истории. Тем не менее он может снова привести к огосударствлению культуры. В данном случае речь идет об осуществлении автоматической поддержки наследия и традиционных формах творчества. Что касается других путей, иностранное влияние на культуру неизбежно. Таким образом, любые эстетические новации будут существенно затруднены. Какую роль могут сыграть условия интеграции России? Стоит принять во внимание воздействие извне. Благодаря этому страна может быть превращена в "провинцию", если сравнивать ее с глобальными центрами. В отечественной культуре возможно доминирование чуждых тенденций. Хотя при этом жизнь общества станет более стабильной. В этом случае большую роль играет коммерческая саморегуляция структуры.

Ключевые проблемы

Конечно же, речь идет о сохранении самобытной национальной культуры. Также стоит отметить важность ее международного влияния. Культурное наследие внедряется в жизнь общества. Россия может включиться в систему общечеловеческих принципов. В этом случае она станет равноправным участником мировых художественных процессов. Государство должно вмешаться в культурную жизнь страны. Присутствие институциональной регуляции является острой необходимостью. Только так культурный потенциал будет задействован в полной мере. Государственная политика в соответствующих сферах будет переориентирована коренным образом. Так, внутри страны наметится ускоренное развитие многих индустрий. Также следует упомянуть о том, что физическая культура в современной России вышла из кризиса и развивается умеренными темпами.

Заключительные моменты

Для современной отечественной культуры характерно наличие многочисленных и противоречивых тенденций. В данной статье они были частично обозначены. Что касается нынешнего периода развития отечественной культуры, то он является переходным. Также можно с уверенностью сказать, что появились определенные пути выхода из кризиса. Что представляет собой прошлого столетия в целом? Это весьма противоречивый и сложный феномен. Он также сильно усугубляется тем, что мир долгое время условно был расколот на два лагеря. В частности, это относится к идеологическим признакам. Таким образом, культурная практика обогатилась новыми идеями и проблемами. Глобальные вопросы заставили человечество принять вызов. Это отразилось на мировой культуре в целом. И не только на ней. То же самое можно сказать о каждом национальном наследии в отдельности. В данном случае диалог различных культур является решающим фактором. Что касается России, то здесь необходима выработка и принятие правильного стратегического курса. Стоит отметить, что обстановка в мире постоянно меняется. Решение "культурной" проблемы является очень сложной задачей. Прежде всего, речь идет необходимости осознания имеющихся глубинных противоречий, которые присущи отечественной культуре. Причем это относится ко всему ее историческому развитию. У отечественной культуры все же есть потенциал. Он является достаточным для того, чтобы дать ответы на вызов, бросаемый современным миром. Что касается нынешнего состояния российской культуры, то оно очень далеко от идеального. Существует необходимость изменения мышления. В настоящее время оно в большей степени ориентировано на максимализм. В данном случае нужен радикальный переворот. Речь идет о настоящем переустройстве всего и вся, причем в самые короткие сроки. Развитие отечественной культуры, безусловно, будет сложным и долгим.

Просмотры: 15 200

Бррр вообще вопрос.

Понятие законодательства в сфере культуры

Законодательство Российской Федерации о культуре состоит из Основ законодательства Российской Федерации о культуре, законов Российской Федерации и законов субъектов Российской Федерации о культуре.

В случаях, предусмотренных настоящими Основами и иными законодательными актами Российской Федерации о культуре, издаются нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере культуры.

Основные понятия «Основ законодательства Российской Федерации о культуре»

Культурная деятельность — деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Культурные блага — условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

Творческая деятельность — создание культурных ценностей и их интерпретация.

Творческий работник — физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников (к числу творческих работников относятся лица, причисленные к таковым Всемирной конвенцией об авторском праве, Бернской конвенцией об охране произведений литературы и искусства, Римской конвенцией об охране прав артистов — исполнителей, производителей фонограмм и работников органов радиовещания).

Достоинство культур народов и национальных групп — признание их ценности и проявление уважения к ним.

Культурное наследие народов Российской Федерации — материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.

Культурное достояние народов Российской Федерации — совокупность культурных ценностей, а также организации, учреждения, предприятия культуры, которые имеют общенациональное (общероссийское) значение и в силу этого безраздельно принадлежат Российской Федерации и ее субъектам без права их передачи иным государствам и союзам государств с участием Российской Федерации.

Культурные аспекты программ развития — перспективы социально-экономических, научно-технических и других программ развития с точки зрения воздействия результатов их реализации на сохранение и развитие культуры, а также влияния самой культуры на эти результаты.

Государственная культурная политика (политика государства в области культурного развития) — совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.

Значение законодательства в сфере культуры

Государственная культурная политика есть осуществление согласования интересов художника, публики, общества и государства. Основой такого согласования, гарантирующей закрепление прав и обязанностей сторон, являются законодательные акты в сфере культуры и искусства: законы, указы, постановления и другие документы, имеющие силу закона.

Указ Президента от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» является документом, ознаменовавшим собой начало нового исторического этапа во внутренней политике нашего государства, когда культура возводится в ранг ее приоритетов. Культура признается основой экономического процветания и государственного суверенитета, а государственная культурная политика входит как неотъемлемая часть в стратегию национальной безопасности.

Такая постановка вопроса возвращает культурную политику нашего государства в ее традиционное русло и указывает на совершающийся исторический поворот в оценке культуры, в самой ее трактовке в контексте государственного строительства, особенно в сравнении с предыдущим периодом - от развала СССР в 1991 г. до принятия настоящего закона в 2014 г.

Период становления постсоветского государства был тяжелым для всех сфер жизнедеятельности общества, при этом социально значимые сферы - образование, здравоохранение и культура - оказались в особенно критическом состоянии. Определенные положительные сдвиги в экономике наметились в 2000-х гг. В 2008 г. была принята Концепция долгосрочного развития РФ (Концепция-2020), которая провозгласила переход страны на инновационный, социально ориентированный путь развития. В Концепции говорится о важности развития человеческого потенциала, при этом основной упор делается на науку и образование. Программа антикризисных мер Правительства РФ, принятая вслед за Концеицией-2020, не содержит раздела, посвященного антикризисным мероприятиям в сфере культуры. Проблема дефицита бюджета регулярно оборачивалась сокращением расходов на культуру и искусство.

Отношение к сфере культуры ярко выразилось в том факте, что деятельность организаций культуры и искусства была отнесена в разряд услуг. В результате возникла просто анекдотическая ситуация: в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) «услуги» учреждений культуры попали в раздел «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг».

Сфера культуры воспринималась как убыточная для государственного бюджета и обременительная для государства.

Новый законодательный акт преодолевает эти опасные для общества и государства тенденции, освобождает культуру от прокрустова ложа утилитарных рыночных категорий и указывает на ее истинную роль: «Россия - страна великой культуры, огромного культурного наследия, многовековых культурных традиций и неиссякаемого творческого потенциала».

Будущее страны тесным образом связывается в документе с будущим ее культуры: «Современный этап развития России требует максимального вовлечения потенциала культуры в процессы общественного прогресса. Культура России - такое же ее достояние, как и природные богатства. В современном мире культура становится значимым ресурсом социально- экономического развития, позволяющим обеспечить лидирующее положение нашей страны в мире».

В этой связи для нашей страны чрезвычайно возросла необходимость укрепления государственности и национальной безопасности, единения всего народа, сознания собственной цивилизационной самобытности и собственного достоинства. Все эти идеи нашли отражение в Указе Президента «Об утверждении Основ государственной культурной политики». Культура в ее фундаментальном понимании лежит в основе самоидентификации народа, т.е. в отождествлении гражданином себя с историей страны, с ее героическими военными и трудовыми подвигами, нравственными и духовными идеалами. В «Основах» указывается на ценностно-формирующее влияние православия, русского языка и русской культуры на традицию дружественных межнациональных отношений в нашем многонациональном государстве. Путь к более высокому качеству общества видится через «формирование нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности», воспитание патриотизма, через передачу новым поколениям «свода моральных, этических и эстетических ценностей, составляющих ядро национальной самобытности».

В Указе Президента «Об утверждении Основ государственной культурной политики» излагаются цели и принципы государственной культурной политики, а также ее задачи в следующих областях:

  • культурное наследие народов Российской Федерации;
  • осуществление всех видов культурной деятельности и развитие связанных с ними индустрий;
  • гуманитарные науки;
  • русский язык, языки народов Российской Федерации, отечественная литература;
  • расширение и поддержка международных культурных и гуманитарных связей;
  • воспитание;
  • просвещение;
  • детское и молодежное движение;
  • формирование информационной среды, благоприятной для становления личности.

Для реализации поставленных целей и задач Указ предусматривает комплексное совершенствование системы управления, создание новых структур (институтов). Одним их главных новообразований станет координационный орган, на который будет возложено организационное, аналитическое и информационное обеспечение разработки и реализации государственной культурной политики. Ресурсное обеспечение разработки и реализации государственной культурной политики будет возложено на Российский фонд культурного развития.

Важно запомнить!

Наличие законодательной основы в управлении сферой культуры трудно переоценить, особенно в переходные моменты истории государства.

Огромную роль в сохранении культурного наследия страны сыграли в свое время постановление Верховного Совета РСФСР от 25.12.1990 № 447-1 «О неотложных мерах по сохранению национального культурного и природного наследия народов РСФСР» (о запрете на приватизацию ценностей, хранящихся в государственных музеях, архивах и библиотеках, а также на их безвозвратный вывоз за рубеж) и постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 19.04.1991 № 1045-1 «О мерах по социально-экономической защите культуры и искусства в условиях перехода к рыночным отношениям» (о сохранении всех видов налоговых льгот для творческих союзов).

В 1992 г. был принят ключевой документ в законодательной базе сферы культуры - «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». В нем впервые закреплены в развернутом виде права и свободы человека, народов и этнических общностей в области культуры, установлены обязанности государства в области культуры, разделены компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, определены принципы государственного финансирования и регулирования экономической деятельности сфере культуры, установлены принципы участия в международных культурных обменах.

В Законе РФ от 09.07.1992 № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (далее - Закон № 3612-1) четко прописаны права и свободы граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации в области культуры (разд. II, III): граждане страны имеют право на культурную деятельность, творчество, личную культурную самобытность, право на приобщение к культурным ценностям, на гуманитарное и художественное образование. Государство гарантирует гражданам право собственности в области культуры, право создавать организации, учреждения, предприятия, общественные объединения в области культуры, вывозить за границу результаты своей творческой деятельности, на культурную деятельность в зарубежных странах. Иностранные граждане и лица без гражданства уравниваются с гражданами Российской Федерации в правах в области культуры.

Народам и иным этническим общностям Российской Федерации гарантируется право на сохранение и развитие их культурно-национальной самобытности, право на культурно-национальную автономию. Государство гарантирует свой протекционизм (покровительство) в отношении культур малочисленных этнических общностей, моральную, организационную и материальную поддержку культурно-национальным организациям соотечественников за пределами Российской Федерации.

Государство в лице Правительства РФ закрепляет в Законе свои обязанности по сохранению культурного достояния народов Российской Федерации, в том числе общероссийских библиотечного, музейного, архивного, кино-, фото- и иных фондов (разд. IV).

Закон регулирует отношения государства и творческих работников (разд. V), гарантируя творческим работникам свободу, моральные, экономические и социальные права, содействуя созданию творческих союзов и других организаций творческих работников, предоставляя им возможность участвовать в разработке культурной политики. Закон гарантирует невмешательство государства в деятельность этих организаций, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Закон закрепляет обязанности государства в области культуры (разд. VI), которые включают разработку и ресурсное обеспечение федеральных государственных программ сохранения и развития культуры, обеспечение доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ, обеспечение свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности, преодоление монополии в области культуры, создание условий для самореализации талантов, особенно по отношению к творческой молодежи, обеспечение приоритетных условий для национальных культур Российской Федерации, ведение статистики культуры, обеспечение независимой оценки качества услуг и информационной открытости организаций культуры.

В разд. VII «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» разграничиваются полномочия в сфере управления культурой между тремя уровнями государственной власти: федеральными органами, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Экономическое регулирование в области культуры (разд. VIII) осуществляется государством с помощью учредительных функций органов государственной власти. При этом Закон предоставляет право учредительства как органам государственной власти (Правительству Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям), так и юридическим и физическим лицам. Особенности управления организацией культуры должны быть изложены в уставе организации культуры.

Закон отрицает возможность приватизации в отношении культурного наследия народов Российской Федерации, в том числе культурных ценностей, хранящихся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и библиотек, в картинных галереях, на предприятиях художественной промышленности и традиционных народных промыслов, а также в отношении помещений и зданий, где они расположены.

В отношении финансирования организаций культуры сказано, что организация покрывает свои расходы за счет средств учредителя (учредителей), доходов от собственной деятельности и иных разрешенных законодательством Российской Федерации доходов и поступлений.

В данном разделе отражены также такие вопросы, как приносящая доходы деятельность государственных и муниципальных организаций культуры, внешнеэкономическая деятельность в области культуры, цены и ценообразование в области культуры, взаимоотношения организаций культуры с организациями иных областей деятельности, социальная поддержка работников культуры.

Раздел IX посвящен вопросам культурных обменов Российской Федерации с зарубежными странами.

В разделе X говорится об ответственности за нарушение законодательства о культуре.

Важно запомнить!

«Основы законодательства Российской Федерации о культуре» стали стимулом интенсивной нормотворческой деятельности в сфере культуры.

Закон многократно редактировался, последняя редакция была проведена в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 256-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования».

Среди других важнейших законов в сфере культуры и искусства следует назвать следующие:

  1. Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»;
  2. Закон РФ от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»;
  3. Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» (далее - Закон «О библиотечном деле»);
  4. Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»;
  5. Указ Президента РФ от 01.07.1996 № 1010 «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации»;
  6. Федеральный закон от 22.08.1996 № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии в Российской Федерации»;
  7. Федеральный закон от 06.01.1999 № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах»; постановление Правительства РФ от 25.03.1999 № 329 «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации»;
  8. Федеральный закон РФ от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия».

Кроме специальных законов в сфере культуры и искусства, законодательная деятельность в этой области опирается на основополагающие российские законы, такие как Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 № 174-ФЗ, «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995 № 24-ФЗ и др.

Большое значение в законотворческом процессе имеет Совет при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству , созданный Указом Президента РФ от 01.07.1996 № 1010. Данный Совет «является консультативным органом при Президенте Российской Федерации, созданным для информирования главы государства о положении дел в сфере культуры и искусства, обеспечения его взаимодействия с творческими объединениями, организациями культуры и искусства, представителями творческой интеллигенции, выработки предложений Президенту Российской Федерации по актуальным вопросам государственной политики в области культуры и искусства».

В положении о Совете выделяются его основные задачи:

  • «выработка предложений Президенту Российской Федерации но определению приоритетных направлений государственной политики в области культуры и искусства и мер, направленных на ее реализацию;
  • систематическое информирование Президента Российской Федерации о положении дел в сфере культуры и искусства в России и за рубежом;
  • проведение по поручению Президента Российской Федерации экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам культуры и искусства и подготовка соответствующих предложений;
  • рассмотрение вопросов, касающихся присуждения Государственных премий Российской Федерации в области литературы и искусства, и подготовка соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;
  • выработка предложений Президенту Российской Федерации по вопросам взаимодействия с творческими объединениями, организациями культуры и искусства, представителями творческой интеллигенции;
  • обсуждение по предложению Президента Российской Федерации иных вопросов, относящихся к сфере культуры и искусства и имеющих важное государственное значение».

В подготовке законов используется практика парламентских слушаний’. согласно Конституции РФ (ч. 3, ст. 101) обе палаты Федерального собрания (высшего органа законодательной власти) - Совет Федерации и Государственная дума - проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

В парламентских слушаниях участвуют ведущие деятели культуры и искусства, представляющие все регионы страны, представители министерств и ведомств сферы культуры. Итоги парламентских слушаний формулируются в рекомендациях, которые но окончании слушаний отправляются по всем субъектам Федерации для обсуждений на местах. Поступившие предложения тщательно анализируются и учитываются в работе над законом.

Таким образом, законотворческая деятельность в сфере культуры опирается на демократические принципы и волеизъявление самой широкой общественности.

Вконтакте

Федеральное законодательство о культуре, руководствуясь Конституцией РФ как основным законом страны, а также иными федеральными договорами и нормами международного права, провозглашает следующие базовые принципы:

  • Основополагающую роль культуры в развитии и реализации личности, воспитании в человеке гуманности, а также сохранении самобытности народностей России;
  • Тесную связь между процессами создания и сохранения культурных ценностей и прогрессом в социально-экономической, демократической сферах, консолидацией населения и укреплением государственного суверенитета;
  • Нацеленность на межэтническое сотрудничество в области культуры и интегрирование российской культуры в мировую.

Что представляет собой закон?

Правовой базой в сфере сохранения и развития масскультуры, творчества и искусства в России является документ N 3612-1 под названием «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» , утвержденный Верховным Судом РФ в октябре 1992 года.

Документ составлен из десяти разделов, включающих 62 статьи. В кратком выражении структура закона выглядит следующим образом:

  1. Общие положения : цели, задачи, терминология, профильное законодательство, область применения, суверенитет РФ в области культуры, равенство статуса культур различных народов России, их прав и обязанностей в данной сфере, обязательность включения культурных направлений в федеральные программы и планы;
  2. Неотъемлемые права и свободы человека на творчество, самобытность, приобщение к ценностям, эстетическое воспитание и художественное образование, создание различных творческих организаций и объединений, свобода вывоза собственных произведений за рубеж, ведение культурной деятельности в других странах и др.;
  3. Права и свободы народностей и этно-сообществ на сохранение и развитие национальной самобытности, культурно-национальную независимость; государственная защита культур малочисленных этносов, творческие и культурные организации российской диаспоры за рубежом, а также иностранные — у нас в РФ;
  4. Культурное наследие : достояние народов России, всероссийские библиотечные, архивные, музейные и другие фонды;
  5. Статус работника творческой сферы : государство и работники, государство и творческие организации;
  6. Обязанности государства : госпрограммы сохранения и развития культуры в РФ, обеспечение доступности культурной деятельности и ценностей для населения, предоставление свободы и самостоятельности субъектам культурной деятельности, создание предпосылок для реализации талантов, обеспечение приоритетных позиций для нац. культур РФ, ведение профильной статистики, независимая оценка качества условий оказания услуг, информационная открытость;
  7. Полномочия участников : федеральных и региональных органов гос. власти, а также органов местного самоуправления; ежегодный доклад государства о достижениях и состоянии российской культуры;
  8. Экономическое регулирование : создание и ликвидация творческих организаций, особенности управления, источники финансирования, доходы от деятельности, ценообразование, сотрудничество с организациями из других сфер деятельности, соцподдержка работников культуры;
  9. Международный культурный обмен : субъекты обмена, политика и приоритеты, сотрудничество с согражданами, проживающими за рубежом, российские культурно-исторические ценности за границей, зарубежные центры российской культуры;
  10. Ответственность за нарушение профильного законодательства.

Полезно также ознакомиться с последними изменениями Федерального закона №161. Подробнее

Первая статья закона гласит, что основными задачами профильного законодательства являются:

  • Охрана и реализация конституционного права населения России на культурную деятельность;
  • Обеспечение свободы деятельности объединений, этнических сообществ и народностей РФ в сфере творчества и искусств;
  • Обозначение принципов планирования профильной федеральной политики, оказания гос. поддержки; принцип обеспечения невмешательства в творческую деятельность.

Положения закона охватывают следующие области:

  • Памятники истории и культуры — их определение, изучение, защита, восстановление и использование;
  • Жанры искусства , такие как: худ. литература, музыка, кинематограф и фотография, театральное и хореографическое искусство, архитектура, дизайн и др.;
  • Народная культура во всех ее проявлениях: промыслы и ремесла, языки, диалекты, фольклор, традиции и обряды;
  • Творческая самодеятельность ;
  • Коллекционирование и экспонирование ;
  • Издание книг и печатной продукции , их распространение, использование, архивное и библиотечное дело;
  • Теле- и радиовещание в контексте создания и распространения культурных ценностей;
  • Образование в сфере художественных искусств ;
  • Изучение культуры с точки зрения различных наук;
  • Международные обмены (знаниями, произведениями и др);
  • Создание материально-технической базы и иная деятельность, способствующая сохранению, созданию и популяризации культурных ценностей.

Читайте также ФЗ № 161 в последней редакции

Последние поправки

Закон о культуре в последней редакции датируется 5-м декабря 2017 года. Тогда, с выходом закона ФЗ-392 о внесении изменений в отдельные акты РФ по вопросам усовершенствования независимой оценки качества условий оказания услуг , поправку претерпели статьи 36.1 и 36.2.

Большая часть изменений в законе коснулась однотипных формулировок. Словосочетания, в которых присутствовало слово «качество», были дополнены после него словом «условий» (напр., качество условий оказания услуг ).

Отдельные положения статей закона были изложены в новой редакции.

Часть 2 ст. 36.1 гласит, что независимая оценка качества условий оказания услуг проводится на основании следующих критериев:

  • Открытость и доступность информации о проводимых мероприятиях;
  • Комфортность;
  • Доброжелательное и вежливое отношение работников организаций;
  • Удовлетворенность аудитории качеством оказанных услуг;
  • Доступность услуг для людей с физическими ограничениями.

Согласно части 6-ой статьи 36.1 , общественные палаты РФ, субъектов России и муниципальных образований в случае обращения органа исполнительной власти , уполномоченного в области выработки и реализации гос. политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, в течение не более одного месяца должны сформировать общественный совет по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями культуры . В состав совета входят представители общественных организаций, уполномоченных в сфере защиты прав и интересов граждан, а также члены объединений инвалидов. Такая проверка может быть проведена в отношении государственных организаций, либо организаций, финансируемых из бюджета.

В части 7-ой той же статьи говорится, что упомянутый выше совет формируется на трехлетний срок не менее, чем из пяти человек. При назначении нового состава сменяется не менее 1/3 членов совета. Действует совет на общественных началах. Представители органов исполнительной власти, местного самоуправления, общественных творческих объединений, руководители и работники организаций, оказывающих услуги в культурной сфере, не могут входить в состав совета по независимой оценке. Однако они могут привлекаться в качестве консультантов. Информация о ходе и результатах деятельности совета должна публиковаться на официальном сайте органа, при котором он был создан.

Статья 36.1 была дополнена частями 17 и 18 , которые гласят, что руководители государственных и муниципальных культурных учреждений, в соответствии с трудовым законодательством России, должны нести ответственность за неисполнение указаний по устранению недостатков, выявленных в результате проведения независимой оценки.

Сведения об эффективности работы руководителя, в том числе о результатах независимой оценки и о выполнении плана по устранению недостатков, вносятся в трудовой договор. Эти результаты учитываются также при оценке эффективности деятельности руководителей исполнительных органов, органов самоуправления и должностных лиц.

Скачать текст закона о культуре РФ

Статья 8 рассмотренного нами закона гласит, что творческая деятельность признается неотъемлемым правом всех россиян, вне зависимости от расового и этнического происхождения, пола, социального и финансового статуса, языковой принадлежности, взглядов на политику и религию, образования, профессии и других факторов.

Чтобы ознакомиться подробнее с порядком реализации такого права, а также нормативной базой в сфере сохранения и развития искусства и творчества, предлагаем (утв. ВС РФ от 09.10.1992 N 3612-1) в актуальной редакции.

Список федеральных законов о культуре

Рассмотренный в настоящей статье закон является базовым, но далеко не единственным в данной области. Творческую сферу прямо или косвенно регулируют десятки законов и подзаконных актов. Ниже приведены наименования и ссылки на скачивание основных таких документов.

  • , которая в статье 44 провозглашает свободу творчества и преподавания, право на участие в культурной жизни общества, пользование учреждениями культуры и доступ к культурным ценностям;
  • «Об утверждении Основ государственной культурной политики», определяющих важнейшие направления политики государства в данной сфере. Позиционируется как базовый документ, который служит для написания и усовершенствования иных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы развития России в указанном направлении;
  • от 29 февраля 2016 г. об утверждении Стратегии государственной культурной политики (ГКП) на период до 2030 года . На основе этого документа разрабатываются соответствующие региональные стратегические планы.

Сфера культуры в России: от политики выживания к стратегии опережающего развития Прошло без малого двадцать лет с момента образования Российской Федерации как суверенного государства. Особенно остро его последствия сказались на развитии социально значимых отраслей: образовании здравоохранении культуры. Не взирая на общепринятую риторику о важности культуры и искусства реальная действительность демонстрирует совершенно противоположные тенденции. Во-первых речь идет об узком понимании культуры.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Музычук В.Ю.

Институт экономики РАН

г. Москва

Сфера культуры в России:

от политики выживания к стратегии опережающего развития

Прошло без малого двадцать лет с момента образования Российской Федерации как суверенного государства. Период становления ознаменовался тяжелым социально-экономическим кризисом, охватившим все сферы общественного жизнеустройства. Особенно остро его последствия сказались на развитии социально значимых отраслей: образовании, здравоохранении, культуры.

С распадом СССР Российская Федерация сразу же сдала свои позиции в рейтинге по уровню развития человеческого потенциала (с 33-го места в 1990/1991 гг. (СССР) на 52-е в 1992 г.). В Докладе о развитии человека 2007/2008 России было присвоено 67 место. Несмотря на экономические достижения 2000-х годов, России до сих пор не удалось существенно улучшить качественные характеристики общественного жизнеустройства.

Стратегической целью принятой в конце 2008 г. Концепции долгосрочного развития Российской Федерации (Концепции-2020) является переход на инновационный, социально ориентированный путь развития. Одним из шести основных направлений предпринимаемых преобразований признается развитие человеческого потенциала. При этом основополагающее значение придается развитию науки и образования, отводя культуре исключительно роль обеспечения досуга. Не взирая на общепринятую риторику о важности культуры и искусства, реальная действительность демонстрирует совершенно противоположные тенденции.

Во-первых, речь идет об узком понимании культуры. Культура ассоциируется, как максимум, с системой культурно-досуговых учреждений, как минимум, - с деятельностью представителей творческих профессий. Культура как движущая сила общественной и личностной саморегуляции, как духовный и материальный прогресс человечества во имя качественного совершенствования всех сфер общественного жизнеустройства, к сожалению, не принимается в расчет. Узкоотраслевой взгляд на культуру препятствует ее проникновению в ткань управления обществом.

Во-вторых, низкий правовой и общественный статус культуры порождает невостребованность потенциала культуры в системе государственного устройства. Об этом свидетельствуют ряд обстоятельств: культура не вошла в перечень приоритетных национальных проектов; статья 7 Закона РФ от 09.10.1992 № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», гарантирующая обязательность культурных аспектов в государственных программах развития, на практике не работает; упоминание о культуре в ежегодных Обращениях Президента РФ к Федеральному Собранию РФ впервые появилось в тексте Послания только в 2007 году; Концепция-2020 служит ярким доказательством того, что культура не входит в зону ответственности государства; в Программе антикризисных мер Правительства РФ отсутствует как таковой раздел антикризисных мероприятий в сфере культуры; в рамках антикризисных мероприятий по сокращению дефицита государственного бюджета в первую очередь подверглись секвестированию расходы на культуру и искусство. Более того, в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) услуги учреждений культуры оказались в разделе «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», в то время как услуги образования и здравоохранения имеют свои отдельные разделы. В результате, с 2005 г. в Российском статистическом ежегоднике не приводятся данные по средней численности работников культуры и искусства, их среднемесячной заработной плате, а также другие социально-экономические показатели развития отрасли, так как они «размываются» в общей массе «прочих коммунальных, социальных и персональных услуг».

В-третьих, сфера культуры по-прежнему воспринимается как отрасль, функционирование которой обременительно, убыточно для государственного бюджета, поэтому финансово-экономические ведомства предпринимают настойчивые попытки оценить культуру исключительно с точки зрения экономической эффективности и «ввести ее в современные рыночные отношения». Несмотря на увеличение объемов финансирования культуры в последние годы, по величине расходов на культуру в расчете на душу населения в сопоставимых ценах, уровень 1991 г. был преодолен только в 2004 г., а тяжелое наследие прошлого в лице пресловутого остаточного принципа так и не кануло в лету… Проводимые с начала 2000-х годов административная, бюджетная реформы и реформа местного самоуправления только усугубили и без того сложное положение сферы культуры. Предпринятые преобразования проходили на фоне (а во многих случаях и активно способствовали) существенного сокращения сети культурно-досуговых учреждений. В первую очередь, это касается библиотек и культурно-досуговых учреждений, единственных очагов культуры на селе. Шаговая доступность в программных документах финансово-экономических ведомств сменилась транспортной (в условиях российского бездорожья!). На фоне увеличения числа театров и музеев, наметилась устойчивая тенденция к сокращению их посещаемости.

В результате, общественность находится в неведении относительно целей и результатов культурной политики, а также распределения и использования средств. Отсутствие системы мониторинга условий и тенденций культурной жизни свидетельствует о пренебрежении общественным мнением как культурным и политическим механизмом. Несмотря на существующие премии, гранты деятелям культуры, крупнейшие представители творческих профессий не обладают достаточной силой для активного регулирования культурной жизни в стране.

Приобщение к культурным ценностям сводится исключительно к посещению объектов культуры. Но для того чтобы культурные ценности были востребованы, необходимо из поколения в поколение прививать «вкус» к культуре, чтобы она становилась насущной необходимостью в жизни каждого человека. Результаты же социологических опросов Левада-центра свидетельствуют о кардинальных изменениях ценностных ориентиров россиян. В 2007 г. классическая музыка не интересовала 59% опрошенных, 54% признались, что не интересуются поэзией и художественной литературой, 58% - театром, 44% никогда или очень редко читают книги, 37% - читают иногда, от случая к случаю, а из читающей публики каждый четвертый опрошенный отдает предпочтение «женскому» детективу 1 . По опросу ВЦИОМ, 22% россиян никогда не были в театре и только 2% опрошенных посещают театр несколько раз в год. Свое свободное время 60% россиян предпочитают проводить дома за просмотром телевизора или, слушая радио, только 8% ходят в кинотеатры, а 6% - в театры 2 . По данным Левада-Центра, 50% россиян высказались о своей неудовлетворенности возможностями культурного отдыха в месте своего проживания, 18% признались в том, что культурный отдых их не интересует из-за нехватки денег и времени, а также отсутствия желания. 32% опрошенных констатировали, что возможности проведения культурного отдыха в месте их проживания за последние 5-7 лет вовсе не изменились, 10% - отметили некоторое ухудшение, 12% - заявили о существенном ухудшении, а 8% сказали, что такой возможности у них никогда и не было 3 .

Все сказанное свидетельствует о реальном ухудшении доступности культуры для широких слоев населения, что сказывается снижением культурного уровня и глубоким духовным неблагополучием современного российского общества. По сути, на протяжении без малого двадцати лет со времен обретения Россией своей суверенности отечественная культура выживала, как могла. Речь же должна идти о необходимости опережающего развития культуры, о культурном императиве социально-экономического развития, что требует актуализации культурного просвещения , придания ему массового характера, причем не только в рамках популяризации культурного наследия, а, в первую очередь, с целью предотвращения дегуманизации общества, нивелирования духовного начала в жизни людей.

Наступивший мировой финансовый кризис активно способствовал появлению очередного (цикличного по своей сути) всплеска внимания к методам прогнозирования и моделирования социально-экономических процессов, применению волнового подхода к развитию экономики. Цикличность социально-экономического развития приобретает принципиально иное значение применительно к сфере культуры в силу особой специфики культурной деятельности, так как поступательное развитие культуры обусловлено непрерывностью и синхронностью протекания двух равнозначимых процессов:

  • сохранения преемственности развития культуры, передачи накопленных культурных достижений будущим поколениям;
  • эволюционного развития культуры, появления новых форм ее проявления, необходимых для качественного прорыва, обновления всех сфер общественного бытия.

Речь идет, с одной стороны, о поддержании культуры на определенном уровне, недопустимости снижения ее качественных и количественных характеристик, сохранении культурного потенциала общества в целом, с другой стороны, - об инновационном развитии культуры, закладке мегатрендов дальнейшего развития человека и общества. Если сохранение культурных достижений общества должно осуществляться на постоянной основе вне зависимости от фазы экономического цикла, то привнесение новых форм проявления культуры испытывает на себе более ощутимое воздействие со стороны процессов цикличности, так как на нисходящей волне социально-экономического цикла они, как правило, находятся в латентном, скрытом состоянии и приобретают возможности своего реального очертания только с наступлением восходящего тренда.

Поддержание культуры на постоянной основе вне зависимости от фазы социально-экономического цикла обусловлено протеканием демографических процессов, необходимостью сохранения материального и духовного культурного наследия и снижения социальных рисков. Эволюция человечества заключается в непрерывном воспроизводстве человека, так как нарождающееся поколение за поколением нуждается в воспитании, образовании, просвещении ничуть не меньше своих предшественников. Поэтому речь идет не только о сохранении культурных достижений для будущих поколений, но и о необходимости их приобщения к культурным ценностям сегодня и сейчас. Просвещение детского и подрастающего поколения сегодня – это снижение социальных рисков и нивелирование антагонистического потенциала в будущем за счет знакомства с мировой культурой, включенности в единое социокультурное пространство. Именно поэтому поддержание культуры должно стать защищенной статьей бюджета вне зависимости от фазы социально-экономического цикла, и в особенности на его нисходящей волне.

Стадия кризиса является самой сложной для развития экономики в целом, но для культуры она особенно опасна, так как «латание дыр», как показывает практика, происходит за счет сокращения социальных расходов, в том числе на культуру и искусство. Пример России начала 90-х гг. прошлого века, а также начавшийся мировой финансовый кризис служит тому ярким подтверждением. Между тем, обращает на себя внимание опыт США: анализ динамики экономического развития, включая социальный сектор (образование и здравоохранение) демонстрирует, что ни при каких кризисных проявлениях вложения в здоровье и образование не снижались за последние чуть менее четырех десятков лет, начиная с 70-х гг. прошлого века!

Если на восходящей волне экономического цикла государство в поддержке культуры может ограничиться предоставлением социально значимого минимума, восполняя большую часть финансовых вложений за счет альтернативных источников поддержки, то в условиях кризиса последние практически не дееспособны. Государство остается один на один с решением проблем культуры, так как здесь социальная значимость культуры превалирует над индивидуальными предпочтениями спонсоров и меценатов. Необходимость государственной поддержки культуры в условиях кризиса приобретает высокое общественное звучание, так как напрямую затрагивает проблемы национальной безопасности и существования самого государства. На этой стадии ощущается насущная необходимость в патерналистком подходе со стороны государства преимущественно в форме прямого бюджетного финансирования.

Однако не следует недооценивать кризис, так как практика показывает, что пик творческой активности приходится именно на этот период с тем, чтобы при всплеске деловой активности реализовать на практике накопленные творческие достижения. Поэтому антикризисная государственная поддержка культурной деятельности необходима не только для нивелирования последствий накопленных ранее социальных рисков и предотвращения появления новых, но и поддержания творческой активности.

Современная российская действительность такова, что без активной государственной поддержки отечественной культуре с учетом накопленных ранее социальных рисков может быть нанесен невосполнимый урон. Необходимо кардинальным образом менять проводимую ныне политику выживания на стратегию опережающего развития культуры, что невозможно без реального осознания того, что: а). Культура является движущей силой общественной и личностной саморегуляции; б). Культура закладывает мегатренды дальнейшего развития общества; в). Культура – не развлечение.

Стратегия опережающего развития культуры опирается на ряд положений:

  1. Культура должна быть введена в ранг национальных приоритетов (не ограничиваясь форматом нацпроекта).
  2. Развитие культуры требует социокультурной трансформации всех сфер общественного жизнеустройства, а не только проведения организационно-экономических мероприятий в рамках одной отдельно взятой отрасли.
  3. Расходы на культуру являются инвестициями в человеческий потенциал, вложениями в будущее страны.
  4. Развитие культуры как проблематика высокого общественного звучания, а также в силу особой специфики культурной деятельности требует активной государственной поддержки.

1 Общественное мнение – 2007. М.: Левада-Центр, 2007. С. 180-195.

2 Россиянам недосуг. // Труд. 04.06.2008.

3 Общественное мнение – 2007. М.: Левада-Центр, 2007. С. 185.

PAGE 1

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

774. Разработка стратегии выживания Туймазинского ДРСУ ОАО «Башкиравтодор» 67 KB
Анализ - деятельности предприятия. Необходим выбор приоритетов и выработка стратегии в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом использующей сильные стороны деятельности предприятия. Разработка стратегии предприятия начинается с определения основных ориентиров предпринимательской деятельности так называемой его философии которая в сочетании с мотивационной идеей определяет основные направления развития предприятия и устанавливает цели фирмы. Важным источником...
13967. Современные тенденции развития народной художественной культуры в России 40.33 KB
Современные тенденции развития народной художественной культуры в России. Промежуточные формы культуры. Актуальность данного исследования состоит в том что вторая или как вариант вторичная жизнь традиции социальное проигрывание разных вариантов включения ее в современный культурный мир и живой обиход повышают роль исторической народной культуры прежде всего художественной в новых обстоятельствах когда общество и человек сталкиваются с неизбежной перспективой многовариантности во всех планах: собственно культурном социальном...
16647. К вопросу о стратегии развития России в условиях мирового финансового кризиса 13.12 KB
В настоящее время со всей остротой снова встал вопрос о направлении стратегического развития России. Определение главной стратегической задачи развития России невозможно без учёта особенностей мирового финансового кризиса поскольку Россия оказалась втянутой в мировую капиталистическую систему в которой действуют глубинные законы приобретающие всеобщий характер. в России больше чем в других крупных странах произошло снижение основных экономических...
16729. Выбор стратегии социально-экономического развития России и механизм ее реализации 13.02 KB
Утверждение что циклы и кризисы являются неизбежным условием развития привело к тому что сегодня на самом высоком государственном уровне будущее видится только через проблему цикличности развития экономики например через ситуацию что с учетом цикличности через 7-10-12-15 лет созреет новая кризисная волна. Вместе с тем канцлер Германии Ангела Меркель на саммите Группы восьми G20 и в Питтсбурге призвала мировых лидеров положить конец цикличности чтобы предотвратить повторение мирового кризиса. В интервью газете The Wll Street Journl...
13094. Теоретико-методологические аспекты развития образования опережающего типа 26.88 KB
Развитие преобразующей направленности мышления как цели и результата образования опережающего типа. Информатизация информационные технологии информационная среда обучения как условия развития опережающего образования. Особенности и перспективы развития Интернетобразования.
11033. Разработка стратегии предпринимательской и кадровой политики 168.21 KB
Перечень вопросов, разрабатываемых студентом: Вопросы касающиеся проблем участия Казахстана в Мировой экономике, разработка стратегий предпринимательской и кадровой политики, мероприятия проводимые государством для того что бы приблизить казахстанскую экономику к готовности принят стратегические разработки кадровой и
16773. Особенности стратегии развития муниципального образования на основе концепции устойчивого развития 14.49 KB
В современных условиях муниципальным органам власти приходится одновременно решать множество разноуровневых и разнонаправленных задач в условиях жесткого лимита времени дефицита ресурсов а также динамично меняющейся как внешней так и внутренней среды. Новая технология муниципального управления состоит в стратегическом планировании муниципального развития. 189-197] В основе стратегии лежит та или иная концепция развития которая...
21738. Оценка кадровой политики в Министерстве культуры Республики Коми 30.81 KB
Общие сведения краткая историческая справка о Министерстве культуры Республики Коми. Анализ численности персонала его структуры динамики использования рабочего времени в Министерстве культуры Республики Коми. Система управления персоналом в Министерстве культуры Республики Коми. Система найма и отбора персонала в Министерстве культуры Республики Коми.
5785. Региональное развитие государственной политики в области физической культуры и спорта 65.31 KB
Отличительные черты государственной политики в области физической культуры и спорта. Современное состояние государственной политики РФ в области физической культуры и спорта. Региональное развитие государственной политики в области физической культуры и спорта. Система физической культуры и спорта в Саратовской области. Концепция развития физической культуры и спорта в Саратовской области.
11379. БЮДЖЕТНОЕ И ВНЕБЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 319 KB
Цель работы изучить бюджетное и внебюджетное финансирование бюджетного учреждения провести анализ работы выявить при этом имеющиеся проблемы и разработать предложения по его совершенствованию. Понятие бюджетного учреждения. Анализ бюджетного и внебюджетного финансирования расходов на примере...

На начало 2001 г. в Российской Федерации насчитывалось 547 профессиональных театров, в том числе 65 - оперы и балета, 318 - драматических и музыкальной комедии, 151 - кукольных и юного зрителя, 264 концертные организации и самостоятельных филармонических коллектива, 62 цирка, 2047 музеев, 51,2 тыс. общедоступных библиотек, 54,8 тыс. учреждений культурно-досугового типа (дворцы культуры, клубы, центры досуга и т.п.), 542 парка культуры и отдыха. Количество недвижимых памятников истории и культуры, охраняемых государством, составило 84,9 тыс.

Таблица 4.4. Показатели развития сферы культуры

Посещаемость театров на

1000 населения

Посещаемость музеев на

1000 населения

Библиотеки, тыс.

Численность читателей

библиотек на 1000 населения

Культурно - досуговые

учреждения, тыс.

Количество мест в культурно-

досуговых учреждениях на

1000 населения

Количество стационарных

киноустановок, тыс.

Количество посещений

киносеансов в среднем на

одного жителя

Количество газет (изданий)

Разовый тираж газет, млн. экз.

Количество журналов и других

периодических изданий

Годовой тиражжурналов и

других периодических

изданий, млн. экз.

Количество наименований

изданных книг и брошюр, тыс.

Тираж изданных книг и

брошюр, млн. экз.

Источник: Российский статистический ежегодник. 2001. М. Госкомстат России, 2001. С. 259-265.

Сеть организаций, занимающихся исполнительским искусством, сохранением культурного наследия, клубной деятельностью, формировалась в советское время (табл. 4.4) как сеть государственных учреждений и учреждений, принадлежащих государственным предприятиям. Она строилась в соответствии с определенными принципами и нормативами размещения учреждений культуры. Для городов разной численности и разного статуса (районный центр, город областного подчинения, областной центр, центр автономной республики, столица союзной республики) предусматривался свой определенный минимальный набор учреждений культуры.

Пользование библиотеками и ряд услуг культурно-досуговых учреждений были бесплатными для населения. Цены на входные билеты в музеи, на театральные спектакли и филармонические концерты устанавливались на низком уровне, обеспечивающем доступность этих видов культурной деятельности. Государственные театры, концертные организации, музеи, массовые библиотеки и клубные учреждения финансировались из государственного бюджета по смете доходов и расходов. Расходы на содержание культурно-досуговых учреждений и библиотек, принадлежавших предприятиям и колхозам, покрывались за счет их собственных средств.

В переходный период от плановой к рыночной экономике вышеуказанные отраслевые системы эволюционировали в разных направлениях. Если общее число библиотек, культурно-досуговых учреждений, парков культуры и отдыха уменьшалось, то сеть театров и музеев, наоборот, расширялась (табл. 4.4). Особенностью организации театрального дела в нашей стране в период социализма было использование исключительно модели репертуарного театра (модели МХАТа). С конца 1980-х гг. в стране появилось несколько тысяч небольших по размеру театральных студий, часть которых стала профессиональными репертуарными театрами. Одновременно получила развитие другая, широко применяемая в мире модель организации театральной деятельности - антреприза.

Вместе с тем показатели посещаемости всех видов учреждений культуры в последнее десятилетие снижались. Основными причинами этого стали бурное развитие аудиовизуальной техники, кабельного и спутникового телевидения, расширившие возможности многих людей потреблять культурные блага "на дому" и превратившие многие квартиры в "домашние учреждения культуры". Сыграли свою негативную роль также сокращение туризма внутри страны и ухудшение качественных характеристик благ, предлагаемых населению, обусловленное значительным уменьшением государственного финансирования сферы культуры.

Приватизация экономики затронула рассматриваемые секторы сферы культуры. Учреждения культуры, принадлежавшие приватизируемым промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, были частично переданы в муниципальную и государственную собственность, частично остались в собственности приватизированных предприятий, а некоторые культурно-досуговые организации стали самостоятельными хозяйственными обществами. В настоящее время профессиональные театры, филармонии, библиотеки, музеи, культурно-досуговые учреждения в подавляющей части остаются в рамках общественного сектора экономики и находятся в государственной или муниципальной собственности.

В отличие от деятельности в области исполнительских искусств и сохранения

культурного наследия, выпуск периодических изданий и книг, производство

аудиовизуальной продукции осуществляются теперь по преимуществу негосударственными организациями.

Общее количество издаваемых газет в нашей стране устойчиво растет в течение последних двадцати лет, но разовый тираж, достигнув пика в 1990 г., стал затем сокращаться (табл. 4.4). В 2000 г. выпускалось 5,8 тыс. газет, а их разовый тираж в расчете на 1000 населения составил 109 экз. Это соответствует показателям таких стран, как Италия, Мексика, Турция. Для сравнения: в США значение указанного показателя в два раза выше, в Великобритании - в три раза. Общий тираж издаваемых книг сократился за последние десять лет более чем в три раза. В 2000 г. было издано 471 млн. экз. Но количество наименований издаваемых книг стало расти в последние годы, достигнув в 2000 г. 60 тыс. Разнообразие издаваемых книг увеличивается, но средний тираж одного издания падает.

Таблица 4.5. Показатели деятельности отрасли кинематографии

Выпуск полнометражных игровых

В том числе с государственным

финансированием

Количество посещений киносеансов,

© 2024 bugulma-lada.ru -- Портал для владельцев автомобилей