Управление самокатом. На какие скутеры не нужны права – порядок оформления прав. Что представляет собой экзамен

Главная / ПДД онлайн

Обычный самокат делает электросамокатом наличие электромотора. Массовым изделием его делает бесколлекторный электродвигатель , встроенный в колесо. А управлять этим электродвигателем без особых проблем помогает 300W Motor Control Application Kit – демонстрационный набор контроллера вентильного двигателя , разработанный компанией Infineon на базе компонентов собственного производства.

В XXI веке многие вещи переживают второе рождение, и, получив приставки «смарт-» или «электро-», становятся порой совершенно неузнаваемыми. Этот процесс не оставил в стороне и самокаты. В свое время за ними закрепилась репутация веселой забавы для детей. Но развитие современных технологий, в первую очередь – микроконтроллеров и силовой преобразовательной техники, – позволило оснастить самокат электродвигателем и аккумулятором. И, неожиданно для всех, его электрическая версия превратилась из игрушки в полноценное и удобное транспортное средство.

Основными достоинствами самоката является простота и компактность. До недавнего времени среди индивидуальных средств передвижения меньше и легче были только скейтборды и роликовые коньки, а за последнее десятилетие к этому списку добавились сегвеи, гироскутеры и моноколеса. Однако в отличие от своих более компактных, но неустойчивых и травмоопасных конкурентов самокат намного проще, удобней, безопасней в эксплуатации, и не требует особых навыков для езды. Платформа самоката расположена на расстоянии всего нескольких сантиметров от земли, особо не ограничена по размерам и не зажата с боковых сторон, что позволяет изящно и совершенно безопасно кататься, в том числе – в платье. Наличие жесткого руля, предоставляющего дополнительную точку опоры, и возможность увеличения числа колес повышает устойчивость во время езды и значительно уменьшает риск получить травму, например, при наезде на препятствие.

Основным недостатком обычного самоката является способ привода. Необходимость постоянно отталкиваться ногой требует гораздо больше усилий для езды по сравнению, например, с велосипедом и совершенно не предусматривает возможность длительного отдыха без остановки движения. Именно по этой причине самокаты в свое время не нашли широкого распространения, особенно у взрослых. После установки электродвигателя этот недостаток был устранен, и теперь электросамокат позволяет комфортно ездить как стоя, так и сидя, и по своей функциональности вплотную приближается к велосипедам, скутерам и мопедам.

Сегодня электросамокат претендует на роль полноценного транспортного средства, которое может использоваться для передвижения по улицам и пересеченной местности, внутри зданий, по территориям предприятий, для загородных прогулок, а также для фитнеса: ведь никто не запрещает кататься на самокате по-старинке, отталкиваясь ногой. Компактность и малый вес, особенно в случае моделей со складывающейся рамой, позволяет без проблем перевозить самокат в багажнике автомобиля или общественном транспорте, а также переносить через участки, по которым невозможно проехать. Простота использования и безопасность позволяют ездить на электросамокатах людям любого пола и возраста, в том числе – и с ограниченными возможностями. И, добавив в этот перечень все известные преимущества электротранспорта, в числе которых экономичность, экологичность, бесшумность, малая стоимость зарядки, получим, что электросамокат является перспективным вариантом решения экологических и транспортных проблем современных городов.

Неудивительно, что число компаний, выпускающих электросамокаты и комплектующие к ним, с каждым годом становится все больше, а в разновидностях и модификациях этих транспортных средств сегодня может запутаться даже опытный дистрибьютор. В продаже имеются яркие детские модели для гонок во дворе, взрослые версии для ежедневных поездок, самокаты, на которых можно ездить стоя и/или сидя, а также стильные модели, способные в качестве корпоративного транспортного средства создать имидж любой компании. Не остаются в стороне и изобретатели, постоянно экспериментирующие с дизайном, возможностями и техническим оснащением самоката.

Центральной несущей конструкцией электросамоката является рама. Именно она определяет основное назначение и дизайн машины. Каков максимальный вес водителя, сколько колес и какого диаметра будет установлено, предусмотрено ли сиденье или можно будет ехать только стоя, в каких пределах регулируется высота руля, какова ширина платформы, нужны ли амортизаторы – вот далеко не полный перечень вопросов, от которых зависит конструкция рамы. Систематизация возможных вариантов рам электросамокатов может стать серьезной задачей, поскольку их действительно много (рисунок 1), а пока каждый производитель предлагает решения на основе собственных представлений о прочности, безопасности, функциональности, эргономичности и эстетичности.

Контроль и управление самокатом осуществляются с помощью пульта, расположенного на руле. Варианты дизайна этого узла могут быть самыми различными (рисунок 2) и во многом определяются составом оборудования на борту. Обычно на пульте расположены кнопки или рычаги включения питания, фар, режимов работы, скорости движения, а на жидкокристаллическом или светодиодном дисплее, который может быть и сенсорным, отображается уровень заряда, скорость, количество пройденных километров и другая необходимая информация. В некоторых моделях самокатов дисплей может отсутствовать, а минимально необходимая индикация осуществляется с помощью светодиодных индикаторов. Современные самокаты также могут интегрироваться с информационными устройствами, например, со смартфонами или с системой «Умный дом», по одному из распространенных беспроводных интерфейсов, например, Bluetooth. При этом смартфон может выполнять одновременно функции дисплея и пульта управления самокатом.

Для езды в темное время суток самокат может быть оборудован светоотражателями, фарами, стоп-сигналом, указателями поворота и подсветкой дисплея. Обычно для экономии заряда аккумулятора световое оборудование изготовляется на основе светодиодов, имеющих наибольшую световую эффективность и сберегающих заряд аккумулятора. Количество возможных вариантов решений светотехнического оборудования для самоката также огромно и фактически ограничено лишь фантазией и возможностями производителя (рисунок 3).

Безопасная езда невозможна без тормозов. В электросамокатах, как и в любом другом виде электротранспорта, может быть как минимум два вида тормозов, управляемых с помощью рычага или педали: механический и электродинамический. Обычно при легком нажатии на рычаг/педаль первым включается электротормоз: контроллер двигателя переводится в режим рекуперации, превращая двигатель в генератор, начинающий заряжать аккумулятор, останавливая самокат. По мере уменьшения скорости эффективность электротормоза снижается, и дальнейшая остановка уже производится механическим тормозом, срабатывающим при более сильном нажатии на ручку/педаль.

В электросамокатах могут использоваться те же виды механических тормозов, что в велосипедах, мопедах и мотоциклах, например, колодочные или дисковые (рисунок 4a). В недорогих детских моделях самокатов механический тормоз как отдельный узел может отсутствовать, а его функцию может выполнять заднее крыло (рисунок 4б), блокирующее колесо при нажатии на него ногой.

Рис. 4. Дисковый тормоз (а) и заднее крыло самоката, выполняющее функцию тормоза (б)

Но самым важным элементом самоката является привод, тип и мощность которого во многом определяются его целевым назначением. На сегодняшний день в электросамокатах обычно используют два вида привода: с использованием цепной передачи и мотор-колесо.

В велосипедах, мопедах и мотоциклах активно используется классический способ передачи механической энергии с помощью цепи (рисунок 5). Особенностью данного решения является то, что размеры двигателя, а следовательно – и его мощность, теоретически ничем не ограничены. На основе цепной передачи можно создавать скоростные самокаты, предназначенные для дальних поездок, или мощные – для перевозки грузов. Кроме этого, использование цепной передачи по сравнению с мотор-колесом является более сложным, громоздким и менее надежным решением, поэтому его обычно применяют в дорогих моделях самокатов.

Мотор-колесо является эффективным конструктивным решением, объединяющем в одном узле электродвигатель и колесо. Это делает самокат простым, компактным и легким, а отсутствие промежуточных звеньев передачи механической энергии увеличивает надежность и КПД, уменьшает сложность эксплуатации и уровень шума, а также позволяет легко создавать модели с передним, задним и даже с полным приводом (рисунок 6). Существует два основных вида мотор-колес: безредукторные (Direct Drive) и с использованием редуктора.

При использовании безредукторного мотор-колеса (Direct Drive, рисунок 7а) неподвижно закрепленные на оси обмотки создают магнитное поле, приводящее в движение ступицу с постоянными магнитами. Такая конструкция обеспечивает максимальный КПД и мощность, повышает надежность и упрощает эксплуатацию. Самокаты с таким типом двигателя способны развивать максимальную скорость, однако при этом они более тяжелые и громоздкие, чем их редукторные аналоги.

Для неспешных поездок идеальным вариантом является мотор-колесо с планетарным редуктором (рисунок 7б), использование которого позволяет создавать самые легкие и компактные самокаты, предназначенные для эксплуатации в городских условиях. Кроме этого, в отличие от безредукторного варианта, такой привод не создает сопротивления вращению, возникающему из-за самоиндукции при скоростях выше 15 км/ч. Недостатками редуктора являются большая сложность и меньшая надежность, особенно в дешевых моделях с пластиковыми шестернями.

Для создания большинства самокатов обычно используют привод мощностью до 300 Вт. Для управления ими не требуется водительских прав. Такая мощность вполне достаточна для детских, подростковых, прогулочных и компактных моделей, предназначенных для повседневного использования на хорошем покрытии без крутых подъемов и спусков. Для скоростных самокатов, способных ездить по сложным дорогам, мощность привода увеличивают до 500 Вт, а для специализированных моделей, предназначенных для дальних поездок, перевозки грузов или требующих повышенной проходимости мощность привода может составлять несколько киловатт и выше.

Преобразование электрической энергии в механическую в электросамокатах, как и в любом другом электротранспорте, осуществляется с помощью электродвигателей, в качестве которых могут использоваться как коллекторные, так и бесколлекторные решения.

Коллекторные двигатели (рисунок 8а) имеют простую конструкцию и не требуют сложных схем управления. За более чем 150-летнюю историю их использования они хорошо изучены, а технология их изготовления достаточно освоена. Коллекторный двигатель может быть изготовлен без использования постоянных магнитов и работать как на постоянном, так и на переменном токе, а его масса и габариты меньше и легче, чем у двигателей других типов такой же мощности. Единственным недостатком коллекторного двигателя является наличие собственно коллектора, ведь механические контакты создают высокий уровень шума и электромагнитные помехи, а также имеют ограниченный срок службы и требуют периодического ухода.

Вентильные (бесколлекторные, безщеточные, Brushless Direct Current Motor, BLDC) двигатели постоянного тока (рисунок 8б) не содержат механических контактов, но при этом и не являются полноценными электрическими машинами. Для создания вращающегося магнитного поля в вентильных двигателях требуется внешний контроллер (коммутатор), особым образом формирующий ток в неподвижных обмотках статора на основании текущего положения ротора. Для работы вентильного двигателя требуются как минимум две обмотки, однако наилучшие характеристики, в том числе – и равномерность передачи мощности на валу, обеспечивают решения с числом обмоток, кратным трем.

Технические характеристики вентильного двигателя сопоставимы с аналогичными характеристиками коллекторного, но из-за сложности управления он долгое время не находил широкого распространения. Сегодня, благодаря достижениям силовой электроники, появились компактные и мощные инверторы на основе MOSFET и IGBT, а развитие микропроцессорной техники позволило формировать сигналы управления транзисторами инвертора программным способом с помощью микроконтроллеров.

Таким образом, недостатки вентильных двигателей были превращены в достоинства, поскольку перенос фокуса разработки в область программирования позволил управлять вентильным двигателем с гибкостью, недостижимой при использовании его коллекторного аналога. С каждым годом надежные и бесшумные вентильные двигатели находят все большее применение в технике, постепенно вытесняя коллекторные электрические машины. Сегодня в ассортименте продукции многих производителей электронных компонентов присутствуют как частично (силовые мосты, комплекты драйверов, специализированные контроллеры и так далее), так и полностью интегрированные решения, в которых либо на кристалле, либо на плате присутствуют все элементы, необходимые для создания аппаратной части контроллера вентильного двигателя.

Примером такого решения, предлагаемым компанией Infineon , – одним из ведущих мировых производителей электронных компонентов, – является демонстрационный набор 300W Motor Control Application Kit , позволяющий за минимальное время разработать программную часть контроллера привода электросамоката мощностью до 300 Вт.

В состав набора входит отладочная плата (рисунок 9), содержащая всю необходимую электронику для подключения вентильного двигателя, адаптер USB/UART, необходимый для подключения платы к персональному компьютеру, и USB-накопитель, на котором находится среда разработки программного обеспечения и необходимый комплект технической документации.

Отладочная плата содержит DC/DC-преобразователь (рисунок 10), формирующий два стабилизированных напряжения: +12 В, необходимое для работы драйверов MOSFET, и +5 В – для работы процессора. Обмотки двигателя подключаются к двухуровневому трехфазному инвертору, собранному на 100-амперных силовых OptiMOS™ MOSFET BSC01606NS с максимальным сопротивлением канала 1,6 мОм. Управление транзисторами инвертора осуществляется с помощью специализированного трехфазного полумостового драйвера 6ED003L02 с интегрированными функциями защиты от короткого замыкания и сигнализацией в случае обнаружения аварии.

Плата рассчитана на управление вентильным двигателем, позиция ротора которого определяется с помощью трех датчиков Холла с дискретным выходом. Кроме этого на плате предусмотрена возможность подключения датчика температуры, регулятора скорости, а также три дискретных входа и два дискретных выхода с программируемыми функциями.

Формирование сигналов управления инверторов осуществляется 8-разрядным микроконтроллером XC836M2FRI , который поставляется с предустановленной прошивкой с уже реализованными специализированными функциями для управления вентильным двигателем, в числе которых:

  • программный модуль коммутации обмоток двигателя с контролем напряжения, тока и скорости;
  • автоматический алгоритм определения последовательности датчиков Холла на валу двигателя;
  • разблокирование процессора для программирования по последовательному интерфейсу;
  • контроль изменения и сохранение параметров работы в энергонезависимой памяти процессора;
  • включение/отключение мониторинга цифровых входов управления двигателем.

Программирование микроконтроллера и управление им осуществляется по интерфейсу UART с помощью среды разработки с графическим интерфейсом IBC-GUI (рисунок 11) – специализированного программного обеспечения, разработанного компанией Infineon для управления демонстрационными платами и отображения справочной информации. Программное обеспечение содержит все необходимые инструменты для настройки, управления и мониторинга отладочной платы:

  • отображение и выбор режимов работы двигателя;
  • чтение и запись флагов состояния микропроцессора;
  • мониторинг в реальном времени напряжения, тока, частоты вращения и прочих параметров работы электродвигателя;
  • изменение и сохранения настроек (частота работы инвертора, длительность мертвого времени и так далее) как в файле настроек на компьютере, так и в энергонезависимой памяти процессора;
  • выбор одного из двух режимов работы процессора: нормального или режима программирования.

Силовая часть трехфазного двухуровневого инвертора (рисунок 12) рассчитана на длительное управление вентильным двигателем мощностью до 300 Вт. Использование в каждом плече двух параллельно соединенных MOSFET с малым сопротивлением канала позволяет обойтись без теплоотводов и принудительного охлаждения. В схеме инвертора предусмотрен токоизмерительный резистор, предназначенный для измерения общего тока, потребляемого двигателем, и защиты инвертора от перегрузки по току.

Максимально допустимое значение тока каждого плеча составляет 200 А, что позволяет подключать к плате двигатель мощностью более 300 Вт, однако при этом необходимо принимать меры для защиты силовых транзисторов от перегрева, например, с помощью радиаторов или принудительного обдува.

Основными особенностями 6ED003L02 являются:

  • устойчивость к импульсам отрицательной полярности величиной до -50 В;
  • контроль сигналов управления для предотвращения сквозных токов и кросс-проводимости;
  • защита от перегрузки по току;
  • блокировка при низком напряжении питания;
  • отключение всех транзисторов при обнаружении ошибки в сигналах управления;
  • программируемый перезапуск при перегрузке по току.

Управление всеми узлами платы осуществляется микроконтроллером XC836M (рисунок 13), входящим в состав младшего семейства 8-разрядных микроконтроллеров XC800 производства компании Infineon. Высокая тактовая частота, достигающая 48 МГц, многоканальный 10-разрядный АЦП и математический сопроцессор с модулем умножения/деления значительно повышают производительность процессора и позволяют создавать на его основе эффективные интеллектуальные решения для недорогих систем управления двигателями.

Демонстрационный набор прост в использовании. Чтобы получить первый результат, нужно сделать всего три шага: подключить отладочную плату, установить и запустить на персональном компьютере программу IBC-GUI и запустить двигатель. Для этого к отладочной плате должен быть подключен источник питания постоянного тока, три провода необходимого сечения от обмоток двигателя, 5-проводный шлейф для датчиков Холла (+5 В, общ., датчик 1…3) и кабель для обмена данными с персональным компьютером по интерфейсу UART. Дополнительно к двум цифровым входам платы могут быть подключены тумблеры или кнопки для включения/выключения двигателя и изменения направления его вращения. После подачи питания на плату микроконтроллер начинает формировать через порт UART сообщения, для обработки которых должно быть запущено IBC-GUI, а плата должна быть подключена компьютеру.

Отладочная плата компании Infineon рассчитана на работу от источника питания с напряжением 18…24 В, что, с одной стороны, вполне достаточно для питания двигателя мощностью до 300 Вт, а с другой – предоставляет разработчику возможность выбора типа и напряжения аккумуляторной батареи, которая, вместе с приводом и контроллером, входит в состав электромеханической части электросамоката и является одной из его самых важных частей.

Емкость аккумуляторной батареи во многом определяет запас хода, массу и стоимость самоката. Поскольку эти параметры взаимозависимы, то выбор аккумулятора всегда будет компромиссным решением. Из всего многообразия в электротранспорте используют обычно свинцово-кислотные и литий-ионные аккумуляторы (таблица 1), поскольку никель-кадмиевые и никель-металл-гидридные из-за худших технических и эксплуатационных характеристик постепенно выходят из употребления.

Таблица 1. Сравнение различных типов аккумуляторов

Тип аккумулятора Свинцово-кислотные Литий-ионные
Кобальтат лития Литий-марганцевая шпинель Литий-феррофосфат
Удельная плотность, Вт∙ч/кг 30…50 150…190 100…135 90…120
Количество циклов «заряд/разряд» 200…300 500…1000 500…1000 1000…7000
Время быстрой зарядки, ч 8…10 2…4 ≤ 1 ≤ 1
Напряжение на элементе, В 2 3,6 3,8 3,2
Максимальный пиковый ток (С – емкость аккумулятора) 30С 30С
Температура, при которой возможен заряд, °С -20…50 0…45 0…45 0…45
Температура, при которой возможен разряд, °С -20…50 -20…60 -20…60 -20…60
Требования к безопасности Стабильны во всем диапазоне температур Необходимы узлы защиты от перегрева Необходимы узлы защиты от перегрева

Самыми бюджетными являются свинцово-кислотные аккумуляторы, однако они же имеют и наименьшую удельную емкость. Если самокат предназначен для дальних поездок, должен развивать высокую скорость, и вообще по своему назначению больше приближается к велосипедам и мопедам, то увеличение веса при одновременном снижении стоимости может быть допустимым. Отличительной особенностью свинцово-кислотных аккумуляторов является возможность работы при отрицательных температурах, однако большая длительность зарядки и малый срок службы могут свести на нет всю экономию.

Более высокие характеристики имеют литий-ионные аккумуляторы, из которых самыми легкими, но одновременно самыми дорогими, являются ячейки с катодом, изготовленным из кобальтата лития (LiCoO 2), а самыми мощными – с катодом из марганцевой шпинели (LiMn 2 O 4). Основными недостатками литиевых аккумуляторов является высокая цена, использование токсичных материалов и пожароопасность, приводящая к необходимости использования дополнительных контроллеров.

Среди производителей литиевых аккумуляторных ячеек можно выделить компании EEMB и Better Power (BPI).

Аккумуляторы обоих производителей имеют огромное количество возможных типоразмеров и являются безопасными – не взрываются и не горят даже при коротком замыкании и механическом повреждении. А наличие низкотемпературных серий позволяет получать энергию при морозах до -40°С. Доступны ячейки с различной емкостью, что позволяет создавать сборки различного напряжения (при последовательном соединении ячеек) и емкости (при параллельном соединении ячеек).

Важно понимать, какой ток будет потреблять двигатель вашего электросамоката. Обычные литий-полимерные аккумуляторы могут разряжаться током величины, не превышающей две емкости (2С), а заряжаться – током величины не более одной емкости (1С). Существуют и высокотоковые серии, они обычно дороже, например, BPI выпускает стандартную ячейку PL7261110-7000 емкостью 7000 мА.

Ячейка имеет напряжение 3,6 В, то есть сборка из 18 ячеек (три соединенных параллельно группы по 6 ячеек, соединенных последовательно) будет иметь напряжение 21,6 В и емкость 21 А, что вполне достаточно, чтобы обеспечить двигатель 300 Вт энергией в течение около 3 часов. Количество циклов заряда/разряда такой сборки может достигать 800. Причем ее размер совсем небольшой – 13х7х11 см.

В последнее время все большую популярность набирают аккумуляторы с литий-феррофосфатным катодом (LiFePO 4). Обладающие удельной плотностью на 14% меньше, чем у других типов литиевых аккумуляторов, они имеют как минимум в два раза больший срок службы, экологически чище и дешевле других видов ячеек. Особенностью литий-феррофосфатных аккумуляторов является стабильное напряжение, равное 3,2 В, что дает возможность использовать четыре последовательно соединенных элемента с общим напряжением 12,8 В вместо шести свинцово-кислотных ячеек. Все это позволяет позиционировать их в качестве основного вида аккумуляторов, который в будущем будет использоваться в электротранспорте.

Заключение

Большинство узлов электросамоката не является новыми или уникальными для транспортных средств. Богатый опыт, накопленный при производстве автомобилей, мотоциклов, мопедов и, наконец, велосипедов позволяет создавать раму, фары, колеса, сидения и другие элементы практически любых размеров, форм и цветов. Сегодня при проектировании конструктивных элементов самоката больше нужен дизайнер, чем инженер, скромно переводящий дизайнерские идеи на язык, понятный роботам производственной линии.

Однако электромеханическая часть самоката все еще оказывается сложной и требует творческого подхода. Тем не менее, уже сегодня поставщики электронных компонентов предоставляют богатый выбор готовых решений, позволяющих значительно сократить время на разработку как электросамокатов, так и других видов электрического транспорта.

Принято считать, что управлением скутером – прерогатива исключительно юных мотолюбителей и пожилых людей. Подобное мнение сложилось ввиду относительной простоты устройства и, как следствие, управления данного двухколесного транспорта. Насколько подобное утверждение соответствует истине, спорить сложно, но, как советуют квалифицированные специалисты, ни в коем случае нельзя относиться к езде на скутере легкомысленно. Последним чаще всего грешат те, кто садится за руль скутера после длительной эксплуатации двухколесных агрегатов с большим количеством кубиков.

Какие последствия такого несерьезного отношения – догадаться не сложно. Это повышенная опасность на дороге, причем не только для самого нерадивого водителя, но и для окружающих. Что характерно, такой байкер способен принести не меньше вреда, чем юный новичок. В любом случае, не зависимо от стажа и количества лет в седле другой двухколесной техники, начинающий водитель скутера должен соблюдать ряд элементарных рекомендаций.

Вождение скутера: начало

Для начала эксплуатации скутера необходимо его, конечно же, завести. Чаще всего, это осуществляется разблокировкой с помощью ключа и нажатием кнопки «запуск». После, нужно снять скутер с подставки. Далее следует разместиться на седле, для удобства удерживая руль. При этом левая нога водителя должна находиться на дорожной поверхности. Не стоит забывать, что рычаг заднего тормоза должен удерживаться до момента полной готовности к движению .

Когда водитель полноценно занял место управления, следует удостовериться в отсутствии помех, и в том, что скутерист сам не станет потенциальной угрозой активным участникам дорожного движения. Если ситуация безопасна, следует включить поворотную лампу и начинать движение. Для этого необходимо отпустить тормозной рычаг и плавно повернуть дроссельную рукоятку ровно настолько, чтобы было достаточно тронуться с места.

Очень важный нюанс: регулятор скорости ни в коем случае нельзя дергать . Это чревато не только пробуксовкой, но и переворотом скутера, что может привести к плачевным последствиям, как для техники, так и для водителя. Отдельно стоит оценивать состояние дорожного покрытия. Мокрый асфальт, щебень или гравий под колесами требуют особой осторожности при старте.

Правильное торможение – залог здоровья

Правильно прекратить движение кажется пустяковым делом, однако малейшая ошибка может привести к травмам и опасностям для окружающих. Для того чтобы избежать подобных случаев, следует просто заучить следующие пункты:


  1. наклон тела в унисон с наклоном скутера;
  2. наклон только транспортного средства (применим на низких скоростях).

Первый способ наиболее распространен и универсален. Опытные водители как небольших, так и крупных мотоциклов отзываются о нем, как о безопасном и удобном. Второй же требует большей сноровки и применяется для вхождения в поворот с уменьшенным радиусом.

Его применять новичкам в первое время не рекомендуется. Отдельно стоит запомнить, что перед началом данного маневра в обязательном порядке стоит закончить торможение.

Соблюдение этих несложных, но важных правил не только упростит и обезопасит вождение скутера, но и сделает любую поездку приятной и комфортной.

Самокаты с управлением наклоном считаются лучшими моделями для обучения детей 1,5-2 лет. Почему? Все просто. Когда дети начинают ходить, они учатся управлять своим телом именно таким образом, и быстро усваивают: куда наклонился, туда и упал.

Для самых маленьких отталкиваться, стоя на платформе, может быть трудновато. Далеко не у всех деток к 1,5-2 годам вестибулярный аппарат полностью сформирован и готов координировать движения ног и положение туловища. Кажется, что это патовая ситуация: координация развита плохо, а тренировать ее на самокате пока не получается. В этом случае хорошей альтернативой станет самокат-беговел 2 в 1. Такие модели выпускает компания Moby Kids.

Самокаты Moby Kids с управлением наклоном

У самоката 2 в 1 Moby Kids с управлением наклоном съемное сиденье и маленький руль. Принцип управления тот же, а вот удерживать равновесие, сидя, и отталкиваясь ногами от земли, гораздо проще. Когда ребенок освоит этот тип балансировки, он с легкостью научится кататься стоя.

Для детей старшего дошкольного и школьного возраста есть складные самокаты Moby Kids с управлением наклоном. Это оптимальный вариант для поездок в детский сад, школу или развивающие студии: в транспорте никому не мешает, дома и в багажнике автомобиля занимает мало места.

Обратите внимание, что складные самокаты — это городские модели, не предназначенные для трюков и гонок. При съезде с бордюра или лестницы научите ребенка придерживать раму ногой, так как самая уязвимая часть конструкции — это система складывания.

Любым транспортом нужно уметь управлять. Но помимо непосредственно управления, существует масса мелочей, которые могут оказаться для новичка неожиданными, а то и вовсе поставить в тупик. Если у вас нет опыта общения со скутером, эта статья поможет получить знания, необходимые для первого знакомства с ним.

Велосипед — всё тот же принцип

Если вы умеете ездить на велосипеде, то и езда на скутере не доставит никаких хлопот. Те же два колеса, руль, но колеса меньше, центр тяжести ниже, нет педалей, зато есть поворотники, ручка газа и спидометр. Обилие органов управления поначалу может смутить, но после пары десятков пройденных километров они будут восприниматься на уровне рефлексов.

Органы управления скутером

На следующей схеме отмечены основные органы управления скутера Keeway Country.

  1. Ближний/дальний свет.
  2. Свет выкл./габариты/полный.
  3. Указатель поворота.
  4. Звуковой сигнал.
  5. Электростартер.
  6. Акселератор (ручка газа).

Помимо этих органов управления, непосредственно в правой и левой части руля впереди по ходу движения располагаются рукоятки переднего и заднего тормоза. Это основной набор, положенный всем современным скутерам.

Уровень бензина в баке

Если поблизости от места покупки располагается заправочная станция, можно попробовать заправиться на ней. В противном случае необходимо заранее запастись канистрой с бензином, а также воронкой, чтобы не промахнуться мимо заливного отверстия.

Как не перелить топливо

У некоторых начинающих мотолюбителей существует боязнь перелить топливо. Этого точно не произойдет при заправке на АЗС, так как заправочные пистолеты автоматически прекращают подачу бензина, когда тот подбирается к краю.

Избежать перелива, заправляя скутер из канистры тоже легко, так как емкость для топлива всегда имеет предельный объем. Можно выбрать канистру, не превышающую объем бака, или залить в бак только часть топлива из канистры, если канистра слишком большая. Самый верный способ - это периодически контролировать уровень залитого топлива визуально, вынимая воронку из горловины бака. Впрочем, никто не запрещает использовать для этого встроенные возможности скутера, а именно - индикатор уровня топлива. Чтобы активировать его, достаточно перевести ключ в замке зажигание на одно деление, чтобы подать энергию на приборы.

Техника безопасности при заправке

Помните о технике безопасности при заправке - никакого открытого огня рядом с открытым бензобаком быть не должно. Также нужно помнить о необходимости закрыть заливное отверстие по окончании процедуры, чтобы как минимум не пропахнуть бензином насквозь во время поездки.

Как заводить скутер

Несмотря на то, что все современные скутеры оснащаются электростартером, использование его механического собрата — кикстартера — может быть оправдано, если есть сомнения в установленном аккумуляторе.

Завести двигатель с первого раза может не получиться, если в процессе хранения или транспортировки на боку все топливо вытекло из топливопровода в бак, образовав воздушную пробку. Решить эту проблему не поможет даже полная заправка, только многократные попытки завестись.

Перед тем как начать заводить скутер, следует установить его на подножку. После этого необходимо включить зажигание и, если аккумулятор хорошо заряжен, пытаться завести двигатель, удерживая рукоятку тормоза и кнопку электростартера несколько секунд.

Если сел аккумулятор

Если аккумулятор выдохся, спасет кикстартер. Этот способ требует некоторых физических усилий, но он всегда помогает, если, конечно, скутер заправлен и двигатель исправен. В некоторых особо запущенных случаях может потребоваться до нескольких десятков прыжков на кикстартере, так что не нужно сдаваться после пары неудачных попыток.

Как тронуться с места

Заведя двигатель, дайте ему покрутиться на холостых оборотах минуту или две. Затем снимите скутер с подножки, удерживая двумя руками в равновесии и толкая вперед.

Чтобы начать движение, нужно сесть на скутер и плавно повернуть рукоять акселератора против часовой стрелки (на себя, разгибая запястье), поднимая ноги с земли с набором скорости.

Как тормозить

Здесь также пригодится велосипедный опыт при наличии такового. Если же его не имеется, то следует просто запомнить основные постулаты:

  • Передний тормоз эффективнее, но слишком резкое торможение им чревато кувырком через руль.
  • Задний тормоз безопаснее всего, но в экстремальной ситуации его одного может не хватить. Кроме того, торможение одним задним тормозом может вызвать занос и потерю управления.

Пробные поездки

Как было уже замечено выше, чтобы освоиться со скутером требуется совсем немного времени. Основные моменты, которые следует учитывать в первых поездках:

  • контроль ускорения,
  • правильное торможение
  • и выбор скорости в повороте.

Простые правила для начинающего

  • Не стоит сразу выезжать на дороги общего пользования и пытаться двигаться со скоростью потока.
  • Первый десяток километров на одометре лучше разменять в условиях безопасных безлюдных дорог или специальных площадок.
  • Скорость на первое время следует ограничивать двадцатью километрами в час.

Надеемся, что эти советы помогут вам в освоении скутера. Желаем удачи и ровных дорог!

Инструкция

Не отказывайтесь от защитного снаряжения. Для снижения вероятности получения травм при случайных падениях надевайте каждый раз, когда садитесь за руль а, плотную куртку и шлем.

Когда возникает желание ускориться, не крутите рукоятку газа резко до упора, пока транспортное средство не набрало скорость. Особенно опасно так действовать, если нагружен багажник или вы поднимаетесь в гору. В данном случае мопед может стать неуправляемым и сбросить с себя седока.

Всегда следите за показаниями спидометра, вместо того, чтобы полагаться на свои ощущения. Дело в том, что клиноременный вариатор способен обеспечивать разгон только при постоянных оборотах мотора, и, что называется, «на слух» момент набора необходимой скорости определить крайне трудно. Полагаясь лишь на собственные чувства, вы рискуете пересечь безопасный предел.

Не используйте только задний или только тормоз. Тормозите сразу двумя, выполняя небольшую задержку перед включением заднего. При использовании исключительно заднего тормоза, мопед будет завален на бок, а одного переднего – перевернется через руль.

Тщательно следите за протектором шин, который изношенном состоянии способствует ухудшению с дорогой, увеличивает тормозной путь и вызывает риск заноса. Никогда не ездите на «лысой» резине.

При езде по песку, мокрому асфальту или гальке, даже при скорости движения 20 км/ч, тормозите предельно осторожно. Во время дождя избегайте пересечения на мопеде больших луж, не съезжайте с крутых спусков и не заезжайте на подъемы. При вождении мопеда не курите и не разговаривайте по телефону.

Мотоциклы, скутеры и мопеды приобретают все большую популярность на территории России. Прежде всего, двухколесный друг дает ощущение полета и отрыва от земли. Между тем это один из самых опасных видов транспорта. Очень часто водители мотоциклов попадают в слепую зону автолюбителей, или вовсе превышают все допустимые скоростные ограничения, не успевают проанализировать и просчитать ситуацию на дороге. К мотоциклу нужно относиться с большой ответственностью, и начинающему водителю байка никуда спешить не следует.

Инструкция

Первый и самый главный шаг – это конечно обладание заветным металлическим шедевром. Новичку при покупке байка следует знать, что его первый друг не должен быть рекордсменом по количеству "лошадок". Слишком резвый байк – все равно, что дикий жеребец – скинет с себя неопытного седока, оставив ему немалое количество травм.

Далее тщательное обучение в автошколе на A. Экономить на занятиях нельзя, потому как городские дороги и трассы несут в себе массу нюансов. Особое внимание при обучении следует уделить тормозам. Правильное торможение – залог безопасности. При каждом удобном случае учитесь входить в повороты.

Что касается механизмов начального вождения, важно чтобы у нового были в порядке все регулировки - посмотреть норму можно в заводской инструкции. Запуск холодного двигателя нужно производить в следующем порядке: топливный кран, включить обогатитель, установить нейтралку и после этого включить зажигание. Для прогретого двигателя достаточно открыть топливный кран, включить зажигание и резко нажать кик-стартер. Техника трогания с места также имеет определенную последовательность: займите правильную посадку, выжмите сцепление, включите первую передачу, немного прибавляйте "газ", выжимайте сцепление и регулируйте скорость только ручкой "газа". Важно соблюдать правильную последовательность, иначе мотоцикл поведет себя некорректно.

На курсы вождения вас не пустят без специальных атрибутов безопасности, которые должны быть у вас с первых дней занятий. Опытные мотолюбители говорят о том, что падают абсолютно все и со всех типов мотоциклов. У вас обязательно должны быть шлем, перчатки, наколенники, налокотники и защита спины. Любое падение очень болезненное, и удовольствие от вождения транспорта не должно подрывать ваше здоровье. Помните об этом.

Хорошей мотошколы поблизости может не быть, в этом случае тренироваться в вождении следует в тихом месте с прямой асфальтированной дорогой. Очень важно, чтобы с вами был опытный в мотоделе человек, который проконтролирует процесс обучения, и не даст вам лихачить.

Сейчас изобрели достаточное количество компьютерных имитаторов вождения, при этом достаточно реалистичных. Для своей безопасности и дальнейшего успешного обучения можно месяца два потренироваться на нем, естественно с соответствующим гаджетом имитирующим руль мотоцикла.

Помните самое главное, что до тех пор, пока вы не будете уверенны в себе на 120% выезжать на дорогу или трассу не следует ни в коем случае. Не стесняйтесь учиться новому, удачи на дорогах.

Скутер является очень популярным средством передвижения, особенно в летний период. Это обусловлено тем, что совсем недавно для вождения данного транспорта не было необходимости получения водительских прав. Сейчас же ситуация меняется, и для вождения скутера в скором времени могут потребоваться права.

Буква закона

С 5 ноября 2013 года были внесены изменения в Федеральный Закон «О безопасности дорожного движения», согласно которым для вождения скутеров, и легких квадрациклов необходимо обладание специальными категории «М». Согласно логике обывателя, данный закон обязывает обзавестись новыми правами. Однако процедура получения данной категории прав до сих пор находится в стадии разработки. Стоит отметить, что и в правилах дорожного движения тоже не было каких-то изменений, связанных с вождением скутеров. Поэтому, согласно 1.2 данных правил, не является механическим транспортным средством. Следственно, можно безбоязненно водить скутер без воительских прав. Ситуация поменяется лишь тогда, когда будут заявлены новые ПДД, согласно которым водителей скутеров обяжут иметь при себе права категории «М».
Хотя вокруг прав категории «М» сложилась неоднозначная ситуация, уже утверждена сумма штрафа за вождение скутера без прав - 800 рублей.

Существующие нюансы

На данный момент, чтобы водитель скутера был уверен в том, что ему не требуются водительские права, он должен удостовериться, что его двигатель не превышает объема в 50 см³, и его максимальная скорость не превышает 50 км/ч. В противном случае скутер может быть приравнен к мотоциклу, для вождения которого все-таки нужны права. Если же все в порядке, для комфортного и безбоязненного вождения скутера водителю достаточно иметь с собой паспорт данного транспортного средства. Это будет полезно в том случае, если его остановит инспектор ГИБДД и попросит предъявить права.
Среди водителей много умельцев, которые переделывают двигатели скутеров в сторону увеличения объема. Эти переделки крайне негативно сказываются как на ресурсе самого двигателя, так и на износ коробки передач.

Причины ввода новой категории прав

Главной причиной таких действий властей - полное отсутствие знаний ПДД у большинства водителей скутеров, из-за чего количество смертельных ДТП с участием данного вида транспортных средств неуклонно растет. Во-вторых, на водителей данных транспортных средств не распространяется большинство пунктов правил дорожного движения, из-за чего возникновение опасных ситуаций по вине водителей скутеров становится обычным делом. В-третьих, страховые компании отказываются страховать эти транспортные средства, поэтому, если водитель скутера задел автомобиль, то ремонт будет произведен за счет личных средств, в то время как водитель скутера имеет законное право уехать на все четыре стороны.

Санкции против водителей скутеров

Депутатами Государственной Думы не раз ставился на обсуждение вопрос ввода моратория на вождение скутеров в Российской Федерации до законодательного утверждения процедуры получения водительских прав категории «М», однако данный вопрос висит в воздухе с начала 2013 года. Как будет обстоять ситуация с правами на вождение скутера в 2014 году, пока не ясно.

Чтобы научиться вождению мотоциклом и иметь возможность легально ездить на нем по дорогам общего пользования, необходимо выучиться на права категории А. В крупных городах проблем с мотошколами нет, а в мелких они отсутствуют, так как не пользуются спросом. Выходят из положения с помощью самостоятельного обучения либо договариваясь о частных уроках.

© 2024 bugulma-lada.ru -- Портал для владельцев автомобилей