Самоделки трактора: минитрактор из ИЖА своими руками для деревни. Самодельная техника: как сделать минитрактор своими руками Минитрактор топтыга чертежи сборка своими руками

Главная / Термины

Преимущества самодельных тракторов очевидны. Их может самостоятельно изготовить каждый человек, стоимость деталей на такие устройства ниже, чем на заводские, они отлично справляются с обработкой небольших по площади участков земли. К тому же многие части для самодельного трактора можно найти в своем хозяйстве.

Рассмотрим подробно вопрос, как сделать трактор своими руками.

1 Подготовка чертежей

Невзирая, что любой трактор, будь он стандартных размеров или мототрактор, состоит, по меньшей мере, из сотен, а то и тысяч деталей, собрать его самостоятельно сможет каждый, кто осилит схему, изображенную в виде незамысловатого чертежа. Благодаря схематическому чертежу, сборка трактора своими руками похожа на стандартный конструктор, где элемент A соединяется с элементом B, затем, деталь AB с элементом C и так по цепочке.

Хотя, стоит отметить, что в нашей стране наверняка хватает мастеров-самоучек, которые могут «держать чертеж в голове», то есть, выполнять те же последовательные действия, что и с чертежом, только следовать воображаемой инструкции. Однако это касается далеко не всех. Кто не обладает подобным опытом, вряд ли сумеет собирать какую бы то ни было конструкцию, не обращаясь за помощью к заранее начерненной схеме.

На тот случай, если с черчением в школе у вас были «плохие отношения» и вы не в состоянии организовать чертеж схемы полноценного самодельного трактора, попросите об этом знакомых, друзей или близких, которые разбираются в этом деле лучше вас. На крайний случай, Google-поиск поможет найти любую информацию.

Перед тем, как самому начать чертить схему, определитесь с тем, какой именно трактор желаете сделать, на основе чего он будет изготавливаться . Так, например, самодельные тракторы могут быть:

  • гусеничные;
  • колесные.

Изготавливаются они на базе:

  • . Очень популярен в России трактор из Нивы (один из известнейших мотоблоков в РФ);
  • автомобильных двигателей. Причем, использоваться могут моторы как легковых автомобилей, так и грузовых, грузопассажирских. Кстати, двигатель из ГАЗ-66 очень подходит для того, чтобы выполнить самодельный трактор своими руками, который будет иметь высокую мощность. Нередко встречается трактор из УАЗа;
  • УД-2 – универсальный двигатель, используемый в роли дополнительного мотора в установках, которые оснащены электрическим , а также в роли движка в трактор самодельный;
  • в народе популярен самодельный трактор 4×4. Самодельный трактор 4×4 еще называют .

Определившись с приведенным выше вопросом, можно смело приступать к чертежам. При этом после создания схемы, обязательно составьте список имеющихся деталей и узлов, и список тех элементов, которые необходимо приобрести, после чего, купите недостающие запчасти. Только после того, как весь перечень деталей будет лежать в вашем гараже, можете начинать сборку конструкции.

1.1 Конструктивные особенности

Как собрать своими руками трактор? В этом нет больших сложностей. Если вы правильно начертили схему и подготовили все необходимые детали, изготовление трактора своими руками переходит в практическую часть. Различие модификаций и вариантов зависит от средств и навыков, которыми вы располагаете. Ниже опишем наиболее оптимальную конструкцию:


Если вы остановили свой выбор на своими руками, ведь он в процессе работы не наносит ущерб верхнему плодородному слою почвы, для упрощения купите новый модуль, в оснащении которого имеются колеса и сиденье. В качестве альтернативы все элементы можно собрать самостоятельно в домашних условиях. Однако такая конструкция будет лишена привода. Собранный, гусеничный трактор своими руками управляется за счет поворота трансмиссионно-моторного блока. С этой целью рекомендуют использовать стандартный руль.

Мотоблок следует дополнить на шарнире модулем с сиденьем, для проведения земельных работ также необходимо позаботится о . Чтобы реализовать данный вариант, соберите раму, используя колесную пару и металлопрокат. Затем установите на нее два прицепных узла, сиденье. Не комплектуйте колеса амортизаторами, это негативно скажется на скорости устройства.

2 Сборка трактора

Единой рекомендации, что взять за основу будущего агрегата и как сделать самодельный трактор не существует, на что влияет наличие той или иной техники у вас в хозяйстве, из которой будет конструироваться самоделка. Поэтому целесообразно рассмотреть различные варианты. Если у вас нет мотоблока, сделанный на базе Жигулей, трактор станет помощником куда более лучшим.

2.1 Трактор на базе Жигулей

Чтобы соорудить трактор из Жигулей своими руками, первым делом разработайте кинетическую схему, учитывающую равновесие конструкции. В устройство войдет: двигатель, задний и передний мост, реверс-редуктор, карданная передача. Двигатель будет приводить в движение передние колеса. По цепи крутящий момент будет передаваться последовательно на редуктор, карданную передачу и т.д. Ведущие задние колеса, в результате, будут вращаться.

Раму изготавливают из труб и уголков. Следите за правильным расположением вилки и втулки, обеспечивающим поворот . Из металлического листа делают кузов. Высота бортов не должна превышать 30 см. Далее монтируется навесное оборудование и водительское сиденье. После проверьте на работоспособность свой агрегат. Заключительным шагом является грунтовка и покраска поверхности металлических элементов.

2.2 Трактор с двигателем Д-21

Многие мастера предпочитают комплектовать самодельный трактор с китайским двигателем. За основу берут Lifan, Forza, Зоншен. Однако опытные конструкторы рекомендуют ставить надежный мотор УД-2 либо Д-21. В первом случае двигатель развивает мощность до 8 л.с., во втором – до 25 л.с. Вкупе с 4-тактной системой и воздушным охлаждением такая техника не только с успехом эксплуатируется для с/х деятельности, но и для транспортировки грузов. Рассмотрим вариант с дизелем Д-21.

Для создания рамы возьмите трубу от стогометателя. Предварительно обрежьте полураму, позаимствованную от Т-25, к ее передней части приварите трубу, а к задней металлический лист 3,5×50х50 см. К листу с помощью болтов присоединяют гидробак и с гидроцилиндром, которую также берут от Т-25. Передний мост лучше приобрести в заводском исполнении, иначе могут возникнуть проблемы с полуосями. Колесные диски возьмите от ГАЗ-52, резину от Беларус 82 (8,3×20), которую изготавливает Минский тракторный завод.

Передние колеса на самодельный трактор с двигателем Д-21 ставятся от Т-25 (6,00-16). Капот, балка – родные, а вот над топливным баком нужно похлопотать. Для этого сварите из 3-мм листа емкость на 40 л. Готовое изделие расположите на заднюю часть трактора под сиденье. Под коробку передач ГАЗ-52 выточите переходную плиту. В качестве сцепления берут корзину, вилку и выжимной подшипник от . Предварительно уберите половину пружин. Входящий в сцепление диск подходит любой (как от ГАЗа, так и от УАЗа).

Выточите под корзину в маховике посадочное место 3 мм. Первичный вал КПП необходимо удлинить на 12,5 см, карданную передачу от ГАЗ-52 укоротите. Соединение должно быть разборное. Рулевую колонку приобретите от ГАЗ-52. Гидравлика на самодельный трактор собирается из Р-80 с плавающим эффектом, насоса НШ-10. Его размещают через вилочное соединение в передней части двигателя. Предварительно замените штатный болт, отвечающий за крепление шкива мотора.

Не стоит устанавливать насос на коробку передач через коробку отбора мощности, поскольку, когда отжимается сцепление, гидросистема отключится, скорость вращения будет неудовлетворительной.

2.3 Трактор на базе Оки

Трактор из Оки своими руками делают по тому же принципу, что и из прочих советских автомобилей. Все начинается с сооружения рамы. Запаситесь листовым железом и металлическими балками швеллера.

Конструкция представляет собой сваренную из металлических уголков стандартную прямоугольную форму. Передний и задний мост собирают из составляющих частей Оки. Устройство компонуется с двигателем из Оки. Тем не менее, перед установкой мотора увеличивается колесный просвет для улучшения проходимости.

Задние и передние лонжероны усиливаются, поскольку на них ложится основная нагрузка. Следует предусмотреть механизм сцепки для установки навесного оборудования. Чертежи для дальнейшей сборки можно найти в интернете. Если указанной машины вы не имеете, не обязательно покупать новое транспортное средство, подойдет агрегат и в нерабочем состоянии, так как используются отдельные его элементы.

2.4 Обзор самодельного минитрактора (видео)

Тема изготовления тракторов для домашнего подворья не нова и существовала еще во времена СССР. Самодельные трактора в те годы строились энтузиастами – одиночками для облегчения труда в хозяйстве.

Трактор начала века

И в наше время это занятие не теряет актуальности, несмотря на то, что в продаже появились промышленные образцы минитракторов.

Кого-то не устраивает цена, кому-то не нравятся технические данные таких агрегатов, вот и занимаются люди производством техники “под себя”. Многих начинающих интересуют вопросы выбора схемы, двигателя, трансмиссии самодельной машины. Давайте попробуем разобраться в них подробнее.

Выбор схемы рамы трактора самоделки

Подавляющее большинство образцов самодеятельного тракторостроения являются колесными машинами, разница лишь в схеме рамы, которая может быть переломной или единой для переднего и заднего мостов. Каждая из схем имеет свои преимущества и недостатки.

Ломающаяся рама, как правило, состоит из двух частей, которые соединяются шарниром. В соединении чаще всего используются карданные соединения от главных передач грузовых автомобилей, при этом два конца крестовины завариваются в проушине для того, чтобы ограничить движения сочленения только одной степенью свободы (вправо – влево).

Исполнение рамы трактора

Преимуществом такой схемы можно назвать повышенную маневренность аппарата, в отличие от трактора классической компоновки с передними управляемыми колесами. На передней полураме такой машины размещают двигатель с коробкой передач, а задняя полурама несет на себе задний мост и навесное оборудование.

Рама классической конструкции выполняется по всем известному принципу. На ней устанавливается двигатель с агрегатами, мосты и навески. Достоинством такой конструкции является простота в изготовлении, хотя встречаются довольно сложные экземпляры пространственной схемы.

Для изготовления рам всех схем используются в основном швеллеры (6 – 10) и квадратные трубы размером от 40х40 до 80х80 миллиметров. Для изготовления менее ответственных элементов конструкции (каркасы крыльев, облицовки) могут применяться уголки или прутки разных размеров и диаметров.

Двигатели для самодельных тракторов

Чаще всего самодельщики используют находящиеся в их распоряжении двигатели, при этом наибольшей популярностью пользуются автомобильные моторы (от легковушек) и силовые агрегаты от дизельных и бензиновых электростанций (УД-2, УД-4). Так же достаточно часто встречаются оппозитные мотоциклетные двигатели. Экзотикой (надеюсь что пока) являются образцы зарубежного моторостроения, например компактные дизеля японского производства. Главные требования к двигателю – надежность и неприхотливость в работе.

Можно обойтись двигателями УД

Двигатель следует выбирать исходя из его мощности и крутящего момента, а так же рабочих оборотов. Поскольку самодельный трактор предназначен в первую очередь для выполнения каких-либо работ на приусадебном участке или в хозяйстве, от него не требуется достижение высоких скоростей. Наоборот, мини тракторы самоделки нуждаются в способности двигателя развить большой крутящий момент на малых оборотах, в этом смысле, конечно, имеют преимущество четырехтактные дизельные моторы.

Неплохо себя зарекомендовали двигатели от автомобилей “ЗАЗ” с воздушным охлаждением. В комбинации с хорошо подобранными агрегатами трансмиссии (коробка передач и задний мост), эти моторы способны долго и надежно работать на самодельной технике, это же можно сказать и о двигателях семейства “УД”.

Агрегаты трансмиссии

Очень редко умельцы комплектуют двигатели штатными коробками передач. Это происходит от того, что зачастую родная коробка не в состоянии обеспечить требуемое усилие на ведущих колесах, поэтому приходится искать варианты выхода из таких затруднений. Одним из вариантов является соединение относительно маломощного двигателя, например М-72 и коробки от ГАЗ-51 (53).

Для таких комбинаций приходится делать новый кожух сцепления или переходник с отверстиями для шпилек, который обеспечивает соосность коленвала двигателя и первичного вала коробки передач. Переходник может быть изготовлен из стали или сплавов на основе алюминия.

При изготовлении трактора самоделки своими руками, умельцы зачастую снабжают его коробкой отбора мощности, вещью чрезвычайно нужной в случае необходимости работы с гидравлическими навесками. Коробки отбора мощности так же используются от серийной автомобильной или сельскохозяйственной техники, либо могут быть самодельными (принципиально сложного там ничего нет).

Мосты, как и колеса, можно использовать самые разные, от элементарного устройства от мотороллера “Муравей” до серьезных мостов от грузового автомобиля. Переделки моста, как правило, сводятся к укорочению чулков и полуосей (для придания необходимых размеров колее), а так же оформлении новых посадочных мест под подшипники полуосей в чулках.

Разработка проекта

Достаточно редко можно встретить самодельщика, который делает трактор по предварительно сделанным чертежам. Большинство поступает так: на ровной поверхности расставляют мосты с колесами, определяют место установки мотора с коробкой и начинают “по месту” раскраивать и сваривать элементы рамы.

Самоделка на базе Т-16

Затем по ходу работы вносят необходимые изменения в конструкцию. Не могу согласиться с таким подходом, лучше сначала сделать чертежи и эскизы, а потом браться за работу, чем переделывать потом элементы конструкции. Если иметь такой подход к делу, то самодельные трактора с ломающейся рамой (и с обыкновенной) будут выходить из домашнего сборочного цеха без необходимости каких-то доработок.

Во всех домашних или небольших фермерских хозяйствах приходится использовать много ручного труда. Снизить его долю помогает собранный минитрактор своими руками. Задействовать его можно для различных целей, включая уборку сена, обработку грунта, перевозку урожая или удобрений. Выполнять подобные операции без средств механизации в домашних условиях оказывается проблематично.

Крупные аграрные компании решают вопрос покупкой зарубежной или отечественной сельхозтехники. Мелким хозяйствам для минитрактора выделить нужную сумму не всегда удается, поэтому приходится придумывать и реализовывать самодельные разработки. Для домашнего хозяйства своими руками вся сборка осуществляется из подручных материалов. При необходимости определенные силовые узлы делаются более мощными, а также изделие задумывается максимально ремонтопригодным с универсальным набором запчастей и расходников.

Плюсы и минусы самодельного минитрактора

Широкую популярность данному типу техники обеспечивают преимущества:

  • Комфортная эксплуатация в ограниченных условиях небольшого пространства. Для самодельного минитрактора оптимальными являются поля менее 2-3 га. Более крупные площади обрабатываются более габаритной и мощной техникой.
  • Не на всех участках оказывается эффективным ручное вскапывание. Это относится к каменистой или твердой фактуре грунта. При этом ручной труд окажется существенно тяжелее. Уместнее применять в подобных обстоятельствах мини трактор для домашнего хозяйства, который за считанные минуты при наличии соответствующего навесного оборудования выполнит поставленную задачу.
  • Сделать минитрактор своими руками зачастую окажется дешевле, особенно когда имеется в наличии силовая установка от другой техники. Смастерить остальные узлы можно своими руками, чертежи в таком случае будут уникальными.
  • Широкие возможности по реконструкции, перестройке, доработке и ремонту. Так как самому сделать минитрактор придется из подручных средств, то заранее в схемы можно закладывать перспективу переоборудования.
  • Самоделка будет иметь небольшой вес, что не создаст излишней нагрузки на почву. Это делает ее безопасной для эксплуатации даже при уходе за урожаем в процессе культивации, окучивания или при уборке.

При всех позитивных факторах тем, кто решил сделать мини трактор своими руками, необходимо знать о будущих минусах. Большинство запчастей будет уникальным, поэтому иногда могут возникать трудности с поисками аналогов. Об этой практике стоит позаботиться заранее.

Также владельцам данной техники запрещено будет ездить по дорогам общего пользования. Чтобы исправить это, придется пройти длительный путь регистрации своего транспортного средства. В противном случае его до пашни или в сад придется перевозить не своим ходом, а на прицепе. За езду на самоделке по обычной трассе можно получить штраф.

ВИДЕО: Сколько стоит сделать минитрактор своими руками

Чтобы правильно реализовать план по конструированию, необходимо иметь реальные чертежи и размеры будущих элементов и узлов.

Чертеж агрегата с указанием размеров

Важно подготовить следующие основные модули:

Если в наличии имеется не весь набор, то стоит поискать недостающие части на автомобильных разборках или в точках утилизации автотранспорта. Также кое-что легко подобрать на СТО.

Собираем самостоятельно раму

База сваривается зачастую из швеллера либо двутавра. Подбирают их из интервала от №5 до №9. Система окажется весьма прочной. Чаще всего готовится для ломающейся рамы применяют две полурамы, которые соединяются между собой подвижными шарнирными соединениями в виде частей карданных валов от грузовика.

Рама для будущей переломки из швеллера

Также рама может быть цельной, собранной из двух лонжеронов и травесов. Поперечина изготавливается из швеллера №10. Когда используется труд помощников, то предпочтительней иметь в наличии чертеж, чтобы получить желаемый результат.

Подготовка двигателя

Перед тем, как собрать минитрактор своими руками, стоит позаботиться о моторе. Достаточным считается движок с мощностью порядка 40 л.с. Под этот критерий подпадают силовые установки УД-2, М-67, УД-4, МТ-9. Также не редкостью являются сборки на основе блоков цилиндров от старенького ВАЗа или АЗЛК.

Мастера для ведения домашнего хозяйства стремятся создать полноприводные модели. Собрать такие машины с колесной формулой 4х4 рекомендуем на базе мотора М67. При этом необходимо обеспечить увеличение в трансмиссии передаточного числа. Если же этого не сделать, то мотору будет недоставать крутящего момента. Важно в этой ситуации сформировать дополнительную систему охлаждения.

Очень удобно делать трактор из мотоблока. В этом случае уже готовы силовой агрегат, передний мост, тормоза, КПП, рама и система рулевого управления.

В традиционной компоновке мотор располагается впереди, непосредственно над передней осью продольно. Через сцепление к нему монтируется КПП. Далее по схеме идет раздатка и ведущий мост. Соединение элементов в такой схеме осуществляется посредством муфт или нескольких карданов.

Иногда удобнее расположить мотор на раме, подложив под него деревянные доски. Таким способом удастся подобрать оптимальное положение для него. При необходимости изготавливаются кронштейны для удобной фиксации блока цилиндров.

Важно соблюдать развесовку, чтобы не получить быстроопрокидываемую систему. Опытные специалисты рекомендуют разносить массу по осям в соотношении 60% на ведущий мост и 40% на ведомые (управляемые) колеса.

Трансмиссия и задний мост

Наиболее выносливой и недорогой КПП является коробка от советских грузовиков ГАЗ-53. От них или от ГАЗ-52 используют систему сцепления. При креплении на раме стоит позаботиться о дополнительной подгонке узлов между собой. Встречаются домашние модели с комплектующими от УАЗа. Их силовые параметры поддерживают высокий уровень надежности.

Синхронизировать сцепление и мотор удастся через собранный новый корпус (корзину). Потребуется обрезать заднюю плоскость у маховика силовой установки. Также нужно будет высверлить дополнительное центральное отверстие.

В качестве заднего моста мини трактора берется готовый узел от легковушки или грузовика. Важно подогнать в такой ситуации по габаритам полуоси. Для колесной схемы 4х2, где одна из осей не является ведущей, подобрать передние полуоси будет проще.

Руль и колеса

Так как сделать самодельный минитрактор предполагается для силовых нагрузок, то важно выбирать в схему рулевое управление с гидроцилиндром. В домашних условиях не удастся смастерить такой гидравлический прибор, поэтому его можно подобрать на разборках авто или сельхозтехники. Рулевую трапецию также позаимствуем.

В качестве сидения можно использовать любой подходящий предмет - сидение из автомобиля, кресло, даже табуретка будет кстати, если ее правильно закрепить

Колеса для самоделки нужно выбирать радиусом более 13 дюймов. Они подойдут на технику, предназначенную для транспортировки грузов. Если предполагается выполнение сельскохозяйственных работ, то стоит отдавать предпочтение радиусу из интервала 18-24 дюйма.

Опорными цапфами служат вилки от советских грузовых карданов. Пару вилок варим к балке либо напрямую к раме при соблюдении соосности. Остальные привариваем к поворотным кулакам.

ВИДЕО: Интересные идеи по сборке самодельного трактора и навесного оборудования

Отечественные умельцы способны сконструировать практически любой аппарат. Самодельные минитрактора и полноценные тракторы - не представляются для них тяжелой задачей по конструированию. Представляем вашему вниманию подборку видео о самодельных тракторах.

Самоделки с элементами от легковых автомобилей

1. Мини трактор, имеющий раму как у К700 - она также ломается пополам для поворота. Привод и рулевое управление установлено от автомобиля ВАЗ 2109. Тянет этого полноприводного железного коня двигатель «Тулы». Автором конструкции и изобретения является Михаил Поддоскин.


2. Следующий экземпляр - самодельный трактор, оснащённый коробкой перемены передач и двигателем от автомобиля «Запорожец». В качестве рамы использован швеллер на 100 миллиметров. Для использования навесного оборудования, в тракторе установлена гидравлическая система.

3. Минитрактор, снабжённый двигателем от машины «Ока». Имеет полный привод и хорошую гидравлическую систему. Задние фонари установлены от Газ 53.

Мини трактора из разных деталей

1. Видеозапись с самодельным трактором, тяговый агрегат на котором установлен от китайского тяжёлого мотоблока ZIRKA. Мощность движка всего 10 лошадиных сил.

2. Следующий агрегат имеет двигатель УД-15. Система зажигания, то есть магнето, вращается в обратную сторону. Коробка передач и маховик - от мотоцикла «Днепр». Передача крутящего момента на колёса получается за счёт использования цепной передачи. Для гидравлики установлен насос НШ10.

3. Ещё один экспонат с двигателем УД-2, мощностью 8 л\с. по-рекомендациям автора - лучше УД-25. Мост от ЗИЛа, а коробка - от ГАЗ-51.

© 2024 bugulma-lada.ru -- Портал для владельцев автомобилей