Русский Туркестан. История, люди, нравы. Туркестан – город, в котором живет вера Городской акимат туркестан

Главная / Ремонт

В Южном Казахстане лежит один из древнейших городов Средней Азии – Туркестан. Его основание относится к 490 году н.э. В средневековый период он представлял собой город - крепость, называвшуюся Яссы и лежащую на пересечении торговых путей из Хивы, Самарканда и Бухары в Северный Казахстан. Через него текли бесчисленные караваны Великого Шёлкового пути. Город славился своими арыками, которые местные жители почитали как живые существа. Им давали особые имена. К ним возносили молитвы. Своего наибольшего расцвета город достиг в 12 столетии. В этот период он был оживлён и очень многолюден. Он становится столицей целого округа и получает новое название Шавгар. Слава о его богатствах простиралась по всему Востоку.

С 13 столетия началось завоевание Азии монголо-татарами. Их продвижение носило опустошительный характер – города разрушались, население истреблялось. Шавгар тоже пострадал, однако уцелел. В 14 веке, он вновь превратился в крупный административный центр, а затем в столицу Казахского ханства, которой оставался вплоть до 18 века. С 16 столетия он получает новое название Туркестан. Сюда переносят свою резиденцию среднеазиатские правители из династий хорезмшахов, шейбанидов, тимуридов,чавгатаидов. Туркестан является одним из важнейших религиозных центров ислама. Это связано с тем, что в 12 веке здесь жил поэт, мыслитель и философ Ходжа Ахмед Ясави. Он был одним из учителей суфизма или "учения истины". Через 233 года после его кончины, по приказу Тимура, на его могиле был построен мавзолей. Существуют исторические свидетельства того, что Тимур лично принимал участие в разработке проекта и строительстве мавзолея. Это грандиозное сооружение портально-купольного типа с толщиной стен до 2 метров и размерами 67 х 47 метров. Его главный купол является самым большим в Казахстане и имеет диаметр более 18 метров. Строительным материалом для мавзолея является жжёный кирпич. Технологию его производства древние мастера довели до совершенства.

Облицовка северной части портала отличается особой красотой. Вовнутрь усыпальницы ведёт дверь, украшенная тонкой костяной резьбой. Мавзолей считается одной из главных мусульманских святынь, и благодаря ему Туркестан почитается как священный город. Паломники называют его «малой Меккой» и говорят, что три поездки в Туркестан приравниваются к одному хаджу в Мекку. Современный Туркестан является одним из крупнейших районных центров Южно-Казахстанской области, с населением около 100 тыс. человек. Это крупный индустриальный, культурный, образовательный и туристический центр республики Казахстан. В городе сосредоточено 13 крупных промышленных предприятий, среди которых наиболее известны: хлопко-обрабатывающая фабрика АО Ясы КПО, машиностроительное предприятие КУАТ, завод Туркестан-агрореммаш, трикотажная фабрика, завод по производству антибиотиков, совместное предприятие "ПАРАБЕ" по изготовлению перевязочных материалов. В 1994 году свои двери распахнул Туркестанский университет, имеющий 13 факультетов.

Этот казахстанский город известен во всем тюрко-язычном мире, как место, где находится мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави - основателя теологической школы, просветителя и поэта, о котором с благо-дарностью вспоминают все жители Средней Азии. Мавзолей - сложная и необычная постройка, он со-оружен по личному повелению завоевателя Тимура. И в наши дни Туркестан остается центром междуна- родного паломничества.

ИСТОРИЯ ДВУХ ГОРОДОВ

Современный Туркестан появился на месте старинных городских поселений Туркестанского оазиса.

С древнейших времен Туркестан являлся одним из духовных и политических центров тюркскоязычного мира. Сегодня это город областного подчинения в Южно-Казахстанской области .

Туркестан расположен в зоне пустынного климата с признаками резко континентального. Местный климат поражает контрастами: летом температура может подняться почти до +50°С, а зимой возможны морозы ниже -30°С.

Туркестан — традиционное название районов Средней и Центральной Азии с преимущественно тюркским населением. Казахстанский Туркестан — старейший город страны.

Поселение на месте современного города Туркестана появилось около 500 г. Место выбрано не случайно: здесь пересекались пути торговых караванов, шедших из Самарканда, Бухары и Хивы и далее — на север.

В период VI—XI вв. главным городом в этих местах стал Шавгар (Шавагар), которому подчинялись близлежащие поселения, в том числе Ясы, на месте которых вырос нынешний Туркестан.

В 552-702 гг. Шавгар подчинялся Тюркскому и Западно-Тюркскому каганатам, затем Тюргешскому каганату. В период господства государства Саманидов (820-999 гг.) Шавгар находился в его северо-восточном круге Испиджаб. В IX — первой половине X в. Саманиды отражали набеги тюркских племен, и в районе Шавгара постоянно шли сражения.

Расцвет Шавгара пришелся на IX-X вв., он стал крупным ремесленным и торговым центром на торговом пути, соединявшим сырдарьинские города с земледельческими оазисами Средней Азии и Хорезмом.

Когда империя Саманидов пала, Шавгар входил в состав одного из кара-ханидских уделов с конца X в. и до начала XII в., превратившись в небольшой поселок, заброшенный в XII—XIV вв.

С XII в. экономическим и политическим центром региона становится поселение Ясы (будущий Туркестан), ранее подчинявшееся Шавгару. Этот же период в истории города связан с именем поэта-мыслителя Ходжи Ахмеда Ясави (1103-1166 гг.), жившего и творившего здесь.

Ходжи Ахмед Ясави — особо почитаемый казахский поэт и суфий. В возрасте 63 лет он принял решение полностью отдать свою жизнь религии. Покинув общество людей, он заточил себя в келью в подвале до конца жизни. Поступок свой Ходжи Ахмед Ясави объяснил тем, что никто и никогда не может быть выше Пророка. Он же, будучи предан своей религии, отныне не имеет права видеть солнце.

Ходжи Ахмед Ясави основал теологическую школу, у него появилась масса учеников, благодаря ему Туркестан превратился в важный центр просвещения в Средней Азии. После кончины суфийского святого и шейха на кладбище города Ясы образовался религиознокультовый центр, куда устремились паломники со всей Средней Азии. Мавзолей шейха стал частью мемориального комплекса и самым посещаемым культовым местом в Средней Азии.

Мавзолей (ханака) сооружен по повелению полководца и завоевателя Тимура (1336-1405 гг.) в 1399 г. на месте захоронения Ходжи Ахмеда Ясави. Строение должно было способствовать возвеличиванию ислама и его дальнейшему распространению.

Первые упоминания о городе как о Туркестане относятся к XV в. В период правления Есим-хана (1598-1628 гг.) он стал столицей Казахского ханства.

Туркестан оставался столицей Казахского ханства до XIX в. В 1864 г. город осадили и захватили русские войска, а все окружающие земли вошли в состав Российской империи.

После установления советской власти город активно развивался, строились промышленные предприятия.

С 1991 г. входит в состав Республики Казахстан.

МУСУЛЬМАНСКАЯ СВЯТЫНЯ СРЕДНЕЙ АЗИИ

По утверждению паломников, три поездки в Туркестан равняются малому хаджу в Мекку.

Главная достопримечательность Туркестана, уважительно именуемая «казахской Меккой», — комплекс мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави. Это очень своеобразный пример архитектуры эпохи Тимуридов: в нем находятся помещения разного предназначения, именуемые джамаатхана (зал собраний), гурхана (усыпальница), большой и малый аксараи (помещения для совещаний), китабхана (библиотека и архив), асхана (столовая), кудукха-на (колодезная) и худжры (комнаты для служителей паломников).

Мавзолей, построенный по повелению Тимура, возведен на месте более ранних построек суфийской общины. Об этом напоминают несколько фрагментов стен раннего мавзолея, сооруженного над могилой тюркского суфия и впоследствии вмурованные в стены сооружения конца XIV в.

Сам Тимур назвал главные размеры здания, несколько декоративных деталей здания и внутреннего убранства. Сохранилась надпись над входом в мавзолей: «Это святое место сооружено по велению властелина... Тимура Гургана...». Лучшие мастера со всех концов империи Тимура работали над мавзолеем. В 1405 г. Тимур скончался, работы на мавзолее прекратились, остались незаконченными портал и отделка некоторых помещений.

Главное помещение — усыпальница Ахмеда Ясави. Еще Тимур называл усыпальницу Ходжи Ахмеда Ясави «раудат», что в переводе с арабского языка означает «сад», а применительно к усыпальнице — «райский сад». Поэтому и выполнена она весьма изысканно. В центре зала — надгробие: трехступенчатый подиум, облицованный плитами серпентинита (змеевика). Надгробие украшено резьбой в виде жгутов. Помещение перекрыто двойным куполом. В основании стен — резной цоколь и панель из шестигранных зеленых плиток, расписанных золотом.

В северо-западном углу здания — мечеть с высоким куполом: единственное помещение ханаки с сохранившимися фрагментами настенных росписей голубыми красками. Шедевр мозаичного искусства — михраб мечети, созданный в технике наборной глазурованной мозаики.

Все помещения связывает воедино джамаатхана — большой зал собраний под самым крупным из сохранившихся в Средней Азии сфероконических куполов.

Фасад здания покрыт многоцветными глазурованными облицовками с преобладанием оттенков бирюзы. Стены сложены из квадратного обожженного кирпича на гипсовом растворе.

Рядом с мавзолеем Ходжи Ахмеда Ясави постепенно, на протяжении веков, сформировался некрополь с ханскими захоронениями-мавзолеями меньшего размера, а некоторые захоронения находятся в самой ханаке. Согласно мусульманским поверьям, быть погребенным как можно ближе к могиле — значит обеспечить себе его покровительство в загробном мире.

Мавзолей шейха стал частью мемориального комплекса и самым посещаемым культовым местом в Средней Азии. Внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2003 г.

Сегодняшний Туркестан — промышленный, образовательный и культурный центр южного Казахстана, центр отечественного и иностранного туризма. Большинство населения — казахи, за ними следуют узбеки. Русских в городе осталось совсем немного, в период распада СССР большинство из них выехали в крупные города страны и на территорию РФ.

Жители города привыкли делить город на две части: старую, именуемую «узбекской», и новую, называемую «русской». В первой находятся здания и сооружения, появившиеся в городе до установления в Казахстане советской власти. Во второй — построенные в годы СССР и после образования Республики Казахстан.


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Исторические:

■ Развалины городища Ясы (XII—XIII вв.).

■ Подземные мечети Хильвет и Аулие Кумчук-аты (XII—XIII вв.).

■ Мавзолеи Рабиги Султан Бегим, Есим-хана, Аблай-ха-на, Абулхаир-хана и Казыбек би (XV—XVI вв.).

■ Государственный историко-культурный заповедник-музей «Азрет-Султан» (1991 г.).

■ Мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави (XIV в.).

■ Железнодорожный вокзал (памятник архитектуры, 1905 г.).

Культурные:

■ Музей истории города Туркестан.

■ Музей археологии и этнографии.

■ Музей «Джума-мечеть» (XVIII—XIX в.).

■ Музей восточной бани.


ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Легенды рассказывают, что, когда строился мавзолей, отхумдана (кирпичного завода), находившегося в Сауране, рабочие из рук в руки передавали кирпичи для строительства. Это кажется преувеличением: городище Сауран находится в 43 км к северо-западу от Туркестана.
■ Комплекс мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави — соединение разных по функциям помещений, из-за чего ученые пока еще не пришли к единому мнению относительно одного общего названия. Его называют мавзолей, мечеть, мемориальный комплекс или ханака (монастырь). Последнее название используется чаще других: ханака — приют, монастырь дервишей.
■ Центральная достопримечательность самого мавзолея — средневековая чаша для воды Тай Казан, считающаяся самой большой в мире: диаметр — 2,45 м, вес — 2 т. Отлита, по легенде, из сплава семи металлов. Внушительные размеры казана объясняются древними верованиями тюркских племен: край казана должен располагаться на высоте рта приближающегося к нему человека.
■ Биография Тамерлана «Зафар-наме» (Книга побед, 1425 г.) сообщает, что до закладки мавзолея в конце 1397 г. Тимур совершил зиарат (поклонение) на могиле Ахмеда Ясави и тогда же дал указание о создании в городе этого грандиозного сооружения.
■При Саманидах город Шавгар (нынешний Туркестан) входил в круг Испиджаб — важный форпост на северо-восточных границах, сдерживающих кочевников, а город Шавгар, по словам арабского географа Шамсудцина аль-Мукадцаси (946/947 — после 1000 г.), был «...славной пограничной крепостью и местом войны за веру». Поэтому город обладал важными привилегиями: управлялся местной тюркской династией, и его даже освободили от уплаты хараджа (государственный налог за пользование землей). Владетель круга Испиджаб отправлял Саманидскому двору символическую плату — мелкую монету, равную 1/6 дирхема, и метлу — «выметать измену».
■ Город Ясы существовал под этим названием и в домонгольское время. Свидетельством этому стали серебряные монеты из Восточной коллекции Государственного Эрмитажа. Они были отчеканены около 1200 г. от имени хорезмшаха Мухамеда ибн Текеша на монетном дворе Ясы в недолгий период подчинения сырдарьинских городов хорезмшаху.
■ В 1760-е гг. Казахское ханство оказалось перед угрозой завоевания китайцами. В 1762 г. в Туркестан прибыли китайские послы. Они сообщили о намерении прислать войско для совершения религиозных обрядов у мавзолея Ходжи Ахмеда в Туркестане и Синей горы у Самарканда. По китайскому обычаю это означало переход ханства в подчинение Китаю. В 1763 г. спешно образовался антикитайский союз мусульманских народов Средней Азии во главе с афганским шахом Ахмадом, и только это остановило продвижение китайцев.
■ Российский географ Пётр Рычков (1712-1777 гг.), член-корреспондент Российской академии наук, так описывал пришедший в XVIII в. в упадок город Туркестан в своем труде «Топография Оренбургской губернии»: город «не так знатен, как прежде», «улицы в нем кривые и весьма тесные, так что поперек инде меньше одной сажени».
■ При раскопках в Туркестане обнаружено погребение коня, относящееся к VII в. Раннетюркские погребальные обряды включали и такие одиночные захоронения коней, которые археологами считаются кенотафом — символической могилой без захоронения человека.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Местонахождение: юг Казахстана, Южно-Казахстанская область.
Административное деление: город Туркестан. 12 сельских округов.
Основан: около 500 г.
Языки: казахский, узбекский, русский.
Этнический состав: казахи — 62,25%, узбеки — 35,64%, прочие — 2.11% (2015 г.)
Религия: ислам (суннизм).
Денежная единица: тенге.

ЦИФРЫ

Площадь (с подчиненными сельскими округами): 9400 км2.
Площадь города: 7,4 км 2 .
Население(с подчиненными сельскими округами): 155 552 чел. (2014 г.).
Удаленность: 165 км к северо-западу от г. Шымкент, административного центра Южно-Казахстанской обл.
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави: длина — 60 м, ширина — 50 м, высота — 44 м, диаметр главного купола — 18,2 м, толщина наружных стен — 1,8-2 м, центральной части — 3 м, количество помещений — 30.

КЛИМАТ

Пустынный, резко континентальный.
Средняя температура января: -З°С.
Средняя температура июля: +28°С.
Среднегодовое кол-во осадков: 210 мм.
Относительная влажность воздуха: 55%.

ЭКОНОМИКА

Промышленность: машиностроительная (кузнечно-прессовое оборудование), строительных материалов (алебастровый завод), кормовых антибиотиков, легкая (хлопкоочистительная, швейно-трикотажная).
Железнодорожный узел на линии Оренбург — Ташкент.
Сфера услуг: паломнические, туристические, транспортные, торговые, финансовые.

Указ «О некоторых вопросах административно-территориального устройства Республики Казахстан», согласно которому в Казахстане появилась Туркестанская область, а областным центром стал город Туркестан. Чем прославился этот города за свою 1 500-летнюю историю, разбирался журналист .

Взгляд в историю

Первые упоминания о поселении на месте современного города Туркестана, расположенного на пересечении караванных путей из Самарканда, Бухары и Хивы на север, появилось около 500 г. н. э.

В X веке - упоминается город Шавгар (Шавагар), с XII века - Ясы (Яссы). В средневековье Ясы был городом-крепостью. В XII веке здесь жил суфийский поэт, философ Ходжа Ахмед Ясави, который был похоронен тут же. Тамерлан, в состав империи которого входил и Ясы, в 1396 - 1398 годах рядом с мавзолеем Ясави стал строить мечеть. Но, получилось у него это не сразу.

Сначала ему пришлось построить мавзолей Арыстан-баба - еще один важный исламский мавзолей в Туркестане, сохранившийся до наших дней. Святой Арыстан-баба, в некотором роде был предшественником Ясави. Легенда гласит, что сам пророк Мухаммед передал свои четки Арыстан-бабу, а тот, в свою очередь, подарил их юному Ясави.

По легенде, когда Тамерлан начал строить мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, конструкция несколько раз непонятным образом разрушалась. После чего Тамерлану приснился сон, в котором было дано повеление сперва построить мавзолей для Арыстан-баба, а уж затем заботиться о памяти Ясави. Так он и сделал - и по этой же причине паломники посещают мавзолеи именно в таком порядке. К слову, тогда же город Ясы приобрел известность в мусульманском мире как религиозный центр - Азрет султан (Хазрет султан).

Первые упоминания о Туркестане, как о городе относятся к XV веку. В XVI—XVIII веках, в период Казахско-джунгарских войн, значительная историческая часть города около Мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави была разрушена, но сама святыня устояла.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави. фото: yandex.com

Достопримечательности

Помимо мавзолеев Арыстан-баба и Ходжи Ахмеда Ясави (который является главной достопримечательностью города), в Туркестане имеется немало других мест представляющих интерес для туристов. К ним можно отнести гробницы казахских ханов Есим-хана, Аблай-хана, Абулхаир хана и других, бия Казыбека (одного из создателей первого свода казахских законов «Жеты Жаргы»), и других государственных политических, военных, религиозных и иных деятелей, внесших вклад в становление казахской государственности.

В историческом центре Туркестана также расположено множество других исламских достопримечательности: подземная мечеть Хильвет (XII века), музей «Жума мечети» (XVIII века), Музей восточной бани и Музей истории города Туркестан, Музей археологии и этнографии, Музей-мавзолей Рабии Султан Бегим XV века. Заслуживают внимания путешественников и заповедник-музей Азрет-Султан, а также железнодорожный вокзал, построенный в 1905 году и являющийся памятником архитектуры.

Музей-заповедник «Хазрет-султан». фото: Someplace.kz

Экономика и промышленность

С 1968 года - Туркестан был лишь одним из множества городов Южно-Казахстанской области. Хотя уже со второй половины XX века являлся крупным промышленным, образовательным и культурным центром, центром внутреннего и зарубежного туризма.

В городе работает больше десятка промышленных объектов, среди которых хлопкообрабатывающий и машиностроительный заводы, швейно-трикотажная фабрика, завод антибиотиков, фабрика, выпускающая мебельные изделия и обувь.

Действуют предприятия пищевой промышленности, производители строительных материалов. Развито животноводство, растениеводство. Особое место в сельском хозяйстве региона занимают выращивание зерновых культур и высоких сортов хлопка-сырца.

Туркестан является крупным региональным центром торговли, в городе расположен крупный рынок. В 1991 году в городе открыт Туркестанский университет с 13 факультетами, в 1993 году переименованный в Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмета Яссави. Он рассчитан на 22 тысячи студентов и считается одним из наиболее крупных по численности учащихся вузом центральной Азии.

В 2000 году город отметил 1500-летний юбилей.

Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмета Яссави. фото: SkyscraperCity

Климат

По классификации Алисова климат в городе - субтропический внутриконтинентальный, крайне засушливый, летом осадки могут выпадать не каждый год. Туркестан - один из немногих городов в мире, где непосредственно фиксировалась температура в +49 °C, в то же время зимой возможны трескучие морозы.

Лето чрезвычайно жаркое: средняя температура июля составляет 28,7 °C, января −3,1 °C. Летом характерны огромные суточные колебания температуры, которые составляют 15-20 °C, зимой меньше - около 10 °C в связи с не столь сильным прогревом Солнца. Погода зимой неустойчива и варьирует от сильных оттепелей до затяжных похолоданий.

Среднегодовая температура (2001 - 2016) - +13,8 C°.

Туркестан. фото: wikiway.com


Больше новостей в Telegram-канале . Подписывайся!

В любом туристическом описании Казахстана можно найти фразу о том, что "восточного колорита" здесь нет... но как и большинство подобных клише, это не совсем так. И древний Туркестан интересен не только показанными в прошлых частях грандиозным и - это ещё и самый "восточный" по духу город Казахстана, да при том весьма крупный (158 тыс. жителей). Дело в том, что около половины его населения составляют узбеки, а их уклад куда более ярок и патриархален, чем у казахов, будь то цветастые платья, огромные базары или старенькие РАФики, составляющие основу местного транспорта.

Несмотря на внушительный размер (крупнее иных областных центров), Туркестан - город одноэтажный. Сейчас я вообще не могу припомнить, есть ли в нём жилые дома выше двух этажей, а в основном это бесконечный массив частного сектора, вытянутый по степи на полтора десятка километров. Заблудиться тут не сложнее, чем в лесу - 9/10 города выглядят так:

2.

Характерные для Средней Азии дома второй половины ХХ века с явным подкосом под купеческую архитектуру и дувалы - высокие заборы из сырцового кирпича, похожие на крепостные стены:

3.

Население стремительно растёт (с 1989 года, когда тут жило 77 тыс. человек, город вырос вдвое, причём 9/10 этого роста пришлось на "нулевые" годы), семьи в основном многодетны, поэтому - много всякого самостроя. Вот например веранда над воротами, сделанная из подручных материалов вплоть до ковров:

4.

Совершенно не характерный для Средней Азии дом непонятного возраста - может, какие-нибудь депортанты типа крымских татар построили?

5.

А вот небольшие быстровозводимые мечети как раз для Средней Азии очень характерны... но для остального Казахстана - нет:

6.

Главная улица под разными названиями проходит через весь город, начинаясь у вокзала:

7.

Примерно в трёх километрах от последнего - базар, ещё через пару километров - Хазрет-Султан, а между ними "цивильный" туркестанский центр:

8.

Но даже здесь заметно, что мы на Востоке. "Исламский ломбард", подозреваю, должен давать ссуды без процентов, ибо иначе уже ростовщичество. Слышал, что в странах типа Ирана даже кредиты даются беспроцентные. Кстати, в прошлый приезд я так и не нашёл тут ни единого банка, а валюту пришлось менять с рук у мужиков на вокзале, что не очень приятно - так что озаботьтесь разменом заранее.

9.

В этот раз, впрочем, набрёл на обменник, но он мне уже был не нужен. И хотя русских тут около 1% населения, очень много русскоязычных вывесок - ведь как уже говорилось, казахи тут лишь 52% населения, а ещё около 40% - узбеки, и хотя оба языка тюркские, русский видимо используют как межнациональный... хотя и с сильным акцентом.

10.

В обычном доме за открытым окном вполне может оказаться, например, валяльная мастерская:

11.

Тут и там - открытые асханы (столовые): общепит в Средней Азии куда популярнее, чем в России, причём в нищей Киргизии - куда больше, чем в богатом Казахстане. Тут обратите внимание на тандырную печь:

12.

Впрочем, асхана с прошлого кадра ещё вполне цивильна, а много в Туркестане и вот таких забегаловок - увидев такую первый раз, я подумал, что это местные себе стол накрыли и что-то празднуют... а "местные" предложили мне покушать шашлыка - это тоже кафешка, только очень маленькая. И несмотря на некоторую антисанитарию, шашлык оказался очень неплох, к нему прилагался чайник чаю, бесплатный хлеб и несколько вопросов к чужестранцу.

13.

Апофеозом всего этого является огромный базар в геометрическом центре города. И в 2012, и в 2013-м мне нравилось просто бесцельно бродить по базару, наблюдая его толчею. Это настоящий Восточный базар, каким его себе представляешь из Москвы, может быть и менее колоритный, чем в городах Узбекистана или хотя бы киргизском Оше, но для неподготовленного человека несказанно впечатляющий.

14.

Пару десятков кадров отсюда я уже выкладывал в посте "", который написал ещё будучи в Алма-Ате - так что прошу туда, этот пост перегружать не буду: Туркестанский базар стал основой того поста.

15.

Узбекские швеи в местном ателье, куда я ходил заделывать свои джинсы. Меня спросили, сколько я готов заплатить, и я честно сказал, что не знаю, почем это, и с надеждой выдал цифру 500 тенге (100 рублей). Узбечка только всплеснула руками - это очень много! И предложила сделать за 400. Когда же дело дошло до рассчёта, и вовсе взяла 300, то есть ушлый человек сумел бы сторговаться и на 200.

16.

Узбеки на казахов непохожи, даже фенотип абсолютно другой - если казахи всё-таки монголоиды, то узбеки - южно-европеоиды типа кавказцев. Везде в Казахстане мне говорили, что они более набожны, очень трудолюбивы и домовиты, а по личным впечатлениям - дружелюбны, гостеприимны и коммуникабельны. В отличие от кочевников казахов и киргизов, узбеки издавна были земледельческим народом, и думаю, не надо пояснять, что азиатские крестьяне - самые трудолюбивые люди на свете. В общем, после этих поездок я к узбекам проникся уважением.

17.

Как и казахи, узбеки - не монолит, между Ферганой, Бухарой и Хорезмом всегда были очень существенные различия, не случайно когда Россия пришла в Туркестан, существовало три узбекских ханства. Старый узбек-историк в Чимкенте говорил мне, что казахстанские узбеки ближе по своей сути к Хорезму, где по сравнению с Бухарой влияние Персии было наименьшим, а кочевничьи пережитки - наибольшими. Однако в отличие от казахов, узбеки имели давнюю городскую культуру, и испокон веков были основным населением городов Южного Казахстана.

18.

Нынешняя Южно-Казахстанская область вклинивается к самому центру Средней Азии, почти дотягиваясь до Ташкента, но при этом уровнем жизни существенно превосходит Узбекистан. Вдобавок, она в Казахстане с большим отрывом крупнейшая по населению (2,6 миллиона человек, то есть 17% от всей страны), но одна из самых маленьких по площади. Вкупе с положительной рождаемостью это приводит к тому, что её города растут с невиданной на постсоветском пространстве скоростью - и Туркестан едва ли не в лидерах этого роста. Что бросается в глаза - тут очень много детей, как узбекских, так и казахских (да и девушки на переднем плане - явные казашки).

19.

Ещё один народ, чьё присутствие в Турке стане хорошо ощущается - это турки. Вернее, живут ли здесь сами люди турецкой национальности, я не знаю, но к месту, где покоится главный тюркский святой, крупнейшая страна тюркского мира относится весьма внимательно. Одно из "градообразующих предприятий" Туркестана - это Казахско-Турецкий университет имени Ясави, основанный в 1992 году Нурсултаном Назарбаевым и Сулейманом Димерелем - тогдашним президентом Турции, при которой последняя совершила огромный экономиечский рывок. На восточной окраине Туркестана, у дороги на Чимкент - внушительных размеров кампус, построенный на турецкие деньги, а учиться сюда едут со всей республики - то есть, нынешний Туркестан - город не только паломнический, но и студенческий.

20.

В общем, это отчасти "витрина" Казахстана, поэтому тут много достаточно ухоженных уголков и симпатичных инсталляций:

21.

22.

Которые органично сочетаются с вполне азиатским бардаком. Выезд на Кызылорду, например, "украшает" бескрылый фюзеляж небольшого самолёта, тупо валяющийся у дороги. Что это, к чему и откуда - не знаю. Кадр снял на ходу сквозь тонированное стекло - отсюда такое качество. На заднем плане, за дувалом - типичные дома туркестанских окраин.

23.

А вот другая часть местного колорита - РАФики, который тут составляют добрую половину парка маршруток. Правда, по впечатлениям их поголовие тает на глазах и с прошлого года заметно уменьшилось. Говорят, их всё ещё много в Узбекистане, а например в Киргизии (не говоря уж про остальной Казахстан) в таком количестве я их не видел нигде.

24.

Они были основной продукцией Рижской автофабрики (основанной в 1951 году) с момента её переезда в Елгаву (1976), и их выпуск прекратился вместе с её закрытием (1997), оставшись в истории автомобилестроения как самый массовый советский микроавтобус. Прибалтийские маршрутки как основной транспорт среднеазиатского города - наглядный пример того, как сходятся противоположности. Говорят, ещё в начале 1990-х они были очень распространены в России, но вот маршруток-РАФиков хоть убей не вспомню, только "Скорую помощь", от ассоциаций с которой я в Туркестане не мог отделаться.

25.

По ощущениям ездить на них - примерно как на корейских маршрутках в Улан-Удэ: жутко тесный салон, но довольно удобные сидения - если пробился к ним и без большого груза, то впоне комфортно. Также обратите внимание на ремень у кабины - это вместо автоматических дверей. Платить в Туркестане принято на выходе. Для ценителей - отличная подборка туркестанских РАФов есть у vgromov . Вот только как уже говорилось, похоже их и здесь не будет через пару лет.

26.

Напоследок - о русской архитектуре Туркестана: хотя он был заштатным городом в Чимкентском уезде Сырдарьинской области, всё же сто лет назад тут жило 11 тыс. человек. Первоначально городок рос на своём старом месте, вокруг мавзолея Ясави - два самых капитальных домика непосредственно под стеной цитадели я уже показывал в прошлой части. Однако невзрачная, но целостная одноэтажная застройка сохранилась в радиусе нескольких кварталов.

27.

28.

29.

30.

31.

Здесь же ещё один небольшой базарчик:

32.

Бюст и старый домик на той стороне улицы - это дом-музей казахского писателя Саттара Ерубаева .

33.

Подобные "перстни" - популярное в Казахстане украшение, такие разбросаны и по . А вот красивый брандмауэр, подобающий какому-нибудь модерновому особняку, на самом деле видимо остался от более старого дома - там дальше нечто очень невзрачное.

34.

Заброшенный дом непонятного возраста на главной улице в паре кварталов от гостиницы "Туркестан":

35.

В окно можно увидеть остатки интерьеров:

36.

И в общем самое красивое здание в этой части города - не какой-нибудь домик царской эпохи, а заброшенный ресторан опять же почти по соседству с гостиницей. Не знаю, когда он мог быть построен - 1980-е, 1990-е?

37.

37а.

Но на удивление хорош в деталях - деревянной резьбе и скульптурах:

38.

38а.

39.

39а.

А в целом, старый Туркестан двуцентричен: в 1903-06 годах при прокладке Ташкентской магистрали в нескольких километрах от тогдашнего города железнодорожники построили натурально ещё один городок - менее крупный, но гораздо более эстетичный и продуманный. Открывает привокзальный район ещё сталинский ДК железнодорожников, а ныне городской театр - видимо, конца 1950-х годов:

40.

На другой стороне сквера - очень восточного вида здание конца ХХ века, может быть турки "для своих" построили?

41.

42.

И многочисленные "железнодорожные" домики, тянущиеся до самого вокзала:

43.

44.

45.

С вокзала я и начал показывать Туркестан. У вокзала же теперь и закончим - всё-таки это главный памятник русской архитектуры в городе Туркестане:

46.

Так и не нашёл никакой информации о том, была ли в Туркестане православная церковь, но если не было - я совсем не удивлюсь. Его окрестности - один из исторических центров Казахстана, сопоставимая концентрация древностей разве что в " " вокруг Джезказгана. Обзор памятников есть здесь, наиболее интересны аулы Карнак и Икан, в последнем находится между прочим памятник Сталину . Есть и Туркестана и мощный город-спутник Кентау (61 тыс. жителей), центр добычи полиметаллов в горах Каратау, основанный в 1955 году. И - два древних города: уже показанный в позапрошлом посте Сауран и Отрар - о котором далее.

КАЗАХСТАН-2013
. Вступление.
. Предыстория.
Общее о Казахстане.

АСТАНА, 26 мая — Sputnik, Данияр Дауталиев. Пока в Казахстане карта сакральных мест только разрабатывается, корреспондент и фотограф отправились в Южно-Казахстанскую область, город Туркестан. Туда, где покоится прах Ходжа Ахмеда Яссауи и Арыстан-баба, почитаемых у паломников всего тюркского мира.

По дороге в Туркестан

Рабочая поездка начинается с железнодорожной станции Алматы-2, откуда поезд должен доставить нас за 12 часов до Туркестана. Вдоволь насмотревшись на бесконечные степные пейзажи, идем поужинать в вагон-ресторан.

В скромном интерьере мчащегося к святым местам вагона сразу обращают на себя внимание два молодых человека. Свободный стиль одежды, яркая прическа явно выдают в них гостей из дальнего зарубежья. Парни — подданные британской короны. Девятнадцатилетний студент из Лидса − Хамиш и двадцатилетний Джош − из Бристоля.

Разговорившись, Хамиш рассказывает, что уже четыре месяца путешествует по Средней Азии, Джош заехал в нашу страну на три недели. По словам ребят, раньше Казахстан был скрыт от мира, но они давно интересуются историей Великого Шелкового пути, и вот они здесь, едут по железной дороге, практически повторяющей древний маршрут.

© Sputnik / Данияр Дауталиев

"Мы едем в Туркестан, потому что нас интересует культура этой части Азии. Это место — основная архитектурная достопримечательность Казахстана и тюркского мира. Если все знают такие известные места, как Таиланд, то мы решили попробовать что-то новое. Казахстан отменил визы для Британии, это стало ключевым моментом для приезда. Мы не должны оформлять визу, просто купили билет и поехали", — оживленно рассказывают наши попутчики.

О Казахстане интуристы узнали из британского сайта, где путешественники делятся своими впечатлениями от поездок.

"Наш основной маршрут — мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи и руины Отрара. Конечно, мы знаем, что в Узбекистане намного богаче архитектура, но есть проблема в получении визы. Еще нам все говорили, что казахи более дружелюбны. После Туркестана мы едем в Астану", — говорит Джош.

— На ЭКСПО?— задаю я им вопрос.

— Нет, ребята, извините, — смеясь отвечают они.

Интересуюсь, успели ли они выучить пару фраз на казахском языке. На что собеседники уверенно кивают: "Спасибо!". Но с мгновенной реакцией вежливых людей спохватываются: "Рахмет! Салам алейкум!".

За разговорами и путевым бытом проходят несколько часов. Мы в Туркестане.

Здесь, как и на любом вокзале страны, первыми прибывших встречают таксисты, тут они в основном ездят на стареньких "Жигулях" и потрепанных иномарках. Город встречает не по-утреннему жарким солнцем. Дорога от вокзала до гостиницы близ мавзолея составляет примерно десять минут.

Мистика или случайность?

На часах 11 утра, а на улице жара под сорок градусов. Перед нами одна из главных целей поездки — мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи. К этому времени близ мавзолея уже ходят десятки паломников. Со стороны входа сооружены строительные леса до самой крыши — идет реставрация.

Здесь же, у входа, стоят контролеры, проверяющие билеты (вход — 200 тенге с человека). В обязанностях контролеров выдача непокрытым женщинам платков на голову. За отдельную плату можно воспользоваться услугами гида, которые говорят на казахском, русском и английском языках. Услуги профессионалов Джошу и Хамишу, с которыми мы попрощались еще в поезде, обойдутся в две тысячи тенге.

© Sputnik / Серикжан Ковланбаев

Сам мавзолей поражает масштабами. Это огромное, прямоугольное здание (46,5x65,5 метра). Высота главного купола — 44 метра, диаметр — 22 метра. Вокруг центрального зала расположено 35 помещений. Как такие здания строили в древности — непонятно. Внутри мавзолея приятная прохлада.

Усыпальница Ходжа Ахмеда Яссауи закрыта для посетителей, но нашему фотографу делают исключение. В центре усыпальницы сооружено надгробие Яссауи, которое изготовлено из камня серпентинита. По легенде, здесь же захоронены его жена и сын Ибрагим.

© Sputnik / Серикжан Ковланбаев

"Тайказан — это главный экспонат мавзолея — подарок полководца эмира Тимура в XIV веке. Был отлит в Карнаке из семи редких и благородных сплавов: золота, серебра, бронзы, меди, свинца, олова, железа. Вес казана — две тонны. Воду из него давали паломникам в качестве освященной", — рассказывает нам гид Гаухар.

Во время ее рассказа откуда-то с потолка прямо на тайказан падает кусок отделки.

"Мистика, не иначе", — восхитятся верующие. "Последствия реставрации", — возмутятся скептики. Нам неожиданно не до иронии — после рассказа гида начинаешь проникаться уникальностью места.

На втором этаже располагаются 23 комнаты, где раньше проходило обучение. Лестницы на второй этаж в наше время закрыты. Хотя местные жители, встретившиеся нам на площади, рассказывали, как еще детьми бегали по крыше мавзолея.

Гид, оправившаяся от "камнепада", продолжает рассказ. В мавзолее также захоронен прославленный полководец Абылай-хан. Во времена Казахского ханства здесь же находились официальные комнаты — Большой и Малый Аксарай. В этих святых местах принимались важные государственные решения.

Малый Аксарай в народе еще называют "братской могилой". Сюда перезахоронили найденные останки известных ханов, батыров, султанов. Из более 300 великих известны имена лишь 186.

© Sputnik / Серикжан Ковланбаев

Позже выяснится, что по сравнению с паломниками мавзолея Арыстан-баба, посетители гробницы Ходжа Ахмеда Яссауи более "светские". Здесь не совершается никаких нетрадиционных обрядов. Многие просто читают молитву с просьбами о благополучии для себя и близких. Здесь же стоят ящики для того, чтобы каждый верующий мог оставить садака (милостыню).

С чистыми помыслами

"Внук учился в шестом классе, привез его сюда. Когда приехали, мы начали с Арыстан-баба, после пришли к Яссауи. Затем посетили мавзолей Айша-биби. Мы поверили в священность этих мест. Тогда здесь были люди, которые давали напутствие с пожеланием счастливого пути. Один из них сказал мне: твой внук поедет за границу, будет там учиться. И я удивился, когда это сбылось", — рассказал свою историю пенсионер Сарсен Кожамкулов из Алматы. В святые места он приезжает уже во второй раз.

© Sputnik / Серикжан Ковланбаев

По его словам, главное, что должен помнить приезжающий сюда человек, — нужно верить во Всевышнего, и единственная традиция, которая должна соблюдаться, — это чистые помыслы.

"Для пришедшего в мавзолей первое — это Тайказан — там оставляешь садака. Потом садишься и произносишь свои желания, молитвы. В первую очередь, просишь здоровья для близких, светлого будущего", — говорит он.

Замечаю, как некоторые паломники обходят мавзолей по кругу, периодически прислоняясь к нему рукой. Но наш собеседник утверждает: такого обряда нет.

"Сюда приходят разные посетители. Кто-то приходит с какими-то проблемами, приходят сектанты. Есть те, кто приходит и просто читает "дуга" (молитва). Мы не сектанты. Мы простые казахи, приходим читать "дуга". Это сектанты говорят, что можно излечиться от болезни. Я прихожу очиститься духовно", — говорит собеседник.

После мавзолея люди идут к личному колодцу Ходжа Ахмеда Яссауи. До начала XX века после пятничной молитвы люди не расходились, им давали воду из этого колодца.

© Sputnik / Серикжан Ковланбаев

"В постсоветский период только Динмухаммеду Кунаеву (первый секретарь ЦК Компартии Казахской ССР) разрешалось пить воду. Потом вам", — шутит гид Ардак. Вода в колодце солоноватая, люди пьют ее, читая молитвы и веря в ее чудодейственность.

Из мавзолея выходишь с ощущением, что тебе удалось прикоснуться к истории.

"Благословение" Арыстан-баба

Согласно легендам, по распоряжению эмира Тимура над могилой Ходжа Ахмеда Яссауи началось строительство мечети, но все попытки возвести стены терпели неудачу: сильная буря сносила их. По другой версии, появлялся зеленый бык, который все разрушал. Явившийся во сне Тимуру святой сказал, что сначала нужно построить мавзолей над могилой святого Арыстан-баба, а только потом над могилой Ходжи Ахмеда Яссауи, поэтому паломники сначала посещают мавзолей Арыстан-баба.Вскоре к святыне приезжает группа паломников. У многих славянские лица. Выйдя из автобуса, они организованно двигаются к мавзолею, привлекая внимание тем, что через плечо у каждого перекинута белая ткань с именами. На вопрос откуда они, отвечают: приехали из России — Ижевск, Челябинск. Об этом месте узнали от тех, кто здесь уже был.Шыракшы (смотритель мавзолея) Нуржан Додабаев читает молитву, которую, затаив дыхание, слушают паломники. После окончания молитвы они, кланяясь, выходят.

Также организованно все идут к колодцу с соленой водой (похожий на тот, что стоит в мавзолее Яссауи). Вода эта, как гласят легенды, обладает целебными свойствами.

© Sputnik / Серикжан Ковланбаев

Поездка подходит к концу. Едем в Туркестан, где нас ждет поезд. Не покидает ощущение завершающегося путешествия в другой мир. Мир веры в чудо.



© 2024 bugulma-lada.ru -- Портал для владельцев автомобилей